Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие понятия технической системы и её тенденция развития.




Техническая система – это совокупность различной сложности подсистем или элементов, находящихся во взаимодействии и образующих определенную целостность. Техническая система это достаточно условное понятие и характеризуется одним из следующих признаков или их комбинацией:

1. Иерархичность системы, т.е. наличие нескольких уровней в ее структуре. Например: АТП (СТО) – состоящее из ряда служб – цехов – участков – бригад – исполнителей; Автомобиль, состоящий из агрегатов, узлов, систем, деталей;

2. Наличие в технической системе элементов разного происхождения: технических, экономических, социальных. Например: предприятие, автомобили, станки, здания – технические элементы; водители, ремонтники, ИТР – социальные элементы; взаимоотношения с клиентурой, банками, производителями техники – экономические элементы и др.;

3. Значительное количество подсистем (обычно более 7…10).

Функционирование системы в качестве единого целого обеспечивается связями между ее элементами. Связи определяют структуру системы.

В технической и производственной системах связи между элементами, как правило, однозначны и формируются при проектировании и создании системы. Например, конструкция агрегата, планировка АТП или СТО.

В социальных или экономических системах связи формируются на основе действующих законов и нормативов, плана, складываются стихийно под воздействием рыночного механизма, или сочетания директивных и рыночных воздействий. Связи также периодически меняются.

Выделение системы, т.е. отнесение к ней определенного перечня элементов, является достаточно сложной задачей, особенно для производственных, экономических и социальных систем.

Элемент системы – это объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий дальнейшему расчленению в рамках поставленной перед данной системой задачи.

Например, элементом транспортного предприятия (системы) как перевозчика является автомобиль (подсистема, элемент), который может осуществлять перевозку грузов или пассажиров, что является основной задачей АТП.

Дальнейшее расчленение автомобиля на агрегаты для перевозочного процесса бессмысленно, но важно для обеспечения работоспособности автомобиля, т.е. организации ТО и ремонта.

Для системы технической эксплуатации важно расчленение автомобиля не только на агрегаты, но и на детали, которые и будут являться первичными элементами.

Элементы (или подсистемы) относятся к данной системе, если они удовлетворяют следующим основным требованиям:

- они взаимно дополняют друг друга, т.е. без любого элемента система не может эффективно решать стоящих перед ней задач;

- имеют стабильные организационные, ресурсные и иерархические связи в системе;

- а главное, иметь общую цель, т.е. каждый элемент должен работать и давать свой измеряемый вклад в достижение цели системы.

2.1.2. Тенденция развития и технический уровень системы.

В этом разделе дать определение и понятие технической системы (ТС), элемента системы. Описать месторасположение ТС (АТП, СТО, Сервис и т.п.), мощность и технический уровень, тенденцию развития.

Тенденция развития технической системы по данным автодорожного института в США и России прогнозируется дальнейший рост автотранспортного парка и, прежде всего, легковых автомобилей (рис.2.1).

Рис.2.1. Изменение количества легковых автомобиле:

1 – в России; 2 – в США; 3 – всего в США; 4 – Мировой парк.

В России с 1990 г. автомобильный парк вырос 1,9 раза. В автотранспортном парке удельный вес легковых автомобилей увеличивается: 1980 г. – 54 %; 1990 г. – 70%; 1998 г. – 78%.

Происходит увеличение удельного веса грузовых автомобилей малой грузоподъемности, автобусов малой вместимости и грузопассажирских автомобилей.

Примечательно к грузовым автомобилям эта тенденция вызвана в основном требованиям рынка, особенно мелкооптовой торговли, малого предпринимательства (адаптация к требованиям покупателя и режимам покупок). Стремление клиента транспортного рынка минимизировать запасы и затраты на их хранение, стремление продавца иметь «свежий» товар, повышающий конкурентоспособность, сокращение риска уценки и т.д., приводящими к существенному сокращению партионности грузовых перевозок.

Количество произведенных грузовых автомобилей малой грузоподъемности (1,5 и менее) в России (2005 г.) приведено в таблице 1.1.

Таблица 2.1. Автомобили малой грузоподъемности в России.

Марки грузовых автомобилей Выпуск От выпуска грузовых автомобилей данной заводом, %
Тыс. %
ГАЗель 80,4 55,8 93,6
АвтоУАЗ 22,8 15,8 100,0
Всего 103,2 71,6  

Аналогичная тенденция, связанная с сокращением риска перевозок в условиях колебания спроса, требованиям клиентуры (повышение комфортабельности, гибкости организации перевозочного процесса, удовлетворение индивидуальных требований пассажиров и т.д.), применением автобусов в семейном обслуживании, наблюдается и по автобусам малой вместимости. В 2005 г. в России почти 80% производства приходилось на автомобили малой вместимости (Газель и УАЗ). Согласно выборочной оценке в транспортном потоке автомобили особо малой вместимости занимали: центр города – до 50%; вне центра – 29%; область – 20%.

Согласно прогнозу объем продаж автомобилей малой грузоподъемности и автомобилей малой вместимости может составить к 2015 г. на рынке России 200…250 тыс.

Применение автомобилей малой грузоподъемности и вместимости, помимо положительных (удовлетворение требований клиентуры и потребителей, существенная конструктивная унификация с легковыми автомобилями), имеет отрицательные последствия: общий рост парка и его пробега, увеличение трудоемкости и стоимости обеспечения работоспособного состояния парка и загрязнение окружающей среды, отнесенная на объем транспортной работы и пр.

Для технической эксплуатации последствия этих недостатков в значительной степени могут быть сокращены за счет все большей конструктивной унификации грузовых автомобилей малой грузоподъемности и автобусов малой вместимости с легковыми автомобилями (двигатели и агрегаты трансмиссии, системы нейтрализации отработавших газов и управления рабочими процессами двигателей).

Наблюдается также и разукрупнение предприятий (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Распределение числа предприятий и парка по предприятиям г. Москвы, %.

Показатели Количество автомобилей у владельца (предприятия)
До 5 6-10 11-20 21-50 51 и более
Количество предприятий (владельцев) 83,2 7,3 5,1 3,3 1,1
Количество автомобилей от парка 28,2 9,6 13,5 18,8 29,9

Происходит увеличение индивидуальных легковых автомобилей (таблица 2.3).

Таблица 2.3. Количестволегковых автомобилей в парке, %

Показатели Годы
       
Всего в парке 67,6 75,8    
В легковом парке 96,8 97,3    

В данном разделе следует рассмотреть тенденцию развития технической системы, например, за период с 2000 до 2025 г. Тенденция развития автомобильного транспорта находящегося в АТП или поступающего на ремонт в станцию технического обслуживания может быть отражена в виде таблицы и графика, приведенного на рис.2.2.

Рис.2.2. Изменение количества автомобилей в АТП и СТО

Здесь также следует рассмотреть технический уровень системы (АТП, СТО, Сервис), т.е. количество автомашин, постов ТО и ТР, их класс, назначение и их техническая оснащенность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...