Иоганн Готлиб Фихте
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 - немецкий общественный деятель. В его творчестве выделяют 2 периода до 1800 года и после 1800года. Основные труды: «Опыт критики всяческого откровения», «основы общего наукоучения», «речи» к немецкой нации. Поэтому главный трактат Фихте «Основа общего наукоучения» посвящена науке и ее проблемам. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична. В ней одни идеи выводятся из других и любой новый тезис должен подтверждаться с помощью других. Ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно положение. Фихте считал, что этим положением является сознание человека, или его «я». Существование и деятельность нашего сознания для нас несомненна. И даже делая свое «я» объектом размышления мы все равно остаемся в пределах этого «я». Фихте различал несколько видов «Я»: 1) Личное и индивидуальное «Я» 2) «Я» других людей. При этом существует и некое абсолютное «я» - абсолютное сознание, которое лежит в основе всех человеческих сознаний. Фихте считал его божественным сознанием. Все философские учения он делил на 2 группы: 1) Критицизм 2) Догматизм Учения, которые начинались с исследования сознания, Фихте, вслед за Кантом называл критическими, а те, которые начинались с исследования природы – догматическими. К критицизму он относил учения Канта и свое учение. Все остальные - к догматизму. Активный и деятельный характер сознания проявляется в том, что сознание не дано, а задано. Это означает что сознание не может рассматриваться как готовое или завершенное. Своей деятельности сознание порождает, сознает себя, проходя при этом ряд стадий развития.
На первой стадии «Я» как действующий активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою само тождественность, то есть «Я=Я». На второй стадии развития «Я» своей деятельности раздваивается на две противоположности, «Я» порождает свое отрицание «Не-Я». Содержание «не я» в значительной степени бессознательно и не достигает «Я», однако «Я» испытывает определенный толчок со стороны «Не Я». Природу этого толчка невозможно понять при помощи понятий, которыми оперирует сознание, как и то каким образом оно действует на «Я». Однако «Я» ощущает это действие. Направленность «Я» на «Не Я» означает, что «Я» выступает в роли субъекта, то есть познающего сознания, а «Не Я» в роли объекта, то есть сознания являющего предметом познания. При этом субъект противопоставляет себя объекту и именно объект выступает в роли «не я» по отношению к «я» субъекту. На третей стадии происходит синтез первой и второй стадии, состоящий во взаимоотношении и соответственно определение «я» и «не я». «Я» при этом осознает себя как то, что не является «не я» и противоположно «не я» в рамках единого абсолютного «я». На третей стадии появляется человеческое эмпирическое «я» как нечто отличное от него (то есть от «я»). Нашему сознанию представляется, что все эти объекты существуют сами по себе вне и независимо от нас, тогда как на самом деле они все есть порождение чистого самознания, то есть «я». Понять это могут только отдельные люди – философы и они ставят перед собой задачу максимально расширить принципы «я». Однако к этому можно только постоянно приближаться, но невозможно достичь, поскольку достичь его означает упразднить, то есть покончить с сознанием. Центральное место в учении Фихте занимает понятие «свобода» и главная проблема этики - противоречие между свободой и необходимостью. Для человека быть свободным – это значит сделать себя свободным, то есть отодвинуть границы «не я» в своем сознании. И данная деятельность человека, есть необходимая составляющая деятельности бесконечного Абсолюта.
