Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение часов по темам и видам учебных занятий




для студентов дневного отделения [10]

 

Аудиторные занятия (час)
№ п/п Наименование тем Всего В том числе
          лекции практические
                занятия
         
    Раздел 1. Внутрифирменная среда организационного поведения            
  Человек в организационной системе      
  Организационная двойственность поведения      
  Должностная модель поведения      
  Сотрудничество в управлении организацией      
  Групповое поведение работников      
  Поведение в межгрупповой координации      
    Раздел 2. Социальная природа организационного поведения            
  Управляемость поведением в организации      
  Рыночные ориентации персонала      
  Маркетинговый самоконтроль поведения      
  Временная управленческая ориентация      
  Специфика организационного поведения      
  Индикаторы творческой активности      
    Итого за семестр      
      Раздел 3. Управленческие основы организационного поведения            
    Управленческий цикл руководителя        
    Прессинговые психологические состояния        
    Ресурсы организационного поведения        
    Управленческие решения руководителя        
    Организация выполнения заданий        
    Контролирующее поведение руководителя        
      Раздел 4. Диспозиционная система организационного поведения              
    Диспозиционные управленческие отношения        
    Должностное самоопределение руководителя        
    Конфликтные управленческие позиции        
    Диспозиционные конфликтные зоны        
    Инновационное поведение в организации        
    «Коммуникативное пространство» руководителя        
      Итого за семестр        
                 
                     

 

 

От автора

 

 

Это учебное пособие подготовлено на основе работы в отечественных фирмах, а также в инофирмах с российским и зарубежным персоналом. В целом изучено более 120 фирм, работающих в условиях рыночных отношений. Российская специфика рынка оценивалась с точки зрения зарубежного опыта. Поэтому организационное поведение анализируется мной в широком контексте, где учтены лучшие достижения и практиков, и теоретиков менеджмента.

Однако я разработал свою собственную концепцию организационного поведения. Эта концепция несколько лет апробировалась в Государственном университете управления (бывшая Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе), а также в Московском институте международных отношений МИД РФ на факультете бизнеса и делового администрирования. Она была представлена на специальном семинаре в рамках международных программ Tasis, который проходил на базе Архангельского технического университета, где я участвовал в качестве эксперта от российской стороны в октябре 1998 г. Эта концепция вызвала большой интерес со стороны и специалистов-преподавателей, и иностранных экспертов, и консультантов-практиков.

На семинаре был определен статус организационного поведения как учебной дисциплины, отработана ее методология, обсуждена моя учебная программа и расчасовка для студентов и слушателей. Участники обменивались мнениями об опыте ее преподавания. Было выявлено также направление дальнейшего развития дисциплины. На этой основе я провел деловую игру «Шанс», которая отразила содержание организационного поведения на стыках с психологией управления, социологией организации, экономической психологией и социальной психологией.

Анализ семинара в целом показал необходимость подготовки студентов к усвоению диагностических и корректировочных методик, раскрывающих понятие «организационное поведение». Особое внимание в связи с этим было уделено консалтинговой работе в фирмах, а также подготовке слушателей к более глубокому пониманию организационного управления, предметом которого и является организационное поведение.

Семинар помог скорректировать материал учебного пособия. Много из того, что публиковалось ранее в моей книге «Управление поведением в фирме» (М., 1997), изложено в сжатом виде, а треть написана заново. Учебное пособие уже переструктурировано под новые задачи. Первый раздел «Внутрифирменная среда организационного поведения» является основным теоретико-практическим «блоком» книги. Этот раздел определяет содержание остальных.

Второй раздел — «Социальная природа организационного поведения» — вводит читателей в психологический мир их представлений об особенностях и проявлениях поведения человека в организациях. Этот раздел дает возможность глубоко понять многообразие человеческих ресурсов в организационной среде фирм.

Третий раздел — «Управленческие основы организационного поведения» — дает представления о том, что делает руководитель в организации, как развертывает управленческую деятельность в своем собственном поведении. Он показывает, каким образом могут быть раскрыты личностные поведенческие проявления человеческих ресурсов в организации дела.

Четвертый раздел — «Диспозиционная система организационного поведения» — вводит читателей в мир системных представлений об организации. Этот раздел, являясь завершающим, очень важен для понимания организации как многомерного человеческого явления, где постоянно возникают различные комбинации интересов, которыми важно умело управлять и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали.

Заключительная глава — «Рефлексивная корректировка организационного поведения» — раскрывает социально-психологические особенности интенсивных методов обучения на основе отечественных игровых школ. В ней показывается, каким образом можно развивать человеческие ресурсы организации в игровой организации дела.

Учебное пособие имеет ряд особенностей.

Во-первых, оно структурно очень своеобразно, поскольку упорядочивает понимание феномена «организационное поведение» не так, как это предлагается в зарубежных изданиях, где многочисленные его трактовки могут вносить иной смысл в системную интерпретацию исходных позиций.

Во-вторых, оно целиком написано на основе анализа ситуаций из отечественной, а не из зарубежной практики. Российский менталитет требует иного осмысления управленческих отношений.

В-третьих, оно нацелено на формирование знаний и навыков профессионального управления поведением работников в организации, поскольку методически основано на ситуационно-системном подходе к изложению материала.

В-четвертых, оно является «сквозным», подготовленным на «стыках» с другими социальными науками, а поэтому призвано формировать обобщенные целостные представления, знания и навыки об управленческой науке, где главным является человеческий потенциал.

В-пятых, учебное пособие «открывает» студентам и слушателям масштаб для собственных размышлений и выводов. Этому помогает список основных понятий и контрольных вопросов после каждой главы.

В-шестых, учебное пособие является своеобразным методологическим фильтром, который поможет читателям выбрать необходимую деловую литературу в соответствии с возникшим интересом к отечественной практике. Такой курс — «Практикум по организационному поведению» — я собираюсь подготовить и опубликовать.

В-седьмых, рекомендуемая литература подобрана по принципу «каскадной» методологии. Сначала важно ознакомиться с мнением менеджеров, описывающих свой опыт управления, потом с мнением консультантов, помогающих его отрефлексировать, а затем — специалистов, которые глубоко проникают в суть проблемы. Я сам шел именно таким путем.

Надеюсь, что мое учебное пособие станет важной вехой в новом осмыслении управления организациями.

 

Ноябрь 1998 года Ю. Красовский

 

Рекомендуемая литература

 

Обязательная

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...