Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство образования и науки Российской Федерации




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

                                                                                        

                                                                                        

Методические рекомендации

для лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов (специальность 030301 «Психология»)

по курсу «Профдиагностика и профконсультирование

в работе психолога»

 

Курган, 2013

 

 

Кафедра:                                      «Психология развития и возрастная психология»

 

      Дисциплина:                             «Профдиагностика и профконсультирование

                                             в работе психолога» (специальность 030301)

 

Составила:                                                             доцент Мальцева Л. В.

 

 

Утверждены на заседании кафедры                  « »                 2013 г.

 

 

Рекомендованы редакционно-издательским советом университета

                                                       

                                                                              « »                 2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….. 4

1. Дифференциально-диагностический опросник (модифицированный опросник

Е. А. Климова)……………………………………………………………………………………. 6

2. Опросник, выявляющий предпочтительную цель труда……………………………………8

3. Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока)………………………. 9

4. Опросник профессиональной готовности (модифицированный вариант

Л. Н. Кабардовой)……………………………………………………………………………. …. 15

5. Мотивы выбора профессии………………………………………………………………. …17

6. Опросник «Холланд + Климов =? » (автор Г. В. Резапкина)………………………………. 18

7. Опросник профессиональных склонностей (автор Г. В. Резапкина)……………………... 21

8. Опросник типа мышления(автор Г. В. Резапкина)………………………………………... 24

9. Опросник профессиональных предпочтений

(адаптация теста Дж. Холланда " Самонаправленный поиск" )………………………………26

Список литературы…………………………………………………………………………. …. 62

 

Введение

 

В настоящее время одной из основных задач психологической службы учреждений образования является оказание помощи учащимся в осознанном выборе профессии. Профессиональная диагностика является одним из основных направлений в работе психолога образования, работающего со старшеклассниками. Цель профдиагностики — изучение психологических особенностей, интересов, способностей и склонностей детей в аспекте обеспечения помощи в профессиональном самоопределении учащихся.

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий. Многие считают, что главная цель профориентационного психодиагностического обследования оптанта состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. При этом предполагается, что, с одной стороны, есть объективные требования профессий к психологическим качествам человека, с другой - сами эти качества, поддающиеся диагностике, надо лишь соотнести одно с другим, и сразу будет решен вопрос о том, к какой профессии «предназначен» данный человек. Внешне логичная, эта схема оказывается внутренне противоречивой и несостоятельной в практике профконсультирования. Дело в том, что диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности.

В таком случае, смысл психодиагностической работы в профконсультации заключается в следующем. Психодиагностическое обследование полезно, его результаты должны использоваться для активизации стремлений оптантов к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-консультационную работу, главной целью которой является подготовка оптанта к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Сама консультация - не одноразовое мероприятие, это большой, иногда длительный совместный труд психолога и учащегося, в котором полностью применимы принципы педагогики сотрудничества. Решение о выборе профессии или профессиональной области должно рождаться в ходе совместной работы.

Школьный психолог в своей профконсультационной работе должен воплощать идею о том, что нет практически ни одной профессии, в которую школьник мог бы «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой.

Профдиагностическое обследование должно помочь оптанту лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

Методы психологической диагностики могут быть использованы для выявления интересов, способностей, психофизиологических особенностей учащегося на начальном этапе работы с ним профконсультанта, а также для осуществления контроля за развитием требуемых качеств после проведения коррекции или тренинга.

Главными условиями готовности к профессиональному выбору являются полноценное психическое развитие ребенка, сформированность его потребностно - мотивационной сферы, высокий уровень развития склонностей, способностей и самосознания.

Профдиагностика определяет процесс и уровень становления психологической готовности к выбору профессии и сферы профессиональной деятельности.

Профессиональная диагностика проводится по следующему алгоритму:

1) ранняя диагностика интересов и способностей (1-4 классы), разработка и проведение программ по развитию интересов и способностей;

2) диагностика способностей и склонностей младших подростков, дальнейшее осуществление программ их развития (5-6 классы);

3) формирование профессиональных намерений Учащихся 7-8 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии;

4) диагностика и коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов.

Результаты тестирования заносятся в профориентационную карту учащегося и анализируются психологом, после чего со школьником и его родителями проводится профконсультация о склонностях, интересах ребенка и предполагаемых сферах применения его профессиональных особенностей.

При использовании профдиагностических тестов необходимо точно знать, с какой целью вы их используете. Для первичной групповой диагностики можно использовать дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, который позволяет выделить предмет труда, интересующий школьника. Далее необходимо определить предпочтительную цель труда. Также для первичной групповой диагностики можно использовать различные Карты интересов и др.

Для индивидуальной диагностики и последующей профконсультации можно использовать «Опросник профессиональной готовности», где исследуются не только интересы школьников, но и их отношение к данному виду труда, умение и желание данной деятельностью заниматься. Также можно использовать тест Холланда, где определяется не только психологический тип личности в соответствии с профессиональной сферой, но и предлагается перечень рекомендуемых профессий.

Целью настоящего курса «Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога» является изучение теоретических основ профдиагностики и профконсультирования, а также овладение практическими методами и приемами диагностики и консультирования учащихся в контексте профессионального самоопределения, оказание помощи в осознанном выборе профессии.

Задачи курса определены требованиями, предъявляемыми психологу-профконсультанту:

-овладение методами и приемами профессиональной диагностики;

-умение выявлять профессиональные интересы и намерения, склонности и способности;

-овладение методикой психологического профессионального консультирования.

Выпускник университета, изучив данный курс, сможет самостоятельно проводить профдиагностические исследования, оказывать профконсультационные услуги, т. е. выступать в качестве психолога-профконсультанта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...