Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поклонники лепесткообразных топоров 6 глава




Население острова насчитывает в настоящее время около 2500 тысяч человек, из них только около трех тысяч американцы, остальные — пуэрториканцы, родной язык ко­торых испанский. По официальным данным, около 80% населения — белые, а 20% — негры и мулаты. Ученые, од­нако, считают, что большинство населения острова негри­тянского происхождения.

Религиозная картина острова выглядит следующим об­разом: 78% населения исповедуют католическую рели­гию, 15% принадлежат к протестантским сектам, осталь­ные 7% составляют различного рода спиритические секты, а также члены масонских лож 50.

В колониальный период духовная жизнь населения Пуэрто-Рико, как и других испанских колоний, находи­лась под строгим контролем католических церковников. На острове обосновались доминиканские и кармелитские монахи, которые, как и светские колонизаторы, владели поместьями и рабами. Интеллектуальный уровень церков­ников был крайне низок. Епископ Уртеага (XVIII в.) жа­ловался испанскому королю, что подвластные ему священ­ники неграмотны и невежественны.

В начале XIX в. на остров эмигрировало большое число церковников, бежавших из Южной Америки, охваченной пожаром освободительной борьбы. Они вели среди насе­ления ожесточенную пропаганду против сторонников не­зависимости, представляя их слугами дьявола. В середи­не XIX в. испанские власти секуляризировали церковное


имущество, жалованье церковникам стало выплачивать государство. В результате еще больше увеличилась зави­симость духовенства от колониальных властей. Последние, желая отвлечь население от освободительной борьбы, не жалели средств на помпезное проведение религиозных праздников, которые сопровождались ярко оформленными процессиями, карнавальными шествиями, торжественными богослужениями. Губернатор острова Ла-Торре отмечал, что «пока население веселится, оно не участвует в загово­рах» 51.

Захват Пуэрто-Рико Соединенными Штатами внес серь­езные изменения в традиционную религиозную картину острова. Оккупационные власти провозгласили принцип от­деления церкви от государства. Католическим церковникам была выплачена компенсация в размере 300 тысяч долларов за секуляризированное испанцами имущество церкви, и впредь они должны были сами заботиться о своих доходах. Впрочем, материальных затруднений католическим цер­ковникам испытывать не пришлось. Над ними сразу же взяли шефство их коллеги из США. Американская католи­ческая иерархия, тесно связанная с правящими кругами своей страны, прибрала к рукам пуэрториканскую цер­ковь, стала финансировать и направлять ее деятельность.

Остров был наводнен не только католическими церков­никами из США, но и агентами американских клерикаль­ных организаций, такими, как «Рыцари Колумба», «Като­лические сестры», «Католическая организация молодежи», и многими другими. Все они вели безудержную пропаган­ду, не только религиозную, но и политическую, с целью заставить пуэрториканцев отказаться от идеи независимо­сти и сотрудничать с американскими колонизаторами.

Подчинив своему влиянию католическую церковь на острове, оккупанты одновременно всемерно потворствова­ли работе американских протестантских миссионеров, ко­торые нахлынули на Пуэрто-Рико и, располагая неогра­ниченными средствами, пытались приобрести себе после­дователей за счет католицизма.

Вскоре после оккупации острова Соединенными Штата­ми крупнейшие американские протестантские церкви дого­ворились о совместной миссионерской работе на Пуэрто-Рико. Города с населением свыше 25 тысяч человек были открыты для миссионеров всех толков, остальную террито­рию поделили между крупными сектами, каждая из кото-

8?


рых обязалась вести пропаганду только в выделенном для нее районе.

