Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Привидения на Мартинике и Гваделупе




А

нтильские острова Мартиника и Гваделупа были завоеваны в

XVII в. французами, которые, следуя примеру англичан и испанцев, стали ввозить на них африканцев-рабов для работы на сахарных плантациях. В XVIII в. на оба остро­ва из Африки было ввезено свыше 200 тысяч рабов.

Как и на других Антильских островах, на Мартинике и Гваделупе рабы неоднократно поднимали восстания про-


тив своих поработителей, но терпели поражения. Хотя во время Французской революции Конвент отменил рабство, плантаторы отказались отпустить рабов на свободу. Это вы­звало новое восстание рабов на Гваделупе под руководст­вом Луи Дельгре. Однако и это восстание потерпело по­ражение. Рабство на Мартинике и Гваделупе было отмене­но только в 1848 г. После освобождения рабов плантаторы стали ввозить на острова в качестве дешевой рабочей си­лы законтрактованных рабочих из Азии. В XIX в. было вве­зено на оба острова несколько десятков тысяч индийцев, около тысячи китайцев и 500 аннамитов — вьетнамцев. По­давляющее большинство из них смешалось с местным не­гритянским населением.

В 1946 г. островам было предоставлено право департа­ментов Франции, но от этого мало что изменилось в их по­ложении. Экономика островов продолжает оставаться в ру­ках крупных французских монополий, политическая же жизнь, как и прежде, контролируется французскими вла­стями.

В 1963 г. остров Мартиника насчитывал 303 тысячи жи­телей, а Гваделупа — 297 тысяч. Подавляющее большин­ство населения составляют негры или мулаты различных оттенков. Индийцев в «чистом» виде сохранилось всего не­сколько тысяч. Они исповедуют индуизм. Все остальное население считается католическим. Церковники заявля­ют, что Мартиника настолько пропитана католическим духом, что ее можно сравнить с лучшей епархией Франции. Нет ли в этом преувеличения, так ли обстоит дело в дейст­вительности, не осталось ли на этих островах следов древ­них африканских верований?

Исследователи указывают, что «цветная буржуазная интеллигенция настроена вольтериански, по крайней мере, это касается мужчин» 82. В народных же низах го­сподствуют суеверия, уходящие своими корнями в Аф­рику.

Среди населения распространена вера в существование различных духов, добрых и злых, обиталищем которых яв­ляются большие деревья, такие, как сейба — дерево, изве­стное и почитаемое по той же причине в Тропической Аф­рике. На островах существует поверие, что сейба — место­жительство дьяволицы (гияблесс), появляющейся в пол­ночь или в полдень под видом красавицы-обольстительни­цы. Мужчине, который пойдет за ней следом, угрожает


смерть. На деревьях обитают w маленькие привидения — тит сапоти, которыми матери пугают непослушных детей.

По-видимому, чтобы обезопасить человека от действий злых духов, живущих в лесу, пуповину новорожденного, а также плаценту матери закапывают у основания како­го-нибудь куста или дерева, символическим собственни­ком которого становится новорожденный *.

В погребальном обряде также сохранились элементы африканских обычаев и верований. Отпевание мертвеца носит характер веселого пиршества, на которое собирают­ся все друзья и соседи усопшего. Церемонией руководит своего рода тамада — краке, рассказывающий веселые ис­тории, загадки, шутки и прибаутки. В праздник всех свя­тых родственники и друзья умерших устраивают поминки на кладбище, украшают цветами и горящими свечами мо­гилы, пьют ром и закусывают, поют песни.

Среди жителей Мартиники и Гваделупы широко рас­пространена вера в привидения — зомби, летающих ведьм — сукуняк (тринидадская версия — сукуйон), злых духов — антикри (антихрист), тит монс (маленький монстр). Антикри появляется на свет из яйца, снесенного черной курицей в страстную пятницу и «высиженного» человеком под мышкой. Этот омункул способен сглазить, украсть, шпионить и совершать другие пакости в интере­сах своего хозяина. Питается он только мясом, может со­жрать и человека, если ему отказать в пище, за что его называют также мудонгом — обжорой.

