Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рэкетные чувства и система рэкета 4 глава




Также это предписание может передаваться от отца к дочери. «Не взрослей, а то я не буду любить тебя». Очень часто в практике можно услышать: «У нас с отцом были теплые отношения только до подросткового возраста, потом его как подменили». Когда дочь становится девушкой, такие отцы очень болезненно реагируют на просыпающуюся в дочери сексуальность, женственность. Жесткие ограниче­ния— не пользоваться косметикой, не носить сек­суальную одежду, не задерживаться, не ходить на свидания. Отец может даже прекратить любые фи­зические поглаживания. Он боится собственных чувств по отношению к взрослеющей дочери, и это его пугает настолько, что он становится еще боль­ше критичен, требователен и жесток по отношению к ней.

Например, Вероника— симпатичная женщина 40 лет. Она хороший специалист, ее ценят на рабо­те коллеги. Она живет одна, никогда не была заму­жем, детей нет. Ее мать певица. Отец патологичес­ки ревновал мать. На сцене ее роль— роковая женщина. После спектакля из служебной проходной выскакивала серая мышка, обязательно в платке, которую ждал муж. Поклонникам в голову не при­ходило, что это одна и та же женщина. Вероникой с детских лет занимался больше отец. «Лучше бы ты оставалась маленькой куколкой»,— говорил он. Ког­да у нее пошли первые месячные, отец-трезвенник напился с горя. Из института отец встречал дочь все годы. Модные вещи запрещал одевать, украшения выбрасывал, за косметику бил. Отца уже давно нет. После смерти мужа мать ожила, быстро вышла за­муж — и счастлива. Дочь же верна отцу. Эмоциональ­ную пищу находит в литературе, живописи. Она бур-

но переживает чужие страсти, трагедии и романы. Ее одежда не соответствует возрасту 40-летней жен­щины, она больше похожа на детскую— плиссеро-ваные юбочки, комбинезоны, прически с косами и бантами. Иногда она начинает говорить, как малень­кая девочка, картавя, с придыханием.

«Не будь ребенком»

Такое предписание дают родители своим старшим детям, чтобы те были ответственны перед младшими или были няньками для них. «Ты же старший, нечего плакать». «Помоги по дому, ты же уже большой».

Или когда родители поощряют в своих детях взрослое поведение и поступки «Будь воспитанным, не балуйся». Например, мать Ирины была эмоцио­нально холодна с дочерью, она много работала и мало занималась домом. Ирина рано поняла, что маме надо помогать по дому, и тогда та становится добрее и внимательнее. Ирина стала маленькой хо­зяйкой. К приходу мамы с работы она по четыре раза перемывала пол, чтобы не запачкалась раковина, Ирина накрывала ее белой тряпочкой и запрещала брату мыть в ней руки. Сейчас она жена богатого человека. Иного способа проявить свои чувства к мужу, как отдраить квартиру после домработницы, она не знает. И не может найти себя в новой жиз­ни! А ведь как много возможностей!

Есть еще подгруппа предписаний «Не будь ребен­ком». Мы уже обсуждали, что у реальных родителей есть свое эго-состояние Ребенок. Когда появляется дочь или сын, то внутренней Ребенок отодвигается на задний план, так как на первом месте реальные дети и активизировавшийся внутренний Родитель. Внутренний Ребенок может бунтовать, особенно если детские внутренние потребности родителя не были удовлетворены в детстве. Они могут неосознанно

завидовать своим детям, другим условиям их жизни, возможностям. И тогда их послание звучит так: «Я буду терпеть тебя, если ты не будешь мешать мне!» или «Я здесь главный Ребенок, а не ты!» или «Мои потребности важнее твоих!».

Следующая подгруппа предписаний — от нарцис-сических родителей. Неудовлетворенные нарцисси-ческие потребности родителей заставляют детей совершать подвиги. Дети должны дать известность родителям. Дети должны быть вундеркиндами. Но родители выставляют детям слишком высокий счет, делая их маленькими взрослыми. В эмоциональной сфере они наверняка будут неудачниками, будучи победителями в карьере.

«Не будь самим собой»

Эта группа часто встречается в практике психо­терапии.

