Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поклонники лепесткообразных топоров 5 глава




Католические церковники после победы революции на Кубе в первые месяцы 1959 г. развили бурную политиче­скую деятельность. Так как многие верующие участвова­ли в борьбе против тиранического режима Батисты, цер­ковники заверяли,' что церковь якобы выступала против

* Адвентисты — протестантская секта, проповедующая бли­зость «второго пришествия Христа», «светопреставления», «страш­ного суда»; иеговисты — отколовшаяся от адвентистов секта, с ру­ководящим центром в США, предрекающая грядущую битву бога Иеговы против сил Сатаны, в результате которой все человечество, кроме иеговистов, погибнет навеки; пятидесятники — христиан­ская секта, проповедующая возможность сошествия на верующего «св. духа», доказательством чему служит «говорение» на непонят­ном языке — «ангельском наречии».


Символы власти Обаталы




Крещение ребенка в спиритической секте «Спаситель», 1963 г.

диктатуры на стороне повстанцев, хотя в действительности церковная иерархия тесно сотрудничала и с Батистой, и с американскими империалистами.

Церковники требовали от революционного правитель­ства провозгласить католическую религию государствен­ной, официально ввести ее преподавание в школе. Опираясь на неустойчивые, склонные к компромиссу и предательству элементы в первом революционном прави­тельстве (вроде временного президента Уррутии), пред­ставители церкви выступили против справедливого нака­зания батистовских палачей и убийц под предлогом того, что церковь, мол, «всегда готова прощать раскаявшихся грешников».

Революционные власти, однако, не поддались шантажу церковников и отказались ввести преподавание религии в государственных учебных заведениях.

Удаление Фиделем Кастро в 1959 г. из правительства соглашательских и предательских элементов, на поддерж­ку которых рассчитывали церковники, и твердая реши-


 


мость революционных властей осуществить в кратчайший срок коренные социальные преобразования в стране осла­били позиции реакционных церковников. Тем не менее духовенство развернуло ожесточенную кампанию против правительства, враждебно настраивая верующих, в первую очередь учащуюся молодежь из католических школ и уни­верситета св. Фомы.

В конце ноября 1959 г., когда положение на Кубе в ре­зультате враждебных действий США и их местной контр­революционной агентуры стало особенно напряженным, церковники, деятельность которых никак не стеснялась и не ограничивалась правительством, созвали католический конгресс в Гаване. Как отмечала американская печать, этот конгресс превратился в крупнейшую мобилизацию реакционных сил против революционного правительства.

В спиритической се;(те «В поисках бога», 1963 г,

 

Выступавшие на конгрессе ораторы высказывались про­тив социально-экономических реформ, защищали «священ­ное» право на частную собственность, что ввиду конфиска­ции помещичьих земель и собственности бывших участни-


ков клики Батисты означало осуждение этих справедливых действий правительства.

 

Маневры церковников разоблачил Фидель Кастро. Гла­ва кубинского правительства предупредил верующих, что помещики, интересы которых затронуты земельной рефор­мой, хотят использовать церковь для борьбы с правитель-

ством

Однако провокаторы продолжали раздувать контррево­люционную клеветническую кампанию. Деятельное уча­стие в ней принимали церковники США, утверждавшие, что на Кубе церковь якобы подвергается преследованиям, становится «церковью молчания», т. е. о положении церк­ви на Кубе они распространяли такую же клевету, как о Советском Союзе и других социалистических странах. Ку­бинская революция, заявил американский кардинал Спелл-ман,— это самое большое политическое «несчастье», слу­чившееся в 1959 г.