Но самыми могущественными считаются духи зомби — это нечистая сила, которая может принести человеку добро или зло. Зомби могут помочь найти клад, но за это требу­ют принести им кого-нибудь в жертву. Человек, имеющий связь с зомби, способен перевоплотиться на время в соба­ку, кошку или змею. Для этого ему необходимо смазать себя соответствующей заколдованной мазью, после чего он снимает с себя кожу, которую вешает у себя на гвоздь, ц выходит из дома через замочную скважину. Совершив какое-нибудь черное дело, зомбист тем же путем возвра­щается домой, где, надев кожу, обретает свое обычное со^ стояние.

Судя по некоторым данным, среди негров Мартиники и Гваделупы в прошлом имелись водуисты, однако воду-

* Этот обычай известен и в других частях земного шара, в том числе в Европе.


пстские обряды претерпели десакрализацию, отголоски их мы находим теперь только в карнавальных церемониях. Карнавальные пляски и танцы, которыми руководит ким-буасер (среднее между колдуном и церемониймейстером), сопровождаемые барабанным боем, нередко доводят до экстаза мужчин и женщин, которые ведут себя подобно одержимым «лошадям» в культе воду. Однако здесь этому явлению не придается какого-либо культового значения.

На Гваделупе в местности Шаги (район Капестерр) имеется индуистская часовня, посвященная культу боги­ни Майаме, которая ассоциируется, с одной стороны, с обо­жаемой Марией (Marie Aimee), т. е. с католическим культом девы Марии, с другой — с южноиндийским куль­том матери Смерти (Mariyammei) — богини оспы. В часов­не есть ее статуя из камня темного цвета, изображающая женщину с четырьмя руками. Она под белым покрывалом, открыто только лицо. В правой передней руке — шпага, в правой задней — изображение золотого диска, в левой пе­редней руке — букетик индийских лилий, в левой зад­ней — трезубец Шивы. В той же часовне висит на стене литография иконы, изображающая кубинскую Черную богоматерь из Монсеррата в окружении четырех служек и шести музыкантов. На алтаре стоит распятие, увенчан­ное лимоном: он должен отпугивать злых духов. Там же помещается изображение индийского бога Мал де Вилина (отождествляемого с католическим святым Михаилом) верхом на лошади, вооруженного луком и саблей и сопро­вождаемого петухом. В этой часовне периодически справ­ляются моления, называемые кумбулу, во время которых совершается жертвоприношение козла: ему одним ударом отсекают голову под пение религиозных индийских гим­нов. В этих молениях участвуют паломники — индуисты и католики, выпрашивающие у богини исцеления от болез­ней. Руководитель культа (gerant) — местный столяр, крестьянин-индиец. Эти детали указывают, что в данном случае мы имеем дело с нарождением индуистско-христи-анского синкретического культа.

Во время и в еще большей степени после второй миро­вой войны французские владения в карибском районе ста­ли объектом усиленной идеологической пропаганды со сто­роны Соединенных Штатов. На Мартинике и Гваделупе местные кино забиты американскими ковбойскими и ганг­стерскими фильмами, дублированными на французский


язык. При американском консулате в Фор- де-Франс откры­ты читальный зал, библиотека французских книг и филь­мотека. Американцы ведут на острове и религиозную про­паганду: оба острова наводнены проповедниками самых различных американских сект. Здесь представлены: Вест-Индская миссия, евангелическая баптистская антильская церковь (филиал Христианских миссий), церковь Иисуса Христа святых последних дней, евангелисты, свидетели Иеговы, методисты и в особенности адвентисты седьмого дня. Американские проповедники располагают- крупными денежными фондами, автотранспортом, помещениями. Сектанты пытаются проникнуть в народные низы, апел­лируют к неграм и индийцам. Особенное рвение проявля­ют адвентистские проповедники.

Но какую бы активность ни проявляли католические и протестантские церковники, как бы они ни пытались по­влиять на умонастроение масс, им не задержать нацио­нально-освободительного движения, которое с каждым го­дом все энергичнее проявляет себя на Мартинике и Гва­делупе. Жители этих островов полны решимости добиться ликвидации системы колониальной эксплуатации. И мож­но не сомневаться, что их борьба увенчается успехом.

Тропики без богов

В

течение столетий боги владели ду-1 шами жителей Антильских остро­вов, заставляли их повиноваться своим эксплуататорам, терпеть унижения и нищету, обещая призрачное счастье в потустороннем мире.

