Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поклонники лепесткообразных топоров 1 глава




И. Р. ЛАВРЕЦКИЙ

БОГИ

В ТРОПИКАХ

РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ АНТИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1967


1-5-8 54-56-67


Эта книга перенесет вас на Антильские остро­ва — Кубу, Гаити, Тринидад, Ямайку, Барбадос. Вы познакомитесь с народами, живущими в этом рай­оне, их бытом, верованиями и суевериями. Насе­ление этих островов в течение столетий находи­лось под колониальным гнетом, от которого пол­ностью освободилась только Куба. В этом райо­не процветают самые разнообразные религиоз­ные культы, тираны выступают в роли верхов­ных жрецов изуверских сект, за спиной миссио­неров и иезуитов орудует американская развед­ка.

В книге впервые в нашей литературе рассказано о синкретических афро-христианских культах, ха­рактерных для Карибского района, показана реак­ционная роль католических и протестантских мис­сионеров в жизни народов этого района.

Автор — известный специалист по истории ре­лигии — неоднократно бывал в описываемых им местах. В книге использованы иллюстрации, пре­доставленные автору Институтом этнологии и фольклора Академии наук Кубы.


Антильский лабиринт

В первые европейцы появились в ^этих местах в ноябре 1492 г., когда каравеллы Христофора Колумба достигли одного из Багамских островов.

Испанцам понадобилось всего лишь несколько лет, чтобы открыть и разведать огромный архипелаг, протя­нувшийся дугой от Флориды до устья Ориноко и состоя­щий из нескольких тысяч островов, самые крупные из которых Куба, Ямайка, Гаити, Пуэрто-Рико и Тринидад. Этот архипелаг в разное время называли по-разному: Ка­рибским, Лукайским, Вест-Индским, Антильским. Послед­нее название ему было дано итало-испанским гуманистом Педро Мартиром де Англерией (1459—1526) в его сочи­нении «Декады нового мира». Англерия принял открытые Колумбом острова за мифическую землю Антилию, на ко­торой, согласно средневековой легенде, бежавшие с Пире­нейского полуострова от завоевателей-мавров семь хри­стианских епископов основали «Семь городов».

В настоящее время этот архипелаг принято подразде­лять на острова Багам)ские и Бермудские, Большие Ан­тильские (Куба, Ямайка, Гаити и Пуэрто-Рико) и Малые Антильские, которые в свою очередь подразделяются на Виргинские, Наветренные и Подветренные острова.

История Антильских островов после их открытия ис­панцами в конце XV в. развивалась сложно и запутанно.

В XVII в. власть Испании на Антилах начинают оспа­ривать ее соперницы — Англия, Франция, Нидерланды и другие державы. Англии удается овладеть Багамскими островами, а также Барбадосом и Ямайкой (1665), а в 1797 г.— Тринидадом. На Барбадосе, между прочим,


L


               
   
 
 
   
     


англиканские церковники обзавелись в XVIII в. сахарными плантациями, на которых к рабам относились с такой же жестокостью, как и на плантациях «светских» собственни­ков '. Одновременно французы завладевают Мартиникой, Гваделупой и южной частью острова Гаити, где основы­вают колонию Сан-Доминго. Датчане захватывают часть Виргинских островов (1696), Швеция укрепляется на ост­рове Сан-Бартоломе (1785), голландцы — на Кюрасао (1634), где вскоре образуется большая колония португаль­ских евреев — сефарди. Теперь, пожалуй, это единствен­ное место, где можно встретить мулатов еврейского про­исхождения.

Остров Тобаго в XVII в. некоторое время был собствен­ностью герцога Курляндского, затем перешел к Англии. Захвату испанских Антил другими державами сопутство­вали бесчисленные налеты пиратов самых различных на­циональностей, обосновавшихся на необитаемых островах Карибского моря и в течение столетий грабивших владе­ния Испании.