В январе I960 г. Фидель Кастро, выступая по телеви­дению Гаваны, разоблачил очередной заговор агентов аме­риканских империалистов, в котором принимали активное участие испанские священники-фалангисты, действовав­шие на Кубе. В письме Ябора, одного из заговорщиков, зачитанном Фиделем Кастро, говорилось, что Ябор полу­чал помощь от церковников, имел печатный станок, спря­танный в церкви, а также оружие и динамит. Речь Фиде­ля Кастро вызвала бурную реакцию со стороны испанско­го посла в Гаване, пытавшегося ворваться в телестудию и прервать выступление премьер-министра. Фалангистскпй дипломат получил достойный отпор. Кубинские власти объ­явили его «нежелательным лицом» и выслали из страны.

По мере того как американские империалисты усили­вали свои враждебные действия против революционного правительства Фиделя Кастро, усиливала свои нападки на правительство и церковная иерархия.

Отвечая на новые провокации клерикалов, приурочен­ные на этот раз к празднованию пасхи 1960 г., Фидель Кастро, выступая 22 апреля но телевидению, сказал: «Все знают, что мы относимся с абсолютным уважением к сво­боде культа, праву каждого гражданина исповедовать рели­гию, которая ему больше нравится, к свободе совести. Враги кубинской революции тем не менее используют церковь, чтобы вызвать религиозный конфликт в стране, хотя ни­каких оснований для такого конфликта не имеется» 39.


Но церковники не унимались. 17 июля контрреволю­ционеры устроили антиправительственную демонстрацию в кафедральном соборе в Гаване. Выступая на следующий день по кубинскому телевидению, Фидель Кастро отме­тил, что часть духовенства сочувствует фалангистам, что враги революции организуют в церквах демонстрации против правительства. «Эти люди называют себя христиа­нами,— сказал Фидель Кастро,— но что это за христиане? Они всегда дискриминировали негров, эксплуатировали своих слуг, бездельничали, их детей всегда вскармливали кормилицы, они всегда эксплуатировали бедных, жили в богатстве среди нищеты и невежества миллионов челове­ческих существ. Подобно фарисеям, которые распяли в свое время Христа, современные контрреволюционеры хотят распять бедных, хотят отнять все, что у них имеет­ся, даже надежду на лучшее будущее. Эти пираты, за­проданные американскому империализму, хотели бы ви­деть свою родину под игом империи США... Вот почему они приветствуют агрессоров» 40.

В августе 1960 г. США снизили квоту на закупку ку­бинского сахара на 700 тысяч тонн, и американские неф­теперегонные заводы на Кубе отказались рафинировать нефть, ввозимую из СССР. На эту экономическую агрес­сию кубинское правительство ответило 7 августа нацио­нализацией американских компаний, связанных с круп­нейшими монополиями США. В тот же день кубинский епископат опубликовал провокационное послание, осуж­давшее справедливые и законные действия правительства.

Американское агентство «Ассошиэйтед пресс», ком­ментируя послание кубинских епископов, писало, что оно «является самым ярким проявлением оппозиции на Кубе со времени прихода к власти правительства Кастро 19 ме­сяцев тому назад». Направленные на подрыв революции заявления кубинских епископов были сделаны в те самые дни, когда США созвали конференцию министров ино­странных дел американских государств в Сан-Хосе (Коста-Рика) с целью осудить Кубу и открыть путь для вооруженной интервенции. Характерно, что в Сан-Хосе государственный секретарь Соединенных Штатов Гертер обвинил революционное правительство Кубы в «преследо­вании религии».

Послание епископата, так же как заявление Гертера, вызвало на Кубе энергичные протесты верующих. В одной


 


из церквей в Гаване возмущенные прихожане заставили священника прекратить чтение послания и покинуть цер­ковь.

Фидель Кастро вновь разоблачил сговор церковников с империалистами, выступая 11 августа перед группой ди­ректоров сахарных кооперативов. Он обвинил американ­ское посольство в Гаване в том, что оно вошло в сговор с фашистскими священниками с целью спровоцировать кон­фликт между церковью и государством на Кубе. Фидель Кастро сказал: «Вам известно, что революцию все время систематически провоцируют, что с нею борется группа контрреволюционеров, которая прячется в храмах. Мы не хотим обострять страсти. Однако достаточно сказать, что возмущение народа хорошо объясняет реакцию общест­венности на систематические провокации против револю­ции... Я хотел бы видеть хоть одно пастырское выступле­ние, осуждающее преступления империалистов, ужасы империализма... Я хотел бы видеть хоть одно пастырское выступление, осуждающее эксплуататорские компании, осуждающее бомбардировки наших сахарных плантаций и городов, экономическую агрессию против Кубы, пре­ступные планы вооруженной агрессии, которые империа­лизм готовит против нашей родины» 41.

