Привидения на Мартинике и Гваделупе
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
нтильские острова Мартиника и Гваделупа были завоеваны в XVII в. французами, которые, следуя примеру англичан и испанцев, стали ввозить на них африканцев-рабов для работы на сахарных плантациях. В XVIII в. на оба острова из Африки было ввезено свыше 200 тысяч рабов. Как и на других Антильских островах, на Мартинике и Гваделупе рабы неоднократно поднимали восстания про- тив своих поработителей, но терпели поражения. Хотя во время Французской революции Конвент отменил рабство, плантаторы отказались отпустить рабов на свободу. Это вызвало новое восстание рабов на Гваделупе под руководством Луи Дельгре. Однако и это восстание потерпело поражение. Рабство на Мартинике и Гваделупе было отменено только в 1848 г. После освобождения рабов плантаторы стали ввозить на острова в качестве дешевой рабочей силы законтрактованных рабочих из Азии. В XIX в. было ввезено на оба острова несколько десятков тысяч индийцев, около тысячи китайцев и 500 аннамитов — вьетнамцев. Подавляющее большинство из них смешалось с местным негритянским населением. В 1946 г. островам было предоставлено право департаментов Франции, но от этого мало что изменилось в их положении. Экономика островов продолжает оставаться в руках крупных французских монополий, политическая же жизнь, как и прежде, контролируется французскими властями. В 1963 г. остров Мартиника насчитывал 303 тысячи жителей, а Гваделупа — 297 тысяч. Подавляющее большинство населения составляют негры или мулаты различных оттенков. Индийцев в «чистом» виде сохранилось всего несколько тысяч. Они исповедуют индуизм. Все остальное население считается католическим. Церковники заявляют, что Мартиника настолько пропитана католическим духом, что ее можно сравнить с лучшей епархией Франции. Нет ли в этом преувеличения, так ли обстоит дело в действительности, не осталось ли на этих островах следов древних африканских верований?
Исследователи указывают, что «цветная буржуазная интеллигенция настроена вольтериански, по крайней мере, это касается мужчин» 82. В народных же низах господствуют суеверия, уходящие своими корнями в Африку. Среди населения распространена вера в существование различных духов, добрых и злых, обиталищем которых являются большие деревья, такие, как сейба — дерево, известное и почитаемое по той же причине в Тропической Африке. На островах существует поверие, что сейба — местожительство дьяволицы (гияблесс), появляющейся в полночь или в полдень под видом красавицы-обольстительницы. Мужчине, который пойдет за ней следом, угрожает смерть. На деревьях обитают w маленькие привидения — тит сапоти, которыми матери пугают непослушных детей. По-видимому, чтобы обезопасить человека от действий злых духов, живущих в лесу, пуповину новорожденного, а также плаценту матери закапывают у основания какого-нибудь куста или дерева, символическим собственником которого становится новорожденный *. В погребальном обряде также сохранились элементы африканских обычаев и верований. Отпевание мертвеца носит характер веселого пиршества, на которое собираются все друзья и соседи усопшего. Церемонией руководит своего рода тамада — краке, рассказывающий веселые истории, загадки, шутки и прибаутки. В праздник всех святых родственники и друзья умерших устраивают поминки на кладбище, украшают цветами и горящими свечами могилы, пьют ром и закусывают, поют песни. Среди жителей Мартиники и Гваделупы широко распространена вера в привидения — зомби, летающих ведьм — сукуняк (тринидадская версия — сукуйон), злых духов — антикри (антихрист), тит монс (маленький монстр). Антикри появляется на свет из яйца, снесенного черной курицей в страстную пятницу и «высиженного» человеком под мышкой. Этот омункул способен сглазить, украсть, шпионить и совершать другие пакости в интересах своего хозяина. Питается он только мясом, может сожрать и человека, если ему отказать в пище, за что его называют также мудонгом — обжорой.
