Поклонники лепесткообразных топоров 8 глава
Если же лоа, вселившийся в неофита, оказывается «буйным», враждебным, о чем свидетельствует беспокойное поведение посвященного — судороги, вопли, прыжки и т. п., то унган такого лоа «загоняет в сосуд», который закапывает в землю с тем, чтобы «враждебный лоа» никогда впредь не нарушал покоя ни посвященного, ни его родственников. А теперь посмотрим, как происходит моление водуистов. Вот как его описывает в своем романе «Хозяева росы» известный гаитянский прогрессивный писатель Жак Румен. В селении образуется процессия, направляющаяся в святилище — умфро. Ее возглавляет унган, за ним следуют унси в белых тюрбанах и белых одеждах. У каждого из них в руке зажженный сосновый факел. Далее идут церемониймейстер — ла-плас и знаменосцы, они несут флаги, на которых вышиты кабалистические знаки, символизирующие лоасов. Шествие замыкают барабанщики. В умфро участники процессии совершают церемонию «целования земли». Они преклоняются перед митаном (центральным столбом), священными барабанами, хозяи- rom умфро — унганом, расточают церемониальные поклоны друг перед другом. Их жесты и движения отдаленно напоминают французских аристократов, танцующих менуэт, которых в свое время копировали рабовладельцы. Затем унгану подают кувшин с водой. Он его медленно поднимает вверх, поворачиваясь при этом на все четыре сторЪны, и окропляет землю несколькими каплями воды, после чего рисует магический круг, потом выпрямляется и начинает петь, унси вторят ему: Папа Легба, открой нам загородку, аго, йе! Антибон-Легба, открой нам загородку, чтоб мы могли войти. Мы войдем, чтобы возблагодарить божество. Папа Легба, владыка трех перекрестков, Владыка трех дорог, владыка трех каналов, Открой нам загородку, чтоб мы могли войти. Мы войдем, чтобы возблагодарить божество.
Когда Легба снисходит на одного из молящихся, унган вновь очерчивает на земле магический круг, водружает в центре его зажженную свечу и обращается к Легба с приветствием. Указывая на корзину из ивовых прутьев, привязанную к митану, унган говорит Легба: — Вот сума с едой, она понадобится тебе на обратном — Спасибо, — отвечает божество устами своей «лоша Унган подает знак, и раздается прерывистая дробь барабанов. Разрастаясь, она переходит в оглушающий треск, бушующий в ночи. Общая песнь взвивается ввысь, увлекаемые древним ритмом крестьяне пускаются в пляс. Подогнув колени и раскинув руки, они движениями выражают свою мольбу: Легба, дай увидеть это! Легба, знай, нас двое! Прислужники унгана кружатся вокруг митана, и белая пена их одеяний смешивается с колышущейся синей волной крестьянских одежд. Унган встряхивает ритуальной погремушкой. Барабаны стихают. В центре магического круга ла-плас расстилает белую салфетку и кладет на нее огненно-рыжего петуха, дабы связать все сверхъестественные силы в один узел из крови и перьев. Унган хватает петуха и потрясает им над головами молящихся. Затем он сильным рывком отрывает ему голову и размахивает туловищем на все четыре стороны. — Абобо! — поют его помощники. Унган повторяет свое движение и окропляет землю тремя каплями крови.
