Поклонники лепесткообразных топоров 1 глава
Стр 1 из 10Следующая ⇒ И. Р. ЛАВРЕЦКИЙ БОГИ В ТРОПИКАХ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ АНТИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1967 1-5-8 54-56-67 Эта книга перенесет вас на Антильские острова — Кубу, Гаити, Тринидад, Ямайку, Барбадос. Вы познакомитесь с народами, живущими в этом районе, их бытом, верованиями и суевериями. Население этих островов в течение столетий находилось под колониальным гнетом, от которого полностью освободилась только Куба. В этом районе процветают самые разнообразные религиозные культы, тираны выступают в роли верховных жрецов изуверских сект, за спиной миссионеров и иезуитов орудует американская разведка. В книге впервые в нашей литературе рассказано о синкретических афро-христианских культах, характерных для Карибского района, показана реакционная роль католических и протестантских миссионеров в жизни народов этого района. Автор — известный специалист по истории религии — неоднократно бывал в описываемых им местах. В книге использованы иллюстрации, предоставленные автору Институтом этнологии и фольклора Академии наук Кубы. Антильский лабиринт В первые европейцы появились в ^этих местах в ноябре 1492 г., когда каравеллы Христофора Колумба достигли одного из Багамских островов. Испанцам понадобилось всего лишь несколько лет, чтобы открыть и разведать огромный архипелаг, протянувшийся дугой от Флориды до устья Ориноко и состоящий из нескольких тысяч островов, самые крупные из которых Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико и Тринидад. Этот архипелаг в разное время называли по-разному: Карибским, Лукайским, Вест-Индским, Антильским. Последнее название ему было дано итало-испанским гуманистом Педро Мартиром де Англерией (1459—1526) в его сочинении «Декады нового мира». Англерия принял открытые Колумбом острова за мифическую землю Антилию, на которой, согласно средневековой легенде, бежавшие с Пиренейского полуострова от завоевателей-мавров семь христианских епископов основали «Семь городов».
В настоящее время этот архипелаг принято подразделять на острова Багам)ские и Бермудские, Большие Антильские (Куба, Ямайка, Гаити и Пуэрто-Рико) и Малые Антильские, которые в свою очередь подразделяются на Виргинские, Наветренные и Подветренные острова. История Антильских островов после их открытия испанцами в конце XV в. развивалась сложно и запутанно. В XVII в. власть Испании на Антилах начинают оспаривать ее соперницы — Англия, Франция, Нидерланды и другие державы. Англии удается овладеть Багамскими островами, а также Барбадосом и Ямайкой (1665), а в 1797 г.— Тринидадом. На Барбадосе, между прочим, L англиканские церковники обзавелись в XVIII в. сахарными плантациями, на которых к рабам относились с такой же жестокостью, как и на плантациях «светских» собственников '. Одновременно французы завладевают Мартиникой, Гваделупой и южной частью острова Гаити, где основывают колонию Сан-Доминго. Датчане захватывают часть Виргинских островов (1696), Швеция укрепляется на острове Сан-Бартоломе (1785), голландцы — на Кюрасао (1634), где вскоре образуется большая колония португальских евреев — сефарди. Теперь, пожалуй, это единственное место, где можно встретить мулатов еврейского происхождения. Остров Тобаго в XVII в. некоторое время был собственностью герцога Курляндского, затем перешел к Англии. Захвату испанских Антил другими державами сопутствовали бесчисленные налеты пиратов самых различных национальностей, обосновавшихся на необитаемых островах Карибского моря и в течение столетий грабивших владения Испании.