Протестантские миссионеры апеллировали к беднейшим слоям населения. Они открыли первую в стране больницу, школы и политехнический институт, обещая всем тем, кто перейдет в их веру, различные материальные блага. У при­хожан протестантских церквей и членов больших сект, руководимых из США, были лучшие, чем у католиков, возможности найти работу в американских компаниях, стать чиновником, получить высшее образование. За срав­нительно короткий срок протестанты различных толков покрыли весь остров сетью своих молитвенных домов, об­щее число которых доходит теперь до трехсот. Если в пе­риод испанского колониального владычества в центре лю­бого селения или города возвышалась только католическая церковь, то теперь напротив нее стоит протестантская мо­лельня. Протестантские секты имеются сейчас во всех 78 муниципалитетах острова, причем большинство проповед­ников в настоящее время являются пуэрториканцами, боль­шинство же католических священников все еще иностран­цы — североамериканцы или испанцы.

И все же, несмотря на затраченные огромные средства и ничем и никем не ограничиваемую пропаганду, проте­станты не смогли существенно ослабить позиции католи­ческой церкви. 15% верующих острова — это не так уж много после 65 лет усилий. Чем объясняются столь скром­ные результаты? Дело в том, что хотя и католическое ду­ховенство выступало за сотрудничество с новыми колони­заторами, переход в протестантскую веру, которая счита­лась населением верой американских поработителей, рас­ценивался общественным мнением как предательство на­циональных интересов.

Особенностью пуэрториканского католицизма является культ святых, который занимает главное место в обрядно­сти верующих. «Святой,— пишет этнограф Чарльз Рог-лер,— находится в центре католического церковного риту­ала на Пуэрто-Рико, оя главный персонаж внецерковных религиозных манифестаций — процессий и празднеств, к нему в первую очередь обращаются в повседневной жизни. Святой проникает всюду. Его можно встретить в церкви, он возглавляет уличные процессии и даже номинальный католик считается с ним. Изображения святых встречают­ся буквально во всех домах католиков52. Эти изображе-


ния вырезают из дерева, называют «деревянными святы­ми» (sanlos de palo), а резчиков — сантеро. Сантеро про­дают свои изделия верующим, которые их освещают в церкви, после чего они приобретают сакральный харак­тер и торговать ими уже не принято.

Приверженность пуэрториканцев к культу святых, в частности столь распространенный на острове обычай поклонения их деревянным изображениям,— это тот след, который оставили на местном католицизме африканские верования, завезенные предками тех, кто составляет се­годня большинство населения острова. Об этом также говорит деятельность сантеро, который в условиях Пуэр­то-Рико превратился в обычного ремесленника, фабрикую­щего фигурки святых для продажи верующим, в то вре­мя как на соседней Кубе этот же сантеро является рев­ностным поклонником африканских ориша, породненных с католическими святыми.

Африканские реминисценции имеются также в широ­ко распространенных среди населения повериях, свя­занных с колдовством. Вера в «сусто» — сверхъестествен­ные существа, духи природы, неожиданно появляющиеся и вмешивающиеся в жизнь человека,— популярна среди всех слоев населения острова. Сусто может проявить себя в блеянии козла, он может обитать и в неодушевлен­ном предмете — камне, дереве, ручье. Также распростра­нена вера-в приведения — их называют по-разному: ха-чо, фрагота, манкорния. Они, как и сусто, живут среди людей и вмешиваются в их дела.

Не менее распространена вера в добрых и злых духов (espiritus perturbadores), якобы борющихся за душу че­ловека, который путем магических действий может за­ручиться поддержкой тех или других в зависимости от того, намеревается ли он совершить добрый или злой пос­тупок. Добиться этого ему помогает колдун или колдунья при помощи заклинаний, заговоров или снадобий, при­готовленных из обладающих магической силой различных трав и листьев деревьев. Отсюда популярность продавца таких растений — плантеро *, к услугам которого прибега­ют все те, кто стремится расположить к себе духов или оградить себя от проделок сусто и привидений. Употреб­ление в колдовских цел,?х трав и листьев снова напоми-

* От испанского «planta» — растение.



нает нам африканские культы, в обрядности которых эти элементы играют столь значительную роль.