Существует ряд подгрупп. Вот одна из них: «Не будь своего пола». Обычно это предписание полу­чают дети, которые родились не того пола, которого ожидали родители. Родители одевают детей, выби­рают им цветовую гамму пеленок, распашонок, коф­точек не своего пола. Или дают универсальные име­на. Например, Сергей всегда хотел сына, а у него три дочери— Евгения, Валерия и Александра.

Следующая подгруппа «не живи для себя, живи для меня». Контекст предписания— родители все сделали для тебя, теперь возвращай долги, осуществ­ляй их планы и мечты. Или: «У нас династия вра­чей, ты тоже должен быть врачом!».

Еще подгруппа «Я никогда не буду такой, как...моя мама (отец, дядя Ваня)». Можно часто в тера­пии услышать от клиента'— «я сделаю все, чтобы не стать такой, как моя мать», но чаще всего все уси­лия тратятся на того, чтобы не стать самой собой.

И тогда получается негатив с материнского фото, а не личность дочери.

«Не будь значимым»

Первая подгруппа имеет девиз «Нужды других людей важнее, чем мои». Такое предписание полу­чает ребенок от родителей, которые поглощены сво­ими делами, работой, здоровьем.

Вторая группа предписаний от родителей, кото­рые явно, открыто, дают ребенку обесценивающую оценку, игнорируют его существование и значимость в семье. «Ты здесь не главный», «Твое имя никто», «Дети должны быть видны, но не слышны».

Такие люди обращают на себя внимание тем, что стараются всячески себя сами принизить и обесце­нить, однако они болезненно чутки, когда их игно­рируют другие, например, психотерапевт. Поэтому для терапевта важно не игнорировать само присут­ствие клиента, его работу и эмоции. Но не менее важно и конфроптировать самоуничижение, само­обесценивание клиента.

«Не принадлежи»

Здесь можно выделить несколько подгрупп. Первая: «Не принадлежи к своему полу (нации, семье, стране)». Например, если родители ведут себя так, что ребенок не понимает, какой он национальности. Дома они евреи, которые следуют всем своим национальным традициям и отмечают все религиозные праздники, тогда как вне дома — то ярые антисемиты, то космо­политы. Ребенок лишен своих корней, культуры. Он не ощущает устойчивости и опоры в жизни. Он и во взрослой жизни легко отказывается от своих слов, обещаний. Его мнение, взгляды быстро меняются.

Другая подгруппа: «не принадлежи к миру взрос­лых». Такие постановления часто дают родители,

которые отмахиваются от ребенка, который хочет в чем-то разобраться и чем-то интересуется. «Ты не пой­мешь. Вот вырастишь, тогда узнаешь», «Это не для тебя, для взрослых». У таких клиентов трудности со Взрослым эго-состоянием. Они обычно или веселят­ся, как дети, или читают нравоучения, как родители. Активизация взрослого поведения, выбор своего пути, своих опор в жизни, ценностей и приоритетов — важ­ная стратегия работы с такими клиентами.

«Не будь близким»

Имеется в виду физическая и эмоциональная бли­зость. Клиенты с такими предписаниями испытыва­ли дефицит эмоциональной и физической близости в детстве. Ранние госпитализации, разлука с роди­телями, холодные, сдержанные родители, которые мало ласкали детей. Дети, оставленные в родильных домах, позже усыновленные. «Близость не нужна, глупость, телячьи нежности».

Смерть родителя, развод родителей, с которыми ребенок был близок, приводит к предписанию, кото­рое ребенок может дать сам себе: «Какой смысл сбли­жаться, если все равно все умрут». Или: «Разлука так тяжела, лучше не сближаться, не любить, не доверять».

Терапевт учит клиента просить, получать, давать поглаживания как физические, так и психологичес­кие. Учит не бояться и доверять себе и другим.

«Не достигай успеха»

Если родитель играет с ребенком, пока выигры­вает сам, и прекращает игру, когда проигрывает, то ребенок может сделать вывод «Не выигрывай, а то тебя не будут любить». «Не превзойди меня, твоего родителя», «Не показывай мне, что я чего-то не умею делать». «Не показывай мне, что моя жизнь прошла зря».

Постоянная критика со стороны родителя дает сообщение «Ты всегда все делаешь неправильно» — переводится ребенком «Не добивайся успеха». Суп­руги Гулдинги приводят пример с доброй бабушкой, которая, хваля здоровый румянец девочки после спортивной победы, сказала: «Лишь бы это не был туберкулез».