В конце XVIII и в XIX в. Антилы претерпели новые изменения. Остров Маргариты перешел под суверенитет Венесуэлы, после того как эта страна завоевала независимость. Острова Сан-Андрее и Провиденсия с англоязычным населением перешли к Колумбии; в 50-х годах нашего века там проживало около 6500 человек, 90% из них составляли баптисты и адвентисты. Большие изменения произошли на Гаити. В конце XVII в. восстали рабы в Сан-Доминго. Они изгнали французских колонизаторов и образовали независимую республику Гаити. Несколько позже освободилась от испанцев южная часть острова, ставшая Доминиканской республикой. Куба завоевала свою независимость в результате многолетней вооруженной борьбы с испанскими колонизаторами только в конце XIX в. Однако часть кубинской территории, в районе Гуантанамо, оккупировали под военно-морскую базу Соединенные Штаты. Немало изменений произошло в XX в. США захватили Пуэрто-Рико, превратив его в свою колонию. Их войска неоднократно оккупировали Кубу, Гаити, Доминиканскую республику. Во время первой мировой войны США перекупили у датчан Виргинские острова, а со второй мировой войны сохраняют военные базы на Антильских островах. В последние годы Ямайка, Тринидад, Тобаго и Барбадос добились самостоятельности в пределах Британского содружества. Мартиника и Гваделупа получили статус «французских департаментов», а Кюрасао и другие ан-тильские владения Голландии — внутреннее самоуправление. Пуэрто-Рико продолжает оставаться колонией США, хотя и под вывеской «свободного присоединившегося государства». Но значение всех этих изменений весьма относительно, если сравнить их с самым важным событием, происшедшим в Карибском районе после Колумба,— социалистической революцией на Кубе, открывшей новую, самую замечательную и светлую страницу в истории не только Антильских островов, но и всего американского континента. Революция 1959 г. освободила кубинский народ от гнета местных и иностранных эксплуататоров, утвердила его свободу и независимость. Ее пример воодушевляет и вдохновляет народы Америки на дальнейшую борьбу за свое окончательное освобождение.
Многовековое хозяйничание великих держав в районе Антильских островов привело к тому, что сегодня их население в этническом отношении — смесь многих народов Европы, Азии, Африки и Америки. Хотя первоначальные обитатели, которых встретил Колумб, были почти полностью истреблены испанскими конкистадорами еще в XVI в., они не исчезли бесследно. Завоеватели не только их эксплуатировали, но и насиловали их женщин. В результате кровь аборигенов продолжает пульсировать в жилах метисов. Кроме того, завоеватели помимо своей воли унаследовали от первоначальных обитателей различные навыки и обычаи. Гамак и каноэ, табак, кукуруза и картофель — все это и многое другое прочно вошло в жизнь и быт конкистадоров и их потомков, осевших на Антильских островах. Сами испанские завоеватели в этническом отношении не были однородны. Многие «чистокровные» кастильцы, андалузцы, баски, каталонцы, галисийцы происходили от мавров и евреев. Кроме того, через Испанию прибывали сюда португальцы и итальянцы *. А с вторжением в Ка- * Португалия в 1580—1640 гг. была объединена с Испанией, Испания одно время владела Сицилией и Неаполем. рибский бассейн других европейских держав здесь появились англичане и ирландцы, французы и голландцы, шведы, датчане и даже курляндцы (эстонцы). Но преобладающим цветом кожи в этом районе был и продолжает оставаться черный. Чтобы пользоваться плодами благодатной антильской земли, колонизаторы нуждались в дешевой рабочей силе. Сами они гнушались заниматься тяжелым физическим трудом, тем более в тропических условиях, а аборигенов перебили. В середине XVI в. почти все индейское население Антильских островов погибло или от меча завоевателей, или от непосильного труда на рудниках и плантациях. Работать должны были негры-рабы, ввозимые из Африки. Первыми стали промышлять работорговлей испанцы и португальцы. Их примеру последовали англичане, французы. Всего с XVI по XIX столетие на Антильские острова было ввезено около двух миллионов рабов-африканцев. Их потомки по существу составляют сегодня основную массу местного населения на большинстве Антильских островов.
