Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия.




Основателем немецкой философии является Эммануил Кант. (1724-1804)

Его философия делалась на критический и докритический. В докритический период Кант занимался вопросами естествознания. В критический философией.

Основные труды:
1) докритический- «О причинах землетрясений», «всеобщая естественная история и теория неба»
2) критический- «критика чистого разума», «критика практического разума», «критика способности суждения», «трактата о вечном мире».

В докритический период Кант сделал ряд серьезных открытий. Он разработал собственную теорию происхождения солнечной системы. Доказал, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение земли. Основные идеи своего учения Кант сформировал уже в «критике чистого разума». В центре внимания Канта находились проблемы Гносеологии и свое учение о познании или теоретическом разуме он назвал Трансцендентальной логикой.

Кант считал, что бог существует, однако проблема его существования — это вопрос практического разума. Находясь в рамках чистого разума можно быть уверенным в существовании только двух типов объектов. Внешнего мира и человеческого познания. При этом существование сознания для нас очевидно, а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств. Все что мы знаем об объектах внешнего мира-это их образы, отражения и явления в нашем сознании. Кант вводит два понятия «вещь- в-себе» - это объект внешнего мира или весь мир в целом, такой каким он существует на самом деле или сам по себе. «Вещь-для-нас» - это образ (явление) объекта внешнего мира или всего мира в целом существующий в нашем сознании.

«Вещь в себе» - есть трансцендентная сущность, то есть находится за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в теоретическом познании, осмысляющем опыт, человек имеет дело лишь с явлением, то есть с вещью для нас.
Отсюда следует, что, хотя внешний мир и объекты в нем есть источник чувственных данных они непознаваемые по Канту для рассудка.

Находясь за пределами чувственного опыта и рассудочного познания, такие вещи, как Бог, бессмертие и свобода являются по Канту умопостигаемыми сущностями и предметом разума, хотя и остаются непостигаемыми для человеческого ума в целом.

Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях, а все суждения Кант делил на аналитические и синтетические с одной стороны и на априорные и апостериорные с другой

Аналитические суждения – такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте уже заведомо содержится в понятии об этом объекте

Синтетические суждения – такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте не содержится в понятии об этом объекте.

Априорные суждения -до и внеопытные суждения, то есть предшествующие соответствующему опыту и не зависящем от него.

Апостериорные суждения – после опытного суждения, то есть высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опыте.

Не существует одновременно аналитических и апостериорных суждений.

Проблемы этики Канта:

Проблемы этики анализируются Кантом в «критике практического разума», одной из центральных проблем этики Канта является проблема свободы и необходимости.

Человек с одной стороны является всего лишь одним из явлений в мире природы, то есть вещью для нас и, как у любого явления, он подчинен необходимости господствующей в мире явлений.

Но с другой стороны, человек принадлежит к числу умопостигаемых вещей в себе и является субъектом нравственного сознания и поэтому свободен.

Следуя Руссо Кант утверждает, что каждый человек и каждая личность является самоцелью. Поэтому личность не может быть средством при решении любых задач, даже задач по достижению всеобщего блага. Отсюда следует Кантовский категорический императив, имеющий 2 формулировки.

1) Поступай только согласной такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (максима- принцип)

2) Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в мире всякого другого, также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Но, даже следуя категорическому императиву в своем поведении, человек может это делать по 2 причинам:

1) Как в силу элинирической склонности вести себя нравственно.

2) В силу осознания нравственного долга.

Поступки первого типа Кант квалифицирует всего лишь как легальные, а поступки второго типа – моральные.

Но, как показывает практика, между моральными и аморальным поведением и соответственно счастьем или несчастьем прямой связи нет.

Такая ситуация противоречит нашему нравственному сознанию, которое требует справедливого соответствия.

Но так как соответствия в нашем мире (мире явлений) нет, то остается допустить, что оно имеет место в мире умопостигаемом и гарантом справедливости может быть только Бог.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...