Задание для подготовки к семинару
1. Подготовьте презентацию «Конституционные принципы внутренней и внешней политики современных государств» 2. В научной литературе можно встретить различные оценки социального государства. Так, резко негативно о нем высказывался известный австрийский экономист ХХ века Ф. фон Хайек, заявляя, что социализация государства – это дорога к рабству, ибо там, где начинается социальное государство, заканчивается государство правовое: «формальное равенство перед законом несовместимо с любыми действиями правительства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению законности». Но есть и иные мнения. Так, Ш. Л. Монтескье считал государство обязанным предоставить гражданам крышу над головой, пищу и одежду. Ж. Ж. Руссо также полагал, что забота о пропитании граждан – это одна из трех самых главных обязанностей правительства (наряду с заботой о хорошем содержании и исполнении законов, а также о поддержании нравственности). Чья точка зрения Вам кажется более обоснованной? Почему? 3. Подготовьтесь к выступлению на международной научной конференции конституционалистов «Социальное государство: достижения и издержки» по одной из следующих тем: - Положительные эффекты социального государства - Негативные эффекты и риски социального государства - Историческое изменение концепции социального государства и перспективы его развития - Конституционное оформление принципа социального государства: основные модели СЕМИНАР III. Конституционно-правовые основы статуса и взаимоотношений общенациональных органов государственной власти (тема 3; для очно1 формы обучения - 6 часов, для очно-заочной формы обучения – 4 часа, для заочной формы обучения – 4 часа)
Принцип разделения властей: содержание, предназначение, историческая эволюция. Отражение данного принципа в конституциях различных стран. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, их предназначение и место в системе разделения властей. Какая из трех ветвей государственной власти самая сильная? Почему? Как это соотносится с принципом верховенства парламента? Государственные органы, не относящиеся к классическим ветвям власти. Значение понятий «учредительная власть», «контрольная власть», «избирательная власть». Обоснованна ли их трактовка как ветвей власти? Разделение властей и представительное правление, разделение властей и единство государственной власти: проблема логических противоречий понятийного аппарата. Взаимодействие и сотрудничество ветвей власти, совместимость с принципом их разделения. Разделение властей и система сдержек и противовесов: соотношение категорий. Форма правления: понятие и конституционное оформление в различных государствах. Форма правления и принцип разделения властей. Соотношение форм правления с государственными и политическими режимами. Понятие закона и законодательной власти. Понятие парламента, его отличия от законодательных органов советского типа, оценка таких различий. Функции парламента, их взаимосвязь с принципами народного суверенитета и представительного правления. Парламент и парламентаризм. Сохранится ли необходимость в парламенте в условиях информатизации общества? Представительная функция парламента как источник всех прочих его функций. Юридические и практические факторы, укрепляющие и ослабляющие представительную природу парламента. Представительство и компетентность: существуют ли механизмы гармонизации?
Законотворчество как основная функция парламента. Могут ли иные (помимо парламента) органы осуществлять право первичного текущего нормотворчества? Оценка подходов конституций различных стран. Виды законодательной компетенции парламента, их конституционное оформление и оценка. Объем реальной законотворческой функции парламента: вотирование законов, предложенных правительством, или их разработка? Понятие и оценка делегированного законодательства. Внешнеполитическая и финансовая функции парламента. Участие парламента в формировании иных органов государственной власти: конституционные модели различных зарубежных стран (особенность российской модели), зависимость от формы правления, оценка реальной роли. Контрольная функция парламента: виды и объем полномочий при различных формах правления. Политическая и юридическая ответственность главы государства и исполнительной власти перед парламентом. Роспуск парламента (палат) и его взаимосвязь с политической ответственностью правительства: конституционные модели и практика различных стран. Структура парламента: бикамерализм и причины его существования в большинстве государств. Предназначение палат, их формирование, роль в реализации функций парламента. Полномочия палат по участию в законодательном процессе: система сильной и слабой верхней палаты, смешанная система. Особые полномочия палат. Статус парламентария: свободный и императивный виды мандата, их достоинства, недостатки, распространенность в мире. Парламентский иммунитет и индемнитет: объем и содержание в различных странах, причины возникновения, проблемы целесообразности сохранения. Понятие лоббизма и его правовое регулирование. Лоббизм: институт демократии или неизбежное зло? Партийные фракции и их роль в работе парламента. Право и практика выхода депутата из состава фракции и партии: подходы различных стран и их оценка. Право делегирования голоса; проблема непосещаемости заседаний и попытки ее решения в различных странах. Специфические формы ответственности парламентариев. Организация парламента (палат): руководство, комитеты. «Мини-парламенты». Общие и специальные парламентские процедуры. Законодательный процесс и его стадии. Доминирование исполнительной власти в разработке законопроектов: причины и оценка.
Понятие исполнительной власти, ее роль в управлении государством и статус в системе разделения властей. Правительство и демократия: должна ли и может ли исполнительная власть быть столь же демократичной, как законодательная? Проблемы обеспечения демократических начал и их ограничения в деятельности исполнительной власти. Новые возможности информационного общества: концепции «электронного» и «открытого» правительства» и механизмы их реализации. Система исполнительной власти: правительство и органы специальной компетенции; публичная администрация; роль главы государства в осуществлении исполнительной власти при различных формах правления. Состав правительства. Процедура его формирования: роль парламента и главы государства в определении персонального состава правительства при различных формах правления. Проблема срока полномочий правительства и его членов. Проблема конституционного оформления компетенции правительства: причины неопределенности. Правительство и парламент: сферы взаимодействия. Правительство и нормотворчество. Каналы влияния правительства на законодательный процесс. Собственное нормотворчество исполнительной власти: регламентарная власть, делегированное и срочное законодательство (подходы различных конституций и их оценка). Глава государства: юридическая форма, порядок приобретения полномочий. Анализ полномочий главы государства и его реальной роли в государственном механизме. Контрасигнатура и ее значение в различных странах. Юридическая ответственность главы государства и членов правительства: различные конституционные модели. Основания прекращения полномочий главы государства, правительства и его членов. Конституционный статус члена правительства: сравнение со статусом парламентария. Проблемы юридической защищенности и ответственности членов правительства, целесообразности предоставления министрам иммунитета и установления особой процедуры их привлечения к юридической ответственности. Подходы различных конституций и их оценка.
Понятие судебной власти и ее предназначение. Конституционное оформление функций судебной власти. Роль судебной власти в системе разделения властей и ее особенности по сравнению с другими ветвями власти. Обоснованность оценки судебной власти как самой слабой из трех ветвей (Ш.Л.Монтескье, А. Гамильтон) и характеристики судов как органов, наделенных огромной политической властью (А.де Токвиль). Судейское нормотворчество: история и перспективы Правильна ли оценка судебной власти как наименее демократичной? Не нуждается ли она в демократизации или, наоборот, в ее организации имеются демократические излишества (участие непрофессионалов), от которых следовало бы отказаться? Судебные системы. Различия европейской и англо-американской моделей судебных систем. Историческое развитие структуры судебной власти. Суды общей и специальной юрисдикции. Конституционная и административная юстиция как средства самоограничения публичной власти: различные модели, их оценка, пригодность для использования в России. Специальные суды: причины разветвленности судебных систем, проблемы целесообразности применения зарубежного опыта в российских условиях. Возможные интерактивные элементы: · анализ судебных решений, указанных в заданиях для подготовки к семинару
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|