Речь Кастро произвела большое впечатление на ве­рующих. Организация верующих «За крест и родину!» осудила послание епископата и заявила, что поддержи­вает кубинскую революцию.

В ноябре 1960 г. группа студентов католического уни­верситета публично выступила с разоблачением новой про­вокации против революционного правительства. Руковод­ство универаитета намеревалось закрыть его под тем пред­логом, что революционные власти Кубы якобы преследо­вали преподавателей, при этом ссылаясь на бегство за границу группы преподавателей и студентов университе­та — сынков банкиров и помещиков, выступающих против революционных преобразований на Кубе. Предварительно ректор университета епископ Боса Масвидаль исключил студентов-патриотов. Эти позорные действия церковни­ков вызвали единодушное осуждение кубинской общест­венности.

28 ноября 1960 г. Фидель Кастро вновь выступил с ра­зоблачением контрреволюционной деятельности реакцион­ных церковников. Проверка властями бухгалтерских книг


Церковники-фалангис­ты. Худ. Ритин, 1961 г,

национализированных сахарозаводческих монополий пока­зала, что церковная иерархия субсидировалась этими экс­плуататорами кубинского народа. Священники наравне с полицейскими и офицерами армии Батисты ежемесячно получали определенные суммы от магнатов-сахарозаводчи­ков. Все это делалось втайне, и, конечно, священники по­лучали деньги не за то, что они защищали интересы ку­бинского народа. Революция покончила с этой позорной

7S


практикой, превращавшей священников в платных аген­тов сахарозаводчиков. Вот чем объясняются, сказал Каст­ро, пастырские послания, осуждающие национализацию!

20 дней спустя Фидель Кастро возвратился к этому вопросу на совещании, созванном Конфедерацией трудя­щихся Кубы. Революция не вмешивается в дела церкви, сказал премьер-министр, почему же церковники выступа­ют против политики революционного правительства?

Ряд священников-кубинцев выразил несогласие с контр­революционной деятельностью церковной иерархии. Например, священник Херман Ленсе неоднократно осуж­дал контрреволюционные действия епископата и призы­вал верующих поддержать правительство Фиделя Кастро. Все христиане, все кубинцы, говорил Ленсе, «приветству­ют руку помощи, протянутую нам русским народом в мо­мент, когда нас намеревались уничтожить западные дер­жавы, называющие себя христианскими, а в действитель­ности такими не являющиеся!»

Осудил действия контрреволюционеров и кубинский священник Мойсес Арренчеа-е-Итурральде. В одном из своих заявлений представителям печати он сказал: «На уг­розы американцев мы ответили национализацией их моно­полий. Даже кошки защищаются, когда на них нападают, как же не защищаться нам! В Соединенных Штатах гово­рят, что я коммунистический священник. Мне все равно. Если того требует защита Кубы, то это меня не волнует. Меня интересует судьба Кубы, и пусть знают, что я сдам­ся последний»42.

Епископат, действуя в угоду врагам кубинского наро­да, осудил деятельность священников-патриотов. Священ­ник Ленсе был отлучен от церкви. Комментируя это реше­ние церковных властей, Фидель Кастро сказал: «Они не отлучают от церкви испанских священников, поддержи­вающих диктатуру (Франко.— И. Л.), ни тех, кто совер­шает убийства в Алжире, ни тех, кто заключил в тюрьму Лумумбу, ни кардинала Спеллмана, этот рупор империа­лизма, ни тех, кто здесь подбрасывает бомбы. Они хотят отлучить от церкви нашего священника, который стоит на стороне революции неимущих...»43

Таких, как священник Ленсе, было меньшинство в ку­бинском духовенстве. Как заявил арестованный властями' Рейнольде Гонсалес, руководитель подпольной клерикаль­ной подрывной организации «Революционное народное


Проповедует против кубинской революции. Худ. Адижио, 1961 г.