Для Фихте худшей формой человеческого поведения является бездеятельность, так как в этом случае человек остается на уровне вещи, то есть «не я» и отказывается от реализации своего высшего предназначения. Процесс развития человеческого общества состоит в увеличении свободы и разные исторические эпохи существуют разные свободы. Множественность людей неизбежно приводит к появлению права и государства. Каждый человек наделен свободой, но живя среди других людей он должен ее ограничить, признавая свободу других. Зигмунд Фрейд Австрийский психиатр и психолог. Занимался проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. Фрейд сформулировал собственную концепцию лечения народов «Психоанализ». Согласно этой концепции, причина неврозов не в психических травмах, возникших в период раннего детства и вытесненные в подсознание, а сильные влечения и, прежде всего, сексуальное влечение, то есть «либидо» Позднее к понятию «либидо» Фрейд добавил еще понятие агрессивного (деструктивного) влечения. Свои открытия и выводы, сделанные в психиатрии, Фрейд постепенно распространяет на общество, применяя метод психоанализа при исследовании или рассмотрении социальных проблем. Основные труды: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно» До Фрейда сфера психического отождествлялась только с сознательными. Поэтому одним из важнейших достижений Фрейда является введение бессознательного (оно) в сферу научного рассмотрения. Бессознательное по Фрейду стоит за множеством человеческих поступков. И, прежде всего, за такими как: фанатизм и сны, оговорки, мимика, то, что оказывается забыто человеком. Первым шагом к пониманию сознания стал анализ сновидений. Когда сознательное «я» наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется наиболее активно. В снах Фрейд разделял 2 основных слоя: 1) Явное, открытое содержание 2) Скрытый слой, представляющий подлинное содержание сна, правильное понимание которого требует специальных усилий и применения метода «психоанализа». Это связано с тем, что человеческое сознание, а точнее его наиболее сознательная часть («сверх я»), устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений.
Поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения приобретают символическую причудливую зашифрованную форму. Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхности в сознании остается далеко не все, большая часть вытесняется в область подсознательного, там находятся все желание и влечения, не прошедшие «цензуру» человеческого «я», то есть оказавшиеся «несовместимыми» с этическими требованиями, которые человек осваивает в жизнь общества и усвоение его норм и правил поведения. Наиболее активно социализация проходит в детстве и юности. Особое место среди вытесненных желаний занимает «либидо, которое общество оценивает, как постыдное и греховное. Другим шокирующим открытием Фрейда стало обнаружение детской сексуальности и эротизма. Фрейд считал, что уже в детстве у мальчиков происходит формирование Эдипового комплекса, а у девочек комплекс Электры. В структуре личности, по мнению Фрейда, выделяют 3 основных области: 1) «оно» - это сфера бессознательного наполненного различными вытесненными желаниями и впечатлениями. Главное место занимает сексуальное. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. 2) «сверх я» - это сфера моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом и усвоенных человеком По мнению Фрейда «сверх я» формируется к 5 годам, когда у ребенка появляется чувство стыди и вины. 3) «Я» - это сфера сознательного, которая постоянно находится под давлением «оно» и одной стороны и «сверх я», с другой стороны. Именно «я» направляет импульсы, идущие из «оно» в приемлемые для общества рамки и позволяет их реализовать цивилизованным путем. Если это не удается, то тогда возникают неврозы.
Фридрих Ницше 1844-1900 Немецкий филолог, писатель и философ.
Основные труды: «Несвоевременные размышления», «Утренняя заря», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин», «По ту сторону добра и зла».
Христианство принимало сторону слабого, низкого, уродливого, оно погубило разум даже самых сильных духом натур. Но в наше время, по мнению Ницше «Бог – умер» - это значит, что наступает новая эпоха с новой системой ценностей рождается новый человек «сверхчеловек» или «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный. Ницшеанский сверхчеловек стоит над добром и злом вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает – это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской» морали, построенной на послушании и восставшая против человеческих законов – это «аристократ» духа находящейся вне предела человеческого стада, но также сверхчеловек – это еще и «аристократ духа», т.е широко образованный человек, разбирающийся в искусстве и способный к его глубокому восприятию. Ницше предлагает оригинальное решение проблемы свободы воли, т.к все поступки обусловлены, то подлинной свободы воли не существует, а значит моральные оценки неприложимы ни к каким человеческим поступкам. Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти, которая проявляется у разных людей по-разному. У слабых людей – это воля к свободе, у сильных людей как воля к еще большей власти, а если ее не добиться, то как воля к справедливости. У самых сильных людей она проявляется как любовь к человечеству, что на самом деле прикрывает стремление к подавлению к чужой воле. Ницше выделял два начала в древнегреческой культуре: Именно второе начало воплотилось в философии, начиная с Сократа и Платона, и стало причиной и началом падения человечества. Современная культура по Ницше переживает эпоху упадка.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|