Когда в XIX в. работорговля была запрещена, плантаторы-рабовладельцы стали ввозить на Антилы китайцев (кули), индийцев из Индии и индейцев из Мексики и Венесуэлы. В прошлом столетии сюда было завезено около полумиллиона законтрактованных рабочих из этих стран. В XX в. на Карибские острова хлынули новые завоеватели — американцы. Они и их капиталы проникли на Кубу, в Гаити и Доминиканскую республику, а также в английские, французские, голландские владения. «Тихие американцы», подобно саранче, расплодились на Антильских островах, и только с Кубы их выкурила победоносная социалистическая революция. В том же XX в. в Карибский район эмигрировали из Европы русские белогвардейцы, польские евреи, испанские республиканцы, а из Ближнего Востока — сирийцы. Сложная, запутанная политическая и этническая история этого района не могла не сказаться и на религиозных воззрениях местного населения, которые являются главным предметом наших изысканий в данной работа Здесь мы встречаем самые разнообразные верования: культы индейских племен, населявших Антильские острова до прибытия европейцев; католический культ и пеструю гамму протестантских сект; афро-христианские религии синкретического типа; спиритические секты*, иудаизм и масонские ложи**; индуистский и мусульманский культы и др. Пожалуй, наибольший интерес для исследователя, да, наверное, и для читателя, представляют афро-христианские культы синкретического типа, такие, как сантерия на Кубе, воду на Гаити, Шанго на Тринидаде и примыкающие к ним спиритические секты, которые имеются на этих и других Антильских островах. Термин «религиозный синкретизм» означает слияние верований и обрядов разных культов, в результате чего рождается новая разновидность религии. Все мировые религии в этом смысле синкретического происхождения. Процесс амальгамирования, слияния элементов различных верований в новую религию, ее отпочкование от своих предшественниц — процесс сложный и длительный. Как показывает история афро-христианских культов на Антильских островах, такому отпочкованию предшествует период, когда в синкретизированном культе «сожительствуют» элементы разных религий, в данном случае африканских и христианской, а также появляются новые элементы, не свойственные другим религиям. Образование синкретических культов из элементов местных религий и христианства — характерное явление для многих районов, находившихся под колониальным и империалистическим гнетом. Такие религии возникли в последнее столетие не только на Антильских островах и в некоторых странах Латинской Америки (Бразилии, Британской Гвиане), но и среди индейцев Соединенных Штатов, а также в Африке и в Меланезии2. Их появление характерно для народов со слаборазвитыми классовыми отношениями и объясняется в первую очередь тем, что колониальное угнетение и эксплуатация, а также насильственная, принудительная христианизация народов этих
* Вест-индские спиритические секты основаны на культе духов; они не имеют ничего общего с мистическим учением спиритизма европейского происхождения, проповедующим возможность общения с «духами умерших». ** Масонство — философско-религиозное течение, возникшее в XVIII в. Показной целью масонства было провозглашение объединения людей па основе взаимопомощи. В Латинской Америке масонство получило некоторое распространение среди либерально настроенной мелкой буржуазии. районов нарушили или частично разрушили сложившуюся веками местную систему обычаев и верований. Одновременно колониализм задержал, затормозил развитие этих народов, их приобщение к достижениям современной культуры и цивилизации. Порабощенные чужестранцами народные массы, лишенные своих традиционных институтов, жившие в беспросветной нищете и невежестве, все же стремились освободиться от гнета колонизаторов. Это стремление принимало иногда форму мессионистских религиозных движений синкретического толка, в которых наряду с местными верованиями видное место занимали боги или святые победителей, магическую сверхъестественную силу которых угнетенные пытались обратить против своих угнетателей. В других же случаях христианские боги служили прикрытием, под покровом которого сохранялись старые верования. Синкретические культы Африки и Антильских островов, населенных в значительной степени потомками рабов-африканцев, имеют много общего, но между ними существуют и значительные различия. Африканским сектам синкретического характера, как отмечает советский исследователь Б. И. Шаревская, присущи следующие общие черты: их членами являются только африканцы, как правило, одного племени или одной небольшой народности; они действуют независимо от западных христианских церквей, в подавляющем большинстве протестантских; их догматика и мифология — это переделка в местном духе библейских сказаний и христианского учения, а культ и бытовая обрядность — амальгама обрядов и церемоний, заимствованных из традиционных африканских религий и христианства. Секты имеют свою особую иерархию — высших и низших священнослужителей, обычно возглавляемую «пророками» и «провидцами». Последние стремятся путем внедрения в сознание своей паствы определенных заповедей привести к освобождению африканцев от колониального гнета и к установлению «царства божия» на земле именно в Африке, а также обеспечить «исцеление» больных, «изгнание нечистой силы», защиту от колдовства3. Иной характер носят такие секты на Антильских островах. Здесь их членами являются не только негры и мулаты, но и жители европейского и азиатского происхождения (например, на Тринидаде). Христианские элементы этих сект восходят к католической церкви; члены сект не только не отмежевываются от нее, но считают себя одновременно и сектантами, и католиками. Афро-христианские секты не имеют централизованной иерархии; им чужда мессианистская идея установления «царства божия» на землею цели их более скромны: «исцеление» больных, «изгнание нечистой силы», защита от колдовства. Иначе говоря, на Антильских островах афро-христианские культы не имеют того ярко выраженного политического характера, который свойствен схожим с ними культам в Африке. Чем это объясняется? По-видимому, иными социально-политическими условиями этого района. Здесь значительно раньше, чем в Африке, стала развертываться политическая борьба за независимость, в которую были вовлечены широкие массы населения, синкретические же культы оформились уже после завоевания независимости (Куба, Гаити) или демократических свобод (Тринидад). Немаловажную роль сыграла в этом и католическая традиция, преобладающее влияние католической церкви на население. Католическая церковь всегда поддерживала рабство, однако она весьма благосклонно относилась к «языческим» обрядам при условии, если «язычник» принимал крещение. Так, например, многие негритянские ритуальные песни и пляски давно уже стали частью католического богослужения в Африке. Тем не менее объективно в колониальный период афро-христианские культы Антильских островов представляли собой форму неосознанного протеста угнетенных негритянских масс против господствующего порядка, в том числе против официальной католической церкви — одной из опор этого порядка. В то же время они являлись следствием безразличия эксплуататорских классов к духовному миру этих масс, которые в поисках спасения от жизненных невзгод втайне продолжали взывать к своим древним африканским богам, прикрываясь поклонением богам своих угнетателей. Обо всем этом более подробно читатель узнает из следующих глав предлагаемой его вниманию книги.