движение», 95% всех церковников на Кубе поддерживало контрреволюцию44.

Провозглашение кубинским правительством 1961 года «годом просвещения», принятие обширной программы лик­видации неграмотности, строительства школ, распростра­нения научных знаний среди широких масс кубинских трудящихся — все это вызвало новый взрыв ненависти в стане контрреволюции и ее союзников — церковников.

Епископы вновь потребовали подчинить церковному контролю народное просвещение на Кубе. Все эти заявле­ния, писал видный деятель революционного движения


Блас Рока, о правах и обязанностях церкви воспитывать молодое поколение противоречат деятельности церкви как в колониальный, так и в республиканский период истории Кубы, когда церковь выступала в роли союзницы господ­ствующих классов. «Если церковь считает своим долгом воспитывать молодежь, то почему она в течение столь длительного периода не выполняла своего долга и допусти­ла, чтобы значительная часть кубинского населения оста­валась неграмотной? Почему только теперь, когда револю­ционное правительство предпринимает все необходимые практические меры для ликвидации неграмотности и под­нятия культурного и образовательного уровня народа, эти господа припоминают об обязанностях и «правах» церкви воспитывать детей?»45

В феврале 1961 г. церковники безуспешно пытались спровоцировать антиправительственную забастовку уча­щихся средних учебных заведений страны. Учащиеся от­ветили контрреволюционерам многотысячными демонстра­циями в поддержку правительства Фиделя Кастро. Гран­диозная манифестация в Гаване свидетельствовала о не­преклонной решимости учащейся молодежи отстаивать завоевания революции, в тесном единстве с правительст­вом и всем народом Кубы бороться за расцвет экономики и культуры своей страны, укреплять ее оборону. Демонст­рация прошла под лозунгом «Труд, учение, винтовка!» Перед участниками демонстрации выступили президент Дортикос, члены кубинского правительства.

17 апреля в районе Плайя-Хирон на кубинскую землю вторглись банды наемников. Их сопровождали церковни­ки. В плен попали четыре священника-фалангиста. Как выяснилось после разгрома наемников, многие из них были активными членами католических организаций. Гла­варь наемников Артиме заявил на суде, что демохристиан-ская организация входила в общий шта,б контрреволюции, занимаясь оргвопросами и пропагандой.

В первомайской речи 1961 г. Фидель Кастро зачитал воззвание «духовного» наставника наемников. Вот что пи­сал этот предатель в сутане: «Руководитель этой церков­ной службы в бригаде нападения*, высокочтимый отец Исмаоль де Луго, капуцин, от своего имени и от имени

* Так именовали себя наемники, высадившиеся в районе Плайя-Хирон.


остальных капелланов обращается к народу, к католиче­скому народу Кубы со словами: «Внимание, внимание, кубинские католики: освободительные силы высадились на кубинском побережье; мы пришли во имя божье, во имя справедливости и демократии восстановить попранное право, растоптанную свободу, преследуемую и оклеветан­ную религию» 46.

Фидель Кастро квалифицировал это «духовное посла­ние» как ложь и клевету. Участие церковников в высадке наемников, сказал он, означало намерение испанских и фа­шистских духовников вести на острове войну против ку бинской революции. Правительство было вынуждено на это ответить законом, запрещающим пребывание на Кубе священников-иностранцев, если они относятся к револю­ции нелояльно. «Священник,— подчеркнул Фидель Каст­ро,— который оказался честным, который не боролся про тив революции, не принимал участия в контрреволюци­онной деятельности,— этот священник может просить раз­решения остаться на Кубе, и правительство, если сочтет целесообразным, сможет предоставить ему такую возмож­ность, ведь есть некоторые иностранные священники, со­ставляющие исключение, они не занимали враждебной по­зиции по отношению к революции, но, как правило, мы сталкиваемся с обратным явлением»47.

