Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 91 глава




 

РУСС

 

==341

 

Историю др.-рус. лит-ры принято завершать 1700. Однако перестройка рус. культуры, связанная с петровскими реформами, не прервала лит. развития. Лит-ра 18 в. была подготовлена всей предшествующей историей др.-рус. лит-ры. К лит. наследию средневековья многократно обращалась классич. лит-ра

 

18—19 ВВ. Д. М. Буланин.

 

Литература 18 в. Последняя четв. 17 в. — 1-я четв. 18 в. — переходный период, предшествовавший возникновению новой рус. лит-ры. Начало его ознаменовано активной творч. деятельностью Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, оставивших богатое поэтич. наследство, причем стихотв. произв. последнего написаны как силлабич., так и тонич. стихами. В этот период наряду с фольклором продолжала бытовать старинная церк. лит-ра (жития), в рукописных списках и лубочных изданиях (см. Лубочная литература) широко распространялись авантюрные сказки-романы западноевропейского происхождения, в т. ч. повести о Петре Златых-Ключей, о Францыле Венециане и др. Развивались традиц. жанры: церк. проповедь, школьная драма, панегирич. стихи. Обществ, борьба отражалась преим. в публицистике (Феофан Прокопович и др.). Уже в 1-й пол. 18 в. на идеологич. почве, подготовл. реформами Петра I, возникает рус. просветительство (см. Просвещение •а России). Унаследовав положит.. элементы культу рно-политич. программы предшествующей эпохи, оно выступило против идеи “страха” как единств, средства обуздания и приневоливания человека, противопоставив ей понятия гражд. долга и общего блага нации. Осн. темой лит-ры стал конфликт между сознат. выполнением обществ.-этич. долга и эгоистич. потаканием страстям.

 

Формировался рус. классицизм, отличавшийся от западного особыми идейно-эстетич. свойствами. В высказываниях А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова необходимость лит. реформ представала как идея создания общенац. лит-ры и, шире, распространения “дела Петра” на область культуры. В 30—40-х гг. 18 в. Тредиаковский и Ломоносов разработали новый, силлабо-тонич. стих, более соответствующий акцентной системе рус. языка, что в значит. мере обусловило интенсивное развитие поэтич. культуры в России, расцвет рус. поэзии 19—20 вв. Создание единой нац. лит-ры требовало также выработки строгой жанровой системы и соответствующей ей иерархии лит. стилей. В трактате Тредиаковского “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735), в “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносова и “Эпистоле о стихотворстве” (1748) А. П. Сумарокова были определены и охарактеризованы все осн. тогдашние жанры и соответствующие им стилистич. нормы.

 

Наибольшее значение теория классицизма придавала “высоким” жанрам: эпич. поэме, трагедии и торжеств. оде. Создание рус. оды Ломоносовым и рус. трагедии Сумароковым воспринималось современниками как истинное начало новой Р. л. Ломоносов, реформировав рус. стих, сумел уже. собств. творчеством (начиная с оды “На взятие Хотина”, 1739) показать, какие богатства поэтич. выразительности он в себе таит. Ломоносовская ода в ее наиболее совершенных образцах (“Ода на день восшествия на Всероссийский престол... Елисаветы Петровны”, 1747) — это универсальный жанр, соединивший лирику и публицистику, позволявший высказываться по вопросам большого обществ, значения: комплиментарность стиля и восхваление царствующих особ служили оболочкой позитивной Программы, “уроку царям”. Трагедии Сумарокова (“Хорев”, “Димитрий Самозванец”) и его последователей выдержаны в строгих правилах поэтики классицизма. Однако если на Западе классидистич. трагедия часто строилась на античном материале, то в России она отличалась нац.-историч.

 

==342 РУСС

 

тематикой. В форме этич. конфликта (борьба “разума” со “страстью”) рус. классицистич. трагедия выражала политич. самосознание эпохи, приобретая подчас антимонархич., тираноборч. направленность (“Вадим Новгородский” Я. Б. Княжнина). Развиваются и жанры этико-филос. содержания: духовные оды, стихотв. переложения псалмов (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, позже — Г. Р. Державин), филос.-дидактич. поэма (“Письмо о пользе Стекла” Ломоносова, “Плоды наук” М. М. Хераскова, “Сугубое блаженство” И. Ф. Богдановича).