Но самыми могущественными считаются духи зомби — это нечистая сила, которая может принести человеку добро или зло. Зомби могут помочь найти клад, но за это требуют принести им кого-нибудь в жертву. Человек, имеющий связь с зомби, способен перевоплотиться на время в собаку, кошку или змею. Для этого ему необходимо смазать себя соответствующей заколдованной мазью, после чего он снимает с себя кожу, которую вешает у себя на гвоздь, ц выходит из дома через замочную скважину. Совершив какое-нибудь черное дело, зомбист тем же путем возвращается домой, где, надев кожу, обретает свое обычное со^ стояние. Судя по некоторым данным, среди негров Мартиники и Гваделупы в прошлом имелись водуисты, однако воду- * Этот обычай известен и в других частях земного шара, в том числе в Европе. пстские обряды претерпели десакрализацию, отголоски их мы находим теперь только в карнавальных церемониях. Карнавальные пляски и танцы, которыми руководит ким-буасер (среднее между колдуном и церемониймейстером), сопровождаемые барабанным боем, нередко доводят до экстаза мужчин и женщин, которые ведут себя подобно одержимым «лошадям» в культе воду. Однако здесь этому явлению не придается какого-либо культового значения. На Гваделупе в местности Шаги (район Капестерр) имеется индуистская часовня, посвященная культу богини Майаме, которая ассоциируется, с одной стороны, с обожаемой Марией (Marie Aimee), т. е. с католическим культом девы Марии, с другой — с южноиндийским культом матери Смерти (Mariyammei) — богини оспы. В часовне есть ее статуя из камня темного цвета, изображающая женщину с четырьмя руками. Она под белым покрывалом, открыто только лицо. В правой передней руке — шпага, в правой задней — изображение золотого диска, в левой передней руке — букетик индийских лилий, в левой задней — трезубец Шивы. В той же часовне висит на стене литография иконы, изображающая кубинскую Черную богоматерь из Монсеррата в окружении четырех служек и шести музыкантов. На алтаре стоит распятие, увенчанное лимоном: он должен отпугивать злых духов. Там же помещается изображение индийского бога Мал де Вилина (отождествляемого с католическим святым Михаилом) верхом на лошади, вооруженного луком и саблей и сопровождаемого петухом. В этой часовне периодически справляются моления, называемые кумбулу, во время которых совершается жертвоприношение козла: ему одним ударом отсекают голову под пение религиозных индийских гимнов. В этих молениях участвуют паломники — индуисты и католики, выпрашивающие у богини исцеления от болезней. Руководитель культа (gerant) — местный столяр, крестьянин-индиец. Эти детали указывают, что в данном случае мы имеем дело с нарождением индуистско-христи-анского синкретического культа.
Во время и в еще большей степени после второй мировой войны французские владения в карибском районе стали объектом усиленной идеологической пропаганды со стороны Соединенных Штатов. На Мартинике и Гваделупе местные кино забиты американскими ковбойскими и гангстерскими фильмами, дублированными на французский язык. При американском консулате в Фор- де-Франс открыты читальный зал, библиотека французских книг и фильмотека. Американцы ведут на острове и религиозную пропаганду: оба острова наводнены проповедниками самых различных американских сект. Здесь представлены: Вест-Индская миссия, евангелическая баптистская антильская церковь (филиал Христианских миссий), церковь Иисуса Христа святых последних дней, евангелисты, свидетели Иеговы, методисты и в особенности адвентисты седьмого дня. Американские проповедники располагают- крупными денежными фондами, автотранспортом, помещениями. Сектанты пытаются проникнуть в народные низы, апеллируют к неграм и индийцам. Особенное рвение проявляют адвентистские проповедники.