Правительство, кроме того, решило национализировать частные школы и высшие учебные заведения, многие из которых использовались реакционными церковниками для контрреволюционных вылазок. Национализация частных школ делала просвещение подлинно светским и закрепля­ла отделение церкви от государства.

Высылку контрреволюционных церковников правитель­ство отложило, ожидая, что они одумаются и прекратят свою преступную деятельность. Но ни разгром наемников на Плайя-Хирон, ни предупреждения Фиделя Кастро не возымели отрезвляющего действия на церковников. Они продолжали борьбу с правительством.

13 сентября 1961 г. Министерство внутренних дел рево­люционного правительства опубликовало специальное со­общение о контрреволюционных действиях церковных ие­рархов. В нем указывалось, что в борьбе против кубин­ской революции высшее духовенство всеми средствами пытается вызвать недовольство среди кубинского народа, утверждая, что на Кубе якобы преследуются верующие.

7?



Далее отмечалась активная контрреволюционная деятель­ность епископа Боса Масвидаля, его связь с наиболее ре­акционными кубинскими кругами. Он превратил церкви в склады оружия и взрывчатых веществ для контрреволю­ционеров и в места тайных сборищ весьма далеких от ре­лигии, элементов. Епископ создал сеть контрреволюцион­ных организаций по всей стране, поставив во главе их свя­щенников, связанных с Центральным разведывательным управлением США. Он руководил работой высшей като­лической иерархии по организации террористических вы­ступлений, актов саботажа и т. п. Клерикальные органи­зации «Католическое университетское действие», «Католи­ческая рабочая молодежь» и другие были превращены им в активные заговорщические центры. Для этой же цели он в свое время созывал национальный конгресс католи­ков. Под его руководством церковь организовала многочи­сленные выступления и провокационные акты в различ­ных церквах столицы, направленные на дискредитацию революции и свержение революционного правительства Он принимал непосредственное участие в подготовке импе­риалистической агрессии на Плайя-Хирон в апреле 1961 г. и в попытке похитить кубинский самолет 9 августа того же года. Подрывные группы клерикалов получили раз­личные виды оружия и рассредоточили его по стране. Эти действия церковников неизменно сопровождались актами террора и саботажа в ряде провинций.

Несмотря на разрешение революционного правитель­ства отметить 10 сентября 1961 г., как и в предыдущие годы, католический праздник «дня милосердия», Боса Мас-видаль в этот день заявил, что власти будто бы отказались разрешить празднование. Ложь епископа была немедленно разоблачена в заявлении революционного правительства, переданном по радио и телевидению. Верующие узнали правду. Накануне Боса Масвидаль был предупрежден о том, что власти больше не потерпят его контрреволюцион­ных вылазок. Тем не менее вечером 10 сентября епископ организовал в одной из церквей сборище контрреволюцио­неров, закончившееся провокационным столкновением, в результате которого был убит один рабочий и ранено не­сколько человек. В заключение в сообщении указывалось, что контрреволюционные провокации с человеческими жертвами были организованы и в ряде других мест страны в момент, когда там отмечался «день милосердия».


Изгнание церковников-фалангистов с Кубы. Худ Ритин, 1?61 г.

Так как в этих контрреволюционных атаках главным образом участвовали церковники-иностранцы (испанцы и североамериканцы), то кубинское правительство было вы­нуждено декретировать их высылку из страны. В числе высланных были и епископ Боса Масвидаль.