 

Лит. процесс в России 18 в. протекал с необыкновенной быстротой и размахом. Уже к середине столетия светская тема, оттеснив церковную, заняла ведущее положение в лит-ре. За неск. десятилетий Р. л. наверстала свое отставание от западной. Лит. явления этой эпохи так сжаты во времени, что новые силлабо-тонич. стихи соседствуют с архаич. виршами, элементы сентименталист, стиля дают о себе знать уже в пору формирования рус. классицизма. В свою очередь, в русле самого классицизма наряду с “высокими”. жанрами развертывается многообразие “средних” и “низких”, уже непосредственно связанных своим содержанием с окружающей социальной действительностью. Стихотв. сатиры Кантемира (“На хулящих учение”, “На зависть и гордость дворян злонравных”, “О воспитании” и др.), распространявшиеся в 30—50-х гг. в многочисл. списках, подготовили появление басни (Сумароков, позже — И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев). Вырабатывается стилистика рус. классицистич. комедии, в к-рой отчетливо прослеживаются два направления: одно разрабатывает преим. нравоучит. проблематику (В. И. Лукин), другое средствами драматургического, в т. ч. нар.-фарсового, комизма осуществляет сатирич. обличение (Сумароков в комедиях 60—90-х гг., Княжнин, А. О. Аблесимов, А. И. Клушин и др.).

 

60-е гг. 18 в. отмечены появлением в печати рус. повествоват. прозы (Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков). В 60— 80-х гг. были изданы переводы гл. произв. антич., а также новейшей зап.-европ. лит-ры; печатались и произв. рус. писателей. 2-я пол. 18 в. — период появления лит. журналистики в России, в к-рой отчетливо проявляются противоборствующие социальноидеологич. тенденции: официальная, представленная в первую очередь журналом Екатерины II ^Всякая всячина”, и оппозиционно-просветительская. Последнюю с особой отчетливостью выражали сатирич. журналы 1769—74, особенно журналы Н. И. Новикова (“Трутень”, ^Живописец” и др.) и Эмина (^Адская почта”·), в к-рых бытовой, социально значимый материал находил воплощение в системе условных комич. типов, социальных масок; осн. прием здесь — комич. саморазоблачение отрицат. персонажей. Позже эта традиция продолжена в журналах И. А. Крылова (“Почта духов” и др.; см. также в ст. Литературные журналы и газеты в России). Исключит, значение для рус. культуры имела деятельность прогрес. издателей — Новикова и др. (см. в ст. Издательства).

 

Опыт сатирич. поэзии и нравоописат. журнальной прозы синтезировал В. И. Майков в ирои-комической поэме “Елисей, или Раздраженный Вакх”, привнеся в этот классицистич. жанр новый принцип комизма ситуаций и нового героя, к-рый комичен сам по себе, вне связи с пародированием героич. поэмы. В поэму вводятся бытовые детали; “высокий” слог, насыщенный церковнославянизмами, перемежается разг. речью, изобилующей фольклорными элементами. Поэтика стихотв. повести получила развитие в поэме Богдановича “Душенька”. Будучи вольным переложением романа Ж. Лафонтена “Любовь Психеи и Купидона”, “Душенька” также выдержана в форме салонной шутки, однако рус. автор широко вводит мотивы рус. нар. поэзии, пользуется простым, близким к разговорному языком.

 