Терапевт выступает в роли Заботливого Родителя, который поощряет клиента делать поступки, не подвергая их оценке и критике, анализируя их, кор­ректируя поведение, поощряя спонтанность клиен­та, смелость; учит клиента награждать себя за дос­тижения и наслаждаться победами.

«Не думай»

«Не думай» — запрет на мышление. Родитель дает оценку— «Ты глупый», «Ты ничего не понимаешь» «Ты безграмотный». Ребенок получает предписание не думать, и родители поощряют мыслительную пассивность. Ребенок смирился, согласился и при­нял оценку родителей. «Зачем думать, родители го­ворят правду, я такой».

Или родители запрещают думать на конкретные темы, например, о сексе, смерти, деньгах.

Если в терапии клиенту задать вопрос на эти темы, то клиент не хочет думать, а приглашает те­рапевта сделать это за него. «А как вы считаете?» Здесь может быть вариант предписания «Не думай сам». Клиент ищет другого, кто бы думал за него. И предлагает терапевту симбиотические отношения.

«Не чувствуй»

Терапевт спрашивает клиента: «Что Вы чувствуете?» Клиент отвечает: «Мне надо подумать пару дней».

Это предписание получают дети от холодных, рав­нодушных родителей, которые сами не умеют чув-

ствовать и формально выполняют свои родительские функции. Это предписание можно получить и от ро­дителя, который раздражен, занят или гневается. Он может шлепнуть, оттолкнуть ребенка от себя. Физи­ческая и душевная боль могут быть настолько силь­ными, что ребенок дает сам себе предписание: «Не чувствовать больше».

Это предписание часто дают мальчикам: «Ты ма­ленький солдат, солдаты не плачут». В детстве ребе­нок учится не чувствовать и не переживать свою боль, во взрослой жизни и чужую тоже не чувствует.

Часто во взрослой жизни клиенты используют наркотические вещества, чтобы испытать суррогаты чувств— яркие переживания, галлюцинации. Тера­певт учит клиента проявлять чувства, осознавать, узнавать их. Прислушиваться к ощущениям в теле. Он поощряет, награждает клиента за проявления чувств и конфронтирует, когда клиент следует пред­писанию «Не чувствуй».

«Не будь здоровым»

Если родители были заботливы и внимательны, когда ребенок болел, и равнодушны и формальны, когда здо­ров, то, вероятно, их предписанием было «Не будь здо­ровым». Часто близкое общение у матери с ребенком скла­дывается, когда ребенок болен, а мама имеет больничный лист и не спешит на работу. Вариантом может быть по­слание: «Не будь нормальным» — если родителями поощ­ряется неадекватное, ненормальное поведение ребенка. Они умиляются его истерикам, говоря об эмоционально­сти и детской реакции. Если безумное поведение поощ­ряется и не корректируется, то ребенок может принять предписание: «Не будь нормальным, здоровым».

Помимо этих двенадцати разрушительных пред­писаний, идущих из фрустрированного, несчастно-

10 Макаров В. В.

го и озлобленного Ребенка родителей, предписания могут исходить и из доброго, свободного Ребенка. «Давай, живи, чувствуй и наслаждайся жизнью, она прекрасна», «Будь близким, люби. Доверяй».

Драйверы и сценарные паттерны

Понятие о драйверах

В начале семидесятых годов психолог Т. Кейлер обнаружил, что люди могут проигрывать свой сце­нарий за очень малый отрезок времени, порой все­го за несколько секунд. Он стал отмечать их жесты, тон и тембр голоса, построение фраз, темп речи, мимику.

Драйвер — один из пяти четко определенных спо­собов поведения, который проигрывается в период от полусекунды до нескольких секунд. Драйверы — поведенческие проявления сценарных посланий от реальных родителей к ребенку (см. рис. 11, стр. 279). Например, от матери к сыну. Эти послания исходят из эго-состояния Родитель отца или матери. Драй­веры представляют собой параллельную транзакцию Родитель — Родитель, они хранятся у ребенка в его Родительском эго-состоянии.

Драйвер (driver) в переводе с английского — кучер. Драйвер «сидит на козлах и следит» за соблюдением сценария, включаясь в определенных ситуациях и направляя человека в сторону заданного поведения. Драйвер, толкая человека на сценарное поведение, дает ему за это чувство благополучия. «Ты благопо­лучен тогда, когда ты следуешь сценарию», если ты не выполняешь условия— «Ты не благополучен».

