Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь с последующими дисциплинами




Взаимосвязь дисциплины «Институты публичной власти в зарубежных государствах» с последующими дисциплинами заключается в том, что знания, полученные при изучении данного курса, позволят лучше усвоить материал всех прочих рабочих программ в рамках магистерской программы «Юрист в органах власти», а также прочих программ по международному публичному праву, международному частному праву, праву Европейского союза, теории государства и права.

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины
(объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов)

Курс «Институты публичной власти в зарубежных государствах» изучается магистрантами в течение одного (третьего) семестра.

В соответствии с учебным планом данная дисциплина преподается в объеме 3 зачетных единиц (108 часов). Итоговой формой контроля является экзамен.

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ пн/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции     Практические занятия   СРС    
  Общее понятие о мировом опыте конституционно-право-вого регулирования институтов публичной власти         Лекция: устный обзор проблематики, презентация «Виды институтов публичной власти». Семинар: опрос, дискуссия, конкурс презентаций студентов «Система институтов публичной власти», деловая игра «Международный научный симпозиум «Основные тенденции развития институтов публичной власти в постиндустриальном обществе: надежды, проблемы, опасения» (по выбору преподавателя)   Устный опрос и/или тестирование, и/ или письменная контрольная работа (по выбору преподавателя)
  Конституционно-право-вое регулирование статуса государства: цели и элементы         Лекция: устный обзор проблематики, презентации лектора, например, «Направления конституционной регламентации статуса государства», «Элементы государственного механизма» Семинары: опрос, дискуссия, работа в малых группах: конкурс на лучшую презентацию студентов «Принципы организации и деятельности современных государств», деловая игра «Международная научная конференция конституционалистов «Социальное государство: достижения и издержки» (по выбору преподавателя) Устный опрос и/или тестирование, и/или письмен-ная контрольная работа (по выбору преподавателя)
  Конституционно-право-вой статус и взаимодействие ветвей государственной власти: основные модели и их эффекты         Лекция: устный обзор проблематики, презентации лектора, например: «Формы правления и государственные режимы». Семинары: опрос, дискуссия, анализ решений органов конституционного контроля различных стран по вопросам разграничения полномочий и обеспечения единства государственной власти Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)
  Институты публичной власти политико-территориальных единиц государства         Лекция: устный обзор проблематики, презентации лектора, например: «Модели организации власти на местах в современном мире». Семинары: опрос, дискуссия, работа в малых группах; анализ судебного решения Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)
  Наднациональные и международ-ные институты публичной власти: взаимодействие с государством и внутри-государственными институтами         Семинар: опрос, дискуссия, деловые игры «Парламентские слушания по вопросу о концепции федерального закона «О порядке передачи РФ части своих полномочий межгосударственным союзам» или «Заседание Ассамблеи регионов Европы, посвященное внесению поправок в Декларацию Ассамблеи регионов Европы «О регионализме в Европе»1996 г. (по выбору преподавателя)   Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)
  Обществен-ные объединения как институты с элементами публичной власти         Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентов на тему «Требования к созданию и деятельности политических партий, предъявляемые законодательством различных стран», деловая игра «Научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования правового статуса политических партий в Российской Федерации» (по выбору преподавателя). Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)
  ВСЕГО            

 

Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения

 