Но какую бы активность ни проявляли католические и протестантские церковники, как бы они ни пытались повлиять на умонастроение масс, им не задержать национально-освободительного движения, которое с каждым годом все энергичнее проявляет себя на Мартинике и Гваделупе. Жители этих островов полны решимости добиться ликвидации системы колониальной эксплуатации. И можно не сомневаться, что их борьба увенчается успехом. Тропики без богов
течение столетий боги владели ду-1 шами жителей Антильских островов, заставляли их повиноваться своим эксплуататорам, терпеть унижения и нищету, обещая призрачное счастье в потустороннем мире. Афро-христианские культы, протестантские секты, католическая религия — все религиозные верования держали в темноте народы этого района и тормозили тем самым развитие национально-освободительного движения, котот рое одно может освободить их от пут невежества и эксплуатации. Но ветры освободительной революции уже бушуют на Антильских островах. И по мере того как земные боги — латифундисты и плантаторы, диктаторы и империалисты — теряют свою силу, падает авторитет и небесных владык. Народы теперь знают, что избавление придет не S2 на том свете, а на земле, и оно придет не по милости богов, а завоеванное их собственными руками. Не было и нет более могущественной и грозной силы для антильских народов, чем душивший их империализм Англии и США. Мексиканский президент Порфприо Диас говорил: «До бога далеко, до Соединенных Штатов близко!» От Антильских островов тоже рукой подать до США... Времена безраздельного господства империалистов в этом районе уже прошли и никогда не вернутся. Народы поднялись на борьбу с империализмом и обрели в этой борьбе сознание своей собственной мощи и силы. Куба первой из антильских стран сорвала с себя оковы империализма, стала подлинно свободной территорией на американском континенте. Уже восемь лет гордо реет над островом Свободы непобедимое знамя социализма, вдохновляя народы Латинской Америки на борьбу за национальное освобождение... Кубинская революция осуществила глубокие социальные преобразования в интересах широких трудящихся масс. Революция покончила с продажной диктатурой Батисты и других наемников Вашингтона, национализировала собственность американских монополий, грабивших Кубу на протяжении десятилетий, осуществила аграрную реформу, создала новое, подлинно народное государство, где все средства производства являются общенародной собственностью. Освободившись от эксплуатации собственной буржуазии и иностранных империалистов, кубинский народ под руководством своей Коммунистической партии начал строить новую, счастливую жизнь — социализм.
Огромных успехов достигла революционная Куба в области культуры. В течение только одного 1960 г. была ликвидирована неграмотность, выстроены тысячи новых школ, десятки тысяч детей трудящихся города и деревни, получив стипендии, смогли закончить среднее и высшее образование. В стране возникли новые культурные очаги —■ Академия наук, театры, консерватории и художественные училища; во много раз, по сравнению с дореволюционным положением, увеличились тиражи книг, развиваются художественная самодеятельность, спорт, растет сеть общедоступных библиотек, улучшается санитарное состояние населения. Все эти преобразования осуществлены в условиях непрекращающейся борьбы с внутренней контрреволюцией и с попытками империализма США задушить остров Свободы путем прямой вооруженной интервенции, как это было на Плайя-Хирон. Но революционная Куба выстояла, ее поддержали и поддерживают Советский Союз и другие социалистические страны, на ее стороне — народы Латинской Америки и всего мира, осуждающие и борющиеся с империализмом во всех его многоликих проявлениях. Международная поддержка революционной Кубы нашла свое яркое выражение на конференции солидарности народов трех континентов — Азии, Африки и Латинской Америки, состоявшейся в Гаване в январе 1966 г. Шесть лет назад, в сентябре 1960 г., кубинский народ на своей первой генеральной ассамблее принял Гаванскую декларацию, осудившую преступления империалистов США и