Афро-христианские культы, протестантские секты, ка­толическая религия — все религиозные верования держа­ли в темноте народы этого района и тормозили тем самым развитие национально-освободительного движения, котот рое одно может освободить их от пут невежества и экс­плуатации. Но ветры освободительной революции уже бу­шуют на Антильских островах. И по мере того как земные боги — латифундисты и плантаторы, диктаторы и империа­листы — теряют свою силу, падает авторитет и небесных владык. Народы теперь знают, что избавление придет не

S2


на том свете, а на земле, и оно придет не по милости богов, а завоеванное их собственными руками.

Не было и нет более могущественной и грозной силы для антильских народов, чем душивший их империализм Англии и США. Мексиканский президент Порфприо Диас говорил: «До бога далеко, до Соединенных Штатов близ­ко!» От Антильских островов тоже рукой подать до США...

Времена безраздельного господства империалистов в этом районе уже прошли и никогда не вернутся. Народы поднялись на борьбу с империализмом и обрели в этой борьбе сознание своей собственной мощи и силы. Куба первой из антильских стран сорвала с себя оковы импе­риализма, стала подлинно свободной территорией на аме­риканском континенте. Уже восемь лет гордо реет над островом Свободы непобедимое знамя социализма, вдох­новляя народы Латинской Америки на борьбу за нацио­нальное освобождение...

Кубинская революция осуществила глубокие социаль­ные преобразования в интересах широких трудящихся масс. Революция покончила с продажной диктатурой Ба­тисты и других наемников Вашингтона, национализирова­ла собственность американских монополий, грабивших Кубу на протяжении десятилетий, осуществила аграрную реформу, создала новое, подлинно народное государство, где все средства производства являются общенародной собственностью. Освободившись от эксплуатации собствен­ной буржуазии и иностранных империалистов, кубинский народ под руководством своей Коммунистической партии начал строить новую, счастливую жизнь — социализм.

Огромных успехов достигла революционная Куба в об­ласти культуры. В течение только одного 1960 г. была ликвидирована неграмотность, выстроены тысячи новых школ, десятки тысяч детей трудящихся города и деревни, получив стипендии, смогли закончить среднее и высшее образование. В стране возникли новые культурные очаги —■ Академия наук, театры, консерватории и художественные училища; во много раз, по сравнению с дореволюционным положением, увеличились тиражи книг, развиваются ху­дожественная самодеятельность, спорт, растет сеть обще­доступных библиотек, улучшается санитарное состояние населения.

Все эти преобразования осуществлены в условиях не­прекращающейся борьбы с внутренней контрреволюцией


и с попытками империализма США задушить остров Сво­боды путем прямой вооруженной интервенции, как это было на Плайя-Хирон. Но революционная Куба выстояла, ее поддержали и поддерживают Советский Союз и другие социалистические страны, на ее стороне — народы Латин­ской Америки и всего мира, осуждающие и борющиеся с империализмом во всех его многоликих проявлениях. Международная поддержка революционной Кубы нашла свое яркое выражение на конференции солидарности наро­дов трех континентов — Азии, Африки и Латинской Аме­рики, состоявшейся в Гаване в январе 1966 г.

Шесть лет назад, в сентябре 1960 г., кубинский народ на своей первой генеральной ассамблее принял Гаванскую декларацию, осудившую преступления империалистов США и сформулировавшую следующие права трудящих­ся: крестьян — на владение землей; рабочих — на пользо­вание плодами своего труда; детей — на получение обра­зования; больных — на медицинское обслуживание; моло­дежи — на труд; юношества — на среднее и высшее образование; негров и индейцев — на расовое равенство; женщин — на гражданское, социальное и политическое ра­венство; престарелых — на обеспеченную старость; интел­лигенции — участвовать своими произведениями в борьбе за лучший мир; государств — на полный суверенитет, на национализацию империалистических монополий в целях возвращения национальных богатств и ресурсов и на сво­бодную торговлю со всеми народами мира; народов — на превращение своих военных крепостей в школы и на воо­ружение своих рабочих, крестьян, студентов, представите­лей интеллигенции, негров и индейцев, женщин, молоде­жи, стариков, всех угнетенных и эксплуатируемых для за­щиты своих интересов и своей судьбы83.

Эта программа отражает чаяния и стремления народов Антильских островов и всей Латинской Америки. Импе­риалисты США бессильны подавить национально-освобо­дительное движение латиноамериканских народов.