Поклонники лепесткообразных топоров то представляли собой древние обитатели Антильских островом, какова была их материальная и духовная культура, во что они верили, каким богам поклонялись? Обо всем этом мы можем судить в основном только по археологическим данным. Тот, кто пожелал бы изучить мир антильских аборигенов, писал десять лет назад кубинский археолог Фе-липе Пичардо Мойя, должен помнить, что этот исчезнувший мир оставил после себя очень мало следов. Хотя испанские завоеватели заимствовали у аборигенов немало слов, прочно вошедших в словарный запас современных жителей Антил, о языках их древних обитателей нам почти ничего не известно. Наскальные изображения и знаки не поддаются пока расшифровке, их песни и ритуальные пляски забыты. С трудом можно найти следы их верований и обычаев среди нынешнего населения островов, и если среди него и остались считанные потомки древних аборигенов, то к нам они дошли не в их «чистом» виде, а пройдя долгий и сложный путь метисации, лишившей их многих характерных и только одним им свойственных черт и особенностей. Описания древних обитателей Антил, оставленные нам участниками конкисты, к сожалению, весьма скупы, неточны, фрагментарны, противоречивы, часто фантастичны. Хронистов больше привлекало описание цивилизаций ацтеков, майя и инков, чем антильских обитателей, не создавших ни грандиозных храмов и дворцов, ни поражавших своей фантазией скульптурных изображений божеств и не обладавших сокровищами из золота и драгоценных камней. Истребив коренных жителей, европейские завоеватели (испанцы, англичане, французы и др.) на протяжении столетий не проявляли какого-либо интереса к изучению «доисторического» прошлого своих владений. Более того, казалось, что колонизаторы делали все возможное, чтобы вытравить из памяти живущих любой намек на древних обитателей этих островов, уничтоженных ими. Первые ар- хеологические исследования относятся только к XIX в. Однако даже после завоевания независимости в таких странах, как Куба, Гаити и Доминиканская республика, систематические археологические и антропологические изыскания не проводились. Господство американских, английских и других империалистов тормозило развитие науки в этих странах. Только на Кубе после победоносной освободительной революции 1959 г. стала развиваться археологическая и антропологическая науки. В системе кубинской Академии наук после революции был создан Антропологический департамент, уже осуществивший ценные археологические рас-копкИ и впервые взявший на учет все имеющиеся в стране предметы, представляющие археологический интерес. К 19^6 г. было зарегистрировано и описано свыше 500 тыся4 таких предметов. Эта внушительная цифра свидетельствует о том, что индейское население Кубы до ее открытая европейцами было весьма многочисленным и пло-довитим в производстве различных предметов бытового и культового назначения. Какие же индейские племена населяли Антильские острова до Колумба? Ученые придерживаются на этот счет различных точек зрения. Так, например, уже упомя-нутъй Фелипе Пичардо Мойя считает, что там проживали четь(ре различные группы индейцев: гуанахатабеи, сибо-неи, тайно и карибы. Предполагается, что Антильские острова были заселены индейцами из района Амазонки. Сперва пришли сюда гуанахатабеи и сибонеи, позднее их стали вытеснять араваки (тайно и другие племена), а последних — карибы. Археологи Эрнесто Табио и Эстрелья Рей в свою очередь высказывают мнение, что гуанахатабеи били теми же сибонеями, но менее развитыми. Тайно они подразделяют на племена раннего периода — дотаино и более развитые — собственно тайно, культура которых достигла наивысшего расцвета на Гаити и Пуэрто-Рико4. 