сформулировавшую следующие права трудящихся: крестьян — на владение землей; рабочих — на пользование плодами своего труда; детей — на получение образования; больных — на медицинское обслуживание; молодежи — на труд; юношества — на среднее и высшее образование; негров и индейцев — на расовое равенство; женщин — на гражданское, социальное и политическое равенство; престарелых — на обеспеченную старость; интеллигенции — участвовать своими произведениями в борьбе за лучший мир; государств — на полный суверенитет, на национализацию империалистических монополий в целях возвращения национальных богатств и ресурсов и на свободную торговлю со всеми народами мира; народов — на превращение своих военных крепостей в школы и на вооружение своих рабочих, крестьян, студентов, представителей интеллигенции, негров и индейцев, женщин, молодежи, стариков, всех угнетенных и эксплуатируемых для защиты своих интересов и своей судьбы83. Эта программа отражает чаяния и стремления народов Антильских островов и всей Латинской Америки. Империалисты США бессильны подавить национально-освободительное движение латиноамериканских народов. 24 апреля 1965 г. произошло народное восстание против ставленников Вашингтона в Доминиканской республике. Народ этой страны отстранил от власти клику продажных военных, потребовал восстановления конституционного порядка и демократа1 ских свобод, осуществления коренных политических и социальных реформ. Правительство Соединенных Штатов, попирая международное право и данное им самим обязательство воздерживаться от вмешательства в дела латиноамериканских стран, ответило на события в Доминиканской республике вооруженной интервенцией. Вашингтон послал против беззащитной антиль-ской республики около 20 тысяч вооруженных до зубов солдат, высадил на ее территории танки и тяжелую артиллерию, стал бомбить ее города, убивать мирных жителей. Американские империалисты пытались оправдать свои разбойничьи действия в Доминиканской республике якобы тем обстоятельством, что среди восставших имелись коммунисты. В действительности же войска США, как неоднократно в прошлом, вторглись в Сан-Доминго, чтобы поддержать местных реакционеров и грубой силой обеспечить интересы американских монополий, эксплуатирующих доминиканский народ и принадлежащие ему естественные богатства этой страны. Но доминиканский народ не стал на колени перед вооруженным американским жандармом. Он продолжает свою героическую борьбу за свободу и национальную независимость. Не сломить американскому империализму и волю к освобождению гаитянского народа. Хотя его ставленник Дювалье продолжает чинить кровавые расправы над местными жителями, ему не миновать участи Батисты и других тиранов, свергнутых волной народного гнева. Новый там-там звучит в горах Гаити, призывающий к национальному и социальному освобождению. Об этом ярко и образно говорит гаитянский поэт Жак Ленуар: О там-там, Лирический вождь великой кумбиты *, Ты песней скрепляешь Кирпич грядущего Града, И рабочие руки рождают Мужество стачек И деревья завтрашней жизни. Весь народ поднимается На могучих волнах твоей песни, О там-там,— И косынка свободы Трепещет на вольном ветру84. ♦ Кумбита — объединение крестьян для совместной обработки земли одного из них. S5 Народ Пуэрто-Рико — этой колонии Соединенных Штатов, все настойчивее требует независимости. Ширится борьба населения Мартиники и Гваделупы против французских колонизаторов. Народы Ямайки, Тринидада и Тобаго, Кюрасао и других островов Антильского архипелага продолжают выступать против Василия иностранных монополий, против всяческих проявлений неоколониализма. Боги покидают Антильские острова. Боги предков, пришедшие сюда из далеких Африки и Азии, доказали свою неспособность защитить своих последователей от рабства, нищеты и империалистического разбоя. Боги белых колонизаторов защищали только их интересы. Народы древних Антил, как и народы всего мира, убеждаются в том, что не боги принесут им избавление от империализма, а они сами завоюют свободу и подлинную независимость и построят на этих райских по своей природе островах справедливую и мирную жизпь... ЛИТЕРАТУРА 1 См. J. Н. В е n n e t Jr. Bondsmen and Bishops. Slavery and Ap- prenticship in Codriangton Plantations of Barbados. 