24 апреля 1965 г. произошло народное восстание про­тив ставленников Вашингтона в Доминиканской респуб­лике. Народ этой страны отстранил от власти клику про­дажных военных, потребовал восстановления конституци­онного порядка и демократа1 ских свобод, осуществления коренных политических и социальных реформ. Правитель­ство Соединенных Штатов, попирая международное право


и данное им самим обязательство воздерживаться от вмеша­тельства в дела латиноамериканских стран, ответило на события в Доминиканской республике вооруженной интер­венцией. Вашингтон послал против беззащитной антиль-ской республики около 20 тысяч вооруженных до зубов сол­дат, высадил на ее территории танки и тяжелую артилле­рию, стал бомбить ее города, убивать мирных жителей.

Американские империалисты пытались оправдать свои разбойничьи действия в Доминиканской республике якобы тем обстоятельством, что среди восставших имелись ком­мунисты. В действительности же войска США, как неод­нократно в прошлом, вторглись в Сан-Доминго, чтобы под­держать местных реакционеров и грубой силой обеспечить интересы американских монополий, эксплуатирующих до­миниканский народ и принадлежащие ему естественные бо­гатства этой страны. Но доминиканский народ не стал на колени перед вооруженным американским жандармом. Он продолжает свою героическую борьбу за свободу и национальную независимость.

Не сломить американскому империализму и волю к ос­вобождению гаитянского народа. Хотя его ставленник Дювалье продолжает чинить кровавые расправы над мест­ными жителями, ему не миновать участи Батисты и дру­гих тиранов, свергнутых волной народного гнева.

Новый там-там звучит в горах Гаити, призывающий к национальному и социальному освобождению. Об этом ярко и образно говорит гаитянский поэт Жак Ленуар:

О там-там,

Лирический вождь великой кумбиты *,

Ты песней скрепляешь

Кирпич грядущего Града,

И рабочие руки рождают

Мужество стачек

И деревья завтрашней жизни.

Весь народ поднимается

На могучих волнах твоей песни,

О там-там,—

И косынка свободы

Трепещет на вольном ветру84.

♦ Кумбитаобъединение крестьян для совместной обработ­ки земли одного из них.

S5


 
 


Народ Пуэрто-Рико — этой колонии Соединенных Шта­тов, все настойчивее требует независимости.

Ширится борьба населения Мартиники и Гваделупы против французских колонизаторов.

Народы Ямайки, Тринидада и Тобаго, Кюрасао и дру­гих островов Антильского архипелага продолжают высту­пать против Василия иностранных монополий, против вся­ческих проявлений неоколониализма.

Боги покидают Антильские острова. Боги предков, при­шедшие сюда из далеких Африки и Азии, доказали свою неспособность защитить своих последователей от рабства, нищеты и империалистического разбоя. Боги белых колони­заторов защищали только их интересы.

Народы древних Антил, как и народы всего мира, убе­ждаются в том, что не боги принесут им избавление от империализма, а они сами завоюют свободу и подлинную независимость и построят на этих райских по своей при­роде островах справедливую и мирную жизпь...


ЛИТЕРАТУРА

1 См. J. Н. В е n n e t Jr. Bondsmen and Bishops. Slavery and Ap-

prenticship in Codriangton Plantations of Barbados. 1710—1838. Berkeley and Los Angeles, 1958, p. 140—141.

2 См. Б. И. Ш а р е в с к а я. Старые и новые религии Тропиче-

ской и Южной Африки. М., 1964; П. У о р л с л и. Когда востру­бит труба (Исследование культов Карго в Меланезии). М., 1963.

3 Z. Pichardo Moya. Los aborigenes de las Antillas. Mexico —

Buenos Aires, 1956, p. 11.

4 См. Е. Т a b i о, Е. R e y. Prehistoria de Cuba. La Habana, 1966.

5 «Куба. Историко-этнографические очерки». М., 1961, стр. 190.

6 «Пополь-Вух». Родословная владык Тотоми капапа. Пер. с языка

киче. Изд. подготовил Р. В. Кинжалов. М., 1959, стр. 13, а так­же стр. 197—199 (комментарии к слову «хуракан»).

7 Там же, стр. 17.

8 F. Ortiz. El Huracan. Mexico — Buenos Aires, 1947, p. 517—519.

9 R. Herrera Fritot. Estudio de las hachas antillanas. La Ha-

bana, 1964, p. 49.

10 «Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Доку-

менты». Пер. с исп. и комм. Я. М. Света. Ред. и вступ. статья И. П. Магидовича. М., 1956, стр. 510.

11 Там же, стр. 505—506.