№ пн/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образова-тельные технологии Формы текущего контроля  
лекции     Практические занятия   СРС    
  Общее понятие о мировом опыте конституционно-право-вого регулирования институтов публичной власти         Лекция: устный обзор проблематики, презентация «Виды институтов публичной власти». Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентов относительно их видения системы институтов публичной власти, деловая игра «Международный научный симпозиум «Основные тенденции развития институтов публичной власти в постиндустриальном обществе: надежды, проблемы, опасения»   Устный опрос и/или тестирование, и/ или пись-менная котрольная работа (по вы-бору пре-подавателя)  
  Конституционно-правовое регулирование статуса государства: цели и элементы         Лекция: устный обзор проблематики, презентации лектора, например, «Направления конституционной регламентации статуса государс-тва, «Элементы государственного механизма» Семинары: опрос, дискуссия, презентации студентов, раскрывающие основные аспекты и направле-ния реали-зации принципов организации деятельности государства Устный опрос и/или тестирование, и/ или пись-менная контрольная работа (по выбору преподавателя)  
  Конституционно-правовой статус и взаимодействие ветвей государственной власти: основные модели и их эффекты         Лекция: устный обзор проблематики, презентации лектора, например: «Формы правления и государственные режимы» Семинары: опрос, дискуссия, анализ решений органов конституционного контроля различных стран по вопросам разграничения полно-мочий и обеспече-ния единства государственной власти Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)  
  Институты публичной власти политико-терри-ториальных единиц государства         Лекция: устный обзор проблематики, презентации лектора, например: «Модели организации власти на местах в различных странах». Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентами существующих в мире конституционных моделей разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти, их сравнительный анализ Устный опрос и/или тестирование и/ или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)  
  Наднациональные и международные институты публичной власти: взаимодействие с государством и внутригосударственными институтами         Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра «Заседание Ассамблеи регионов Европы, посвященное внесению поправок в Декларацию Ассамблеи регионов Европы «О регио-нализме в Европе» 1996 г. Устный опрос и/или тестирование, и/ или писменная контрольная работа (по выбору преподавателя)  
  Обществен-ные объеди-нения как институты с элементами публичной власти         Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентов на тему «Требования к созданию и деятельности полити-ческих партий, предъявляемые законода-тельством различных стран». Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная контрольная работа (по выбору преподавателя)  
  ВСЕГО              
                             

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

№ пн/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции     Практические занятия   СРС    
  Общее понятие о мировом опыте конституционно-право-вого регулирования институтов публичной власти         Лекция: устный обзор проблематики, презентация «Виды институтов публичной власти». Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентов относительно их видения системы институтов публичной власти, деловая игра «Международный научный симпозиум «Основные тенденции развития институтов публичной власти в постиндустриальном обществе: надежды, проблемы, опасения»   Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная контрольная работа (по выбору преподавателя)  
  Конституционно-право-вое регулирование статуса государства: цели и элементы         Лекция: устный обзор проблема-тики, презентации лектора, например, «Направ-ления конституционной регламен-тации статуса государства, «Элементы государственного механизма» Семинары: опрос, дискуссия, презентации студентов, раскрывающие основные аспекты и направления реализации принципов организации и деятельности государства Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)  
  Конституционно-правовой статус и взаимодействие ветвей государственной власти: основные модели и их эффекты         Лекция: устный обзор проблема-тики, презентации лектора, например: «Формы правления и государственные режимы» Семинары: опрос, дискуссия, анализ решений органов конституционного контроля различных стран по вопросам разграниче-ния полно-мочий и обеспечения единства государственной власти Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)  
  Институты публичной власти политико-территориальных единиц государства         Лекция: устный обзор проблема-тики, презентации лектора, например: «Модели организации власти на местах в различных странах». Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентами существующих в мире конституционных моделей разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти, их сравнитель-ный анализ Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-ольная работа (по выбору преподавателя)  
  Наднацио-нальные и международ-ные институты публичной власти: взаимодействие с государством и внутригосударственными институтами         Семинар: опрос, дискуссия, деловая игра «Заседание Ассамблеи регионов Европы, посвященное внесению поправок в Декларацию Ассамблеи регионов Европы «О региона-лизме в Европе» 1996 г. Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)  
  Обществен-ные объеди-нения как институты с элементами публичной власти         Семинар: опрос, дискуссия, презентации студентов на тему «Требования к созданию и деятельности политичес-ких партий, предъявля-емые законодательством различных стран». Устный опрос и/или тестирование, и/или письменная конт-рольная работа (по выбору преподавателя)  
  ВСЕГО              

 

Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 1. Общее понятие о мировом опыте конституционно-правового регулирования институтов публичной власти (очная и очно-заочная формы обучения - 11 часов: 1 – лекции, 4 – практическое занятие; 6 – самостоятельная работа; заочная форма обучения – 17 часов: 1 – лекции, 2 – практическое занятие; 14 – самостоятельная работа)

 

Общее понятие о публичной власти, ее предназначении в обществе и угрозах обществу. Механизм и институты публичной власти. Виды публичной власти и ее институтов как ее носителей. Соотношение государственных и негосударственных институтов публичной власти. Государство как важнейший институт публичной власти. Государство как сложносоставной институт публичной власти: система государственных органов и учреждений как институтов публичной власти. Система институтов публичной власти, производных от государства. Негосударственные институты публичной власти: элементы публичной власти в гражданском обществе.

Роль конституционного права в регламентации институтов публичной власти, цели и направления такой регламентации в различных странах.

 

Тема 2. Конституционно-правовое регулирование статуса государства: цели и элементы (очная форма обучения - 13 часов: 1 – лекция, 4 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; очно-заочная форма обучения – 11 часов: 1 – лекция, 2 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; заочная форма обучения – 17 часов: 1 – лекция, 2 – практические занятия, 14 - самостоятельная работа)

 

Цели и роль конституционно-правовой регламентации статуса государства в различных странах. Направления и особенности конституционно-правового регулирования статуса государства. Конституционное оформление суверенитета как важнейшего признака и принципа статуса государства в конституциях различных государств. Правовой, демократический, социальный и светский характер государства как отражение в конституциях его важнейших принципов организации государства, его внутренней и внешней политики. Территориальное устройство государства: различные модели. Государственный механизм и государственный аппарат: различие понятий. Элементы государственного механизма: «горизонтальный» и «вертикальный» аспекты. Понятия органа государственной власти и государственного органа, государственного учреждения, государственной организации (публичной корпорации) и их конституционно-правовой статус. Виды государственных органов с конституционно-правовым статусом, их предназначение, причины, задачи и направления их конституционно-правовой регламентации.

 

Тема 3. Конституционно-правовой статус и взаимодействие ветвей государственной власти: основные модели и их эффекты (очная форма обучения - 15 часов: 1 – лекция, 6 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; очно-заочная форма обучения – 15 часов: 1 – лекция, 4 – практические занятия, 10 - самостоятельная работа; заочная форма обучения – 18 часов: 4 – практические занятия, 14 - самостоятельная работа)

Предназначение принципа разделения властей, эволюция его содержания, особенности реализации и конституционной регламентации в различных странах. Функции и специфические черты каждой ветви государственной власти. Конституционно-правовое регулирование их статуса. Особенности статуса и взаимодействия ветвей государственной власти при различных формах правления, государственных и политических режимах.

Носители законодательной власти в различных государствах. Представительный характер парламента. Парламентское право. Компетенция и акты парламента в разных странах. Структура парламента. Предназначение, формирование, организация и полномочия его палат. Парламентские процедуры, их виды и значимость. Законодательный процесс. Роспуск парламентов (палат). Делегирование полномочий и замещение парламента. Юридическая природа и элементы парламентского мандата. Лоббизм. Органы, учреждения и должностные лица при парламентах. Счетные палаты (суды, трибуналы). Уполномоченные по правам человека (омбудсманы). Иные конституционные органы, учреждения и должностные лица, формируемые и наделяемые полномочиями при участии парламентов (центральные банки и др.).

Глава государства. Понятие и место в системе публичной власти. Юридическая форма главы государства, порядок приобретения статуса и полномочия при различных формах правления. Ответственность главы государства. Вспомогательные органы и учреждения при главе государства.

Правительство. Понятие и место в системе власти. Компетенция правительства. Формирование и состав правительства. Ответственность правительства и его членов - политическая и судебная. Территориальные органы центральной исполнительной власти. Независимые ведомства. Публичная администрация, прямая и косвенная.

