Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бенедикт (Барух) Спиноза




Основные труды: «Политический трактат», «Этика», «богословско-политический трактат»

Образцом строгости для Спинозы служит математика, и свои философские трактаты он строил по принципу геометрии Евклида, то есть задавая определения, выделяя аксиомы и на их базе доказывая теоремы. Центральное место в философии Спинозы занимает понятие субстанции. Под субстанцией Спиноза подразумевал то, сущность что заключает в себе существование, то есть то, чья природа может быть представляемый, не иначе как существующей, то есть причина самой себя.

2 определения субстанции: Под субстанцией подразумевается то, что существует само в себе и представляется само в себе и представляется само через себя, то есть то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно состоит. У Спинозы существует только 1 субстанция (первоначало бытия) – это и Бог, и природа одновременно.

Эта субстанция является (1) свободной, так как существует и действует исключительно в силу собственной природы. (2) вечной, так как ее существование заключено в ее сущности. (3) бесконечной. (4) незримой и не имеющей частей.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном количество модусов. Под атрибутом Спиноза подразумевал то, что ум представляет в субстанции как составляющая ее сущность. Различные атрибуты субстанции не тождественно друг к другу и не зависимы друг от друга.

Каждый из них выражает бесконечность субстанции. Из бесконечного числа атрибутов людям известны только 2: протяженность и мышление.

Модус- это состояние субстанции, то есть то, что существует в другом и представляют собой некую реализацию атрибутов и их конкретизацию.

Модусы бывают бесконечные и конечные. Бесконечные модусы занимают промежуточное положение между атрибутами и конечными модусами.

На базе бесконечных модусов каким-то образом возникают все конечные модусы, то есть различные телесные вещи, явления и мысли.

Человеческое сознание и конечные модусы есть результат проявления модуса бесконечного разума, а последний в свою очередь проявления атрибута божественного мышления. Сами по себе атрибуты не воздействуя друг на друга не связаны между собой => две области конечных модусов т.е мыслей и вещей или явлений полностью изолированы друг от друга.

Поскольку каждый атрибут в равной степени, а именно полностью выражает божественную субстанцию то => все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атрибута. Следовательно, наши человеческие мысли т.е. конечные модусы должны соответствовать другим конечным модусам т.е вещам и явлениям. Отсюда Спиноза делал вывод, что в принципе не существует ложных мыслей и идей, а существует только более или менее адекватные. У Спинозы было 4 стадии познания.
1) Мнение
2) Чувственное познание (воображение)
3) рациональное познание
4) интуитивное познание

Познание своей природы по Спинозе позволяет человеку подчинить свои страсти господству разума и тогда человек перестает быть их рабом и становится свободным т.е ни к чему не принуждаемым и может по своей воле поступать в соответствии с законами природы.

Джон Локк

Английский философ. 1632-1704. В центре внимания Локка проблемы гносеологии и социальной философии.
Основные труды: «опты о человеческом разуме», «два трактата о государственном правлении», «письма о веротерпимости», «мысли о воспитании»

Центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важное место в его учении играет понятие идеи. Он называл идеями все что является объектом человеческого мышления, существуя в сознании человека. Локк отстаивал тезис о том, что не существует никаких врожденных идей, а все идеи, которые существуют в человеческом сознании возникают из опыта. Душа младенца- это белый лист бумаги (чистая доска) и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта получаемого в течении жизни. Идеи бывают простые-полученные от одного органа чувств (звук, цвет) и сложные- полученные от нескольких органов чувств. Опыт делится на внутренний, в котором мы имеем дело с рефлексией, т.е внутренней деятельностью души и нашего сознания, и внешний опыт, в котором нам приходят ощущения. Объекты, существующие во внешнем мире вызывают в человеке простые идеи или ощущения. Анализируя которые Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Идеи бывают сходными, со свойствами соответствующих объектов – это так называемые первичные качества, т.е объективно присущие данным объектам (протяженность, фигура, плотность, движение). А так же могут быть несходными- это так называемы вторичные качества, т.е не присущие как таковые самим объектам. Они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств. Среди идей, находящихся в человеческом уме Локк различает ясные и смутные, реальные и фантастические, соответствующим своим прообразам и несоответствующим. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Процесс познания Локк ра0ссматривал как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями. Локк различает 3 вида познания.
1) Интуитивное- это ясное и отчетливое восприятие, совпадение или несовпадение двух идей.
2) Демонстративное- это рационально доказательство.
3) Чувственное или сенситивное.