Каждому драйверу Т. Кейлер дал название в виде позитивного родительского приказания (контрпред­писания): «Будь совершенным»; «Радуй других»; «Старайся»; «Будь сильным».

Таблица 6 Соотношение драйверов и сценарных паттернов

Главный драйвер Сценарный паттерн Сценарное убеждение
"Будь совершенным" Пока не (Геракл) Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу за это очень высокую цену
"Радуй других" После (Дамокл) Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду дорого заплатить за это
"Будь сильным" Никогда (Тантал) Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу
"Пытайся" Вссгда(Арахна) Я должен всегда оставаться в этой ситуации
"Радуй других+Пытайся" Почти (Сизиф) -тип 1 Я чуть было не достиг успеха
"Радуй других+Будь совершенным1" Почти (Сизиф) - тип 2 Я все еще не достиг успеха
"Радуй других+Будь совершенным + Спеши" Открытый конец (Филемон и Бавкида) Моя роль окончена, и я не знаю, что теперь делать

Пять драйверов тесно связаны с типами сценар­ных паттернов (см. табл. 6).

Драйвер «Спеши» напрямую со сценарием не свя­зан, это второстепенный драйвер, чаще всего исполь­зующийся для подкрепления основного.

Наблюдая за драйверами, можно обнаружить сце­нарный паттерн. Следовательно, умение обнаруживать драйверное поведение позволяет за короткое время узнать много информации о сценарии человека.

Рассмотрим наборы поведенческих реакций, ха­рактерных для различных драйверов.

Драйвер «Будь совершенным» и сценарный паттерн «Пока не»

Когда проигрывается драйвер «Будь совершенным («Будь лучшим»), то человек подчиняется голосу внут­реннего Родителя: «Ты будешь чувствовать себя бла­гополучным (ОК) лишь тогда, когда все будешь делать правильно». На Родительский голос реагирует Адап­тивный Ребенок: «Пока я не сделаю все, что в моих силах, я не закончу работу» и совершает подвиги Ге­ракла, делая героические усилия. Доминирует пове-ю*

дение Адаптивного Ребенка, отличника, пионера, который всем ребятам пример. Мимика и жесты у такого клиента будут похожи на взрослое поведение, но во всем будет чувствоваться напряжение. Речь очень подробная, он разжевывает и раскладывает все по полочкам, не упуская никакие мелочи. Однако слова при этом будут дополняющими, не несущими новой информации. Жесты и мимика мыслителя: считает пальцы, подпирает подбородок или лоб ру­кой. Взгляд направлен прямо или вверх, в одну точ­ку, он как будто читает написанный перед ним текст. Как разрушить драйверное поведение? Терапевт дает поддержку клиенту, когда поведение клиента вне драйвера и конфронтирует драйверное. Предлагает оценить реальную ситуацию, актуальное эго-состояние, осознать чувства, эмоции. Подключить Взрослое эго-состояние к реальной ситуации «здесь и сейчас». Ис­пользовать голос, мимику, жесты, позу взрослого че­ловека. Осознать себя взрослым, зрелым. Отчетливо и твердо проговаривая и понимая, что: «Я и сейчас дос­таточно хорош!», «Свою работу я выполняю отлично. Я получаю удовольствие от работы на всех ее этапах».

Драйвер «Радуй других» и сценарный паттерн «После»

Родительский голос внушает: «Ты благополучен лишь тогда, когда радуешь других людей». Из детс­кого состояния Адаптивного Ребенка: «Я надеюсь, что радую других, но боюсь, что в любой момент да­моклов меч опустится на мою голову».

Такой клиент своей задачей ставит радовать тера­певта. У него все получается, он счастлив, он загля­дывает в глаза, кивает головой. Поза — тело накло­нено вперед. Если это участник группы — ему обя­зательно надо рассмешить группу или вызвать сочувствие. Характерным признаком являются оцен-

ки от высокой к низкой. «Мне сейчас так хорошо, но что будет завтра?» «Мое благополучие зависит от вашего настроения».

Освобождением является разрешение, которое кли­ент дает сам себе — «Я могу радовать себя сам». И, сле­довательно, «Мое благополучие уже не зависит от на­строения других, и я могу освободиться от страха на­казания». «Что Вы чувствуете сейчас?»— главный вопрос терапевта. Любое проявление радости, гордос­ти, удовлетворения, хорошая мысль, остроумная фра­за— на всем терапевт акцентирует внимание клиен­та. «Это Ваша радость! Это Вы сами сделали для себя!»

