Шарль Луи де Секонда де Ла Бред де Монтескье.
Французский писатель, философ и историк. Основные труды: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов», «Размышление о всемирной монархии». Монтескье считал, что мир сотворен Богом, а законы мира вечны и неизменны. В центре внимания Монтескье - социально-политические проблемы, для анализа которых он использует экспериментальный метод. В отличие от утопистов Монтескье не строит моделей идеального общества, а, как и Макиавелли для объяснения социальных явлений использует целый комплекс причин исторические, политические, географические и моральные. Он обращается к реальному положению дел и опыту, политической жизни различных стран, как древних (Греция и Рим) так и современных ему. Как и все просветители он считал, что человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений и он сосредотачивает свое внимание на разработке законов, основанных на разуме и соответствующих человеческой природе. Анализируя социальные явления он пришел к выводу что небожественное провидение и не случай управляют жизнью общества, и что в основе человеческой истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы. Правда люди не всегда следуют этим законам, поскольку отдельные разумные существа по своей природе ограничены и способны ошибаться и потому что людям свойственно, в силу своей природы, действовать по собственным побуждениям. Исходя из этого он выделял два основных типа законов:
В государстве появляются 3 вида социальных законов. Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом т.е ментальностью людей, проживающих в данном гос-ве. А ментальность определяется, прежде всего географической средой (климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни), а также религией, нравами, обычаями и т.п. Поэтому только в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого. В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие поэтому люди там изнеженные, робкие, организм у них слабый и чувствительный. В северных же странах благодаря холодному климату организм у человека здоровый и крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. В жарких странах Азии царит дух рабства и для них больше подходят деспотические формы правления. В странах умеренного климата более подходящими являются монархическая или республиканская форма правления. Типы правления по Монтескье: 1) Республиканский- власть находится или в руках всего народа или части его. Этическим основанием является добродетель. 2) Монархический- власть в руках одного человека, но он правит при помощи установленных законов. Этическим основанием является честь. 3) Деспотический- власть в руках одного человека, он правит по собственной воле и произволу. Этическим основанием является страх. Внутри каждого государства существуют: законодательная, исполнительная и судебная власть. Чтобы не возникало злоупотреблений необходимо чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга. Высшей целью для человека является свобода. Однако, политическая свобода не состоит в том, чтобы делать все что захочется. В государстве, т.е в обществе где есть законы, свобода-есть право делать все что разрешено или позволено законами.
Жан-Жак Руссо Французский писатель, философ, создатель новой педагогики. Основные труды: «Рассуждения о науках и искусствах», «Политическая экономия», «Об общественном договоре или принципы политического права», «Юлия или новая Элоиза», «Эмиль или о воспитании». Руссо признавал факт сотворения материального мира- б-г. Руссо считал, что познание сущности вещей для человека недоступно, он принижал значение разума и теоретического мышления и их роль в познании мира. Основное свое внимание Руссо уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства: Руссо неоднократно подчеркивал, что в естественном состоянии, т.е до возникновения гос-ва социального неравенства не существовало оно было исключительно физическим, человек вел спокойную и невинную жизнь в соответствии со своей природой и находился в гармонии с внешним миром, однако, человеку способность к самосовершенствованию, что и вывело его из естественному состоянии. С одной стороны- это привело к развитию промышленности, рассвету наук, и человеческих добродетелей, а с другой стороны к росту заблуждений и пороков, заставляет человека «сделаться» тираном над самим собой и природой. Прославление естественного состояния легло в основу педагогики Руссо: Детей надо воспитывать на лоне природы и в гармонии с ней. Нельзя мешать реализовываться физической природе человека, ребенка нельзя принуждать, наказывать и т.д. Причиной возникновения социального неравенства стало появление частной собственности. Человек рожден свободным, что вытекает из самой человеческой природы и первый ее закон- это забота о самосохранении. Т.к ни один человек не имеет естественной власти над другим и т.к ни одна сила не создает никакого права то единственной основой всякой законной власти является соглашение м/у людьми. Гос-во возникло в результате общественного договора м/у всеми членами общества. Будучи образовано из частных лиц гос-во не может иметь интересов противоположных или враждебных интересов своих граждан. Цель законодательства достижение свободы и равенства граждан. Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого и ни один не должен быть настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. Учения о договорном характере возникновения гос-ва разрушило прежнее представление о божественном характере королевской власти. Отсюда следовал вывод, что если правитель перестает добросовестно выполнять свои обязанности, то народ может и должен свергнуть его и заменить другим. Многие идеи Руссо нашли дальнейшее развитие в философии 19 века.
Дени Дидро Французский философ, писатель, организатор и редактор энциклопедии. В 1773 году Дидро приехал по приглашению Екатерины 2 в Петербург. Основные труды: «философские мысли», «Аллеи или прогулка скептика», «Мысли об объяснении природы», «Философские принципы материи и движения». Уже в своих ранних работах Дидро выступил с критикой христианских догм. Он ставил под сомнения различные чудеса, а также божественный характер библии указывая на «порочный круг» в доказательстве ее божественного происхождения. С точки зрения Дидро библейские рассказы не более убедительны чем античные мифы. Дидро считал, что материя -это единственная существующая субстанция –это материя, сознание которым обладает человек есть лишь свойство высоко организованной материя, и его возникновение связано со становлением человека, как биологического вида с развитием и усложнением органической материи. Дидро утверждал о познаваемости мира и выступал против агностиков и сенсуалистов
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|