«Истекайте кровью, истекайте кровью, истекайте кровью», — поют крестьяне. В неистовом порыве унси пляшут и поют вокруг принесенной в жертву птицы и, описывая вокруг петуха круги, горстями вырывают из него перья, пока совсем не ощиплют его. Унган развевает перья петуха вокруг столба, вновь очерчивает новый круг и водружает в центре зажженную свечу. Ощипанный петух, ставший в результате жертвенной смерти «кокло» — божьим петухом, будет сварен без чеснока и сала и съеден в честь могучего и всесильного Легба...66 Важное место в водуистском культе занимают погребальные церемонии. Описание одной из таких церемоний погребения Тонтона-Пьера, служителя Ти-Данги, бога ребенка, которой руководит унган Буа-д'Орм, мы находим в романе «Деревья-музыканты» Жака Стефена Алексиса. «Главный жрец вошел в Дом мертвых, завешанный внутри белыми простынями. За ним следовал хор унси, затем шли другие посвященные, принадлежавшие к семейству покойного. На полу помещения был приготовлен прибор Тонтона-Пьера, а рядом расставлены бутылки оршада и ритуальные блюда с маньокой, маисом, плодами иньяма, бататами, мясом, лепешками, леденцами. Сосуд Ти-Данги, перевязанный белой лентой, занимал почетное место посреди комнаты, а в огромном продолговатом «погребальном котле» блестела переливчатым блеском беловатая жидкость, в которую опущены были две ветки «кружевного дерева». Началось символическое погребение Тонтона-Пьера... Буа-д'Орму предстояло освободить от телесной оболочки «владыку» покойника — лоаса Ти-Данги. Процессия обошла Дом мертвых. Двое мужчин вынесли в перистиль «погребальный котел», и Буа-д'Орм направился к ограде святилища в сопровождении остальных верующих. Старик нес большую белую скатерть. Чуть слышно шагая, люди двигались вслед за главным жрецом, который шел слегка покачиваясь. Дойдя до деревьев-жертвенников, он опустился на колени и расстелил на земле скатерть. Родственники покойного выстроились полукругом Трансе за оградой. Буа-д'Орм выпрямился... Послышались скорбные молящие звуки ритуального гимна. Буа-д'Орм медленно качал головой, наблюдая за собравшимися. По ту сторону дороги рос священный орешник, протягивая тонкие ветви навстречу ночи. Придет ли изумрудная змея, богиня, обитающая в этом чудесном кустарнике? Явится ли она своим детям? Главный жрец стал взывать к ней:
Аизан, Аизан, приди ко мне! О Лизан, Аизан, приди к нам!.. В орешнике раздался шорох, среди листвы показалась и тотчас же спряталась треугольная головка. Грянул хор, приветствуя богиню, согласившуюся присутствовать на мистическом погребении Тонтона-Пьера. Клемезина Дье-бальфен впала в транс первая. Она вышла вперед, сморщенная, еще более согбенная, чем обычно, нетвердо ступая под тяжким бременем лет. Звуки гимна поднялись к самым звездам. — Аго-йе, Ти-Данги!.. — взывал Буа-д'Орм. — Тонтон-Пьер вырос на нашей земле стройный, как ствол молодой пальмы. Он работал в поте лица, Ти-Данги! Он никогда не боялся нищеты, Ти-Данги! Он трудился, трудился, трудился!.. Мы все знали только нищету и труд, аго-йе!.. Мы отдавали тебе то немногое, что имели, аго-йе! Не покидай нас, Ти-Данги!.. Твой служитель умер, Ти-Данги, но все же не покидай нас!.. Приди, выбери того, кта.достоин служить тебе!.. Мы все собрались здесь, выбирай! Ты нужен нам, Ти-Данги! Мы не может отпустить тебя, Ти-Данги! Буа-д'Орм бросился на колени. Как молния, промелькнуло в листве какое-то животное и упало на белую скатерть. Подхватив ее, главный жрец тут же связал все четыре конца. Хор запел, обращаясь к Ти-Данги: Явись, Ти-Данги! Прошел день, Пройдет время, Явись, Ти-Данги! Четверо мужчин взяли скатерть. Подняли ее с глухим стоном, словно это была непосильная тяжесть. Их лица были искажены от натуги. Шествие двинулось в обратный путь... Войдя в Дом мертвых, носильщики положили скатерть в угол, рядом с прибором. Женщины принялись вытирать большими платками потные лица тех, в кого вселились духи... По знаку Буа-д'Орма церемониймейстер святилища взял принадлежавший богам сосуд из красной глины и унес его. В перистиле лоасы-охотники выстроились в два ряда, лицом друг к другу. Главный жрец уединился в зале собы — вождя племени. Двое мужчин принялись ветками кружевного дерева взбалтывать воду в большом котле. Толпа отхлынула: этой воде приписывали свойство обесцвечивать кожу. Все быстрее взмахивая руками, мужчины с силой хлестали по воде. Во тьме ночной раздавались синкопированные звуки песнопений. Барабанщики схватили сосуд Ти-Данги; один из них зажал его между коленями и принялся стучать по нему железным прутом. Двое других, последовав его примеру, мерно ударяли по стенкам сосуда...
