Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи возрождения




Различают Итальянское возрождение (Ренессанс) и Северное возрождение (эпоха реформации).

Характерной чертой эпохи возрождения является появление нового течения в христианстве – Протестантизм. В Германии –Лютеране (Мартин Лютер). Франция- Кальвинизм (Жак Кальвин).

Другой особенностью было появление специфического мировоззрения эпохи возрождения – гуманизм.

Изучение древнегреческого языка привело философов и ученых к знакомству с подлинниками греческих философов, что привело их к новому переводу и переосмыслению работ Платона и Аристотеля. И, поскольку в период схоластики ведущими течениями был перипатетизм, то новым течением стал платонизм.

Эпоха возрождения характеризуется бурным развитием науки и ростом его авторитета. Великие географические открытия изменили представление Европейцев о Земле.

Географические открытия:

Также произошла революция в астрономии. На смену геоцентризму (земля в центре) пришел гелиоцентризм (солнце в центре) и ацентризм (нет ничего в центре).

Гуманизм

Это особое явление духовной жизни эпохи возрождения. Существовало представление о 2 типах наук: Божественные науки (девина) и человеческие науки (хумана). Люди, которые занимались человеческими науками назывались гуманитариями. Со второй половины XIV века особое внимание уделялось классической литературе (древнегреческой и древнеримской литературе).

Первым гуманистом считается Франческо Петрарка.

Анализируя испорченность и безбожие своего времени, он указывал на их основные причины и способы борьбы с ними:

Причины:

1) Увлечение изучением природы, заимствованное у арабов, и в первую очередь у Аверроиса. Для борьбы с этим необходимо опять обратиться к человеку «человеческой душе»

2) Увлечение рационалистическими методами, мышление, те диалектикой и логикой.

Для борьбы с этим необходимо вернуться к изучению гуманитарных науки и их методам. В центре внимания гуманистов находился человек, но не как сосуд греха, а как самое совершенное творение Бога.
Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение. Одной из важнейших идей гуманистов была оценка человека не по его знатности или богатству и не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам.

На смену средневековой традиции анонимности автора пришла традиция авторской подписи.

К крупнейшим итальянским гуманистам можно отнести Лоренцо Валло (1407-1457). Он известен тем, что сумел доказать подложность (фальшивость). «Константинова дара» - это якобы завещание императора Константина (III век нашей эры), по которому вся власть в Римской Империи передавалась папам.

Этот документ был основой папских шансов на власть в западной Европе. Он сумел доказать, что это фальшивка VIII века.

Крупнейшим представителем гуманизма Северного возрождения был Эразм Роттердамский. Особую известность получила его работа «Похвала глупости», где высмеивались различные пороки людей, в том числе и духовенство, и прежде всего, невежество.

Натурфилософия (философия природы)

Появилась в XV-XVI веках, на волне увеличения интереса к изучению природы. На натурфилософию, особенно раннюю, большое влияние оказали Герментизм, Каббала и мистика чисел.
В эпоху средних веков и возрождения особо важную роль играла Симпатическая магия (магия подобия), основанная на идее единой природы и внутренней связи сходных объектов.

В эпоху возрождения произошли принципиальные изменения в области социально-политических воззрений, в особенности, насущность государства и государственной власти. На смену средневековых теократическим моделям пришло представление об идеальном светском государстве. Самым известным представителем этого направления является Никколо Макиавелли(1469-1527)

Родился и большую часть жизни провел во Флоренции (Италия). Он был государственным деятелем, историком, поэтом и писателем. Самый известный его труд «Государь». Одной из важнейших идей Макиавелли было рассмотрение политики, как совершенно самостоятельной сферы исследования.

Вопросы управления он рассматривал независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений.
У Макиавелли практически нет ссылок на «Волю Божью», а говоря о судьбе, он делает акцент на способах борьбы с ней. Он ничего не говорит о «должном» поведении, опирающемся на христианские моральные ценности или добродетели. Поведение правителя и подданных связывается Макиавелли не со сложением души, а исключительно с земными интересами.

Образцом правильного поведения правителя Макиавелли считал древних римлян, преимущественно республиканского периода. Макиавелли считал, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы, а человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим, но плохого в нем больше.

Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные качества. Говоря о природе человека. Макиавелли неоднократно подчеркивал, что люди скорее забудут смерть отца, нежели потерю имущества. Макиавелли осуждал христианство за то, что оно учит смирению, и концентрируя интересы человека на небе, мешает и отвлекает от земных дел.