Драйвер «Будь сильным» и сценарный паттерн «Никогда»

Сценарное послание из Родителя: «Ты благополу­чен лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и же­лания от других. Не давай им повода думать, что ты слабый». Слыша из Адаптивного Ребенка, клиент под­чиняется этому посланию, закрывая доступ внешним сигналам. При этом его лицо становится безучастным, он мало двигается и говорит ровным, неэмоциональ­ным тоном. Подобно Танталу он окружен бесценны­ми дарами жизни, морями поглаживаний, но он не просит их, он сильный и выше этого. Возможно, кли­енту нужна помощь, поддержка и сочувствие, но он не сделает ни шага в их направлении. Сбросив «железную маску», он начинает проявлять эмоции, просить и раздавать поглаживания, так освобождаясь от сцена­рия «Никогда». Теперь его девиз: «Будь открытым, спонтанным и искренним. Смелее, расскажи о своих чувствах. Будь прямым и открытым в желаниях». Для клиента очень полезны навыки умения давать-полу­чать — просить поглаживания. Здесь особенно полез­ны навыки применения гештальт-техник с отреагиро-ванием скрытых, закапсулированных эмоций.

Драйвер «Пытайся», сценарный паттерн «Всегда»

«Чтобы быть благополучным, ты должен пытать­ся и пытаться»,— говорит Родитель клиента, и его Адаптивный Ребенок только и пытается. Он ничего в действительности не делает, не добивается, и оста­ется в своем сценарии.

Слова человека с этим драйвером: «пытаюсь», «стараюсь», «как бы», «пробую». Тон голоса глухой или приглушенный. Выражение лица— напряжен­ное, со складками у переносицы, глаза сужены. Он весь напрягается, так он старается все понять и не пропустить, что даже подается вперед и приставля­ет руку к уху. Клиенту может не нравиться его жизнь и положение дел, и он будет пытаться изменить ситуацию, опять же не делая ничего реально...

Девиз к изменению: «Делай! Смелее вперед, и ты добьешься своего!» С клиентом по шагам разраба­тывается стратегия изменения. Ведется дневник, за­писываются сны, эмоции, которые возникают при отработке новых продуктивных паттернов поведе­ния. Терапевт поощряет и дает поглаживания за дела и реальные действия, совершаемые клиентом на пути разрушения привычного драйверного ниче­гонеделания.

Драйвер «Спеши»

Драйвер «Спеши» очень необычен. С одной сто­роны, он задает ритм действиям, с другой — он оп­равдывает плохой результат. Например, «Я так спе­шил на встречу с Вами, что забыл бумаги, которые Вам нес». «Я не успела сделать домашнее задание, зато вовремя пришла на семинар». Например, Ири­на все откладывает на последний момент. Ограни­ченное количество времени является для нее мощ­ным стимулом. Она активизируется, становится подвижней, у нее повышается жизненный тонус. Она

всегда опаздывает на 30 минут, но попробуй скажи ей об этом. В этот момент она — боец в «боевой рас­краске» — глаза горят, лицо красное, тело наклоне­но вперед, она влетает в аудиторию. Ее выигрыш — в этой энергетике. По-видимому, она ощущает себя благополучной именно в таком состоянии.

Работать с клиентами с таким драйвером сложно, так как они сами не осознают его неудобств. От этого драйвера страдают другие. Разрушение драйверного поведения клиента в осознании им того, что у него достаточно времени, чтобы прийти вовремя. У него достаточно времени, энергии и зрелости, чтобы не спеша выйти и прийти вовремя. Терапевт поощряет у клиента дисциплинированность и ответственность.

Функции драйверов

Итак, драйвер толкает человека на определенное поведение и дает ему за это чувство благополучия. «Ты благополучен тогда, когда ты в драйвере — ра­дуешь других, спешишь или безупречен», если ты не выполняешь условия драйвера — ты не благопо­лучен.

