V. Что значит "расшифровать" предложение
Вы, конечно, слышали, что ученые до сих пор находят " мертвые письмена", то есть тексты, которые остались от народов, давно исчезнувших с лица
земли. " Мертвые" они потому, что написаны на языке давно исчезнувшем и их не сразу удается прочесть. Иногда на поиски ключа, или шифра, к такому тексту уходят долгие годы. Но если шифр открыт, письмена оживают, и теперь они о многом могут поведать людям. Тексты, написанные на родном языке, тоже могут быть " неразгаданными письменами" для некоторых людей, пока они не научатся их " расшифровывать". А что значит " расшифровать" предложение или текст? -Это значит, что из него нужно извлечь все, что сказал автор. В тексте как бы заложены сигналы, которые остаются мертвыми, пока к ним не прикоснется читатель. Причем от мастерства читателя зависит, оживет ли этот текст. Что же это за сигналы? Это слова, словосочетания, предложения, ударение, интонация. Это связи между словами в предложении, наконец, это связи между предложениями. Наша задача - научиться эти сигналы расшифровывать, и сейчас мы будем учиться это делать на отдельных предложениях. Чтобы извлечь из предложения или текста полный смысл, нужно знать, как устроен текст. Когда автор его создает, он не стремится " прописать" все от начала до конца: он рассчитывает на читателя, который сам восполнит недосказанное. Недосказанное, пропущенное в тексте ученые назвали " скважинами" (подробнее см. с. 23). Давайте попробуем вместе заполнить " скважины". Возьмем предложение: Но один взгляд в зеркало помогал ей как лучшее болеутоляющее средство. Есть в этом предложении " скважины"? - Есть.
Жизненный опыт вам подскажет, что взгляд в зеркало поможет лишь тому человеку, который сам себе нравится. Итак, одна " скважина" занолнена. Но есть еще одна: наверное, вы подумали, что этой женщине сейчас плохо, раз она нуждается в болеутоляющем средстве. Теперь мы заполнили две " скважины" и можем расширить рамки этого предложения и даже составить по нему текст. Вот возможный вариант такого текста:
У женщины произошла какая-то неприятность. Ей было плохо, больно, и она нуждалась в помощи. Эта помощь могла прийти от нее самой. Для этого ей достаточно было взглянуть в зеркало и увидеть, что она хороша собой. Вероятно, то, что она самой себе так нравилась, вселяло в нее надежду, что она сумеет справиться со своими невзгодами. Наверное, такое с ней уже бывало, ведь здесь сказано, что один взгляд в зеркало помогал ей. Обратите внимание: не помог один раз, а помогал, то есть так бывало неоднократно. Теперь мы не только заполнили " скважины", но и внимательно отнеслись к каждому сигналу, заложенному в предложение. Постарайтесь и впредь, работая с предложением, относиться к каждому слову с таким же почтительным вниманием. Если, например, вам встретится слово всегда, вам станет ясно, что в предложении идет речь о чем-то, что происходит постоянно. Если в этом же предложении будут слова на этот раз, вы поймете, что что-либо будет не так, как всегда. Если вам встретится частица бы, то для вас это сигнал, что что-то может произойти только при определенных условиях. Слово наверное - сигнал какого-то сомнения. Иногда нужно особое внимание обратить на словосочетание. Вы прочитали: во что бы то ни стало, и сразу становится ясно: что-то должно произойти или кто-то что-то должен сделать обязательно, непременно. Особую смысловую нагрузку могут нести и целые предложения. Именно на таких предложениях вы и будете учиться раскрывать их смысл, " расшифровывать" их, и на основании того, что вам удастся сделать, создавать связный текст по этому предложению.
Теперь сформулируем несколько условий, без которых задание «" Расшифруй" предложение» выполнить невозможно. 1. Прежде всего нужно вычерпать полный смысл из каждого слова, словосочетания, предложения. Но...
2. Нельзя придумывать ничего того, что нельзя узнать из предложения. Иначе вы будете только фантазировать, отталкиваясь от предложения, а перед вами стоит совсем другая задача. Это, конечно, не означает, что вы не можете на основании этого предложения что-то предположить. Затем... 3. Все, что вам удалось узнать из предложения, следует изложить в виде связного текста.