В последней трети 18 в. новое развитие получает комедия. В комедиях Д. И. Фонвизина “Бригадир” и особенно “Недоросль” рус. просветит, сатира, перейдя от критики “нравов” к социальному обличению, обрела наибольшую масштабность и худож. силу. “Недоросль”, где созданы исполненные жизненной убедительности, глубоко индивидуализированные и в ряде случаев многоплановые характеры-типы, где прямо назван корень всех бед России — крепостное право, а в речах положит, персонажей изложены осн. идеи рус. просвещения, явился первой “истинно общественной комедией” (Н. В. Гоголь), этапным произведением Р. л. Яркими образцами социальной комедии стали также произв. В. В. Капниста (“Ябеда”), П. А. Плавилыцикова, Крылова. Для трагедии наиболее видных последователей Сумарокова Н. П. Николева, Княжнина, позже — В. А. Озерова характерны усиление интереса к социально-политическим проблемам и “рупорность” речи персонажей, обращенной непосредственно к зрит. залу. В поэзии первой законч. эпопеей и одним из гл. достижений рус. классицизма явилась поэма Хераскова “Россияда”, поев. важному историч. событию —взятию Казани Иваном Грозным и написанная с учетом зап.-европ. опыта (“Генриада” Вольтера). С кон. 70-х гг. появляются первые оды Державина, к-рый соединил в них сатиру нравов и гражд. пафос, допустил смешение высокого и низкого стилей и возродил оду как и плодотворный поэтич. жанр (“Ода к Фелице”, “Бог”, “Видение Мурзы”, “Водопад” и др.). Во многом разрушив поэтич. систему классицизма, он впервые в рус. поэзии выразил в слове не условный, а подлинный — зримый, слышимый внешний мир в конкретных, осязаемых деталях. Поздний Державин, воспевающий простые радости сельской жизни (“Снегирь”, “Евгению. Жизнь званская”), обновил и усилил лирич. начало, сравнительно слабо выраженное в поэзии 18 в., ввел в рус. поэзию элемент автобиографизма.

 

С 70-х гг. Р. л. испытывает возрастающее воздействие худож. идей и принципов сентиментализма и предромантизма, воспринимаемых преим. из англ. и франц. лит-ры и нем. критич. мысли. Уже в произв. Хераскова, одного из столпов рус. классицизма, заметны эти веяния. Так, в трагедии “Венецианская монахиня” (1758) он вывел обычных людей, в основу сюжета положил происшествие из совр. жизни. Одновременно с трагедиями он создает “слезные драмы” (см. в ст. Драма); в лирике Хераскова и его лит. окружения преобладают мотивы личного самоусовершенствования, бренности земного, жанры элегии, дружеского послания, филос. оды, лишенной “надутости” традиционного одического слога. Усиленно разрабатывается и жанр баллады, песни (Дмитриев). Стиль у сентименталистов становится понятием индивидуально-авторским, а не общелитературным, как понимали его теоретики классицизма. Новыми для Р.л. жанрами, введенными сентиментализмом, были путешествие и.чувствительная повесть. Пути развития сентименталист, прозы определил в первую очередь Н. М. Карамзин (повесть “Бедная Лиза”, “Письма русского путешественника”). В его прозе была создана новая для Р. л. эмоц.-психол. структура повествования и анализа душевной жизни; повествоват. жанры стали “зеркалом души” совр. человека, средством выражения ее многообразия и индивидуальной неповторимости, что послужило основой глубокой реформы лит. языка и оказало влияние на дальнейшее развитие рус. прозы.

 

Одним из первых рус. оригинальных “путешествий” и вместе с тем первым произв., открывшим традиции рус. революц. публицистики и правдивого, проникнутого сочувствием к народу изображения его жизни, явилась книга А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Близкая по форме к “путешествиям” писателей-сентименталистов” она вместе с тем в существенных отношениях противостояла им,

 

 

поскольку пафос ее состоял не в изображении внутр. мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных образов крепостной России — крестьян и помещиков. Историч. подход к обществу, понимание социальной обусловленности человеческих характеров делают Радищева (наряду с Фонвизиным) одним из предтеч реализма в Р. л. В целом же 18 в. — это эпоха стремительного становления новой Р. л. В передовых идеях рус. Просвещения, в гражданственной поэзии Ломоносова и Державина, в драматургии Сумарокова и Фонвизина, В прозе Радищева и Карамзина — исток многого из того, что стало впоследствии гл. завоеваниями Р. л. 19 в., определило ее мировое значение. А.П. Толстяков.

 