В конце XVIII и в XIX в. Антилы претерпели новые изменения. Остров Маргариты перешел под суверенитет Венесуэлы, после того как эта страна завоевала независи­мость. Острова Сан-Андрее и Провиденсия с англоязыч­ным населением перешли к Колумбии; в 50-х годах наше­го века там проживало около 6500 человек, 90% из них составляли баптисты и адвентисты.

Большие изменения произошли на Гаити. В кон­це XVII в. восстали рабы в Сан-Доминго. Они изгнали французских колонизаторов и образовали независимую республику Гаити. Несколько позже освободилась от ис­панцев южная часть острова, ставшая Доминиканской республикой. Куба завоевала свою независимость в ре­зультате многолетней вооруженной борьбы с испанскими колонизаторами только в конце XIX в. Однако часть ку­бинской территории, в районе Гуантанамо, оккупировали под военно-морскую базу Соединенные Штаты.

Немало изменений произошло в XX в. США захватили Пуэрто-Рико, превратив его в свою колонию. Их войска неоднократно оккупировали Кубу, Гаити, Доминиканскую республику. Во время первой мировой войны США пере­купили у датчан Виргинские острова, а со второй миро­вой войны сохраняют военные базы на Антильских островах.


В последние годы Ямайка, Тринидад, Тобаго и Барба­дос добились самостоятельности в пределах Британского содружества. Мартиника и Гваделупа получили статус «французских департаментов», а Кюрасао и другие ан-тильские владения Голландии — внутреннее самоуправле­ние. Пуэрто-Рико продолжает оставаться колонией США, хотя и под вывеской «свободного присоединившегося го­сударства».

Но значение всех этих изменений весьма относительно, если сравнить их с самым важным событием, происшед­шим в Карибском районе после Колумба,— социалистиче­ской революцией на Кубе, открывшей новую, самую заме­чательную и светлую страницу в истории не только Ан­тильских островов, но и всего американского континента. Революция 1959 г. освободила кубинский народ от гнета местных и иностранных эксплуататоров, утвердила его свободу и независимость. Ее пример воодушевляет и вдохновляет народы Америки на дальнейшую борьбу за свое окончательное освобождение.

Многовековое хозяйничание великих держав в районе Антильских островов привело к тому, что сегодня их насе­ление в этническом отношении — смесь многих народов Европы, Азии, Африки и Америки. Хотя первоначальные обитатели, которых встретил Колумб, были почти пол­ностью истреблены испанскими конкистадорами еще в XVI в., они не исчезли бесследно. Завоеватели не только их эксплуатировали, но и насиловали их женщин. В ре­зультате кровь аборигенов продолжает пульсировать в жилах метисов. Кроме того, завоеватели помимо своей воли унаследовали от первоначальных обитателей различ­ные навыки и обычаи. Гамак и каноэ, табак, кукуруза и картофель — все это и многое другое прочно вошло в жизнь и быт конкистадоров и их потомков, осевших на Антильских островах.

Сами испанские завоеватели в этническом отношении не были однородны. Многие «чистокровные» кастильцы, андалузцы, баски, каталонцы, галисийцы происходили от мавров и евреев. Кроме того, через Испанию прибывали сюда португальцы и итальянцы *. А с вторжением в Ка-

* Португалия в 1580—1640 гг. была объединена с Испанией, Испания одно время владела Сицилией и Неаполем.


рибский бассейн других европейских держав здесь появи­лись англичане и ирландцы, французы и голландцы, шве­ды, датчане и даже курляндцы (эстонцы).

Но преобладающим цветом кожи в этом районе был и продолжает оставаться черный. Чтобы пользоваться плодами благодатной антильской земли, колонизаторы нуждались в дешевой рабочей силе. Сами они гнушались заниматься тяжелым физическим трудом, тем более в тро­пических условиях, а аборигенов перебили. В середине XVI в. почти все индейское население Антильских остро­вов погибло или от меча завоевателей, или от непосильно­го труда на рудниках и плантациях. Работать должны были негры-рабы, ввозимые из Африки. Первыми стали промышлять работорговлей испанцы и португальцы. Их примеру последовали англичане, французы. Всего с XVI по XIX столетие на Антильские острова было ввезено около двух миллионов рабов-африканцев. Их потомки по существу составляют сегодня основную массу местного на­селения на большинстве Антильских островов.