Церковники признают, что широкое распространение среди верующих такого рода суеверий делает их только формально католиками. Один кармелитский монах вы­сказал по этому поводу такое суждение: «Пуэрторикан­цы— плохие католики. Только 2°/о из них достигли пони­мания существа веры. Остальные просто механически вы­полняют свои обряды. Они молятся, не понимая смысла молитв. Их вера превратилась в пустой жест...» 53

Что же представляют из себя пуэрториканские спи­ритические секты? Такого рода секты имеют и католи­ческий, и протестантский уклон. Последователи первых


считают себя католиками, а вторых — склонны выдавать себя за протестантов. И в тех, и в других сектах дух умершего или святого проявляет себя через медиума, как в таких же сектах на Кубе и других Антильских остро­вах, что указывает на их синкретический характер. От­сутствие у нас более подробных данных о ритуалах этих сект лишает нас возможности выявить их особенности по сравнению с такого же рода сектами на других островах Карибского бассейна.

В последние годы католическая церковная иерархия как в Соединенных Штатах, так и на Пуэрто-Рико все решительнее стремится подчинить своему исключитель­ному влиянию школы, кино, телевидение и другие уч­реждения, формирующие и влияющие на мировоззрение населения. Попытка церковной иерархии превратить гу­бернатора острова Муньоса Марина, известного своей проамериканской ориентацией, в послушный инструмент своей политики закончилась для нее неудачно: Муньос Марин, хотя и сочувствует целям католических церков­ников, не мог, не растеряв своего влияния на избирате­лей, поддержать притязания церковников. В 1960 г. пос­ледние пригрозили Муньосу Марину отлучением от церк­ви и призвали население голосовать против него на оче­редных выборах. Однако такого рода шантаж не принес лавров церковникам. Избиратели предпочли церковникам губернатора, который был снова переизбран.

Католическая церковь использует и такие традицион­ные для нее методы воздействия на массы, как фабрика­ция чудес и тому подобные трюки, с помощью которых ей удается на некоторое время вызвать религиозный «подъем» в наиболее отсталых слоях населения, отвле­кая их тем самым от повседневной борьбы за улучшение условий жизни, за освобождение своей страны от импе­риалистического гнета.

Но церковникам не избежать неизбежного. Народ Пуэрто-Рико будет продолжать вековую борьбу за неза­висимость и добьется ее, как бы ни пытались помешать ему в этом империалисты США и их верные оруженос­цы в рясах...


В крестьянской хижине. На стене характерная для Пуэрто-Рико даревянная икона




«Бог и Трухильо!»

З

амечательный чилийский поэт Пабло Неруда пишет в одном из своих стихотворений об острове Гаити: Давайте вспомним, что произошло с тех пор, как мореплаватель известный сошел на остров и открыл его. Ах, лучше бы не открывал тех мест он! Ведь столько бед обрушилось на остров, что кажется, что не Христос, а дьявол тогда с Колумбом сговорился в этом 54.

И действительно, кажется, нет таких бед и несчастий, которых не пришлось испытать его обитателям — от цик­лонов и землетрясений до кровожадных тиранов и амери­канских военных интервенций...

На Гаити в силу стечения ряда самых разнообразных обстоятельств образовалось два весьма отличных друг от друга государства: республика Гаити и Доминиканская республика. Причем гаитяне, большинство которых про­исходит от африканских рабов, говорят по-французски, вернее, на искаженном французском языке креоль, и пок­лоняются духам африканского культа воду, в то время как доминиканцы говорят по-испански, в основном като­лики и с более светлой кожей, чем их соседи.