Литература 1-й пол. 19 в. Литературная жизнь нач. 19 в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно-крепостнич. системы, нац. подъемом Отечеств, войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идейно-эстетич. концепций классицизма, “просветительского реализма” и сентиментализма к романтизму и реализму. Одной из центр. фигур лит. движения первых десятилетий 19 в. оставался Карамзин—преобразователь рус. лит. языка, издатель “Вестника Европы”, где он излагал свою эстетич. программу, способствующую формированию самобытности рус. лит-ры. Черты классицизма и сентиментализма сочетались в стихотв. трагедиях Озерова. Развивалась полемика между “архаистами” "и карамзинистами вокруг проблемы “старого” и “Нового” слога; она нашла выражение в борьбе “Беседы любителей русского слова* и ^Арзамаса*. Традиции “просветительского реализма” своеобразно преломились в творчестве В. Т. Нарежного. Центр, место занимала поэзия, где выделялись течения, условно называемые элегическим и гражданским, к-рые нередко переплетались и взаимодействовали между собой. -, Родоначальниками элегической поэзии явились В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Творчество этих поэтов было проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармонии, они стремились достигнуть гармонии во внутр. мире человека. Жуковский видел высшие ценности в духовных переживаниях идеального порядка, Батюшков и его последователи — в одухотворенных нравств. пафосом “земных” радостях, в дружбе, любви, чувственном наслаждении. Элегики обновили поэтич. язык, разработали утонченные формы поэтич. выразительности, создали многообразие метрич., строфич. и ритмико-интонац. структур. В элегич. поэзии постепенно проступали романтич. тенденции (см. Романтизм). У Жуковского они выражались в “двоемирии”, в тяготении к мистикоромантич. поэтич. фантастике, воплотившей трансцендентный идеал. Намечалась характерная для романтич. эстетики разработка фольклорных мотивов и форм разных времен и народов (баллады Жуковского, антологич. мотивы у Батюшкова). В 20-х гг. традиции элегич. поэзии были сильны в творчестве А. А. Дел.ьвига, Н. М. Языкова,?.Α. Αаратынского. Идиллии Дельвига приближали этот сентименталистский жанр к трагич. атмосфере романтич. конфликтов. Языков преобразил мир “элегических” эмоций, выразив “разгул души”, буйство страстей, выступающих в его лирике как проявление стихий “русской натуры”. Напротив, ранние элегии Баратынского утверждали возможность лирич. выражения отвлеченной мысли.

 

Нек-рые существенные принципы гражд. поэзии наметились в начале века в творчестве поэтов-радишевцев, группировавшихся вокруг Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (И. П. Пнин и др.). Наиболее ярко она представлена позже творчеством поэтов-декабристов (см. Декабристская литература) Ф. Н. Глинки, В. Ф. Раевского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера и А. А. Бестужева-Марлинского. Декабристы видели в лит-ре прежде Всего

 

РУСС

 

==343

 

средство борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политич. характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальных норм гражд. морали и поведения человека. Отсюда их тяготение к традициям “просветительского классицизма”.

 

С нач. 20-х гг. в поэзии декабристов появились тенденции, отразившие усложнение идейно-психол. содержания дворянской революционности. Новым потребностям отвечал своеобразно переосмысленный эстетич. кодекс байронизма. Возникал романтически трактуемый образ совр. героя, в к-ром черты гражданина-тираноборца соединялись с ореолом трагич. избранничества, катастрофичностью судьбы и напряженностью индивидуального самосознания. Наиболее отчетливым выражением этой эволюции явилось творчество Рылеева, в лучших произв. к-рого гражд. поэзия приобретала подлинно лирич. характер.

 

Повести Бестужева-Марлинского намечали романтич. образ благородной личности, наделенной •“титаническими” страстями, непоколебимой в своем одиноком противостоянии злу. Он окружался особым эстетич. ореолом, чему служили декларативно-риторич. стиль, “взрывное” сюжетное построение, концентрация условно-историч. и этнографич. экзотики.

 

Самобытными были творч. искания Н. И. Гнедича, Д. В. Давыдова, П. А. Катенина,?.Α. Βяземского, оппозиционность и свободолюбие к-рых не совпадали с идеологией декабризма. Их творчество обогащало рус. поэзию, расширяя круг ее стилевых и жанровых форм. Поэзия Д. В. Веневитинова впитала мотивы, родственные декабрист, вольнолюбию, окрасив их шеллингианским пониманием иск-ва.- Вместе с ранней лирикой Баратынского и Ф. И. Тютчева она принадлежала к значит, явлениям рус. филос. поэзии. Постепенно вырисовывалась неяркая, но устойчивая самобытность И. И. Козлова, во многом оживившего традиционный для элегич. школы лиризм воспоминания и “сердечного воображения”.