Когда в XIX в. работорговля была запрещена, планта­торы-рабовладельцы стали ввозить на Антилы китайцев (кули), индийцев из Индии и индейцев из Мексики и Ве­несуэлы. В прошлом столетии сюда было завезено около полумиллиона законтрактованных рабочих из этих стран.

В XX в. на Карибские острова хлынули новые завое­ватели — американцы. Они и их капиталы проникли на Кубу, в Гаити и Доминиканскую республику, а также в английские, французские, голландские владения. «Тихие американцы», подобно саранче, расплодились на Антиль­ских островах, и только с Кубы их выкурила победо­носная социалистическая революция.

В том же XX в. в Карибский район эмигрировали из Европы русские белогвардейцы, польские евреи, испан­ские республиканцы, а из Ближнего Востока — сирийцы.

Сложная, запутанная политическая и этническая ис­тория этого района не могла не сказаться и на религиоз­ных воззрениях местного населения, которые являются главным предметом наших изысканий в данной работа Здесь мы встречаем самые разнообразные верования: культы индейских племен, населявших Антильские остро­ва до прибытия европейцев; католический культ и пеструю гамму протестантских сект; афро-христианские религии


синкретического типа; спиритические секты*, иудаизм и масонские ложи**; индуистский и мусульманский куль­ты и др.

Пожалуй, наибольший интерес для исследователя, да, наверное, и для читателя, представляют афро-христиан­ские культы синкретического типа, такие, как сантерия на Кубе, воду на Гаити, Шанго на Тринидаде и примыкаю­щие к ним спиритические секты, которые имеются на этих и других Антильских островах.

Термин «религиозный синкретизм» означает слияние верований и обрядов разных культов, в результате чего рождается новая разновидность религии. Все мировые ре­лигии в этом смысле синкретического происхождения. Процесс амальгамирования, слияния элементов различ­ных верований в новую религию, ее отпочкование от своих предшественниц — процесс сложный и длительный. Как показывает история афро-христианских культов на Ан­тильских островах, такому отпочкованию предшествует период, когда в синкретизированном культе «сожитель­ствуют» элементы разных религий, в данном случае афри­канских и христианской, а также появляются новые эле­менты, не свойственные другим религиям.

Образование синкретических культов из элементов местных религий и христианства — характерное явление для многих районов, находившихся под колониальным и империалистическим гнетом. Такие религии возникли в по­следнее столетие не только на Антильских островах и в некоторых странах Латинской Америки (Бразилии, Бри­танской Гвиане), но и среди индейцев Соединенных Шта­тов, а также в Африке и в Меланезии2. Их появление ха­рактерно для народов со слаборазвитыми классовыми от­ношениями и объясняется в первую очередь тем, что колониальное угнетение и эксплуатация, а также насиль­ственная, принудительная христианизация народов этих

* Вест-индские спиритические секты основаны на культе ду­хов; они не имеют ничего общего с мистическим учением спири­тизма европейского происхождения, проповедующим возможность общения с «духами умерших».

** Масонство — философско-религиозное течение, возникшее в XVIII в. Показной целью масонства было провозглашение объеди­нения людей па основе взаимопомощи. В Латинской Америке ма­сонство получило некоторое распространение среди либерально настроенной мелкой буржуазии.


районов нарушили или частично разрушили сложившую­ся веками местную систему обычаев и верований. Одно­временно колониализм задержал, затормозил развитие этих народов, их приобщение к достижениям современной куль­туры и цивилизации. Порабощенные чужестранцами на­родные массы, лишенные своих традиционных институтов, жившие в беспросветной нищете и невежестве, все же стремились освободиться от гнета колонизаторов. Это стремление принимало иногда форму мессионистских ре­лигиозных движений синкретического толка, в которых наряду с местными верованиями видное место занимали боги или святые победителей, магическую сверхъестест­венную силу которых угнетенные пытались обратить про­тив своих угнетателей. В других же случаях христианские боги служили прикрытием, под покровом которого сохра­нялись старые верования.