Теперь попробуйте сами выполнить задание, анализируя предложение, вчитываясь в каждое его слово: Девушка знаками объяснила глухонемой, что над ней пошутили и никакого жениха нет и не будет. Задание выполните письменно. После этого сравните свой ответ с тем, что написал один ученик. Мы считаем, что он сделал это удачно. Жила глухонемая девушка. Какие-то люди, черствые и жестокие, решили сыграть с ней злую шутку: ей сказали что ее познакомят с женихом. Она, очевидно, надеялась на встречу с женихом и ждала ее, но другая девушка, которая умела объясняться с глухонемой с помощью знаков, сказала ей, чтобы она не ждала жениха, потому что то, что ей обещали, была лишь шутка. Потренируемся еще на совсем простом предложении. Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно. Сравните получившийся у вас текст с тем, который написал один ученик. В какой-то комнате находился мальчик. Наверное, его кто-то обидел или произошло что-то, что его очень огорчило. И он заплакал. Мальчик не хотел, чтобы другие увидели его слезы. Может быть, кто-то вошел в комнату, и мальчик решил избавиться от слез таким необычным способом: вкатить их обратно. У вас мог получиться другой вариант, и в этом нет ничего плохого. Просто всегда нужно уметь доказать, что смысл, который " вычерпали" вы, содержится в данном предложении, монтаж же текста может быть самым разным.
Бывает, что одного предложения недостаточно, чтобы до конца понять ситуацию, даже если мы полностью " вычерпали" смысл предложения. Поработаем с предложением: Проводив гостя, он прошелся по саду, жестикулируя в потемках и не желая верить, что только что произошло такое странное глупое недоразумение. Что мы можем сказать по этому предложению? Дело происходит вечером (в потемках). Загородный дом, сад. В гостях у одного мужчины был другой. Во время этого посещения произошло какое-то недоразумение. Из текста мы не можем сказать, что произошло и произошло ли оно между ними. Знаем только, что хозяину оно показалось странным и глупым. Хозяин был так поражен происшедшим, что прошелся по саду, как бы проигрывая все снова (жестикулируя). Мы показали вам разные предложения. Из одних можно " вычерпать" больше, из других - меньше. Но все это были предложения с большой смысловой нагрузкой. На таких примерах вы и будете учиться составлять текст по предложению. Иногда встречаются особо значимые предложения, которые являются как бы концентратом смысла. По такому предложению, " вычерпывая" его смысл, можно предсказать многое из того, что есть в тексте, откуда оно взято. Поработаем с таким предложением. И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой. Что значит лес расступился перед ним? Видимо, какой-то человек был в лесу. Скорей всего, он заблудился, потому что лес вдруг расступился перед ним. Он не ожидал, что лес кончится и он сейчас из него выйдет. Позади остался не просто лес, а лес плотный и немой. Давайте подключим свои знания и воображение и расшифруем слова плотный и немой. Плотный — это значит, что деревья там стоят плотно друг от друга, возможно, стеной. Немой - слово с осо-
бенно большой смысловой нагрузкой: оно означает, что там не только не слышно звуков, не только не поют птицы и не живут звери, но и ветер не шевелит деревья. Они стоят там так плотно, что даже при ветре не гнутся и не шумят вершинами. Значит, туда трудно пробиться солнечным лучам. Земля не просыхает и превращается в болото. В таком лесу, где не раскачиваются вершины, а ноги засасывает трясина, очень страшно.
Вот сколько мы узнали из одного небольшого предложения! А теперь вставим его обратно в рассказ, который приводим в сокращении. Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой -была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних вглубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, а от него люди гибли один за другим... Нужно было уйти из этого леса, и для этого было две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая — вперед. — там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота... Люди сидели и думали... И ослабели люди от дум... Страх родился среди них... Но тут явился Данко и спас всех один... И вот он говорит им, своим товарищам: "... Вставайте, пойдем в лес и пройдем его насквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец"... " Веди ты нас". - сказали они. Тогда он повел... Трудный путь это был!... И стали они упрекать его в неумении управлять ими... Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.
- Что сделаю я для людей! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце и ярче солнца... И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Мы с вами по одному предложению сумели предсказать многое из рассказа " Старуха Изергиль", созданного М. Горьким.
Задание 24
" Расшифруйте" предложение.
Они встретились взглядами и чутьем поняли друг друга: барин де завалился спать, можно и заглянуть кое-куда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|