После того как в XVII в. западная часть Эспаньолы отошла к французам, ее восточная часть продолжала ос­таваться под владычеством испанцев, влача весьма жал­кое существование. Здесь плантационное хозяйство не получило распространения, местное население занималось преимущественно скотоводством. В конце XVIII в. в ис­панской части острова насчитывалось 115 тысяч жителей, из них 65% составляли свободные мулаты, 22% —белые, а остальные — негры-рабы. Испания, по-видимому, счи­тала, что и это ее владение будет поглощено французами. В действительности так и произошло в 1795 г. Начавшая­ся вскоре освободительная революция охватила весь ост­ров, однако в 1808 г. Испании вновь удалось восстановить


 


свой контроль над восточной частью Эспаньолы. Четыр­надцать лет спустя гаитяне изгнали испанцев, включив их территорию в состав республики Гаити. В 1844 г. до­миниканцы под руководством патриота Дуарте восстали и провозгласили республику. В 1861 г. Испания вновь завладела своей бывшей колонией, но четыре года спус­тя доминиканцы заставили испанцев покинуть остров, на этот раз навсегда. Все эти события мало способствовали развитию экономики страны. В начале 60-х годов прош­лого столетия население страны не превышало 125 ты­сяч человек, т. е. увеличилось за 70 лет всего лишь на 10 тысяч.

В последней четверти XIX в. в Доминиканской респуб­лике начинают возникать сахарные плантации, а потом и плантации какао (их быстро прибрали к рукам амери­канские миллионеры). Однако этого оказалось им мало. В начале XX в. Соединенные Штаты устанавливают фи­нансовый контроль над страной, а в 1916 г. американ­ские империалисты оккупируют республику, грабят и на­силуют ее население в течение 18 лет. Хотя войска США покинули Санто-Доминго в 1934 г., страна продолжала оставаться вотчиной Вашингтона, управлявшего ею че­рез своего ставленника Рафаэля Леонидаса Трухильо, ставшего при поддержке американских штыков в 1930 г. президентом...

В истории доминиканского народа большую роль иг­рала католическая церковь. Архиепископству Санто-До­минго в колониальный период были подчинены кроме Эспаньолы Куба и другие испанские владенрш в Кариб­ском море, а также Венесуэла и значительная часть тер­ритории Новой Гранады (современная Колумбия). Все эти земли входили в так называемую церковную провин­цию Санто-Доминго, которая была ликвидирована Ва­тиканом после того, как в конце XVIII в. весь остров подпал под владычество французов.

В 1816 г. архиепископство в Санто-Доминго было вос­становлено, но теперь пришлось сильно урезать его юрис­дикцию. В испанских колониях шла война за независи1-мость, церковники повсеместно поддерживали колонизато­ров. Испанское правительство и папа римский стали спеш­но создавать новые епархии в колониальных центрах, надеясь превратить их в оплоты антипатриотической дея­тельности. Поэтому на этот раз архиепископ Санто-Дч-


 


минго получил в свое управление только епархию острова Пуэрто-Рико. Последовавшее присоединение Санто-Домин­го к республике Гаити вынудило архиепископа покинуть остров и переселиться на Кубу. Новый архиепископ был назначен только в 1848 г., после учреждения независимой ' Доминиканской республики. Четыре года спустя Испания, продолжавшая сохранять контроль над Пуэрто-Рико, дей-; ствуя через Ватикан, отделила этот диоцез от Санто-До­минго, архиепископ которого был лишен таким образом своего последнего вассала.

Но если бы только этим ограничивались его злоклю- | чения! Республиканские власти отказывались признать за католической церковью права и привилегии, которыми она пользовалась в колониальный период, и требовали ее беспрекословного подчинения законам нового государ­ства. Архиепископ же, с одной стороны, настаивал на пол­ной независимости церкви от государства, а с другой — на признании государством за церковью права на конт­роль всей духовной жизни общества. Такую же линию 3 проводили церковники и в других странах Латинской i Америки, завоевавших независимость. Борьба церкви про­тив светского государства была обречена на провал повсе-! местно. Закончилась она поражением церковников и в До­миниканской республике. Здесь, как и во многих других странах Латинской Америки, церковь была отделена от го­сударства, лишена привилегий, а также земельной собст­венности, превращавшей ее в крупнейшего латифундиста

страны.