Вдруг раздался глухой звук — амфора разбилась, и наступила тишина. Буа-д'Орм тотчас же вышел из залы собы в блистающей белизной одежде; голова его была повязана белым платком, лицо казалось просветленным... — Сосуд разбился. Скорее в дорогу! Пусть те, кому неведом страх, следуют за мной. Но будьте осторожны! Горе тому, кто оглянется назад! Барабанщики подобрали осколки глиняной амфоры, разбившейся под ударами железных прутьев. Двое мужчин взяли «погребальный котел». Процессия двинулась в путь... Люди должны были оставить на перекрестке Невидимых осколки амфоры и вылить погребальную воду. Вскоре издали донеслись звуки скорбного гимна вечного расставания: Пробил час, пришло время! Пробил час, пришло время! Мы разобьем сосуд! Пробил час, пришло время! Простимся с сыном Дагомеи! Мы разобьем сосуд! Ритуальные знаки на полу Оставалось вернуться в святилище и совершить последние тайные обряды, о которых, по преданию, нельзя говорить под страхом, что язык нечестивца навсегда прилипнет к гортани. В представлении участников церемонии Тонтон-Пьер воспарил теперь в райскую обитель праведных, его душа выплыла из вод, в которые она погрузилась в минуту смерти, и превратилась в славящую богов птицу. Мистическое погребение было закончено, теперь можно и погоревать. Тело Тонтона-Пьера положили в гроб и предали земле. Мужество вернулось к крестьянам: ведь все лоасы присутствовали на похоронах. Ти-Данги снова воплотился. Значит боги по-прежнему любят своих детей»67. Колдовство, вера в чары, в силу магических заклинаний составляют основное содержание культа лоасов. Народ верит в существование зомби — живых покойников. Колдуны якобы обладают умением воскрешать покойников и заставлять работать на себя. Зомби легко отличить от дей- ствительно живых людей — у них глупое выражение лица и говорят они через нос. Колдуны их кормят, но не дают соли. Достаточно съесть им крупинку соли, как к ним возвращается сознание. Некоторые, опасаясь, что их умершие близкие могут быть превращены колдунами в зомби, душат труп или отрезают ему голову... Но больше всего вызывает страх и ужас водуиста деятельность тех, кто при помощи колдунов вошел в тайный союз со злыми духами и, запродав им душу, обрел способность безнаказанно совершать преступления. В народе их называют по-разному: зобоп, бизаго, галипот, вланбиндия-гес, вольтижер. Зобопы и им подобные оборотни образуют тайные общества. Одетые в белое, со свечами на голове, они ночью нападают на людей, грабят их, связывают высушенными человеческими кишками. Некоторых зобопы поедают, других умерщвляют и превращают в зомби или в зверей. Зобопы модернизируются: их банды разъезжают на автомобилях...