12 Там же, стр. 517.

13 См. «Куба. Историко-этнографические очерки». М., 1961, стр. 196.

14 «Historia de la Nacion Cubana», t. I. La Habana, 1952, p. 151.

15 F. Ortiz. Historia de una pelea cubana contra los demonios. La

Habana, 1959, p. 317.

16 R. Guerra Sanchez. Azucar у poblacion en las Antillas. La

Habana, 1961, p. 30.

17 M. Moreno Fraginals. El Ingenio. El complejo economico

social cubano del azucar, t. I (1760—1860). La Habana, 1964, p. 482.

18 J. A. S а с о. Historia de la esclavitud desde los tiempos mas re-

motos hasta nuestros dias, t. IV. La Habana, 1937, p. 177.

19 R. R. M a d d e n. La Isla de Cuba. La Habana, 1964, p. 123—124.

20 G. Freyre. Brasil, An Interpretation. New York, 1945, p. 39.

21 F. Ortiz. La Hija cubana del Iluminismo. La Habana, 1943,

p. 64—65.

22 H. ■ P о г t e 1 Vila. Historia de Cuba en sus relaciones con los

Estados Unidos у Espana, t. IV. La Habana, 1941, p. 97.

23 A. M. 3 о р и н а. Национально-освободительное движение на Ку-

бе в 1895—1898 гг.— «Ученые записки по новой и новейшей истории», вып. III. M., 1957, стр. 137.


24 «Hoy-Domingo», La Habana, 18.VII 1960.

25 Там же.

26 M. M. Ш е й н м а н. Ватикан и католицизм в конце XIX — на-

чале XX в. М., 1958, стр. 312—313.

27 Н. Portel Vila. Op. cit., p. 101.

28 Ibid., p. 540.

29 Ibidem.

30 A. G. Robinson. Cuba and the Intervention. New York 1905
- p. 328.

31 Op. cit., p. 330.

32 R. В a s t i d e. Les religions africains en Brasil. Paris, 1960, p. 67.
83 Ibid., p. 67-68.

34 Б. И. HI a p e в с к а я. Цит. соч., стр. 147—148.

35 W. R. В a s с о m. The focus of Cuban Santeria.— «South western

journal of Anthropology», 1950, vol. 6, № 1, p. 66—67. и С. A. Echanove T. La Santeria cubana.— «Actas del Forlklore», 1961, № 1, p. 24.

37 L. Nelson. Rural Cuba. Minneapolis, 1950, p. 174—175.

38 «Noticias de Hoy», 17.XI 1959.

39 Ф. Кастро. Речи и выступления. М., 1960, стр. 509—510.

40 «ОЬга Revolucionaria». La Habana, 22.VII 1960, p. 24—29.

41 «Obra Revolucionaria», ll.VIII 1960, p. 33—37.

42 «Noticias de Hoy», 10.X 1960.

43 «Noticias de Hoy», 12.VIII 1960.

44 «Cuba Socialista», 1962, № 11, p. 12—13.

45 «Noticias de Hoy», 27.IX 1960.

46 Ф. Кастро. Речи и выступления. 1961—1963. М., 1963, стр. 194.

47 Там же, стр. 198.

48 «Noticias de Hoy», 14.111 1963.

49 «Noticias de Hoy», 29.111 1962.

60 М. М. Т u m i n with A. Feldman. Social Class and social chan­ge in Puerto Rico. Princeton, 1961, p. 58—59.

51 J. H. S h e w e e d and others. The People of Puerto Rico. A study

in social anthropology, University of Illinois. Press. 1956, p. 44.

52 Ch. С Rogler. Comerio. A study of a Puerto Rican Town. Law-

rence, Kansas. 1940, p. 147.

53 J. H. S h e w e e d. Op. cit., p. 243.

54 Пабло H e p у д а. Моя стихограмма в Санто-Доминго. Пер. Гр.

Кикодзе.— «Огонек», 1966, № 19. и Fr. С. U t г е г a, Episcopologio Dominicopolitano. Ciudad Trujillo,

1956, p. 55.

56 S. Rodman. Quisqueya, a history of the Dominican Republic.

Seattle, 1964, p. 149.

57 Op. cit, p. 156.

58 Edward А. О d e 11. It Came to Pass. New York, 1952, p. 153.

59 J. G. Ley burn. The Haitian People. New Haven, 1941, p. 20.

60 B. S. Hun t. Remarcs on Haiti: a place of settlement for Afric-

Americans. Philadelphia, 1860, p. 18.