Синкретические культы Африки и Антильских остро­вов, населенных в значительной степени потомками рабов-африканцев, имеют много общего, но между ними суще­ствуют и значительные различия.

Африканским сектам синкретического характера, как отмечает советский исследователь Б. И. Шаревская, при­сущи следующие общие черты: их членами являются толь­ко африканцы, как правило, одного племени или одной не­большой народности; они действуют независимо от запад­ных христианских церквей, в подавляющем большинстве протестантских; их догматика и мифология — это передел­ка в местном духе библейских сказаний и христианского учения, а культ и бытовая обрядность — амальгама обря­дов и церемоний, заимствованных из традиционных афри­канских религий и христианства. Секты имеют свою осо­бую иерархию — высших и низших священнослужителей, обычно возглавляемую «пророками» и «провидцами». По­следние стремятся путем внедрения в сознание своей паствы определенных заповедей привести к освобождению африканцев от колониального гнета и к установлению «царства божия» на земле именно в Африке, а также обе­спечить «исцеление» больных, «изгнание нечистой силы», защиту от колдовства3.

Иной характер носят такие секты на Антильских остро­вах. Здесь их членами являются не только негры и мула­ты, но и жители европейского и азиатского происхожде­ния (например, на Тринидаде). Христианские элементы


этих сект восходят к католической церкви; члены сект не только не отмежевываются от нее, но считают себя одно­временно и сектантами, и католиками. Афро-христианские секты не имеют централизованной иерархии; им чужда мессианистская идея установления «царства божия» на землею цели их более скромны: «исцеление» больных, «из­гнание нечистой силы», защита от колдовства. Иначе го­воря, на Антильских островах афро-христианские культы не имеют того ярко выраженного политического характе­ра, который свойствен схожим с ними культам в Африке.

Чем это объясняется? По-видимому, иными социально-политическими условиями этого района. Здесь значитель­но раньше, чем в Африке, стала развертываться политиче­ская борьба за независимость, в которую были вовлечены широкие массы населения, синкретические же культы оформились уже после завоевания независимости (Куба, Гаити) или демократических свобод (Тринидад). Нема­ловажную роль сыграла в этом и католическая традиция, преобладающее влияние католической церкви на населе­ние. Католическая церковь всегда поддерживала рабство, однако она весьма благосклонно относилась к «языче­ским» обрядам при условии, если «язычник» принимал крещение. Так, например, многие негритянские ритуаль­ные песни и пляски давно уже стали частью католическо­го богослужения в Африке.

Тем не менее объективно в колониальный период афро-христианские культы Антильских островов представляли собой форму неосознанного протеста угнетенных негри­тянских масс против господствующего порядка, в том чис­ле против официальной католической церкви — одной из опор этого порядка. В то же время они являлись следст­вием безразличия эксплуататорских классов к духовному миру этих масс, которые в поисках спасения от жизнен­ных невзгод втайне продолжали взывать к своим древним африканским богам, прикрываясь поклонением богам сво­их угнетателей.

Обо всем этом более подробно читатель узнает из сле­дующих глав предлагаемой его вниманию книги.


 

Поклонники лепесткообразных топоров

то представляли собой древние обитатели Антильских островом, какова была их материальная и духовная культура, во что они верили, каким богам поклонялись? Обо всем этом мы можем судить в основном только по археологическим дан­ным. Тот, кто пожелал бы изучить мир антильских або­ригенов, писал десять лет назад кубинский археолог Фе-липе Пичардо Мойя, должен помнить, что этот исчезнув­ший мир оставил после себя очень мало следов. Хотя испанские завоеватели заимствовали у аборигенов немало слов, прочно вошедших в словарный запас современных жителей Антил, о языках их древних обитателей нам поч­ти ничего не известно. Наскальные изображения и знаки не поддаются пока расшифровке, их песни и ритуальные пляски забыты. С трудом можно найти следы их верова­ний и обычаев среди нынешнего населения островов, и если среди него и остались считанные потомки древних абори­генов, то к нам они дошли не в их «чистом» виде, а пройдя долгий и сложный путь метисации, лишившей их многих характерных и только одним им свойственных черт и осо­бенностей.