Драйверы передают своим детям родители с ус­тановками неблагополучия. Вы помните, что ребе­нок рождается со 100% благополучием, он видит мир реальным, полным возможностей и чудес. Когда же родители надевают на него «очки неблагополучия», мир искажается. Ребенок может даже стать слепым, и тогда родители дают ребенку драйвер — универ­сальный инструмент для жизни вслепую. Ребенок ра­стет и выбирает себе пару и близкое окружение с та­кими же искажениями мира. Например, для наших советских женщин характерны были драйверы — «Будь сильной» и «Радуй других». Непритязательная, скромная, работающая на износ. Если падает, то замертво, больше не встает никогда. Для современ-

ных девушек предпочтительное драйверное поведе­ние— «Будь совершенной» и «Радуй других». Они изнуряют себя диетами в стремлении быть сногсши­бательными, как топ-модели. Они ставят свое бла­гополучие в зависимость от направления моды, суб­культуры, мнения ровесников, значимых людей, от чего угодно, только не от себя самих.

Драйверы обеспечивают условное благополучие. Я чувствую себя хорошо только при условии, что я выполняю условия драйверного поведения, напри­мер, радую других или совершаю усилия, чтобы стать совершенной. Как только я выхожу из-под контро­ля драйвера, например, убеждаю себя, что я и так само совершенство, включаются механизмы обесце­нивания. И мой внутренний голос из негативного Карающего Родителя говорит: «Да посмотри на себя, еле в юбку влезла, корова. Тоже мне совершенство! На тебя смотреть не хочется, а уж радоваться — тем более».

У драйверов есть еще один подводный камень. Достигнуть конечной пели, постулируемой драйве­ром, невозможно. Какие бы усилия ни предприни­мал человек, он никогда не достигнет пьедестала, на котором «Само совершенство» или «Самый силь­ный». И это ловушка для Адаптивного Ребенка. И од­новременно стимул для роста, развития и стремле­ния к цели — пусть и эфемерной. Ловушка, потому что негативный Родитель всегда найдет с кем срав­нить и обесценить результат Ребенка. Но в погоне за этими, пусть условными, поглаживаниями чело­век на самом деле совершенствуется, становится сильнее, находит радость в общении с другими.

Т. Кеплер выделяет благополучные и неблагопо­лучные сценарные модели и соответствующие им варианты драйверов. Пять негативных драйверов исходят из негативной части Родителя. Их цель —

подтвердить позицию неблагополучия и усилить негативное воздействие сценария. Например, нега­тивная форма драйвера «Пытайся» может звучать как «Надрывайся».

Благополучные драйверы (разрешения) исходят от позитивной части Заботливого Родителя и имеют целью ослабить влияние сценарных предписаний и усилить позицию благополучия. Т. Кейлер сравнива­ет действие драйверов с батарейками, подзаряжаю­щими экзистенциальную позицию человека. Если ро­дители зарядили батарейку своего ребенка положи­тельно, то ребенок долго еще будет получать теплые токи радости и счастья. Если же заряд отрицатель­ный, то позиция ребенка окажется неблагополучной и, чтобы ее изменить, он будет нуждаться в полной перезарядке своей батарейки.

Отрицательный заряд «батарейки» принуждает человека собирать для подзарядки лишь пинки и условные поглаживания, искусно избегая радости и удовольствий с помощью механизмов игнорирования и обесценивания и оставаясь в рамках своего сцена­рия. Чтобы стать счастливым, такому человеку нуж­но прекратить сбор пинков, отключив батарейку неуспешности.

У драйверов есть еще одна функция — защитная. Они защищают от разрушительных действий прика­заний, посланных из негативного, фрустрированного Детского эго-состояния реального родителя. Эти приказания являются транзакцией между Детскими эго-состояниями, например, матери и ее сына. Мы уже рассматривали двенадцать групп родительских предписаний и их разрушительное воздействие.

Итак, драйверы защищают от негативных предпи­саний, приказаний. Пока человек выполняет усло­вия контрприказа (исходящие от позитивного Роди­теля своих родителей) и использует драйверное

поведение, он не обязан выполнять приказы (пред­писания, негативные Детские послания своих роди­телей) и может поэтому чувствовать себя условно бла­гополучным. Если же справиться со стрессовой ситуацией с использованием драйверного поведения не удается, человек остро чувствует свое неблагопо­лучие и подпадает под действие приказов. Каждый раз при проигрывании такой последовательности че­ловек проживает свой сценарий в миниатюре, одно­временно подкрепляя его.