 

Перспективную линию лит. развития образовало в 1-й четв. 19 в. творчество Крылова и А. С. Грибоедова. Обращаясь к эпич. и драматич. жанрам, они разрабатывали, тот подход к действительности (обостренный интерес к реальности, сатирич. направленность), к-рый составил в дальнейшем эстетич. основу критич. реализма. Основой басенного стиля Крылова стала стилистика разг. нар. просторечия. Он создал басню, свободную от условностей, классицизма, идущую от жизни, выражающую своеобразие нар. мышления и “здравый смысл” народа. В комедии Грибоедова “Горе от ума”, сочетающей завоевания классицизма и реализма, психол. и бытовая конкретность, характерность языка, житейская колоритность сюжетного материала приобрели решающее значение. Типичный для просветит, сатиры обличит, прием — столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью обществ, нравов, основанных на предрассудках, предстал в виде злободневного конфликта эпохи (передовой дворянин-интеллигент и консервативная барско-чиновнич. среда). Это сближало “Горе от ума” с идеологией декабризма. Вместе с тем открывались противоречивость движения истории, многозначность жизненных явлений, происходило усложнение характеров и жанровой природы пьесы, в ней сливались черты сатирич. комедии и лирикопсихол. драмы.

 

В центре лит. движения 1-й трети 19 в. находилось творчество А. С. Пушкина. Его лицейская, послелицейская и “южная” лирика вбирала в себя гл. эстетич. завоевания всех поэтич. школ 18 — нач. 19 вв., преображая их в целостном единстве индивидуального миропонимания. Пушкин шел самостоят, путем. В ранних стихах вольнолюбивые мотивы, близкие к декабрист, поэзии, были проникнуты ярко выраженным личностным пафосом. В нач. 20-х гг. этот пафос

 

==344 РУСС

 

сближался с байронич. бунтарством (“Кавказский пленник” и др.), но вскоре (поэма “Цыганы”) наметилось преодоление морально-филос. кодекса байронизма. К сер. 20-х гг. в поэзии Пушкина (поэма “Граф Нулин”, лирика) все отчетливее проступают черты реалистич. стиля. Поэт пришел к пониманию всемогущества объективных законов истории и начал поиски предпосылок обществ, справедливости в самом ходе историч. процесса. В “Борисе Годунове” эти поиски обнаружили драматич. взаимосвязь “судьбы человеческой” и “судьбы народной”.

 

Специфич. особенности пушкинского реализма приобрели всеобъемлющий характер в романе “Евгений Онегин”, где судьба современника совмещена с богатством картин рус. жизни и исключительным по своей полноте выражением духовного опыта нации; в течение 30-х гг. они утвердились в пушкинской лирике, драматургии и прозе. Оформилось худож. мышление, способное находить в обыкновенных вещах источники красоты и поэзии. Совершалось обновление лит. языка; пушкинское слово преодолевало замкнутость традиц. “устойчивых стилей”, обретало прямую связь с жизненной реальностью. Пушкин включал в свою худож. систему целые культуры, весь духовный опыт человечества становится внутр. достоянием этой системы; создавались своеобразные формы лирики, драмы (“маленькие трагедии”, сцены), эпич. поэмы (“Полтава”), лирико-филос. поэмы (“Медный всадник”), прозаич. повести (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”, “Капитанская дочка”).

 

Реализм Пушкина основан на всеобъемлющей многосторонности миропонимания, соединяя конкретноисторическое с общечеловеческим, детерминизм с признанием свободы человеческой воли. Совр. состояние мира представлялось Пушкину дисгармоничным. Ему открывались разобщенность людей и народов, трагич. противоречия истории, сталкивающие в неразрешимых конфликтах гос-во и личность, нар. стихию и деспотизм власти. Но сознание всего этого не отделялось в пушкинском мышлении от утверждения идеала иной жизни — единой, целостной, гармонически слаженной. Этот идеал опирался на ощущение единства всемирной истории и всемирной культуры, на открытие в нар. сознании нравств. ценностей, способных стать основой будущей социальной гармонии. Плодотворный синтез действительного и идеального, осуществившийся в пушкинском реализме, сделал его основой высочайших традиций рус. лит-ры.