Понятие, социальная функция и принципы судебной власти, их отражение в конституционном праве. Компетенция судов. Структура судебной власти. Статус судей. Высшие органы судейского сообщества. Правосудие и политика. Конституционная юстиция. Полномочия, формирование, организация конституционных судов (советов). Конституционное судопроизводство и особенности процедуры рассмотрения дел в конституционных советах. Органы, учреждения и корпорации, содействующие судебной власти. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Судебная полиция. Пенитенциарные учреждения.

Тема 4. Институты публичной власти политико-территориальных единиц государства (очная форма обучения - 13 часов: 1 – лекция, 4 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; очно-заочная форма обучения – 11 часов: 1 – лекция, 2 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; заочная форма обучения – 16 часов: 2 – практические занятия, 14 - самостоятельная работа)

Территориальное устройство государства. Территориальная автономия и ее разновидности. Организация государственной власти субъектов федераций и иных территориальных единиц с государственной автономией, их формы правления и государственные режимы. Их законодательные, исполнительные и судебные органы.

Организация публичной власти на местах. Местное самоуправление и местное управление, различные модели сочетания. Административный надзор за местным самоуправлением.

 

Тема 5. Наднациональные и международные институты публичной власти: взаимодействие с государством и внутригосударственными институтами (очная форма обучения - 10 часов: 2 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; очно-заочная форма обучения – 12 часов: 2 – практические занятия, 10 - самостоятельная работа; заочная форма обучения – 16 часов: 2 – практические занятия, 14 - самостоятельная работа)

 

Интернационализация конституционного права и отражение принципов конституционализма в организации и деятельности международных и наднациональных институтов публичной власти. ООН и ее институты, их правовое регулирование. Европейский Союз и Совет Европы: система институтов и соотношение их компетенции с полномочиями государственных органов.Понятие, предназначение, формирование, особенности, виды наднациональных и международных судебных органов (специализированные и неспециализированные). Место международной и наднациональной судебной власти среди институтов международного и наднационального публичного права и в структуре международных организаций. Источники, регулирующие статус судебной власти международного и наднационального уровней; главные аспекты регулирования ее статуса. Принципы судоустройства и судопроизводства в международных и межнациональных судебных органах.Международные и наднациональные суды по разрешению споров между государствами. Международные и наднациональные уголовные суды и трибуналы. Международные и наднациональные суды по правам человека. Соотношение национальной, наднациональной и международной юстиции.

 

Тема 6. Общественные объединения как институты с элементами публичной власти (очная форма обучения - 10 часов: 2 – практические занятия, 8 - самостоятельная работа; очно-заочная форма обучения – 12 часов: 2 – практические занятия, 10 - самостоятельная работа; заочная форма обучения – 15 часов: 2 – практические занятия, 13 - самостоятельная работа)

 

Публично-правовые аспекты организации и деятельности общественных объединений. Политические партии и движения, их конституционно-правовой статус. Роль партий в осуществлении публичной власти и в развитии гражданского общества в различных странах. Организация и организационная классификация политических партий. Партийные системы, их отражение в конституционном праве. Социально-экономические и социально-культурные общественные объединения, их виды, задачи и функции, конституционно-правовой статус. Профессиональные объединения с публично-властными полномочиями и обязательным членством, саморегулируемые организации.

Религиозные объединения в политической системе, конституционно-правовое регулирование их статуса. Средства массовой информации и их взаимоотношения с государством.

Лекции

Лекция I. Конституционно-правовое регулирование институтов публичной власти; государство как институт конституционного права (для очной и очно-заочной форм обучения: темы 1, 2; 2 часа. Для заочной формы обучения: тема 1, 2 – 2 часа)

1. Понятие публичной власти и система ее институтов

2. Конституционное право и публичная власть: проблемы соотношения

3. Конституционно-правовой статус государства: направления и цели в различных государствах

4. Конституционные принципы организации и деятельности государства

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...