Золотая латынь. Текст К. Паустовского
Золотая латынь ... В нашем классе когда-то висели картины. Их давно сняли, но в стенах осталось шесть больших костылей. Эти костыли вызвали у нас одну " удачную мысль". ... [Наш преподаватель латыни] Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс, как метеор. Фалды его сюртука развевались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, падал на стол. ... Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. ... Таков был обычный приход Субоча. ... ... Шестерых самых легких и маленьких ростом гимназистов, в том числе и меня, подвесили за туго затянутые кушаки к костылям...
321
В класс влетел Субоч. В это время все остальные гимназисты сделали между партами " стойку" - стали вниз головой, вытянув вверх ноги и опираясь руками на парты. Субоч... швырнул на стол журнал, и в ту же минуту весь класс с грохотом перешел в " исходное положение" - стал на ноги и сел на места. А мы, шестеро, отстегнули кушаки, упали на пол и тоже сели за парты. ... Субоч... пришел в ярость. Он стыдил нас... за то, что мы осмелились вести себя так недостойно на уроке " золотой латыни", на уроке самого великолепного из всех языков мира. " Латинский язык! - восклицал он. - Язык Овидия и Горация! ... Перед ним благоговели Пушкин и Данте, Гете и Шекспир! ... Золотая латынь! Каждое ее слово можно отлить из золота! ... А вы? Что делаете вы? ... Вы позволяете себе превратить занятие этим языком в балаган! Ваши головы начинены дешевыми мыслями! ... Стыдитесь! " ... Мы были подавлены тяжестью этих обвинений и картиной собственного ничтожества. Но кроме того, мы были обижены. Большинство из нас прекрасно знало латынь...
Стараясь загладить свою вину...
Продолжите эту историю.
Ответ
Текст К. Паустовского Мы яростно засели за латынь. ... И вот пришел, наконец, тот памятный день, когда Субоч вынужден был поставить всем, кого он вызвал, по пятерке... И на следующем уроке, как Субоч ни придирался к нам, как ни гонял нас по " темному тексту", он снова должен был поставить всем по пятерке. ... Субоч устроил нам общественный экзамен. ... Экзамен прошел блестяще. За Субочем осталась слава лучшего латиниста. Ничто уже не могло ее поколебать.
Задание 156
" Расшифруйте" предложение.
Две недели спустя, когда я пошел на поправку, доктор расхохотался и сказал, что, по его мнению, меня поставили на ноги не его лекарства, а то состояние бешенства, в котором я все это время пребывал.
Возможный ответ
Мужчина тяжело болел две недели. Во время болезни он находился в состоянии постоянного бешенства, причина которого нам неизвестна. Как это ни странно, такое состояние, по мнению врача, оказало на больного самое благотворное воздействие (поставило на ноги). Самому же врачу, который, несомненно, обладал чувством юмора, такое " лекарство" кажется хотя и смешным (доктор расхохотался), но более полезным, чем те, какими он потчевал своего пациента. (Предложение взято из перевода рассказа О'Генри " На помощь, друг! ". )
Задание 157
Прочитайте стихотворение А. Фета. Оно без заглавия.
Буря на небе вечернем, Моря сердитого шум – Буря на море и думы, Много мучительных дум – Буря на море и думы, Хор возрастающих дум – Черная туча за тучей, Моря сердитого шум.
1. Прочитайте стихотворение вслух, растягивая ударные гласные звуки. Что вы слышите? Выпишите ударные гласные. (У вас должно получиться три
323
столбика по 8 гласных в каждом. ) Общее количество гласных (Зх8)=24. Посчитайте, сколько среди всех гласных звуков [о] и [у]. Чем это можно объяснить? Присмотритесь к каждому столбику. В каком столбике какие гласные преобладают? В каком больше всего нарушений закономерности, которую вы только что выявили, а в каком нет совсем? Как вы думаете, почему? Сделайте вывод. 2. Какие еще средства, кроме звуков, использует поэт, чтобы передать читателю картину бури на море? Подскажем: обратите внимание на знаки препинания. На повторы: одинаковые ли они? На части речи: какая из них отсутствует и почему? Рассмотрите каждые две строчки попарно: строится ли из этих пар композиция стихотворения?