Этими повериями воспользовался тиран Франсуа Дювалье, Папа Док для своих сторонников, Папа Гедэ или Барон-Суббота для своих противников. «Изучавший на протяжении всей своей жизни обряды черной магии,— пишет о нем американский журналист Леланд Стоу,— Дювалье стал признанным авторитетом по части языческого колдовства, а по некоторым данным также великим жрецом. Обитатели глухих районов убеждены, что он наделен какой-то сверхъестественной силой... Эта репутация помогает Дювалье удерживать крайне суеверных гаитян в состоянии запуганности и полного повиновения» 68. Дювалье организовал террористическую банду из отпетых головорезов, которых в народе называют тонтон-ма-кутами — оборотнями, привидениями. Вооруженные автоматами и винтовками, рассказывает о них гаитянский общественный деятель Г. Огюст, одетые в балахоны с прорезями для глаз, тонтон-макуты врываются ночью в дома мирных жителей, избивают и похищают людей, устраивают погромы в редакциях и типографиях патриотических газет, творят самосуды на улицах Порт-о-Пренса. Они помогают сгонять крестьян с земли, подавлять забастовки. Они организуют провокации и убийства. Численность этих отрядов 15 тысяч человек69. По своей жестокости Дювалье превзошел самых кровожадных богов воду. Этот бесноватый тиран замучил свою секретаршу, заподозренную в связях с патриотами. Он вскрыл ей вены и выпил стакан ее крови. В его дворце оборудована для пыток специальная комната, которую он называет «косметическим кабинетом». Одна из деталей ее «оборудования»— так называемая человековыжималка, гробовидный ящик, утыканный изнутри стилетами. По приказу тирана изготовлена и широко распространяется среди населения фотография, на которой он изображен в парадной форме президента, положив руку на плечо воскресшего Христа. Диктатор сочинил и заставляет своих подданных читать следующую «воскресную молитву»: «Наш Док, навечно пребывающий в своем дворце, да будет благословенно имя твое ныне живущими и будущими поколениями, да сбудется воля твоя в Порт-о-Пренсе и в его окрестностях. Дай нам сегодня новое Гаити и никогда не прощай оскорблений врагам родины, которые в злобе своей брызжут ядовитой слюной. Да падут они под тяжестью своих злонамерений: не давай им пощады. Л минь». Папа Док превратил колдовство в официальную «идеологию» своего правительства. Он, например, послал секретного эмиссара на могилу Джона Кеннеди, находящуюся на Арлингтонском кладбище. Там его посланец наскреб горсть земли, подобрал увядший цветок, запечатал в бутылочку немного арлингтонского воздуха. Эти «сувениры» понадобились Дювалье для магических заклинаний, с помощью которых он надеялся заточить душу Кеннеди в бутылку и подчинить ее своей воле, с тем чтобы оказывать влияние на решения госдепартамента в выгодную для него сторону. Но как бы ни лютовали мракобес Папа Док и его упыри тонтон-макуты, никакая магия, никакое колдовство не спасут их от неизбежного, неотвратимого краха. Многострадальный народ Гаити поднимается на борьбу за свою свободу и независимость, и рано или поздно он освободит^ ся не только от своих угнетателей, но и от отживших свой век верований и предрассудков. Кармело Мелон, герой романа «Деревья-музыканты» Жака Стефена Алексиса, говорит старому унгану Буа-д'Ор-му, владыке святилища Ремамбрансы: «Я уже не могу покоряться и твердить, что господь бог добр, что лоасы — паши отцы, что Ремамбранса будет жить вечно... А если нужно, чтобы старое погибло и рушилось, то что должно родиться?.. Если святилищу, обрядам и тебе самому суждено исчезнуть для того, чтобы возродился наш народ?..» И как ни горько и ни тяжело старому унгану Буа-д'Ор-му, в душе он вынужден признать, что Кармело Мелон прав. Прощаясь с ним, Буа-д'Орм как бы благословляет его на ратный подвиг во имя счастья его родины: «Иди навстречу будущему, иди с чистым сердцем и сбереги его в чистоте!..» Будущее Гаити принадлежит Кармело Мелону, людям труда... Ямайканцы верят в покоманию