Но, лишившись в лице испанских колонизаторов своих могущественных покровителей, церковь в начале XX в. обрела себе новых, в лице американских империалистов, которые, хотя и принадлежат в своем большинстве к протестантским церквам, для достижения своих целей отнюдь не брезгают использовать и католическую рели­гию. Именно при их поддержке католическая церковь ] стала набирать силу. В 1912 г. с их согласия президен­том республики стал архиепископ Адольфо А. Ноуэль.! Правда, он на президентском кресле удержался недолго, но сам факт, что решать судьбы доминиканского народа был призван церковный иерарх, уже способствовал укреп­лению авторитета католической церкви.

Однако церковники обрели полностью свое былое влия­ние только благодаря покровительству «благодетеля ро-


дины» тирана Трухильо. Одним из первых актов дикта­тора было признание за церковью статута «юридического лица», что позволяло церковникам приобретать недвижи­мое имущество, открывать свои школы и прочие учебные заведения.

Правительство Трухильо щедро финансировало строи­тельство церквей и часовен в стране, организацию все­возможных церковных юбилеев, евхаристических конгрес­сов * и тому подобных клерикальных сборищ, всячески афишируя свои связи и солидарность с церковной иерар­хией, Ватиканом. Особенно благоволил тиран к иезуит­скому ордену, представители которого при нем составляли почти половину духовенства республики.

Диктатор-параноик, страдавший манией величия, на­звал столицу Санто-Доминго, основанную Колумбом, сво­им именем — Трухильо, строил себе памятники, присваи­вал себе всевозможные помпезные титулы и звания. Раз­вратник, убийца и казнокрад, Трухильо требовал, чтобы ему воздавались чуть ли не божественные почести. Его из­любленный лозунг, начертанный огромными буквами на главной площади оскверненной им столицы, был краток и выразителен: «Бог и Трухильо!».

Церковники не только не протестовали против этих кощунственных действий диктатора, но всячески превозно­сили его несуществующие христианские добродетели, его публично восхваляли высокие церковные чины. Особенно был щедр на комплименты в его адрес известный своими ре­акционными взглядами американский кардинал Спеллмая.

Высшей точки дружба между Трухильо и церковью достигла в 1954 г., когда диктатор заключил с папским престолом конкордат, восстановивший церковные приви­легии колониального времени. Трухильо посетил по этому поводу Ватикан, где в торжественной обстановке был при­нят папой римским, который наградил его высшим цер­ковным орденом.

Благодарный диктатору папа римский воскресил до­миниканскую церковную провинцию, присвоив архиепис­копу города Трухильо (Санто-Доминго) титул примаса-митрополита. В республике были созданы три епархии, возглавляемые епископами, и одна почетная епископская

* Эти конгрессы посвящены пропаганде обрядов католической церкви, в частности обряда причащенпя (греч. eucharistin).


I

Первая выстроенная испанцами католическая церковь в Санто-Доминго

должность без епархии. Эти посты достались прибли­женным дрштатора, большинство же церковников продол­жало оставаться иностранцами — главным образом испан­цами, американцами,канадцами.

В 1956 г. монах Сиприано де Утрера с восторгом писал, что католическая церковь в Доминиканской республике добилась теперь такого величия, какого она не знала даже в колониальное время, «и все это благодаря политико-ка­толическому гению славного государственного деятеля генерала и доктора Рафаэля Леонидаса Трухильо Медины, которого сограждане в знак признания его тотального по­нимания величия родины увенчали золотыми лаврами ти­тула Благодетеля родины и Отца Новой Родины» 55.


Превознося тирана, церковники утверждали, что они не вмешиваются в политику. «Но,— отмечает американ­ский исследователь Селден Родман,— пх согласие с кощун­ственным лозунгом «Бог и Трухильо!», поздравительные послания папы римского, присутствие кардинала Спеллма-на на праздновании юбилея диктатора, когда этот прелат публично обнял Трухильо и назвал его «благодетелем цер­кви», вызывали сомнения у многих людей относительно нейтралитета церкви» 56. Тот же автор пишет, что на цер­ковников падало подозрение в том, что они сообщали поли­ции тирана данные о его противниках, полученные в испо­ведальне.

