Министерство образования и науки Российской Федерации
Стр 1 из 13Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Методические рекомендации для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов (специальность 030301 «Психология») по курсу «Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога»
Курган, 2013
Кафедра: «Психология развития и возрастная психология»
Дисциплина: «Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога» (специальность 030301)
Составила: доцент Мальцева Л. В.
Утверждены на заседании кафедры « » 2013 г.
Рекомендованы редакционно-издательским советом университета
« » 2013 г.
Содержание Введение………………………………………………………………………………………….. 4 1. Дифференциально-диагностический опросник (модифицированный опросник Е. А. Климова)……………………………………………………………………………………. 6 2. Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда……………………………………8
3. Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока)………………………. 9 4. Опросник профессиональной готовности (модифицированный вариант Л. Н. Кабардовой)……………………………………………………………………………. …. 15 5. Мотивы выбора профессии………………………………………………………………. …17 6. Опросник «Холланд + Климов =? » (автор Г. В. Резапкина)………………………………. 18 7. Опросник профессиональных склонностей (автор Г. В. Резапкина)……………………... 21 8. Опросник типа мышления(автор Г. В. Резапкина)………………………………………... 24 9. Опросник профессиональных предпочтений (адаптация теста Дж. Холланда " Самонаправленный поиск" )………………………………26 Список литературы…………………………………………………………………………. …. 62
Введение
В настоящее время одной из основных задач психологической службы учреждений образования является оказание помощи учащимся в осознанном выборе профессии. Профессиональная диагностика является одним из основных направлений в работе психолога образования, работающего со старшеклассниками. Цель профдиагностики — изучение психологических особенностей, интересов, способностей и склонностей детей в аспекте обеспечения помощи в профессиональном самоопределении учащихся. Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий. Многие считают, что главная цель профориентационного психодиагностического обследования оптанта состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой - сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Дело в том, что диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз.
Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. В таком случае, смысл психодиагностической работы в профконсультации заключается в следующем. Психодиагностическое обследование полезно, его результаты должны использоваться для активизации стремлений оптантов к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-консультационную работу, главной целью которой является подготовка оптанта к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация - не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или профессиональной области должно рождаться в ходе совместной работы. Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен воплощать идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Профдиагностическое обследование должно помочь оптанту лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.
Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга. Главными условиями готовности к профессиональному выбору являются полноценное психическое развитие ребенка, сформированность его потребностно - мотивационной сферы, высокий уровень развития склонностей, способностей и самосознания. Профдиагностика определяет процесс и уровень становления психологической готовности к выбору профессии и сферы профессиональной деятельности. Профессиональная диагностика проводится по следующему алгоритму: 1) ранняя диагностика интересов и способностей (1-4 классы), разработка и проведение программ по развитию интересов и способностей; 2) диагностика способностей и склонностей младших подростков, дальнейшее осуществление программ их развития (5-6 классы); 3) формирование профессиональных намерений Учащихся 7-8 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии; 4) диагностика и коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов. Результаты тестирования заносятся в профориентационную карту учащегося и анализируются психологом, после чего со школьником и его родителями проводится профконсультация о склонностях, интересах ребенка и предполагаемых сферах применения его профессиональных особенностей. При использовании профдиагностических тестов необходимо точно знать, с какой целью вы их используете. Для первичной групповой диагностики можно использовать дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, который позволяет выделить предмет труда, интересующий школьника. Далее необходимо определить предпочтительную цель труда. Также для первичной групповой диагностики можно использовать различные Карты интересов и др.
Для индивидуальной диагностики и последующей профконсультации можно использовать «Опросник профессиональной готовности», где исследуются не только интересы школьников, но и их отношение к данному виду труда, умение и желание данной деятельностью заниматься. Также можно использовать тест Холланда, где определяется не только психологический тип личности в соответствии с профессиональной сферой, но и предлагается перечень рекомендуемых профессий. Целью настоящего курса «Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога» является изучение теоретических основ профдиагностики и профконсультирования, а также овладение практическими методами и приемами диагностики и консультирования учащихся в контексте профессионального самоопределения, оказание помощи в осознанном выборе профессии. Задачи курса определены требованиями, предъявляемыми психологу-профконсультанту: -овладение методами и приемами профессиональной диагностики; -умение выявлять профессиональные интересы и намерения, склонности и способности; -овладение методикой психологического профессионального консультирования. Выпускник университета, изучив данный курс, сможет самостоятельно проводить профдиагностические исследования, оказывать профконсультационные услуги, т. е. выступать в качестве психолога-профконсультанта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|