майка, как и многие другие острова в Карибском море, была открыта в 1494 г. Колумбом и покорена испанскими завоевателями. Местных коренных жителей — араваков, которых в момент появления испанцев насчитывалось несколько десятков тысяч человек, постигла такая же жестокая участь, как индейцев других островов,— они были истреблены колонизаторами. Им на смену пришли негры-рабы. В 1655 г. Ямайку захватили англичане. Население острова составляло тогда 3 тысячи человек, из них половина были негры. Англичане использовали Ямайку для враждебных действий против испанских владений в Америке. Остров, вначале превращенный в место ссылки, стал затем базой английских пиратов, действующих в этом районе, а также крупным центром но торговле рабами, которых все в большем количестве использовали на местных плантациях сахарного тростника, кофе, индиго. В начале XIX в. на острове насчитывалось около 300 тысяч негров-рабов, около 20 тысяч свободных негров и мулатов и около 20 тысяч белых поселенцев. Пожалуй, нигде на Антильских островах рабы не оказывали своим эксплуататорам такого энергичного сопротивления, как на Ямайке. На острове произошло свыше тридцати крупных восстаний рабов. Бежавшие от своих хозяев в глубь острова рабы-мароны (или маруны) в течение 150 лет сохраняли свою свободу. Только в конце XVIII в. англичане смогли преодолеть сопротивление маронов. Большинство из них колонизаторы выселили в Канаду, а затем в Африку. Потомки маронов по сей день живут в западной части острова. Самое крупное восстание негров произошло в 1865 г., спустя несколько десятилетий после освобождения рабов. Доведенные до отчаяния налоговым гнетом, лишенные даже жалких клочков земли, эксплуатируемые плантаторами пуще прежнего, негры попытались освободиться от своих угнетателей, но потерпели поражение. Колонизаторы сурово расправились с восставшими, сотни из них были повешены, тысячи подверглись жестоким наказаниям. Однако борьба ямапканцев за свое освобождение продолжалась. В XX в. она приняла новые, более сознательные формы, ее целью стало достижение экономической и политической независимости. Опасаясь потерять свои позиции в Карибском районе, английские колонизаторы пытались различными маневрами затянуть предоставление острову независимости. В 1958 г. была создана Вест-Индская федерация, в которую наряду с другими карибскими владениями вошла и Ямайка. Федерация просуществовала всего лишь четыре года. В 1962 г. Ямайка, наконец, добилась независимости, хотя и осталась членом Британского содружества наций. По данным 1964 г., население Ямайки исчислялось в 1728 тысяч человек. По переписи 1960 г., различные этнические и расовые группы в ней были представлены следующим образом: африканцы (негры) 76,81%, афроевропейцы (мулаты) 14,51, индийцы (в том числе индомулаты) 3,30, белые. 3,25, китайцы (в том числе мулаты китайского происхождения) 1,23, евреи 0,7, сирийцы (в том числе мулаты сирийского происхождения) 0,10 и прочие 0,03%. Индийцы и китайцы — потомки законтрактованных рабочих, ввезенных на остров в XIX в. после отмены рабства. Только незначительная часть индийцев (19%) — индуисты, большинство христиане; мусульман мало. Почти половина китайцев — метисы от смешанных браков. Более 95% китайцев — христиане. Среди сирийцев — около 15% мулатов. Почти все сирийцы — католики. Среди белых кроме жителей английского происхождения, сирийцев и евреев (последние стали селиться на острове с конца XVI в.) есть потомки ирландских, немецких, португальских и кубинских поселенцев. Как следует из приведенных данных, подавляющее большинство населения — негры. Они составляют основ- ную массу сельскохозяйственных рабочих, батраков, чернорабочих, безработных, число которых на острове обычно превышает 100 тысяч. Жизненный уровень негров крайне низок, особенно тяжелы условня жизни городской бедноты. Английский журналист, посетивший остров, писал в 1961 г. о жизни бедняков в столице острова Кингстоне, в котором проживает около полумиллиона человек: «Тысячи людей живут около моря в грязных, заваленных мусором конурах, построенных из обломков, выброшенных морем на берег. Эти люди целые дни роются в громадных кучах вывозимых сюда отбросов в надежде найти лакомый кусочек. Их дома построены из кусков жести, железа, обломков дерева и тряпок»70. Эти условия продолжают оставаться такими же и поныне. Тысячи ямайканцев