61 Б. И. Ш а р е в с к а я. Указ. соч., стр. 168.

62 А. М ё t г а и х. Haiti, la terre, les hommes et les dieux. Neuchatel,

1957, p. 59.

63 Жак Стефан Алексис. Деревья-музыканты. Пер. М. Вакс-

махера и О. Моисеенко. М., 1964, стр. 144—145. ** См. М. J. Н е г э к о v i t s. Life in Haitian Valley. New York, 1937,

p. 142. 118


es A. M ё t r a u x. Op. cit., p. 82.

66 Ж. Р у м е н. Хозяева росы. Пер. А. Кагарлицкого.— «Иностран-

ная литература», 1956, № 1, стр. 105—109.

67 Жак Стефен Алексис. Указ. соч., стр. 162—168.

68 «Литературная газета», 5.XII 1963 г.

69 См. «Новое время», 1965, № 42, стр. 14.

70 А. Д. Д р и д з о. Население Ямайки.— «Советская этнография»,

1962, № 5, стр. 108.

71 F. H e n r i q u e z. Jamaica. Land of wood and water. London. 1957,

p. 190.

72 См. Б. И. in a p e в с к а я. Указ. соч., стр. 247.

73 Клод М а к - К э й. Изгнанник. Пер. Т. Сикорской.— «Время пла-

менеющих деревьев. Поэты Антильских островов». М., 1961, стр. 213.

74 См. В. К о б ы ш. Тринидад и Тобаго.— «Известия», 8.1 1966 г.

75 Л. А. Ф а й н б е р г. Население Тринидада и Тобаго.— «Совет-

ская этнография», 1962, № 1, стр. 120.

76 G. E. Simpson. The Shango Cult in Nigeria and Trinidad.—

«American Anthropologist», 1962, № 6, p. 1206.

77 Ральф де Буассьер. Жемчужина короны. Пер. Т. Шинкарь.

М., 1958, стр. 212—216.

78 G. E. Simpson. The acculturative process in Trinidadian Chan-

go.— «Anthropological Quarterly», 1964, № 1, p. 23.

79 А. Д. Д р и д з о. Индийцы острова Тринидада.— «Страны и на-

роды Востока. География, этнография, история», вып. II. М., 1961, стр. 93.

80 Там же, стр. 96—100.

81 «Известия», 8.1 1966 г.

82 М. L e i r i s. Contacts de Civilisations en Martinique et en Guada-

lupe. Paris, UNESCO, 1955, p. 47.

83 Ф. Кастро. Речи и выступления. 1961—1963, стр. 572—573.

84 Жак Л е н у а р. Новый там-там. Пер. М. Ваксмахера.— «Время

пламенеющих деревьев», стр. 114.


СОДЕРЖАНИЕ

Антильский лабиринт.......................................................... 5

Поклонники лепесткообразных топоров............................................ 13

Когда крестом и мечом покоряли Антилы................................... 21

Сахар, рабы и боги............................................................................... 27

Боги и независимость.................................................................... 38

Ориша становятся христианскими святыми.............................................. 50

Боги и революция................................................................................ 64

Католики и протестанты на Пуэрто-Рико................................................... 85

«Бог и Трухильо!»............................................................................... 92

Воду, или культ лоасов....................................................................... 100

Ямайканцы верят в покоманию...................................................... 125

Тринидадский хоровод богов..................................................................... 135

Привидения на Мартинике и Гваделупе................................................. 148

Тропики без богов....................................................................................... 152

Литература........................................................................................... 157

Лаврецкий Иосиф Ромуальдович Боги в тропиках

Утверждено к печати редколлегией научно-популярной литературы Академии паук СССР

Редактор Л. В. Лукашевш

Технические редакторы В. Г. Лаут, А. Ф. Федотова

Корректоры Н. Г. Сисекииа, К. Н. Сытина

Сдано в набор 24/Х 1966 г. Подписано к печати 18/VII 1967 г.
Формат 84xlO8Vj2. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 8,3.
Тираж 62)00 экз. Т-03154. Изд. № 1587. Тип. зак. 1618 _;
Бумага № 1 *

Цена 50 коп.

Издательство «Наука». Москва, К-62, Подсосенский пер., 21

2-я типография издательства «Наука». Москва, Г-99, Шубинский пер., 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...