Как и все гуманисты, он оценивал человека только по его личным качествам и поэтому резко критиковал дворянство, живущее чужим трудом и потому бесполезное.

Политическим идеалом для Макиавелли была Римская республика, однако в современных ему условиях, лучшей формой правления он считал наследственную абсолютную монархию.
В основе государства лежит сила, не связанная ни с каким моральными нормами, поэтому государство нуждается в аппарате принуждения, то есть в армии.
Идеальный государь должен быть подобен лисице и льву. Он является и обожаемым народом, и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то лучше, чтобы тебя боялись, чем любили.

В случае необходимости монарх может и должен, особенно, только придя к власти, применять крайне жестокие меры, например, переселять целые народы, разрушать старые города, создавать новые, делать богатых бедными, а бедных богатыми.

Все меры оправданы, когда речь идет о сохранении стабильности и порядка в государстве. Если есть хотя бы возможность бунта, то лучше заранее казнить несколько десятков ни в чем неповинных людей, которые могли бы его возглавить, чем допустить сам бунт, в котором могут погибнуть тысячи.

Утопизм

Это направление в соц. Философии представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального гос-ва. Термин происходит от названия книги Томаса Мора «Утопия» что в переводе с греч. Означает место которого нет. Первой философской утопией можно считать модель идеального гос-ва Платона. В средние века появляются свои варианты идеального гос-ва связанные с установлением царства божьего на земле. Для средних веков характерно объяснение всех социальных бед. В первую очередь греховностью людей и отступничества от истинной веры. В эпоху возрождения появляются модели земного идеального гос-ва, где социальный гнет нищета и человеческие пороки устраняются за счет разумного гос-го устройства и правильного воспитания граждан.

Философия нового времени

Френсис Бэкон

Английский философ и гос. Деятель был главным прокурором королевского двора, лордом-канцлером, лордом-хранителем печати. Был обвинен в коррупции и взяточничестве. По решению суда ему было запрещено занимать любую должность. Основные труды- «новая атлантида», «о мудрости древних» «нравственные и политические очерки». Он считал, что ни одна империя, ни одна секта и ни одна религия не произвела на человечество большего влияния чем наука и ее достижения. Однако, роль науки на протяжении всей человеческой истории в повседневной жизни ничтожна. Он считал, что это необходимо изменить. Наука и полученные знания должны приносить плоды на практике служить для развития промышленности и техники и облегчать человеческую жизнь. Развитию науки по мнению Бэкона мешают заблуждения человеческого ума, т.е искаженные образы действительности, которые Бэкон называл «призраками» или «идолами». Он выделял 4 идола.
1) Идолы рода. Они коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств (попытка мерять все по себе)
2) Идолы пещеры. Они возникают индивидуально у каждого человека, благодаря специфическим условиям воспитания и образования т.к каждый человек смотрит на мир из своей пещеры.
3) Идолы рынка. Они порождаются формами общения м/у людьми и прежде всего неточностью языка и неправильным словоупотреблением.
4) Идолы театра. Порождаются слепой верой в авторитет и в частности в традиционных философских учений, которые своей искусственностью напоминают театральные представления.

Только освободившись от этих идолов можно продвигаться вперед по пути развития науки, наука должна основываться на опыте и на эксперименте, все опыты Бэкон делил на светоносные- это те, которые дают чистые знания. И плодоносные- приносящие, непосредственно, пользу. Он сформулировал и развил индуктивный метод познания, по которому общие законы науки должны выводиться из результатов конкретных экспериментов, т.е. от частного к общему. Он утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену дедуктивного метода познания. Бэкон был сторонником абсолютной монархии и жесткого централизованного гос-ва. Он критиковал дворянство за его бесполезность, но простой народ он тоже считал источником смуты. Причина смуты в великом голоде и великом недовольстве, а также в разорении, нужде и больших налогах. Излечить все это можно путем развития промышленности, торговли, облегчения пошлин и налогов и обуздания роскоши.

