Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественных игровых направлений




 

Инновационные игры Ансамблевые игры
Цель: сформировать инновацион- Цель: сформировать у участников
ное мышление у участников управленческое мышление
Задача: раскрыть творческий Задача: организовать партнерское
потенциал команд деловое сотрудничество команд
Средство: максимальная погру- Средство: максимальная призем-
женность участников в творческий ленность игры в решении кон
поиск оригинального решения кретных проблем предприятия
проблем    
Условие: формирование команд Условие: формирование едино-
единомышленников-новаторов мыслия команд в решении
как главное в исходной инноваци- «стыковых» проблем как главных
онной политике фирмы в организации внутрифирменного
    делового сотрудничества
Стремление организовать внедре- Стремление организовать внедре-
ние нововведений «снизу» ние нововведений «сверху»
Ответственность команд за реше Отслеживается четкое распределе-
ние инновационных проблем по ние ответственности команд за
нимается как необходимость по совместное решение назревших и
ступать так, а не иначе инновационных проблем
Эффективность игры оценивается Эффективность игры оценивается
в зависимости от «переворота» в по степени преодоления психо-
сознании игравших логических барьеров в решении
    назревших проблем и осмысления
    делового сотрудничества команд
Игра представляет собой тренин- Игра представляет собой социаль-
говый «размытый» эксперимент, в ный микроэксперимент, в кото-
котором осмысление происходя- ром замеряются уровни осмысле-
щего оценивается ее организато- ния происходящего до, в период и
рами по высказываниям самих после игры
участников    
Игра воспринимается как полигон Игра воспринимается командами
для формирования возникающих как полигон для обкатки и проверки
идей, которые должны войти в их идей высшим руководством
проект для высшего руководства  
Это происходит потому, что на Это происходит потому, что на
игру приглашаются различные игру собираются только руководи-
специалисты и руководители, из тели высшего и среднего звена
которых создаются смешанные управления, которые сами форми-
команды руют свои команды (не более пяти человек)  

 

Лидеры команд принимают такие Руководители со своими командами
инновационные решения, которые правомочны принимать управленчес-
они могут реализовать постфактум кие решения и отслеживать
сами, продумывая условия их непосредственно в игре степень их
внедрения реализации
Команды инноваторов работают в Команды руководителей служб
«плавающих» игровых полях, в (маркетинговой, экономической,
которых их состав многократно инженерной, кадровой и др.) и
меняется (до 12 раз в день) с це- производственных подразделений
лью решения новых игровых задач постоянно работают в одном
    игровом поле, не изменяя составов
    команд
Дискуссии являются главным Дискуссии запрещены, а вместо
оценочным звеном игровой них главным оценочным звеном
процедуры является игровой коммерческий
    банк, выдающий кредиты под
    лучший проект
Оценки успехов и неудач команд Оценки успехов и неудач команд
осуществляются консультантами и осуществляются самими командами
судейской бригадой во время дис с их обоснованием
дискуссий    
Оценки производятся только в Оценки производятся в баллах,
баллах, потому, что моделируется которые переводятся в рубли или
прежде всего «мягкая» социально- доллары, потому что моделируется
психологическая структура игры жесткая рыночная инфраструктура
«вне» времени игры во временном режиме
Команды не работают в реальной Команды руководителей работают
временной модели в реальной временной модели; 1-й
    тур — I квартал; 2-й тур — II
    квартал; 3-й тур — III квартал
    и т.д.
Команды слабо включаются в Команды постоянно включаются в
различные игровые сюжеты, по- различные игровые сюжеты, которые
скольку организаторы игры пред- и планируются, и возникают
почитают тренинги, «круглые сто- спонтанно, поскольку участники
лы», дискуссии играют на деньги (реально)
Игру проводят консультанты Игру проводит один ведущий (все
команд и ведущий туры). Ему помогает играющая
  команда консультантов
Игровой сценарий выражен слабо Игровой сценарий выражен
    достаточно сильно

____________________________________________________________________

 

Инновационные игры являются таковыми потому, что они создавались прежде всего как социально-психологический противовес административно-командной системе. И они помогали ее «раскачивать». Сейчас эти игры совершенствуются под реальные управленческие и рыночные отношения, сближаясь в чем-то с ансамблевыми.

В ансамблевых деловых играх также возникают рефлексивные переживания, но они концентрируются на выигрышах и проигрышах, позволяя включать экономическое мышление, формируют установки на победу, в которых успехи и неудачи оцениваются с точки зрения не только социальной, но и экономической психологии. Участникам игры приходится взвешивать риски в оценке управленческих решений, рисковать, играя на деньги. Вот и оказывается, что игра — это бизнес, а бизнес — это игра.