ежегодно покидают свой остров и эмигрируют в Англию в поисках лучшей доли. Там они влачат полуголодное существование, подвергаются расовой дискриминации... Во что же верят ямайканцы, каким богам поклоняются массы обездоленных негров и мулатов? По данным переписи 1943 г.,— а они мало в чем изменились за последнее двадцатилетие,— религиозная картина острова выглядит так: англикане 28,3%, баптисты 25,8, методисты 8,9, пресвитериане 7,5, католики 5,7%. К перечисленным культам принадлежит 76,2% населения. Остальные 20% относятся к самым разнообразным сектам ревивалистского толка — адвентистам, пятидесятникам, иеговистам и им подобным*. Особенностью этих сект является активное участие верующего в богослужении, выражающееся в пении религиозных гимнов, публичной исповеди и других действиях, с помощью которых верующий доводит себя до экстаза или транса, когда на него «нисходит» бог (или святой), очищающий его от духовной и телесной скверны, говорящий его устами (верующий выкрикивает нечленораздельные фразы, непонятные слова — глоссолалии) и подающий через него другими средствами различного рода предзнаменования и указания своим последователям. Акт вселения, овладевания сверхъестественной силой верующего служит мостом, связывающим эти секты с африканскими культами, в частности с культом воду. * Ревивализм — протестантское течение, проповедующее религиозное «возрождение» путем усиления религиозности до состояния, переходящего в религиозный экстаз. могут быть простыми бочками, дно которых обтянуто козьей или другой кожей. Однако из них извлекаются старые африканские ритмы, им-то и повинуются последователи покомании. Английские колонизаторы знали об активном воздействии на негров там-тамов и пытались искоренить употребление барабанов. В этих условиях было трудно сохранить барабаны из определенного типа дерева и определенной формы. Англичане запрещали барабанный бой после 10 часов вечера. После провозглашения независимости власти относятся с большей терпимостью к барабанной музыке. Как правило, покоманийские моления происходят в субботу в семь часов вечера или рано утром в воскресенье и продолжаются от 3 до 5 часов. Первыми приходят в молитвенную хижину пастырь, его помощники и барабанщики, которые барабанным боем оповещают «коммуникантов» (так называются члены секты) о начале религиозной церемонии. Постепенно собираются коммуниканты — мужчины, женщины и дети. Часть из них остается на дворе у входа в молельню, беседуя между собой на различные темы, часть занимает места в молитвенной хижине. Когда помещение заполняется, в него входит руководитель (в белых штанах и рубашке, с белой повязкой на голове) в сопровождении двух или трех женщин-ассистенток. В задачу последних входит чтение Библии, а также пение гимнов. Присутствующие стоя приветствуют вошедших. Пастырь проходит к помосту и садится на него, а его помощницы — на скамейку в первом ряду. Одна из них по его знаку подходит к столику, сидя за которым произносит краткую проповедь, весьма примитивную по своему содержанию и форме — о греховности мира. Присутствующие возгласами, причитаниями, стонами подкрепляют аргументацию проповедницы. Затем ее сменяет руководитель, читающий одну из глав Библии, чаще всего из Ветхого завета. Участники моления его также подбадривают возгласами: «Иисус, спаси нас!», «Гетсамане!» и им подобными. Вслед за этим руководимые тем же главарем секты присутствующие поют религиозные гимны. Печатных текстов гимнов не существует, да если бы они и существовали, то большинство из присутствующих, будучи не- Английский плантатор на Ямайке грамотными, не смогло бы ими воспользоваться. Поются гимны так: руководитель секты произносит слова гимна, верующие повторяют за ним. Следует перерыв, во время которого одна из помощниц собирает пожертвования. Как правило, сбор дает ничтожную сумму. Второе отделение начинается с публичной исповеди одного из присутствующих. Исповедующийся подходит к столику и рассказывает, каким он был раньше грешником и как он с божьей помощью исправился. Его исповедь комментирует руководитель. Он пересказывает ее, драматизируя отдельные моменты, с тем чтобы вызвать