0 религиозных верованиях сибонеев известно мало. В их погребениях обнаружены различных размеров каменные шарь', куски магнитного железняка, гладкие, хорошо отполированные камни, каменные «кинжалы» с заостренным конДам, но без лезвия. Возможно, что эти предметы культового характера имели магическое значение, использовалась при погребальных обрядах. Тайно проживали на Багамских островах, Больших Антилах и некоторых островах Виргинской группы. В момент открытия Кубы они находились на восточной оконечности острова. Дотаино населяли центральную и восточную части Кубы. Таким образом, на этой антильской жемчужине к приходу испанцев жили три из четырех групп индейцев, населявших Антилы до испанцев,— гуа-нахатабеи-сибонеи, дотаино и тайно. Дотаино и тайно занимались земледелием и жили в селениях в хижинах (боио) из листьев и ветвей деревьев, с прямоугольным основанием и двускатной крышей на Кубе и с круглым или многоугольным основанием и покатой крышей на Гаити и других островах. В селениях имелись огороженные площадки — батей, где собирались старейшины, совершались ритуальные церемонии и игры в мяч, исполнялись хоровые песни — арейто. Тайно высекали из камня фетишей — семи. Их делали также из обожженной глины, рыбных костей и других материалов, в том числе из золотых пластин. Семи, изображавшие предков и олицетворявшие их дух, играли большую роль в жизни индейцев. Кроме личных семи имелись общесемейные и общеплеменные духи-покровители, олицетворявшие различные явления природы (день, ночь, солнце, воду и т. д.) и деятельность людей (войну, брак, смерть и т. п.). Семи очень разнообразны. Имеются семи в виде змеи, черепахи, рыбы и других живых существ (зооморфные), а также в виде листьев и плодов различных деревьев (фитоморфные). Индеец приобретал семи после прохождения инициации *. В церемонию инициации включали пост, «очищение» путем искусственной рвоты, вызванной специальной лопаточкой, вдыхание табачного порошка, порождавшего галлюцинации. Рядовые общинники имели по одному семи, которого они хранили в хижине в небольшой нише. Волю семи они узнавали при помощи шамана — бехике (у карибов — пиа-че). Вождь племени или общины (касик) имел до десяти семи, причем они считались самыми могущественными. Индейцы делали из дерева скамейки ритуального назначения на четырех ножках, с дугообразной спинкой — * Обряд возрастного посвящения — принятия подростков в группу полноправных членов племени, IS духо, а также глиняные миски круглой и разнообразной формы, украшенные иногда геометрическим орнаментом и антропоморфными изображениями. Тайно раскрашивали свое тело красными, белыми, черными и желтыми красками, которые защищали их от лучей солнца, ливней, укусов насекомых. Этот обряд имел ритуальное значение. В некоторых случаях индейцы татуировали или раскрашивали и своих семи. Тайно деформировали черепа, сдавливая их с помощью дощечек из твердого дерева. Возможно, это делалось с целью походить на одного из своих тотемических предков — черепаху. Тайно прокалывали уши и носовую перегородку, вставляя в отверстия серьги и украшения, сделанные из камня, раковин или костей. Маленькие глиняные сосудики, которые находят п районах обитания тайно, по мнению одних археологов, являлись игрушками, по мнению других — предназначались для мертвых, подобно египетским ритуальным сосудикам. Тайно были древнейшими потребителями табака — ко-хобы. Они жевали и курили его, а также вдыхали через трубку с двумя вставлявшимися в ноздри ответвлениями, которую называли тобако. Бартоломе де Лас-Касас, участвовавший в одной из экспедиций Колумба, оставил нам подробное описание церемонии потребления кохобы индейцами: «Кохобу вдыхали они, сидя на низких скамейках, прекрасно отделанных и называвшихся духо, они приготовляли различные порошки цвета корицы из различных высушенных и хорошо растертых трав. Эти порошки насыпали на круглое деревянное блюдо, гладкое и красивое, которое вряд ли могло быть более прекрасным, если бы было сделано из золота или серебра. Оно было почти черным и сверкало, как агат. Индейцы имели также особое приспособление, сделанное из того же дерева и также отполированное и прекрасное. По внешнему виду и по размеру оно напоминало небольшую флейту, было полым внутри и заканчивалось двумя полыми трубочками. Трубочки вставляли в ноздри, а другой конец помещали в порошок, лежащий на блюде. Затем они делали вдох и, вдыхая, втягивали порошок. От этого они почти теряли разум, как если бы пили крепкое вино, и становились пьяными или почти пьяными. Таким образом они удостаивались беседы с идолами, оракулами..., которые открывали им тайны; так