 

Во 2-й четверти 19 в. развитие Р. л. протекало в исключительно трудных условиях. Принципом правительств. политики стало подавление передовой культуры/. Приобрела заметное влияние охранит. лит-ра: нравоописат. романы Ф. В. Булгарина, драматургия и проза Н. В. Кукольника, авантюрный роман Н. И. Греча. Влияние консервативных идей сказалось в историч. романах М.Н. Загоскина, одного из зачинателей этого жанра в Р. л. Получила распространение поэзия В. Г. Бенедиктова, где романтич. экстаз скорее имитировался, чем переживался всерьез; она способствовала формированию вульгарно-романтич. “массовой культуры”. Во многом содействовал этому процессу и О. И. Сенковский, редактор популярного журн. ^Библиотека для чтениям. Вместе с тем в условиях политич. “безвременья” лит-ра оказалась осн. формой обществ, сознания, средоточием сил протеста и духовного освобождения. Напряженный характер приобретали филос. искания, тесно связанные с лит. процессом. Разработка идеалистич. диалектики, начатая Обществом любомудрия, получила развитие в деятельности кружка Н. В. Станкевича. Новые формы политич. оппозиционности обретали филос. обоснование (юношеский кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева). В соч. П. Я. Чаадаева оригинальный синтез религ., филос. и социальных идей явился основой глубокой переоценки рус. истории и перспектив мирового развития. В кон. 20-х и в 30-х гг. существенна роль критич. деятельности

 

Η. Α. Οолевого, выступившего в журн. “Московский телеграф”, статей С. П. Шевырева в ^Московском наблюдателем и “филос. критики”·: В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский, Н. И. Надеждин. Создавались основы новой эстетики, оформились как целостные худож. системы рус. романтизм и рус. реализм.

 

Влиятельной силой стала романтич. поэзия, развитие к-рой шло по неск. путям. В поздней филос. лирике Баратынского складывалась романтич. концепция личности: индивидуальное сознание дерзало осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа, не ища примирения с ними и не пытаясь от них уйти. Универсальное осмысление этих противоречий характерно для лирики Тютчева. В 30—40-х гг. его поэзия проникнута сознанием обособленности и внутр. раздвоенности человеческого -“я”. Однако поэт находил возможность преодолеть индивидуализм; пантеистич. концепции “мировой души”, “космоса” и “хаоса”, “дневного” и “ночного” бытия стягивались у Тютчева к проблеме личности и служили романтическому ее решению. Поэт отправлялся от традиц. одической стилистики, в то же время в его лирике складывался всецело индивидуальный смысловой строй, исключительный по насыщенности мыслью и чувством в их органич. слиянии. Развивались и др. разновидности романтич. “поэзии мысли”. В стихах А. С. Хомякова отчетливо выразилось типичное для “любомудров” представление об иск-ве как об источнике откровения и гармония, разрешения мировых противоречий. Шевырев смелыми, хотя и не всегда удачными, экспериментами с поэтич. словом боролся против костеневшего, приобретавшего “гладкость” элегич. стиля.

 

Наиболее влиятельным направлением развития романтизма являлось филос. и эстетич. переосмысление традиций гражд. поэзии. Контуры его обозначились уже в лирике А. И.' Полежаева, соединившей пафос бунтарского протеста и безысходно трагич. мироощущение, в позднем творчестве поэтов-декабристов, в т. ч. А. И. Одоевского. Это направление получило выражение в лирике М. Ю. Лермонтова. В его ранних стихах (1828—35) выражен романтич. апофеоз личности, формировались внежанровая структура лирич. стихотворения и единый экспрессивный поэтич. язык. Безграничный максимализм требований к себе и к миру приводил поэта к “мировой скорби”, одновременно оборачиваясь жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка, что составляло внутр. источник новой гражданственности и романтич. протеста. Сознание фатальной неосуществимости идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него, небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ — характерные черты лирич. героя Лермонтова, преломляющиеся и в его поэмах (“Демон”, “Мцыри”), и в драматургии (“Маскарад”), организующие всю его поэтич. систему. В зрелом творчестве Лермонтова развивались реалистич. тенденции. Лермонтов начинает “отделять” от себя трагич. противоречия своей лирики, превращая их в предмет объективного изображения. Эта тенденция получает высшее выражение в романе “Герой нашего времени”. Драма “лишнего человека”, активной личности, обреченной обществ. условиями на бездействие, ставит героя в ситуацию, где для него невозможно удовлетворение никаким ограниченным нравств. решением. Ни традиц. сословная мораль, ни жертвенный альтруизм, ни “демонич.” эгоцентризм, принципам к-рого Печорин фактически следует, не могут стать для него основой счастья. Вместе с тем роман открывает объективно-историч. предопределенность и в известном смысле плодотворность этой драмы: она приобретает значение необходимого духовного кризиса, в к-ром таится возможность рождения новой нравственности и нового гуманизма