Описания древних обитателей Антил, оставленные нам участниками конкисты, к сожалению, весьма скупы, не­точны, фрагментарны, противоречивы, часто фантастичны. Хронистов больше привлекало описание цивилизаций ац­теков, майя и инков, чем антильских обитателей, не со­здавших ни грандиозных храмов и дворцов, ни поражав­ших своей фантазией скульптурных изображений божеств и не обладавших сокровищами из золота и драгоценных камней.

Истребив коренных жителей, европейские завоеватели (испанцы, англичане, французы и др.) на протяжении столетий не проявляли какого-либо интереса к изучению «доисторического» прошлого своих владений. Более того, казалось, что колонизаторы делали все возможное, чтобы вытравить из памяти живущих любой намек на древних обитателей этих островов, уничтоженных ими. Первые ар-


хеологические исследования относятся только к XIX в. Однако даже после завоевания независимости в таких странах, как Куба, Гаити и Доминиканская республика, систематические археологические и антропологические изыскания не проводились.

Господство американских, английских и других импе­риалистов тормозило развитие науки в этих странах. Толь­ко на Кубе после победоносной освободительной револю­ции 1959 г. стала развиваться археологическая и антропо­логическая науки. В системе кубинской Академии наук после революции был создан Антропологический депар­тамент, уже осуществивший ценные археологические рас-копкИ и впервые взявший на учет все имеющиеся в стра­не предметы, представляющие археологический интерес. К 19^6 г. было зарегистрировано и описано свыше 500 тыся4 таких предметов. Эта внушительная цифра свиде­тельствует о том, что индейское население Кубы до ее от­крытая европейцами было весьма многочисленным и пло-довитим в производстве различных предметов бытового и культового назначения.

Какие же индейские племена населяли Антильские острова до Колумба? Ученые придерживаются на этот счет различных точек зрения. Так, например, уже упомя-нутъй Фелипе Пичардо Мойя считает, что там проживали четь(ре различные группы индейцев: гуанахатабеи, сибо-неи, тайно и карибы. Предполагается, что Антильские острова были заселены индейцами из района Амазонки. Сперва пришли сюда гуанахатабеи и сибонеи, позднее их стали вытеснять араваки (тайно и другие племена), а по­следних — карибы. Археологи Эрнесто Табио и Эстрелья Рей в свою очередь высказывают мнение, что гуанахата­беи били теми же сибонеями, но менее развитыми. Тайно они подразделяют на племена раннего периода — дотаино и более развитые — собственно тайно, культура которых достигла наивысшего расцвета на Гаити и Пуэрто-Рико4.

0 религиозных верованиях сибонеев известно мало. В их погребениях обнаружены различных размеров каменные шарь', куски магнитного железняка, гладкие, хорошо от­полированные камни, каменные «кинжалы» с заостренным конДам, но без лезвия. Возможно, что эти предметы куль­тового характера имели магическое значение, использо­валась при погребальных обрядах.


Тайно проживали на Багамских островах, Больших Антилах и некоторых островах Виргинской группы. В мо­мент открытия Кубы они находились на восточной око­нечности острова. Дотаино населяли центральную и во­сточную части Кубы. Таким образом, на этой антильской жемчужине к приходу испанцев жили три из четырех групп индейцев, населявших Антилы до испанцев,— гуа-нахатабеи-сибонеи, дотаино и тайно.

Дотаино и тайно занимались земледелием и жили в се­лениях в хижинах (боио) из листьев и ветвей деревьев, с прямоугольным основанием и двускатной крышей на Ку­бе и с круглым или многоугольным основанием и покатой крышей на Гаити и других островах. В селениях имелись огороженные площадки — батей, где собирались старей­шины, совершались ритуальные церемонии и игры в мяч, исполнялись хоровые песни — арейто.