Следует отметить, что многие из высланных священни­ков спустя некоторое время обратились к правительству с просьбой разрешить им вернуться на Кубу. Правитель­ство, учитывая их обязательство не участвовать в полити­ческой деятельности, удовлетворило просьбу. Кроме того, была гарантирована неприкосновенность церковной соб­ственности и возвращены церковным властям драгоцен­ности и предметы культа, которые находились в часовнях национализированных частных учебных заведений.

Подрывная деятельность реакционного духовенства по­терпела поражение. Подавляющая масса верующих выска­залась за революцию. Все это вынудило церковную иерар­хию пересмотреть свое отношение к кубинской революции, по крайней мере формально отказаться от активной контр­революционной деятельности. Такая смена курса в церков­ной ориентации позволила правительству установить нор­мальные отношения с духовенством католической и про-



FIESTA ШШ

тестантских церквей. «Революция,— заявил Фидель Кастро в своем выступлении перед студентами Гаванского университета 13 марта 1963 г.,—твердо придерживалась принципа, предусматривающего уважение к религиозным верованиям каждого гражданина и к исполнению им обря­дов. Революция не захватывала церквей, не закрывала их, не препятствовала деятельности ни одного священника, если только он выполнял чисто религиозные функции, я конфликты между революцией и католической церковью начали исчезать». Этому способствовало в первую очередь то обстоятельство, что враждебно настроенные к револю­ции церковники не нашли сочувствия в массе верующих. Не получили они поддержки и со стороны тогдашнего главы католической церкви папы Иоанна XXIII, который, вопреки нажиму реакционных церковников, отказался пор­вать отношения с революционной Кубой или санкциони­ровать клеветническую кампанию против нее.

Правительство на Кубе не ограничивает церковную деятельность духовенства. Пресекаются только контррево­люционные выступления клира. Таким образом, отделение церкви от государства на Кубе стало не только формаль­ным, но и фактическим, чем было осуществлено еще одно чаяние кубинских патриотов, боровшихся на протяжении многих десятилетий за подлинно светскую школу и под­линно светское государство.

Однако империалисты и их контрреволюционные ма­рионетки не отказались от использования религии в борь­бе против кубинской революции. Находящиеся за рубе­жом клерикалы, в их числе и прелат Боса Масвидаль, продолжают кампанию лжи и клеветы против революци­онной Кубы. За рубежом действует ряд «демохристиан-ских» контрреволюционных центров. Агент Центрального разведывательного управления США Клементе Инклан Вернер, арестованный в 1963 г. кубинскими властями, рас­сказал по телевидению об участии эмигрантских клери­кальных организаций в подрывной деятельности.

Империалисты стремятся использовать в контрреволю­ционных целях протестантских сектантов. Основным ору­дием империалистов сегодня, заявил Фидель Кастро 13 марта 1963 г., являются главным образом три секты: иеговисты, евангелическая община Гедеона и пятидесят­ники. Деятельность этих сект направляется непосредст­венно из США, их руководители действуют как агенты Центрального разведывательного управления. Сектантские


C0MSU0 И Л С10 И й I D£ CULTURu- TE&TRO MCtOMU 0E CUBA

Программа спектакля «Конгос реалес», воспроизводящего ритуальные танцы


вожаки под предлогом «непротивления злу» призывают трудящихся не вступать в милицию, в армию, не участво­вать в ликвидации контрреволюционных банд, не оказы­вать сопротивления империалистам, не посылать детей в школу, не присягать на верность кубинскому флагу.

«Этих врагов надо разоблачать перед массами,— при­зывал Фидель Кастро.— Пролетарские массы, крестьян­ские массы, студенты, работники умственного труда, все те, кто имел возможность приобрести большую культуру, больше научных познаний, должны побороть ложь, пред­рассудки, обман и особенно этот контрреволюционный фарс, пытающийся скрыться под маской религиозных чув­ств. Ибо речь идет о врагах революции, о врагах пролета­риата, о врагах крестьянства, о врагах родины, являющих­ся орудием империалистов. Наш народ хорошо знает их, этих псевдорелигиозных деятелей» 48.