 

Особую, во многом противоположную пушкинской и лермонтовской линию развития рус. реализма образовало творчество Н. В. Гоголя. Он начал утверждением романтич. мечты о прекрасном и справедливом мире, противопоставляя ее “скудости” и “земности” окружающей действительности (“Вечера на хуторе близ Диканьки”). В прозе и драматургии 1832—41 Гоголь столкнул провозглашенную им мечту (“Тарас Бульба”) с реальностью совр. обществ, жизни. Наметился сатирич. подход к этой реальности, в основе к-рого — принцип разоблачит, “остранения”, варьируемый в разл. жанрах и стилевых формах (сатирич. повести, “Ревизор”). Сатира Гоголя выявила бездуховность офиц. рус. общества, но в то же время и в глубинах души пошлого “существователя” писатель сумел открыть черты высокого и прекрасного (“Старосветские помещики”). Такими худож. открытиями определялось тяготение Гоголя к эпопейной поэтике и прежде всего к собират. образам. Эти тенденции слились в стройную систему в “поэме” “Мертвые души”, где грандиозная цель — утверждение всеобъемлющего идеала нац. возрождения — и связанные с этим идеальные критерии дали возможность, с одной стороны, обнажить противоестественность господствующих в России обществ, форм, а с другой — сделать видимой перспективу духовного обновления, прозреваемую автором в самой природе рус. нац. характера. Гоголю была ясна пагубность неогранич. сословных привилегий, отделения гос-ва от народа, власти денег. И все же вера в нравств. преображение “существователей” оборачивалась идеей немедленного “исправления” общества. Определяя проповеднич. тенденциозность гоголевской поэмы, эта вера оказалась в дальнейшем источником консервативно-религ. утопии.

 

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом явилась поэзия А. В. Кольцова, отвечавшая потребности обоих направлений в лирич. воплощении нар. жизни и нар. мировосприятия. Кольцов поэтизировал труд и быт крестьян, открыл рус. лирике новую для нее сторону действительности — мир внутр. переживаний сел. труженика, внес в поэзию стихию нар. песенности. Многообразны взаимоотношения романтизма и реализма в развитии прозы. Явным преобладанием романтич. черт характеризовались произв. Полевого. Сплетение романтич. и реалистич. тенденций, Игра противоположных стилевых стихий отличали прозу А. Ф. Вельтмана, повести М. П. Погодина, историч. романы И. И. Лажечникова, укрепившие позиции жанра мастерским воссозданием бытового колорита минувших эпох. В повестях Н. Ф. Павлова и В. А. Соллогуба преобладали реалистич. тенденции.

 

В 40-х гг. усиливается социальный пафос лит-ры. Романтизм еще остается влият. направлением, способным совершать худож. открытия (повести В. Ф. Одоевского, его “Русские ночи”, самобытное филос. содержание к-рых воплотило в себе сплав науч. и худож. мышления). Ранняя лирика А. А. Фета и развитие “антологического” течения в рус. поэзии (А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, Л. А. Мей) тоже свидетельствуют о способности романтизма к обновлению. Этих поэтов при всем различии их взглядов объединяло стремление противопоставить вульгарному романтизму Бенедиктова и его подражателей поэзию рационально ясную, гармонически уравновешенную, сосредоточенную на пластич. воспроизведении красоты жизни, и вместе с тем романтич. идеал свободного созерцания, гедонизма, высокой отрешенности от суеты “меркантильного” века. Особое место в поэзии 40-х гг. занимала “лирика женского сердца” (Е. П. Ростопчина, К. К. Павлова, Ю. В. Жадовская). “Женская” тема вошла и в прозу, в частности в более поздних (50—60-е гг.) повестях E. Typ, где критич. изображение великосветского быта и нравов

 

РУСС

 

==345

 

еще не стало основой полноценно реалистич. понимания действительности. Однако при всем разнообразии лит. явлений эпохи магистральную линию худож. прогресса составляло все же развитие реализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...