1710—1838. Berkeley and Los Angeles, 1958, p. 140—141. 2 См. Б. И. Ш а р е в с к а я. Старые и новые религии Тропиче- ской и Южной Африки. М., 1964; П. У о р л с л и. Когда вострубит труба (Исследование культов Карго в Меланезии). М., 1963. 3 Z. Pichardo Moya. Los aborigenes de las Antillas. Mexico — Buenos Aires, 1956, p. 11. 4 См. Е. Т a b i о, Е. R e y. Prehistoria de Cuba. La Habana, 1966. 5 «Куба. Историко-этнографические очерки». М., 1961, стр. 190. 6 «Пополь-Вух». Родословная владык Тотоми капапа. Пер. с языка киче. Изд. подготовил Р. В. Кинжалов. М., 1959, стр. 13, а также стр. 197—199 (комментарии к слову «хуракан»). 7 Там же, стр. 17. 8 F. Ortiz. El Huracan. Mexico — Buenos Aires, 1947, p. 517—519. 9 R. Herrera Fritot. Estudio de las hachas antillanas. La Ha- bana, 1964, p. 49. 10 «Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Доку- менты». Пер. с исп. и комм. Я. М. Света. Ред. и вступ. статья И. П. Магидовича. М., 1956, стр. 510. 11 Там же, стр. 505—506. 12 Там же, стр. 517. 13 См. «Куба. Историко-этнографические очерки». М., 1961, стр. 196. 14 «Historia de la Nacion Cubana», t. I. La Habana, 1952, p. 151. 15 F. Ortiz. Historia de una pelea cubana contra los demonios. La Habana, 1959, p. 317. 16 R. Guerra Sanchez. Azucar у poblacion en las Antillas. La Habana, 1961, p. 30. 17 M. Moreno Fraginals. El Ingenio. El complejo economico social cubano del azucar, t. I (1760—1860). La Habana, 1964, p. 482. 18 J. A. S а с о. Historia de la esclavitud desde los tiempos mas re- motos hasta nuestros dias, t. IV. La Habana, 1937, p. 177. 19 R. R. M a d d e n. La Isla de Cuba. La Habana, 1964, p. 123—124. 20 G. Freyre. Brasil, An Interpretation. New York, 1945, p. 39. 21 F. Ortiz. La Hija cubana del Iluminismo. La Habana, 1943, p. 64—65. 22 H. ■ P о г t e 1 Vila. Historia de Cuba en sus relaciones con los Estados Unidos у Espana, t. IV. La Habana, 1941, p. 97. 23 A. M. 3 о р и н а. Национально-освободительное движение на Ку- бе в 1895—1898 гг.— «Ученые записки по новой и новейшей истории», вып. III. M., 1957, стр. 137. 24 «Hoy-Domingo», La Habana, 18.VII 1960. 25 Там же. 26 M. M. Ш е й н м а н. Ватикан и католицизм в конце XIX — на- чале XX в. М., 1958, стр. 312—313. 27 Н. Portel Vila. Op. cit., p. 101. 28 Ibid., p. 540. 29 Ibidem. 30 A. G. Robinson. Cuba and the Intervention. New York 1905 31 Op. cit., p. 330. 32 R. В a s t i d e. Les religions africains en Brasil. Paris, 1960, p. 67. 34 Б. И. HI a p e в с к а я. Цит. соч., стр. 147—148. 35 W. R. В a s с о m. The focus of Cuban Santeria.— «South western journal of Anthropology», 1950, vol. 6, № 1, p. 66—67. и С. A. Echanove T. La Santeria cubana.— «Actas del Forlklore», 1961, № 1, p. 24. 37 L. Nelson. Rural Cuba. Minneapolis, 1950, p. 174—175. 38 «Noticias de Hoy», 17.XI 1959. 39 Ф. Кастро. Речи и выступления. М., 1960, стр. 509—510. 40 «ОЬга Revolucionaria». La Habana, 22.VII 1960, p. 24—29. 41 «Obra Revolucionaria», ll.VIII 1960, p. 33—37. 42 «Noticias de Hoy», 10.X 1960. 43 «Noticias de Hoy», 12.VIII 1960. 44 «Cuba Socialista», 1962, № 11, p. 12—13. 45 «Noticias de Hoy», 27.IX 1960. 46 Ф. Кастро. Речи и выступления. 1961—1963. М., 1963, стр. 194. 47 Там же, стр. 198. 48 «Noticias de Hoy», 14.111 1963. 49 «Noticias de Hoy», 29.111 1962. 60 М. М. Т u m i n with A. Feldman. Social Class and social change in Puerto Rico. Princeton, 1961, p. 58—59. 51 J. H. S h e w e e d and others. The People of Puerto Rico. A study in social anthropology, University of Illinois. Press. 1956, p. 44. 52 Ch. С Rogler. Comerio. A study of a Puerto Rican Town. Law- rence, Kansas. 1940, p. 147. 53 J. H. S h e w e e d. Op. cit., p. 243. 54 Пабло H e p у д а. Моя стихограмма в Санто-Доминго. Пер. Гр. Кикодзе.— «Огонек», 1966, № 19. и Fr. С. U t г е г a, Episcopologio Dominicopolitano. Ciudad Trujillo, 1956, p. 55. 56 S. Rodman. Quisqueya, a history of the Dominican Republic. Seattle, 1964, p. 149. 