Когда осенью 1963 г. на Кубу обрушился циклон «Фло­ра», причинивший неисчислимые бедствия жителям ост­рова, то сектанты стали нашептывать людям, что их по­стигло «наказание божье». В некоторых местах во время циклона сектанты призывали верующих к массовым самоубийствам, к истреблению женщин и детей под пред­логом того, чтобы якобы настал «судный день».

Разоблачая преступную деятельность сектантских во­жаков, руководители революции подчеркивают различие между сознательными контрреволюционерами, действия которых подлежат компетенции суда, и рядовыми после­дователями, ошибочно следующими преступной пропаган­де. С этими рядовыми сектантами, заявил президент Дор-тикос в одном из своих выступлений, необходимо вести упорную индивидуальную разъяснительную работу49.

Обличительная кампания, которую проводят предста­вители революционных организаций Кубы против сек­тантских вожаков, изолирует их от последователей, разо­блачает их как агентов американского империализма — злейшего врага кубинского народа.

Большинство последователей сантерии и спиритизма выступают в поддержку революции. И это понятно, ведь сторонники этих сект рекрутируются среди рабочего люда городских окраин, который кровно заинтересован в завое­ваниях революции. После некоторого подъема в деятельно­сти этих сект в первые послереволюционные годы, выа-ванного отсутствием каких-либо ограничительных мер


со стороны властей, их влияние пошло потом на убыль. Революция вызвала десакрализацию многих обрядов этих культов. Ритуальные песни и пляски переносятся в кол­лективы самодеятельности, на театральные подмостки, где преобразуются в колоритные народные спектакли с уча­стием музыкантов и танцоров из числа сектантов. Наибо­лее талантливые и тем самым влиятельные из них превра­щаются в профессиональных артистов и постепенно отхо­дят от религиозного мировоззрения.

Революция сказалась также и на судьбе масонства. Многие масонские вожаки бежали за границу, а рядовые члены покинули ложи, здания которых были приспособле­ны для нужд культурного строительства. Тем самым ма­сонство фактически перестало существовать на Кубе.

Боги и их служители — упрямые консерваторы. Они не любят новшеств, не терпят изменений в социальной структуре общества, возмущаются и негодуют, когда на­род сбрасывает с себя ярмо эксплуатации и империали­стического гнета.

Боги и их слуги теряют «божественный» ореол, пытаясь затормозить поступательный ход истории. С каждым днем у них становится все больше соперников на Олимпе, все меньше последователей на земле.

В Америку, на Антильские острова, пришла революция. Ее очистительная волна освободит народы этого района от многовекового экономического, политического и духов­ного гнета и превратит их в подлинных и разумных хо­зяев своей судьбы...

Католики

ш

И протестанты

О S

На Пуэрто-Рико

был

Остров Пуэрто-Рико Колумбом и завоеван

открыт конки­стадором Понсе де Леоном в 1508 г. Его коренные жители боринкены вымерли в результате эксплуатации и пресле­дований колонизаторов, которые стали ввозить для работы на плантациях негров-рабов из Африки.

Однако в отличие от Кубы плантационное хозяйство здесь не получило широкого развития, в сельском хозяй-


стве преобладало животноводство. Остров считался бедным и заселялся медленно; в начале XIX в. его население не превышало ста тысяч человек.

Испании, содержавшей на острове мощную военно-мор­скую базу, удалось сохранить его под своей властью до кон­ца XIX в. В 1898 г. Пуэрто-Рико захватили Соединенные Штаты, владеющие островом по сей день.

Пуэрториканцы боролись и продолжают бороться за не­зависимость. Лучшие люди пуэрториканского народа отда­ли жизнь в этой неравной борьбе против мощного и жесто­кого врага — американского империализма. В 1952 г. правительство США предоставило Пуэрто-Рико статус так называемого свободного присоединившегося государства, что не изменило в основном положения острова, который как был, так и продолжает оставаться под гнетом амери­канского империализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...