Ответ
1. Картину бури поэт создает в первую очередь при помощи звуков. Из 24 ударных гласных 18 (! ) приходится на звуки [о], [у], которые сами по себе способны передавать " завывания" ветра. Полная картина гласных в этом стихотворении выглядит так:
Нарушений больше всего в среднем столбике (то есть в середине строки, где они не так заметны). Нет нарушений в первом столбике (то есть каждое первое слова в строке -с ударным [о] или [у]). А третий столбик вовсе замеча-
тельный: за исключением первого [э], он весь состоит из одного [у-у-у-у-у-у-у]... А как известно, последнее слово в стихотворной строке - самое " сильное". Понравилось? 2. Пунктуация в этом тексте тоже напоминает нам о волнах — в конце строк чередуются запятые и тире, вот так: , —, —, --,. Исключений нет. Этот прием создает картину бесконечного повторения и даже однообразия, монотонности. Повторов слов и даже целых предложений в стихотворении очень много. Давайте посмотрим подробнее.
В таблице особенно заметны закономерности: слово буря, например, употребляется через строчку, а думы сконцентрированы в одном месте (к тому же, как мы знаем, стоят в конце строк). Это важно. Шум как бы обрамляет стихотворение.
Глаголы в стихотворении отсутствуют, и от этого, как ни парадоксально, картина движения становится только ярче. Здесь движется все: тучи, волны, думы (они мучают и все возрастают), слова цепляются Друг за друга, движутся звуки, чередуются знаки препинания, предложения перетекают одно в другое... Композиция стихотворения связана, если можно так сказать, с местом, где разыгрывается буря. Если рассмотреть с этой точки зрения каждые две строки попарно, то получится вот что:
1 НЕБО 3 МОРЕ+ДУША 5 МОРЕ+ДУША 7 НЕБО 2 МОРЕ 4 ДУША б ДУША 8 МОРЕ
Красиво? Это не только красиво, но и важно: душевный мир лирического героя " отражается" в картине природы, а состояние природы (и погоды) влияет на " думы" и чувства - все слито в единое целое. " Всё во мне и я во всём", - писал другой поэт, Ф. И. Тютчев.
Задание 158
Повесть В. Крапивина " Крик петуха" (советуем ее прочитать) заканчивается тем, что мальчик Филипп просит своего старшего друга, священника, освободить от наказания человека, который идет, днями и ночами, не ведая конца, по бесконечной насыпи и не может ни сесть, ни упасть... Так он наказан. За что - вы узнаете из помещенного ниже отрывка, разговора Филиппа и отца Дмитрия:
- Сам себе выбрал такое... Он стрелял в детей. Возможно ли более черное дело? - Он говорит, что не виноват, потому что выполнял приказ, - сумрачно объяснил Филипп на следующий день. - Никаким приказом нельзя оправдать этот грех... - Он говорит, что все понял и больше никогда не будет, - сказал Филипп еще через неделю. - Он просит, чтобы ему простили грех. - Грех может быть отпущен, если человек раскаялся. - Но он же говорит... Он... Дмитрий Игоревич резко выпрямился: - Он лжет! Он просто хочет избавиться от тяжкого пути!
Подумайте, почему не верят человеку, который говорит, что все понял, и просит его простить. Можно ли определить, искренне ли он раскаивается? Почему отец Дмитрий с такой уверенностью утверждает, что человек просто хочет избавиться от наказания и только поэтому просит прощения?
Как, по вашему мнению, отец Дмитрий объяснит Филиппу, почему он так уверен, что этот человек лжет? Продолжение последней реплики отца Дмитрия смотрите в ответе. Но подумайте вначале сами о том, какое объяснение или доказательство приведет Филиппу отец Дмитрий.
Ответ
Подумайте вот над чем. Сравните первый ответ - не виноват — и следующий: все понял. Не слишком ли быстро произошла эта перемена? Прочитайте продолжение реплики отца Дмитрия: -... При чем здесь отпущение грехов? Если человек раскаялся всей душой и ужаснулся своим делам, путь кончится и сам отпустит его...
Задание 159
Прочитайте прозаическое произведение поэта прошлого века В. А. Жуковского. Приводим его в сокращении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|