После игры рефлексивные переживания участников отслеживаются и по их высказываниям. Можно выделить такие постигровые рефлексивные эффекты:

«дефицита общения» — игра уже окончена, а расходиться никто не

хочет;

«возврата достоинства» — каждый начинает понимать, что он лучше,

чем сам о себе думал;

«изнанки» — возможность реально увидеть себя и свою фирму такими,

какие есть;

«голого короля» — участники игры убедились в слабости той команды,

которая казалась сильной;

«холодного душа» — возникает понимание необходимости более

серьезного подхода к управлению;

«открытых дверей» — участники игры заново сблизились между

собой, лучше поняли друг друга, а поэтому работать будет легче;

«зеркала» — участники игры увидели себя и других в деле, глубже

осознав, кто есть кто;

«перенастройки» — возникает осознание: изменить свое поведение под

новые задачи.

В отличие от инновационных ансамблевые деловые игры требуют меньше времени на их проведение (до трех дней), но больше времени на подготовку, так в них участвуют ключевые фигуры предприятия, которые принимают важные управленческие решения прямо в ходе игры и сами хотят проверить условия, способы и механизмы их реализации в отыгрывании «сбойных» ситуаций. Их не нужно чрезмерно погружать в иллюзорный рефлексивный мир переживаний групповой солидарности, поскольку они находятся в жестком реальном мире. Но им необходимо показать горизонты, чтобы они смогли работать, формируя прежде всего заделы на будущее. Поэтому в ансамблевых деловых играх рефлексивные переживания приближены к реальности, а организация процедур максимально адаптирована к реальным ситуациям.

Различные способы проведения ансамблевых деловых игр в условиях производства дают гораздо больший эффект в достижении конечного результата, чем учебно-ролевые игры в школах менеджеров, где обучают руководителей-одиночек, оторванных от своих коллег и сотрудников. Такое обучение вряд ли можно назвать эффективным, поскольку оно не отслеживается по конечному результату, а его постигровые эффекты не переживаются слушателями. Внедрить организационную культуру управления можно только в командах единомышленников, переживая вместе с ними взлеты и падения.

 

3. Организация ансамблевых игр

 

Культурные образцы поведения можно интенсивно формировать в ансамблевых деловых играх, когда рефлексивные переживания руководителей отслеживаются в эффектах взаимодополняемости: в чем и как каждая команда дополняет другую, компенсируя потери, неудачи и сбои. Эти игры успешно проводятся лишь при раскрытии и отработке межкомандных коммуникаций в едином «коммуникативном пространстве» — игровом поле участников. Команды проверяют свою силу и слабость, предлагая решать «стыковые» проблемы и вводя в действие «сбойные ситуации», мешающие принимать управленческие решения. Особенно глубоко отыгрываются именно их последствия для фирмы, руководителей и сотрудников. Каждая команда стремится внести свой вклад в решение назревших проблем, зная, что он будет принципиально оценен. На этих оценках, а также на самооценках команды руководителей проверяют себя от тура к туру при разработке альтернатив. Управленческие решения принимаются только тогда, когда исчерпаны все альтернативы. Команды учатся видеть, чувствовать и ценить эти альтернативы, проверенные в игровых «боях» между ними.

Весь спектр альтернатив глубоко осмысливается руководителями. Игровой процесс совместной отработки управленческих решений организуется так, чтобы сильные и слабые стороны команд становились бы очевидными для всех, чтобы альтернативные предложения переживались бы как взаимодополняющие, а потому как ценностные. Именно понимание того, что каждый в чем-то может восполнить другого, является социально-психологической основой уважения чужих мнений. Эти мнения проверяются в игре на прочность, но не в дискуссиях, а в возможном решении «сбойных» ситуаций в деле. Такой подход сразу настраивает руководителей на поведенческие критерии оценки: отыграли, увидели, убедились и оценили по достоинству. Каждая команда реально показывает, на что она способна.

Вот пример одной из ансамблевых деловых игр, когда происходило изменение организационной структуры коммерческого банка. Задачи были следующие: сформулировать миссию банка; оценить «плюсы» и «минусы» организационного управления; отработать и оценить варианты нового проекта оргструктуры; смоделировать рациональный оргпроект в соответствии с концепцией развития банка; проверить адаптационные возможности новой оргструктуры к внутренним и внешним условиям; оценить имидж банка.

Играющие — управленческий персонал типичного регионального банка — были разделены на четыре команды, по-своему решавшие предложенные ведущим проблемы. Первой проблемой стала формулировка миссии банка, которая прошла две апробации в игре, а затем была оценена участниками игры, которые дали ответы на такие вопросы: насколько сформулированная вами миссия значима для банка, насколько она выполнима сейчас и насколько может быть реализуема к 2000 г.? Корректировка показала высокую значимость миссии банка (10 баллов), возможность ее реализации к 2000 г. (10 баллов), но трудность выполнения в настоящее время (1 балл).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...