Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства дознания




Дознание - это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необяза­тельно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству произво­дилась более быстро и просто.

В отличие от предварительного следствия дознание обладает сле­дующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) уп­рощенная процедура расследования.

Условием для производства дознания является небольшая обще­ственная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в части 3 статьи 150 УПК (а это преступления небольшой или средней тяжести). По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно восполь­зоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20). В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, ми­нуя предварительное расследование;

Однако дознание не производится по деяниям, совершенным не­вменяемыми лицами (ч. 1 ст. 434), а также по преступлениям, совер­шенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа (п. «б» и «в» п. 1 ч. 23 и п. 3 ст. 151).

Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дозна­ния или дознавателя для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150; п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК).

Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание - это дознаватели и следователи.

Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений дознания предусмотрены в: органах внутренних дел, погра­ничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК). Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий (ст. 157).

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, так как обязан выполнить указания начальника! органа (подразделения) дознания и прокурора, а обжалование этих! указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 40.1; ч. 4 ст. 41).

Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 7 ч. 3 ст. 151), а следователи органов госнаркоконтроля проводят дознание по указанию прокурора.

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК. Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания; 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования и 3) упрощенный порядок окончания до знания с обвинительным актом.

1. Срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток. В то же время следует учесть, что к общему 30-суточному сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для приостановления обвинительного акта и 10 суток - для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226).

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором районного уровня до 6 месяцев. В исключительных случаях при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, для чего дознаватель вправе направить запрос о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором уровня субъекта РФ до 12 месяцев (ч. 4 и 5 ст. 223).

2. Особенности использования отдельных институтов предвари­ тельного расследования. При производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме не­которые институты предварительного расследования:

а) процедура привлечения в качестве обвиняемого;

б) сам обвиняемый (он обыч­но появляется в конце дознания - после вынесения обвинительного акта; в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде за­ключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержа­ния подозреваемого. При возможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится по­становление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляет­ся обвинение. Если в ходе дальнейшего производства невозможно за­кончить дознание в срок до 30 суток, то срок содержания под стражей может быть продлен судом до 6 месяцев по ходатайству дознавателя с согласия прокурора в порядке, предусмотренном статьей 108 УПК (ст. 224).

Кроме того, при производстве дознания применяется институт уве­домления о подозрении в совершении преступления (ст. 223). Если уго­ловное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание предпо­лагать о совершении преступления определенным лицом, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении, копию которого вручает каждому подозреваемому и разъясняет ему его права, о чем составляется протокол. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом. Обви­нительный акт - это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Во мно­гом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное и окончательное обвинение.

Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:

1) Систематизации материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);

2) составления обвинительного акта;

3)ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;

4) утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;

5) деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с об­ винительным актом (ст. 226).

В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает одно из четырех решений:

- об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд; о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или приостановления обвинительного акта (в срок до 3 суток);

- о прекращении уголовного дела;

- о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

 

ЛЕКЦИЯ № 13 Стадия подготовки к судебному заседанию

Вопрос 1. Понятие подготовки к судебному заседанию: соотношение с понятием предания суду

 

Прежде чем уголовное дело попадет на стадию судебного разбиратель­ства для его рассмотрения по существу, оно должно пройти определен­ную процедуру передачи от органов предварительного расследования и прокурора суду, которую в теории уголовного процесса именуют пре­данием обвиняемого суду.

Эта процедура обычно преследует следующие цели:

- проверка качества предварительного расследования, включая достаточность доказательств для рассмотрения дела судом, соблюдение права обвиняемого на защиту и других требований уголов­но-процессуального закона в ходе досудебного производства;

- проверка наличия всех процессуальных условий для проведения
судебного разбирательства;

- определение судом пределов, в которых будет проходить судеб­ное разбирательство.

Выполнение этих задач во многом определяет саму возможность и эффективность последующего судебного разбирательства. При этом разрешение указанных вопросов не должно предрешать вывод суда о виновности обвиняемого в совершении инкриминируемого ему пре­ступления.

Б современном российском уголовном процессе первая стадия су­дебного производства называется подготовкой к судебному заседанию, и на этом этапе судья определяет, имеются ли процессуальные усло­вия для назначения судебного заседания, т. е. передачи дела на стадию судебного разбирательства.

Стадия подготовки к судебному заседанию в соответствии с УПК РФ заменила собой стадию, которая согласно с УПК РСФСР 1960 г. носила название «предание суду», а затем стала именоваться «пол­номочиями судьи до судебного разбирательства дела». Главная цель, которую ранее преследовала стадия предания суду, состояла в уста­новлении судьей, принимавшим дело, достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном заседании.

Критерием достаточности являлся предварительный вывод судьи о возможности признания об­виняемого виновным в судебном разбирательстве при условии, что до­казательства, представленные стороной обвинения, подтвердятся. Та­ким образом, суд осуществлял предварительную проверку (ревизию) прочности и обоснованности обвинения. В соответствии с УПК РФ 2001 г. судья, принимая решение о назначении разбирательства, даже в форме условного и предварительного вывода не может участвовать в рассмотрении вопроса о достаточности доказательств для вынесения обвинительного приговора. Фактически вопрос о достаточности дока­зательств для рассмотрения дела в судебном разбирательстве решает прокурор по окончании предварительного расследования в момент на­правления им дела в суд (ст. 221, 226).

Вместе с тем все же нельзя утверждать, что решение прокурора о на­правлении уголовного дела в суд предрешает вопрос о рассмотрении данного дела на стадии судебного разбирательства, поскольку судья в процессе подготовки к судебному заседанию вправе принять иное ре­шение: передать его по подсудности, возвратить прокурору для исправ­ления недостатков обвинительного заключения; приостановить, а по определенным основаниям даже прекратить производство по делу (ст. 236), тем самым в известной степени контролируя качество оконча­тельного обвинения и вынося отрицательное решение по вопросу о пре­дании обвиняемого суду.

Поэтому нынешняя форма предания суду в российском уголовном процессе носит комплексный (межстадийный) характер и включает направление прокурором дела в суд и стадию подготовки к судебному заседанию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...