Важно отметить, что работа по разрушению неэф­фективного, деструктивного сценария возможна на любом этапе, с любыми сценарными элементами. Начинаете ли Вы работу с драйверным поведением или сценарными паттернами, с родительскими пред­писаниями— вы разрушаете сценарий. В этом боль­шое преимущество сценарного анализа. Разрыв лю­бого звена приводит к разрушению всей конструк­ции. Только, разрушив одно, важно создать новое!

Мини-сценарий и драйверное поведение

Мы уже говорили о мини-сценарии рассматривая экзистенциальные позиции. Рассмотрим теперь его с позиции драйверного поведения.

Мини-сценарий, или минискрипт— последова­тельность сценарного поведения и рэкетных чувств, всегда начинающаяся с драйвера. Человек в мини-сценарии за короткое время проигрывает свой сце­нарий, и тем самым усиливает его. Мини-сцена­рий — это проявление сценария в маленьких, корот­ких событиях, длящихся всего несколько секунд. Мини-сценарий легко обнаружить и работа с ним всегда очень эффективна.

Анализ мини-сценариев — лучший инструмент для терапии с переадресовкой клиенту ответствен­ности за его жизнь.

Рис. 12. Минискрипт (Т. Кеплер)

Позиция 1. Драйверная реакция

Цикл мини-сценария запускается стрессогенным стимулом. Таким стимулом, по-видимому, служит ситуация, в которой что-то нарушает психологичес­кое равновесие человека, напоминая ему о сценар­ном приказе. При этом автоматически активизиру­ется защитное драйверное послание, и человек, находясь в позиции условного благополучия, пыта­ется разрешить конкретную ситуацию стандартным драйверным поведением.

Позиция 2. Стопор

Если ситуация с помощью драйверной реакции не разрешается, и стрессор продолжает действовать, то человек перемещается в позицию № 2. Берн назвал эту позицию «стопор» — пробка, затычка. Здесь че­ловек может ощущать себя заключенным в простран­стве с ограниченным набором операциональных возможностей. Безуспешность драйверного решения активирует сценарное предписание, которое вызы­вает взрыв рэкетных чувств (вина, тревога, смущение, боль наказанного Адаптивного Ребенка). Человек

лишается условного благополучия и переходит в позицию собственного неблагополучия по сравнению с другими, приказы и надежды которых ему якобы не удалось оправдать. При этом его поведение теря­ет связь с содержанием конкретной ситуации и вы­полняет требования сценарного приказа— бегство, необдуманные, неадекватные поступки, замешатель­ство с ничегонеделанием, уход в себя. Однако эта позиция содержит некую надежду — на милость и прощение «всемогущих Других», которые простят неудачника и помогут либо сделают все за него.

Позиция 3. Обвинитель

В этой позиции можно оказаться двумя способа­ми. Можно прямо из драйвера, а можно, — слегка оправившись после «затычки»,— попытаться «воз­выситься над ситуацией и взять реванш», либо — за­щитить остатки самоуважения, когда ситуация завер­шена и ничего реально поделать уже нельзя. Здесь позиция— «Я лучше других», эго-состояния — уяз­вленный, бунтующий Адаптивный Ребенок или взбе­шенный Властный Родитель. Рэкетные чувства — ощущение собственной безупречности и непогреши­мости, торжествующее «благородное» негодование, гневное неистовство. Поведение — поиск и разобла­чение виноватого (очное или заочное). При этом реакция не ограничивается рамками конкретной ситуации. В этой позиции человек с негодованием припоминает все «грехи» провинившегося, прошлые и будущие, и все похожие ситуации.

Позиция 4. Разочарованный

Если всеми перечисленными способами восстано­вить психическое равновесие не удается, то, исто­щившись, человек в эго-состоянии негативного, от­чаявшегося Адаптивного Ребенка может перейти к

позиции «Я плох, и вокруг все плохо» и почувство­вать себя окончательно загнанным в угол. Поражение, полученное в конкретной ситуации, разрастается до масштабов вселенской катастрофы. Имеющиеся в рас­поряжении ресурсы полностью игнорируются, и под давлением тяжелых рэкетных чувств своей полной беспомощности и безнадежности всего сущего, че­ловек утрачивает всякую надежду исправить поло­жение. Он утешает себя тем, что не только он сам, но и жизнь вообще никуда не годится, и нет смыс­ла терпеть все это издевательство. Он ничего и не делает, отдаваясь всецело во власть сценарных при­казов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...