Пресмыкательство церковников перед тираном продол­жалось до тех пор, пока он пользовался поддержкой своих хозяев — американских империалистов. Когда же послед­ние пришли к выводу, что «благодетелю родины» уже не удержаться у власти и лучше всего будет для них самих от него избавиться, то и церковники изменили к нему от­ношение. «В январе 1960 г.,— указывает Селден Родман,— католическая церковь, предвидя неизбежное падение дик­татора, опубликовала пастырское послание, осуждавшее своего бывшего закадычного друга и благодетеля, которо­го некогда она награждала наивысшими церковными ор­денами» 57. В ответ диктатор обвинил священников в не­умеренной страсти к земным благам, не пощадил он даже монахинь, повинных якобы в аморальном поведении... Но дни диктатора были сочтены. Вскоре доверенные люди Вашингтона пристрелили его.

Соединенные Штаты, покончив с Трухильо, надеялись продолжать править в Доминиканской республике, опира­ясь на приближенных убитого диктатора. Однако события развивались не совсем так, как их планировали в аме­риканском госдепартаменте. В стране поднялась могучая волна национально-освободительного движения. Сторонни­ки Трухильо, удерживавшие власть после смерти диктато­ра, вынуждены были разрешить проведение президентских выборов. Противники Трухильо объединились вокруг кан­дидатуры Хуана Боша, либерального деятеля, выступив­шего с программой проведения умеренных демократичес­ких реформ. Хотя Бош не имел ничего общего с коммунис­тами, трухильисты обвинили его в том, что он действует якобы по их указаниям. В нападках на Боша особенно усердствовали церковники. Иезуит Гарсия публично наз-

 

4 И. Р. Лаврецкий


вал его «марксистом-ленинцем» в надежде, что это отпуг­нет от Боши верующих. Несмотря на все ухищрения реак­ции Бош одержал на выборах решительную победу и был избран президентом. Тем не менее враждебная кампания против него продолжалась. С прежним рвением участво­вали в ней церковники. Когда «гориллы» (реакционные военные), доверенные люди Пентагона, свергли Боша, последний прямо обвинил церковников в том, что они способствовали его падению. Власть захватила военная хунта, установившая в стране жестокий диктаторский ре­жим, который поддержала церковная иерархия.

Но империалисты, стоявшие за спиной доминиканских горилл, не учитывали тех изменений, которые произошли в последние годы в мире, в частности в Латинской Аме­рике. Народы вступили на путь активной борьбы с импери­ализмом. То же самое произошло и в Доминиканской рес­публике, народ который смел ненавистную хунту и создал конституционное правительство во главе с полковником Кааманьо. Попытки реакции вернуть себе власть не увен­чались успехом. К ней на выручку поспешили США. Они вновь высадили свои войска на территории этой беззащит­ной страны и оккупировали ее. Но американским империа­листам не удалось поставить на колени мужественный до­миниканский народ, который продолжает вековую борьбу за свою свободу и независимость.

В процессе этой борьбы произошли серьезные измене­ния в политических взглядах доминиканских католиков, значительная часть которых, вопреки реакционному кур­су церковной иерархии, выступила в поддержку консти­туционного правительства. В стране возникли Революци­онная социал-христианская партия и Автономная конфеде­рация христианских профсоюзов, члены которых участ­вуют в борьбе за национальную независимость. Многие из них пали жертвами американских интервентов, все ешз бесчинствующих в Доминиканской республике...

Рассказ об этой стране был бы неполным, если бы мы не упомянули о протестантах, которых насчитывается око­ло 40 тысяч на три с лишним миллиона жителей респуб­лики.