Томас Гоббс

Он считал, что задача науки в увеличении власти человека над природой, но в отличии от Бэкона главную задачу ученого он видел не в изучении природы. Главная задача ученого в познании не природы, а человеческого общества с целью предотвращения гражданских воин. Гоббс считал, что существует единое и универсальное природа человека. Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека заложено стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствием. Поэтому благом для человека является желание и влечение. Злом- предмет отвращения и ненависти. Добродетели и пороки — это то что при разумном понимании может быть оценено как способствующее или мешающее достижение блага.
Поскольку гражданский мир является величайшим благом то гражданские добродетели, способствующие ему соответствуют естественным законам нравственности. Таким образом социальные законы коренятся в самой природе человека, а поскольку природа человека есть часть природы в целом, то основа социальных законов находится в законах естественных. Великие географические открытия позволили европейцам обнаружить что большая часть населения земли живет вне государственного строя. Этот факт поставил перед учеными вопрос о происхождении гос-ва. А революция нового времени и прежде всего первая английская революция подорвали веру в божественное происхождение королевской власти. Гоббс определял гос-во не как божественное установление, а как искусственное тело, созданное людьми.
Он выделял 2 периода человеческого общ-ва:
1) до государственный (естественное состояние)
2) государственный
В естественном состоянии люди живут разобщенно и находятся в состоянии войны каждого против всех. Рассматривая вопрос о происхождение гос-ва Гоббс заложил основы теории общественного договора. Государство возникло в результате добровольного договора м/у людьми в целях всеобщего мира и безопасности при этом граждане сами ограничивали свою свободу и отдали часть своих прав государю и государственным органам. На него возлагается обязанность охраны мира и всеобщего благоденствия. Благо народа это высшая цель государства. Для этого гос-во должно быть централизованным и единым лучшая форма правления- монархия.

 

Рене Декарт

Французский естествоиспытатель. Совершил ряд крупных открытий в математике, естествознании, особенно оптике (преломление света) и механике (закон действия- противодействия)

Основные труды: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начало философии»

Декарт ни в одной своей работе не касается вопросов теологии, однако путь на небеса, по его мнению, одинаково открыт и невеждам, и образованным людям, следовательно, знание теологии необязательно для обретения вечного блаженства.

Обосновывая отсутствие, интереса к теологии Декарт утверждал, что религиозные истины выше нашего понимания и, поэтому, в низ нужно только верить.

В основе бытия у Декарта 2 различные субстанции: человеческое сознание и материя. Однако, обе эти субстанции сотворены Богом.

Субстанцией Декарт называет то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом. Поэтому, в строгом смысле единственная субстанция – это Бог. Тем не менее, поскольку и материя, и человеческое сознание для своего существования нуждается только в обычном содействии Бога, то по Декарту и они могут считаться субстанциями.

Материя заполняет все пространство, то есть пустоты не существует, Движение всегда относительно. Это всегда движения одного тела или частицы, то есть абсолютного покоя не существует. Свет, теплота и другие чувственно воспринимается качества (вещи) являются не свойствами материальных тел, а особенностями нашего восприятия этих тел.

Природа изначально находилась в состоянии хаоса, однако Бог придал частицам вихревое центробежное ускорение, и именно оно и привело к возникновению мира, организованно и упорядоченного.

Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механики, вложенным в природу Богом, однако в сам процесс становления мира Бог не вмешивался. Внутри мира он выводился за пределы мира. Поэтому на вопрос, где находится Бог, Декарт был вынужден отвечать «нигде».

Подобным же механистическим образом Декарт объясняет и живую природу. Организм животного – это автомат, в котором мышцы связки и суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т.д и т.п. От мозга по всему организму, как нити, тянутся нервы, через которые осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них же передаются команды мозга мышцам.

Декарт не смог объяснить с помощью механики деятельность человеческого сознания, что стало одной из причин того, что человеческое сознание он считал особой субстанцией.

Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов. Что позволяет перейти от случайного нахождения отдельных истин к их целенаправленному и систематическому производству. Он считал, что сомнения полезно, и оно является обязательным этапом на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого необходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышляет. Отсюда Декарт выводил свой тезис: «Мыслю, следовательно, существую». Абсолютная очевидность этого тезиса для нашего ума делает его (тезис) образцом тех истин, которые только и могут считаться настолько ясными и очевидными, что не вызывают никаких суждений.

Очевидность идей для ума является высшим критерием истины.

В уме человека Декарт выделяет 3 вида идей:

1) Идеи врожденные. Она обнаруживается в сознании человека как изначально содержащиеся там.

2) Идеи приобретенные. Приходят извне и относятся к вещам, которые находятся вне мыслящего субъекта.

3) Идеи сотворенные. Это идеи, сконструированные самим человеком.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...