сочувствие или негодование слушателей. Служба кончается пением гимнов и коллективным чтением молитв. Кульминационным моментом религиозной службы в покомании считается церемония посвящения, ибо только посвящаемый удостаивается чести войти в непосредственный контакт с богом, стать его вместилищем, «обрести дух». Посвящаемые являются в молельню в обычной одежде, но с белой или синей повязкой на голове. Скамьи сдвигаются таким образом, что образуют в центре круг, в который становятся посвящаемые. По сигналу руково- 5» 131 дителя они начинают с нарастающей быстротой шаркать ногами и ритмично «хрюкать». Все это продолжается около 45 минут, когда, подогретые хлопками и резкими и пронзительными выкриками присутствующих, посвященные впадают в транс и начинают «говорить на языках» — выкрикивать бессвязные слова и выражения. Во время транса посвящаемый обильно потеет, зрачки его расширяются, он становится нечувствителен к боли. «Их вид,— говорит исследователь, присутствовавший на одной из таких инициации,— производит впечатление, что они находятся в состоянии самогипноза». В покомании практикуется также обряд хлебопрелом-ления (причащения) и крещения, которому, как и у баптистов, подвергается взрослый последователь культа. Этим обрядам предшествует трехдневный пост. Обряд крещения совершается в воскресенье рано утром на берегу миря или у ближайшего ручья. Чем же привлекает покомания народные низы? По-видимому, тем, что это чисто негритянская секта, руководители которой выходят из среды самих верующих, что она «дешевая» — принадлежность к ней требует самых незначительных расходов, что в ней наличествуют африканские элементы. «Для простых людей,— пишет исследователь Фернандо Энрикес,— покомания часто представляет почти поэтическое, возвышенное чувство, которое отсутствует в их повседневной жизни. Для живущих в нищете крестьян и городских рабочих несколько часов, проведенных в молельне, делают их частью могущественного духовного мира, в котором не имеет никакого значения их бедственное материальное состояние» п. Другой весьма характерной для условий Ямайки негритянской сектой является Африканская реформированная церковь, последователи которой называют себя раста-фаритами или сокращенно ристами. Эта секта возникла в 30-х годах этого столетия после провозглашения императором Эфиопии раса (князя) Тафари Меконнена, принявшего после коронования имя Хайле Селасие. Это событие дало повод некоторым негритянским проповедникам утверждать со ссылками на Библию, где упоминается Эфиопия, что настало время освобождения черного человека от гнета белого, которое осуществит негус, провозглашенный ими Мессией. Нападение Италии на Эфиопию в 1935 г. вызвало большие симпатии к этой стране среди негритянского населения Ямайки и привлекло многих в секту растафаритов. Растафариты называют себя эфиопами, отпускают бороду, отказываются от сотрудничества с местными властями, уплаты налогов, посещения школ и т. п. Они сторонники возвращения негров в Африку, за что в течение многих лет агитировал поселившийся в Соединенных Штатах известный негритянский лидер Маркус Гарвей, ямайканец по рождению. Следует отметить, что после провозглашения независимости прах Маркуса Гарвея был перевезен из США на Ямайку и торжественно захоронен в Кингстоне. Растафаристская секта отражает идеи негритянского расизма, исключительности негритянских народов и их превосходства над белыми. Она принадлежит к типу так называемых эфиопских церквей, которые стали возникать в Южной Африке в конце XIX в. и получили некоторое распространение в других районах. Исследователь эфиопских сект Б. Сюндклер отмечает, что их программа «характеризуется амбивалентностью, двойственностью: с одной стороны, она включает лозунг «Африка для африканцев» и представляет реакцию против проводимой белыми миссиями политики главенства над африканскими народами; с другой стороны, их церковная организация и интерпретация Библии в большей своей части скопирована, заимствована у миссионерских протестантских церквей, от которых они отпали, хотя и модифицированы на африканский лад» 72.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|