они слышали и узнавали, придет ли к ним счастье или несчастье и беда» 5. Наиболее распространенными на Антильских островах культовыми предметами в доколумбовый период были ле-песткообразные или миндалевидные по своей форме топоры. Они обнаружены в большом количестве на Антильских островах почти повсюду. Размер их самый разнообразный — от нескольких сантиметров до полуметра и более. Одни топоры напоминают по своей форме яйцо, другие — ружейные пули. Большинство топоров просто хорошо отполированы, но встречаются и с антропоморфными изображениями (присевшие на корточки получеловеческие фигурки). Иногда они вставлены в рукоятки, разукрашенные подобными же изображениями. Такие топоры имели, по-видимому, ритуальное назначение. Они не использовались как орудия труда, их острие плохо отточено и не носит следов употребления, в то время как рабочие топоры отделаны более грубо и сильно изношены. Ритуальные топоры делались из камня, чаще всего из диорита, а также из более хрупких пород и даже из раковин, что опять-таки свидетельствует о их нерабочем назначении. Миниатюрные топорики, по мнению некоторых археологов, были детскими амулетами. Иногда в них есть отверстия: их носили на шее. Судя по обилию обнаруженных топоров, можно предположить, что у каждого аборигена было по нескольку топоров различной формы и размера*. Топоры аборигенов Антильских островов имеют большое сходство с подобными же изделиями эпохи неолита, а более миниатюрные напоминают каменные наконечники стрел эпохи палеолита в Европе. Древние греки считали их окаменевшими молниями, которые низвергал на землю Зевс. В русском фольклоре они фигурируют как громовые стрелы. Представление о неолитических топорах как об окаменевших молниях или стрелах, падающих во время грозы, распространено почти по всему миру. Кубинский ученый Фернандо Ортис обращает внимание на то, что район Карибского моря и восточного побережья Центральной и Южной Америки с незапамятных времен подвергается разрушительному влиянию циклонов, которые, несомненно, наводили суеверный страх на его древних обитателей. Известно, что индейцы киче, населявшие значительную часть Центральной Америки, поклонялись жестокому и кровожадному божеству Хурака-ну (Урагану). В сохранившемся эпосе индейцев киче«По-поль-Вух» Хуракан выступает в роли триединого божест-ва-громовика, именуемого также Какулха — блеском молнии б. «Пополь-Вух» содержит драматическое описание потопа, постигшего «деревянных людей» в наказание за то, что «их мысли не достигали до лица их матери, до лица "их отца, сердца неба, что зовется Хураканом. И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать черный дождь, ливень днем и ливень ночью» 7. И тогда, повествует эпос, деревья и скалы начали бить «деревянных людей» и все, предметы и животные, заговорило: глиняные кувшины и сковородки, тарелки и горшки, собаки и камни, на которых растирали кукурузные зерна. Все поднялось и начало убивать их... Описанный в «Пополь-Вух» потоп очень напоминает циклон. Фернандо Ортис считает, что лепесткообразные топоры, особенно с «лицами» (антропоморфными изображениями), являются персонифицированными изображениями бога Хуракана, вызывавшего, по верованиям индейцев, разные болезни и прочие несчастья. На таких топорах острый конец обращен вниз, а тупой — вверх. Из этого кубинский ученый делает вывод, что топор изображает падающую на землю молнию8. Однако у кубинского археолога Рене Эррера Фритота, автора монографии об антильских топорах, эта гипотеза вызывает сомнения. Он считает, что вряд ли аборигены могли принимать топоры своего собственного изделия за небесные снаряды9. Иначе воспринимали эти топоры рабы, завезенные на Антильские острова из Африки. У себя на родине негры почитали каменные осколки — результат удара молнии о скалы, считая, что их бросает на землю бог грозы и войны Шанго, когда мчится на лошади по небу во время бури. И здесь негры принимали антильские топоры за такие же громовые стрелы. Это поверие бытует и сейчас среди крестьян Кубы и других Карибских островов, сохраняющих древние топоры аборигенов в качестве амулетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|