Тайно высекали из камня фетишей — семи. Их делали также из обожженной глины, рыбных костей и других ма­териалов, в том числе из золотых пластин. Семи, изобра­жавшие предков и олицетворявшие их дух, играли боль­шую роль в жизни индейцев. Кроме личных семи име­лись общесемейные и общеплеменные духи-покровители, олицетворявшие различные явления природы (день, ночь, солнце, воду и т. д.) и деятельность людей (войну, брак, смерть и т. п.). Семи очень разнообразны. Имеются семи в виде змеи, черепахи, рыбы и других живых существ (зооморфные), а также в виде листьев и плодов различ­ных деревьев (фитоморфные).

Индеец приобретал семи после прохождения инициа­ции *. В церемонию инициации включали пост, «очище­ние» путем искусственной рвоты, вызванной специальной лопаточкой, вдыхание табачного порошка, порождавшего галлюцинации.

Рядовые общинники имели по одному семи, которого они хранили в хижине в небольшой нише. Волю семи они узнавали при помощи шамана — бехике (у карибов — пиа-че). Вождь племени или общины (касик) имел до десяти семи, причем они считались самыми могущественными.

Индейцы делали из дерева скамейки ритуального назна­чения на четырех ножках, с дугообразной спинкой —

* Обряд возрастного посвящения — принятия подростков в группу полноправных членов племени,

IS


духо, а также глиняные миски круглой и разнообразной формы, украшенные иногда геометрическим орнаментом и антропоморфными изображениями.

Тайно раскрашивали свое тело красными, белыми, черными и желтыми красками, которые защищали их от лучей солнца, ливней, укусов насекомых. Этот обряд имел ритуальное значение. В некоторых случаях индейцы та­туировали или раскрашивали и своих семи.

Тайно деформировали черепа, сдавливая их с помощью дощечек из твердого дерева. Возможно, это делалось с целью походить на одного из своих тотемических пред­ков — черепаху. Тайно прокалывали уши и носовую пере­городку, вставляя в отверстия серьги и украшения, сде­ланные из камня, раковин или костей.

Маленькие глиняные сосудики, которые находят п районах обитания тайно, по мнению одних археологов, являлись игрушками, по мнению других — предназнача­лись для мертвых, подобно египетским ритуальным сосу­дикам.

Тайно были древнейшими потребителями табака — ко-хобы. Они жевали и курили его, а также вдыхали через трубку с двумя вставлявшимися в ноздри ответвлениями, которую называли тобако.

Бартоломе де Лас-Касас, участвовавший в одной из экспедиций Колумба, оставил нам подробное описание це­ремонии потребления кохобы индейцами: «Кохобу вдыха­ли они, сидя на низких скамейках, прекрасно отделанных и называвшихся духо, они приготовляли различные по­рошки цвета корицы из различных высушенных и хорошо растертых трав. Эти порошки насыпали на круглое дере­вянное блюдо, гладкое и красивое, которое вряд ли могло быть более прекрасным, если бы было сделано из золота или серебра. Оно было почти черным и сверкало, как агат. Индейцы имели также особое приспособление, сделанное из того же дерева и также отполированное и прекрасное. По внешнему виду и по размеру оно напоминало неболь­шую флейту, было полым внутри и заканчивалось двумя полыми трубочками. Трубочки вставляли в ноздри, а дру­гой конец помещали в порошок, лежащий на блюде. За­тем они делали вдох и, вдыхая, втягивали порошок. От этого они почти теряли разум, как если бы пили крепкое вино, и становились пьяными или почти пьяными. Таким образом они удостаивались беседы с идолами, оракулами...,


которые открывали им тайны; так они слышали и узнава­ли, придет ли к ним счастье или несчастье и беда» 5.