Локк критиковал популярную в то время концепцию о врожденности моральных идей. Он утверждал, что у разных народов имеются свои представления о добре и зле и поэтому утверждение о врожденности не имеют под собой почвы. Добро- это то что может причинить или увеличить удовольствие или уменьшить страдание. Зло- наоборот. Сами по себе удовольствия и страдания есть простые идеи чувств, постигаемые на опыте. Счастье- это наличие максимума удовольствия и минимум страданий. Стремление к счастью это основа всякой свободы, а сама свобода состоит в возможности действовать и воздерживаться от действия. Законы, которыми обычно руководствуются люди в своей жизни Локк делит на 3 группы:
1) Божественные законы. Нарушение-грех, выполнение- обязанность или долг.
2) Гражданские законы. Нарушение- преступление, выполнение- невиновность.
3) Законы общепринятого мнения. Нарушение-порок, волнение-добродетель.

В основе морали по Локку лежат божественные законы, получаемые через Откровения совместимые с законами естественного разума человека на базе, которого создаются гражданские законы и законы общественного мнения. Локк-это сторонник конституционной монархии, но для него королевская власть не имеет б-го основания или б-г происхождения. Государство возникло благодаря общественному договору. Однако в отличие от Гоббса Локк считал, что в естественном состоянии господствовали отношение «человек человеку –друг» и естественными правами являются право на жизнь, право на свободу, право на собственность, и право на защиту этих прав.

Философия эпохи просвещения.

Эпохой просвещения называют период м/у второй английской революцией и великой французской революцией. В эпоху просвещения ведущее место занимала философия просветителей. Она зародилось в Англии и у ее истоков стоял Джон Локк. Ее развитие шло так же в Германии, Франции, России, Югославии, Румынии, Венгрии и США. Однако наибольшую известность получили деятели Французского просвещения. Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье. Важнейшую роль в распространении и популяризации идей просветителей сыграло издание во Франции «Энциклопедии» под редакторством Дидро и Дэ-Аламбера. Стремясь к популяризации своих учений, просветители старались излагать свои идеи в форме, доступному для широких слоев общества. Обсуждение философских проблем и проблем науки в эту эпоху стало модным и велось даже в светских салонах. Учитывая роль философии в эту эпоху — это время так же называют веком философии. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в людском невежестве, следовательно, для ее устранения необходимо просвещение людей, отсюда и название эпохи. Но при этом речь шла о просвещении только высших слоев общества, для чего было необходимо, чтобы в главе государства стоял просвещённый монарх.

Поэтому одной из своих главных задач философы видели именно в просвещении монархов, однако достижения в этой области оказались достаточно своеобразными.
Среди монархов Европы стало модным выглядеть пресвященным многие из них поддерживали переписку с философами, приглашали ко двору, назначали пенсии.
Главное место в учении просветителей занимала вера в человеческий разум, в его мощь и силу и в то, что только он один способен изменить жизнь человека к лучшему.
В деятельности просветителей важное место занимало критика религии и церкви препятствующих религиозного свободному развитию человека. Популярным лозунгом той эпохи стали слова Вольтера, относящиеся в христианской церкви: «Раздавить гадину».

Основным орудием борьбы были насмешка и сарказм развитие религиозного скептицизма вольнодумства и даже атеизма. Однако, атеизм не является целью просветителей.

В эпоху просвещения мела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни. Так же получило свое дальнейшее развитие и завершение договорная теория происхождения государства.

Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию. Именно в их идеологии сформировался лозунг французской революции: «Свобода. Равенство. Братство»

Большинство великих эпохи просвещения не дожило до великой французской революции.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...