Протестантские проповедники появились в Санто-До­минго в начале этого века вместе с американскими интер­вентами. Для деятельности в этой и других карибских странах их специально тренировали на Пуэрто-Рико. Ха-


рактерно, что различные протестантские церкви договори­лись о совместных действиях в Доминиканской респуб­лике, образовав на паритетных началах евангелическую церковь Санто-Доминго, возглавляемую попеременно представителями различных протестантских сект.

Оккупация Доминиканской республики американскими войсками, как отмечает протестантский церковник Эдвард А. Оделл, открыла зеленую улицу для работы протестант­ских миссионеров в этой стране. Но у последних были и свои трудности. Некоторые деятели, пишет Оделл, «исходя из религиозных предрассудков или из политических со­ображений, не одобряли миссионеров. Они влияли на население, утверждая, что представители протестантской церкви имели официальные связи с оккупационными вла­стями, а также представляли интересы американского пра­вительства, как католические священники представляли некогда интересы испанского правительства» 58.

Тем не менее, расходуя большие средства, ведя церков­ную пропаганду по радио, занимаясь «практической благо­творительностью» посредством хорошо оборудованной больницы в Санто-Доминго, пользуясь благосклонным от­ношением Трухильо, который оказывал свое благоволение всем культам, протестантам удалось привлечь на свою сто­рону некоторую часть населения страны.

Протестантские церковники новую американскую ин­тервенцию 1965 г. встретили отрицательно. Они прекрасно отдают себе отчет в том, что поддержка интервентов, вы­зывающих всеобщую ненависть, привела бы к потере тех немногих последователей, которых им удалось приобрести с таким большим трудом. Следует отметить, что ряд про­тестантских организаций в США — Национальный совет церквей Христа, Мировой совет протестантских церквей и другие — также осудил вооруженную агрессию Вашингто­на против Доминиканской республики.

Активное участие некоторых католических и проте­стантских деятелей в антиимпериалистической борьбе по­казывает, что реакционные церковники понимали, что своими связями с Трухильо и американскими империали­стами они все больше дискредитируют себя в глазах своих собственных сторонников.

Сохранились ли в Доминиканской республике элементы африканских культов? Судя по тому, что около 70% насе­ления (по данным переписи. 1950 г.) составляют негры и

4*

мулаты, и учитывая соседство Гаити, можно было бы от­ветить утвердительно на этот вопрос. Однако данных для положительного ответа у нас но имеется. Трухильо нена­видел гаитян, в 30-х годах он устроил чудовищную бойню гаитянских рабочих, работавших на доминиканских план­тациях. Диктатор пытался доказать, что по сравнению с «идолопоклонниками» гаитянами доминиканцы стоят зна­чительно выше. Он жестоко преследовал любое проявление негритянской культуры. В период диктатуры Трухильо научная жизнь в Доминиканской республике была сведе­на на нет. Зарубежным ученым в то время проводить там научные изыскания, как отмечает Селден Родман, было труднее, чем делать это в Тибете или на Луне.

Известно тем не мепее, что во время первой американ­ской оккупации страны один из руководителей партизан­ских отрядов (гавильерос), боровшихся с оккупантами, негр по имени Либорио, основал секту, последователи ко­торой * отказывались подчиняться доминиканским властям. Члены этой секты обосновались в трудно доступном рай­оне в Пальма Сала, недалеко от гаитянской границы. В 1963 г. доминиканские войска совместно с гаитянскими предприняли чистку этого района, уничтожив или рассеяв последователей Либорио.

Доминиканский народ продолжает героически бороться против американских интервентов и их пособников, будь то гориллы или церковные иерархи...

Воду, или культ лоасов

LJa Гаити господствует культ воду.

" Так утверждают справочники по этой стране, книги, освещающие ее прошлое и настоящее. Но что такое воду? Изуверский культ с первобытным ри­туалом, кровавыми жертвоприношениями и чувственными плясками, которые жаждут лицезреть пресытившиеся американские туристы? Или это один из тех многочислен­ных культов, завезенных на Антильские острова африкан-

* Они известны как последователи «бога Оливорио», искажен­ное от имени Либорио.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...