Наиболее распространенными на Антильских островах культовыми предметами в доколумбовый период были ле-песткообразные или миндалевидные по своей форме топо­ры. Они обнаружены в большом количестве на Антиль­ских островах почти повсюду. Размер их самый разнооб­разный — от нескольких сантиметров до полуметра и более. Одни топоры напоминают по своей форме яйцо, другие — ружейные пули. Большинство топоров просто хорошо отполированы, но встречаются и с антропоморф­ными изображениями (присевшие на корточки получело­веческие фигурки). Иногда они вставлены в рукоятки, разукрашенные подобными же изображениями. Такие то­поры имели, по-видимому, ритуальное назначение. Они не использовались как орудия труда, их острие плохо от­точено и не носит следов употребления, в то время как ра­бочие топоры отделаны более грубо и сильно изношены. Ритуальные топоры делались из камня, чаще всего из дио­рита, а также из более хрупких пород и даже из ра­ковин, что опять-таки свидетельствует о их нерабочем на­значении.

Миниатюрные топорики, по мнению некоторых архео­логов, были детскими амулетами. Иногда в них есть от­верстия: их носили на шее. Судя по обилию обнаруженных топоров, можно предположить, что у каждого аборигена было по нескольку топоров различной формы и размера*.

Топоры аборигенов Антильских островов имеют боль­шое сходство с подобными же изделиями эпохи неолита, а более миниатюрные напоминают каменные наконечники стрел эпохи палеолита в Европе. Древние греки считали их окаменевшими молниями, которые низвергал на землю Зевс. В русском фольклоре они фигурируют как громовые стрелы. Представление о неолитических топорах как об окаменевших молниях или стрелах, падающих во время грозы, распространено почти по всему миру.

Кубинский ученый Фернандо Ортис обращает внима­ние на то, что район Карибского моря и восточного побе­режья Центральной и Южной Америки с незапамятных времен подвергается разрушительному влиянию цикло­нов, которые, несомненно, наводили суеверный страх на его древних обитателей. Известно, что индейцы киче, на­селявшие значительную часть Центральной Америки,


поклонялись жестокому и кровожадному божеству Хурака-ну (Урагану). В сохранившемся эпосе индейцев киче«По-поль-Вух» Хуракан выступает в роли триединого божест-ва-громовика, именуемого также Какулха — блеском мол­нии б. «Пополь-Вух» содержит драматическое описание по­топа, постигшего «деревянных людей» в наказание за то, что «их мысли не достигали до лица их матери, до лица "их отца, сердца неба, что зовется Хураканом. И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать черный дождь, ливень днем и ливень ночью» 7. И тогда, повествует эпос, деревья и скалы начали бить «деревянных людей» и все, предметы и животные, заговорило: глиняные кув­шины и сковородки, тарелки и горшки, собаки и камни, на которых растирали кукурузные зерна. Все поднялось и начало убивать их... Описанный в «Пополь-Вух» потоп очень напоминает циклон.

Фернандо Ортис считает, что лепесткообразные топо­ры, особенно с «лицами» (антропоморфными изображени­ями), являются персонифицированными изображениями бога Хуракана, вызывавшего, по верованиям индейцев, разные болезни и прочие несчастья. На таких топорах острый конец обращен вниз, а тупой — вверх. Из этого ку­бинский ученый делает вывод, что топор изображает па­дающую на землю молнию8.

Однако у кубинского археолога Рене Эррера Фритота, автора монографии об антильских топорах, эта гипотеза вызывает сомнения. Он считает, что вряд ли аборигены могли принимать топоры своего собственного изделия за небесные снаряды9.

Иначе воспринимали эти топоры рабы, завезенные на Антильские острова из Африки. У себя на родине негры почитали каменные осколки — результат удара молнии о скалы, считая, что их бросает на землю бог грозы и вой­ны Шанго, когда мчится на лошади по небу во время бури. И здесь негры принимали антильские топоры за такие же громовые стрелы. Это поверие бытует и сейчас среди кре­стьян Кубы и других Карибских островов, сохраняющих древние топоры аборигенов в качестве амулетов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...