57 Op. cit, p. 156. 58 Edward А. О d e 11. It Came to Pass. New York, 1952, p. 153. 59 J. G. Ley burn. The Haitian People. New Haven, 1941, p. 20. 60 B. S. Hun t. Remarcs on Haiti: a place of settlement for Afric- Americans. Philadelphia, 1860, p. 18. 61 Б. И. Ш а р е в с к а я. Указ. соч., стр. 168. 62 А. М ё t г а и х. Haiti, la terre, les hommes et les dieux. Neuchatel, 1957, p. 59. 63 Жак Стефан Алексис. Деревья-музыканты. Пер. М. Вакс- махера и О. Моисеенко. М., 1964, стр. 144—145. ** См. М. J. Н е г э к о v i t s. Life in Haitian Valley. New York, 1937, p. 142. 118 es A. M ё t r a u x. Op. cit., p. 82. 66 Ж. Р у м е н. Хозяева росы. Пер. А. Кагарлицкого.— «Иностран- ная литература», 1956, № 1, стр. 105—109. 67 Жак Стефен Алексис. Указ. соч., стр. 162—168. 68 «Литературная газета», 5.XII 1963 г. 69 См. «Новое время», 1965, № 42, стр. 14. 70 А. Д. Д р и д з о. Население Ямайки.— «Советская этнография», 1962, № 5, стр. 108. 71 F. H e n r i q u e z. Jamaica. Land of wood and water. London. 1957, p. 190. 72 См. Б. И. in a p e в с к а я. Указ. соч., стр. 247. 73 Клод М а к - К э й. Изгнанник. Пер. Т. Сикорской.— «Время пла- менеющих деревьев. Поэты Антильских островов». М., 1961, стр. 213. 74 См. В. К о б ы ш. Тринидад и Тобаго.— «Известия», 8.1 1966 г. 75 Л. А. Ф а й н б е р г. Население Тринидада и Тобаго.— «Совет- ская этнография», 1962, № 1, стр. 120. 76 G. E. Simpson. The Shango Cult in Nigeria and Trinidad.— «American Anthropologist», 1962, № 6, p. 1206. 77 Ральф де Буассьер. Жемчужина короны. Пер. Т. Шинкарь. М., 1958, стр. 212—216. 78 G. E. Simpson. The acculturative process in Trinidadian Chan- go.— «Anthropological Quarterly», 1964, № 1, p. 23. 79 А. Д. Д р и д з о. Индийцы острова Тринидада.— «Страны и на- роды Востока. География, этнография, история», вып. II. М., 1961, стр. 93. 80 Там же, стр. 96—100. 81 «Известия», 8.1 1966 г. 82 М. L e i r i s. Contacts de Civilisations en Martinique et en Guada- lupe. Paris, UNESCO, 1955, p. 47. 83 Ф. Кастро. Речи и выступления. 1961—1963, стр. 572—573. 84 Жак Л е н у а р. Новый там-там. Пер. М. Ваксмахера.— «Время пламенеющих деревьев», стр. 114. СОДЕРЖАНИЕ Антильский лабиринт.......................................................... 5 Поклонники лепесткообразных топоров............................................ 13 Когда крестом и мечом покоряли Антилы................................... 21 Сахар, рабы и боги............................................................................... 27 Боги и независимость.................................................................... 38 Ориша становятся христианскими святыми.............................................. 50 Боги и революция................................................................................ 64 Католики и протестанты на Пуэрто-Рико................................................... 85 «Бог и Трухильо!»............................................................................... 92 Воду, или культ лоасов....................................................................... 100 Ямайканцы верят в покоманию...................................................... 125 Тринидадский хоровод богов..................................................................... 135 Привидения на Мартинике и Гваделупе................................................. 148 Тропики без богов....................................................................................... 152 Литература........................................................................................... 157 Лаврецкий Иосиф Ромуальдович Боги в тропиках Утверждено к печати редколлегией научно-популярной литературы Академии паук СССР Редактор Л. В. Лукашевш Технические редакторы В. Г. Лаут, А. Ф. Федотова Корректоры Н. Г. Сисекииа, К. Н. Сытина Сдано в набор 24/Х 1966 г. Подписано к печати 18/VII 1967 г. Цена 50 коп. Издательство «Наука». Москва, К-62, Подсосенский пер., 21 2-я типография издательства «Наука». Москва, Г-99, Шубинский пер., 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|