Выполненные по объемам и выполненные по срокам и
Срокам, но не отличного качества качеству, но не в полном объеме
Рис. 14.6. Запаздывание Рис. 14.7. Досрочно В выполнении работы во всем выполненные работы в полном Объеме и отличного качества (экономия времени) (риск срыва сроков может Нарастать)
Если исходить из известной поговорки, что время — это деньги, то экономия времени и есть самый главный поведенческий ресурс фирмы. В многочисленных опросах работников фирм подтвердилось, что этот ресурс можно выявить, если задуматься над тем, какие факторы «крадут» рабочее время (табл. 14.2.)[6].
____________________________________________________________________
Разбалансированное во времени поведение работников представлено в следующих индивидуальных моделях (табл. 14.4—14.6).
Таблица 14.4. Модель 1
____________________________________________________________________
Временнáя дезорганизация поведения сотрудников фирмы описывается работниками, опрошенными в различных ситуациях. Ниже дается эмоциональная модель женского видения ситуации, т.е. причин, мешающих использовать рабочее время с максимальной эффективностью (из экспресс-опроса).
1. Иногда отсутствует четкое представление о задаче и о способах ее решения. Когда я прихожу в офис, мне не всегда ясно, что же необходимо сделать сегодня, если все предыдущие вопросы решены. Трудность вызывает скорее всего определение новых задач: для чего это нужно сделать и каким образом. На продумывание этого вопроса уходит слишком много времени. 2. В процессе решения задачи хочется слишком много успеть за короткий срок. К сожалению, это не всегда возможно, так как напрямую зависит от работы других людей, которые не всегда оперативны, энергичны и деловиты, как мне хотелось бы. 3. Очень мешают недостаточная кооперация и разделение труда, так как часто исполняешь роль «универсала», стараешься взять решение многих вопросов на себя, и результат лишь подтверждает известную пословицу: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». 4. Иногда подводит моя коммуникабельность: излишнее увлечение разговорами на частные темы очень мешает работе. 5. Роль «универсала» приводит к желанию знать все факты, быть в курсе всего, держать все под контролем. Это отвлекает от решения задач, входящих в мои обязанности. Можно успевать гораздо больше, если не пытаться «объять необъятное». 6. Из-за своей энергичной и чрезмерно активной натуры я порой работаю со спешкой и нетерпением. Если считаю, что что-то необходимо сделать именно сейчас, поднимаю всех на ноги, тороплю. Иногда коллеги слишком усердствуют вместе со мной, а в результате мы многое не успеваем. Приходится возвращаться к решению тех же задач. А вот как описывается временная дезорганизация поведения сотрудником фирмы, работающим на оптовом складе. Это рациональная модель, представленная мужским видением ситуации (из экспресс-опроса). 1. Отсутствует план работы, а это не позволяет упорядочить деятельность и правильно спланировать рабочее время, что ведет либо к выпадению сегментов продаж из поля зрения, либо к наслоению этих сегментов. В результате — потеря рабочего времени. 2. Не налажена система складирования. Затрудняется поиск необходимых товаров, а также возникают проблемы с учетом материальных ценностей. 3. Не налажена система учета, поэтому сложно отслеживать движение товаров по складу. Возникает и много проблем с отчетностью. 4. Не соблюдается график разгрузки-погрузки. Все это ведет к скоплению транспортных средств, вызывает очереди и неразбериху. 5. Отсутствуют необходимые технические средства и приспособления, что увеличивает долю ручного труда и, как следствие, уменьшает производительность.
6. Персонал плохо обучен. Приходится сталкиваться с замедленным выполнением должностных обязанностей. 7. Документация хранится неаккуратно. Много времени уходит на поиск необходимой информации. 8. Введено излишнее количество отчетной документации. Приходится тратить много времени на заполнение различных бланков. 9. Штатное расписание и должностные инструкции не продуманы. Это приводит к несогласованности действий персонала, что в конечном счете оборачивается потерей времени». Представляет интерес так называемая «претенциозная» модель временнóй дезорганизации поведения, полученная при экспресс-опросе служащей частной акционерной фирмы. Она полагает, что руководитель должен уметь преодолевать факторы временной дезорганизации поведения работников, и подсказывает направления, на которых важно сосредоточить усилия руководителей так, чтобы ни у кого не терялось попусту времени. Поскольку руководитель занимает определенную должность, постольку он должен изучать факторы, «крадущие» рабочее время, и обязан разработать план их преодоления. По ее мнению, в фирме среди подобных факторов можно назвать следующие: 1. Недостаточно развита информационная база (отсутствуют банк новых идей, специальная литература, сообщения о семинарах, конференциях, обучении и переобучении и др.). 2. Техническая оснащенность фирмы оставляет желать лучшего (недоукомплектованность компьютерами, телефонами, ксероксами, принтерами и т.д.). 3. Плохо развита система коммуникаций (телефонная и факс-связь, почтово-телеграфные отправления). 4. Неправильно организованы рабочие места (разобщены места хранения оперативной информации, осложнены профессиональные контакты из-за территориальных проблем). 5. Плохо спланировано деловое поведение (сотрудники не знают своих задач на текущий день; не скоординирована деятельность подразделений, фирм-поставщиков и фирм-потребителей продукции). 6. Авторитарный административно-управленческий персонал (навязывает решения, не входящие в круг исполнительских задач работников; руководители недоступны для решения оперативных проблем). 7. Излишняя режимность предприятия (строгая пропускная система, конфиденциальность информации, длительные процедуры оформления доступа к необходимой информации и др.). 8. Транспортные проблемы (на балансе фирмы отсутствуют легковые автомобили для оперативных рабочих выездов). 9. Недостаточные профессиональные знания сотрудников (допускается много ошибок в работе с оргтехникой, плохо ведется деловая документация, не хватает навыков работы с различными компьютерными программами и др.). 10. Вынужденные простои в работе (перебои в подаче электроэнергии, поломки оргтехники, незапланированные визиты, телефонные звонки). 11. Высокая текучесть персонала (частая смена руководства, прием на работу новых сотрудников, их обучение и переобучение, адаптация в профессиональной, организационной и социально-психологической среде). В опросах выявилось и более глубокое аналитическое проникновение в оценку факторов, «крадущих» рабочие время сотрудников: каждого в отдельности и всех вместе. Это и привело опрашиваемых к выводу о необходимости формирования таких моделей управленческого поведения руководителя, которые обеспечивали бы синхронную стыковку подразделений и их работников. Эти модели могут быть различными в зависимости от успешности преодоления временных дезорганизаторов поведения. Важно только правильно расположить их на графике по интенсивности проявления и по преодолимости в определенный срок (рис. 14.8).
Рис. 14.8. Расположение временных дезорганизаторов поведения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|