Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению отдельных тем курса




Тема 1. Общее понятие о мировом опыте конституционно-правового регулирования институтов публичной власти

Изучение данной темы следует начать с уяснения понятия публичной власти, ее особенностей и причин ее возникновения в обществе, в ее роли в обществе и угрозах ему. Необходимо также установить соотношение между публичной властью и государством, публичной и политической властью, публичной властью и гражданским обществом. Надо уметь определять масштабы элементов публичного характера власти в различных человеческих объединениях, выделяя ее различные виды по уровням и сферам ее существования. Следует также обратить внимание на различные направления конституционной регламентации организации публичной власти, на сходство и различия положений конституций разных стран, регламентирующих вопросы организации публичной власти.

 

Тема 2. Конституционно-правовое регулирование статуса государства: цели и элементы

Центральное место в политической системе занимает государство. Надо объяснить, почему. Существует множество толкований понятия “государство”. Важно выделить значение этого термина как конституционно-правового института с учетом специфики иностранного права, где данное понятие подчас приобретает своеобразный смысл, не присущий русскому термину.

Анализируя тексты конституций, проследите основные направления регламентации статуса государства как субъекта конституционно-правовых отношений. Прежде всего, обратите внимание на характеристики государства, содержащиеся в текстах конституций, выявите общие тенденции.

Объясните смысл и значение содержащихся в конституционных нормах функций, а также характеристик государства: демократическое, социальное, правовое, светское. Целесообразно сравнить функции государства в демократических, социалистических странах и странах так называемого третьего мира. Обратите внимание на конституционные нормы, определяющие принципы внутренней и внешней политики государства. Определите значение конституционной регламентации этих вопросов.

Анализируя конституционную регламентацию государства как института конституционного права, следует различать понятия “государственный механизм” и “государственный аппарат».

Тема 3. Конституционно-правовой статус и взаимодействие ветвей государственной власти: основные модели и их эффекты

Анализ конституционного законодательства предполагает выявление основного рычага функционирования государственного механизма в условиях демократии - принципа разделения властей. Прежде всего, представляется важным проследить эволюцию самой идеи принципа разделения властей, разных подходов к его пониманию. Необходимо раскрыть систему “сдержек и противовесов”. Обратите внимание на принцип “единства власти”, установленный в социалистических странах.

Студенты должны уметь анализировать конституционные гарантии реализации принципа разделения властей. Рекомендуется действовать следующим образом: выберите страну, проанализируйте текст ее конституции, определяя, как в нем регулируется разделение властей, а затем проверьте себя, называя опасность произвола со стороны одной ветви власти и противовес, сдерживающий такую опасность - со стороны другой ветви. Особое внимании следует уделить масштабам и особенностям реализации принципа разделения властей при различных формах правления. Серьезно следует подойти к анализу конституционно-правового статуса различных органов государства в системе разделения властей.

Так, приступая к изучению конституционно-правового статуса института законодательной власти, необходимо разобраться в основных аспектах ее предназначения и соотношения с понятиями народного представительства и парламента. Попробуйте выделить отличия современного парламента от сословно-представительных учреждений, существовавших ранее в зарубежных странах. Обратите внимание на то, как зарубежные государства определяют этот орган в текстах своих конституций. Студент должен быть в состоянии охарактеризовать представительный характер парламента, выделив некоторые принципы концепции народного (национального) представительства. Обратите внимание на значение верхних палат парламента как органов, главным образом, территориального представительства, а также на существующие в конституционном праве зарубежных стран исключения. Специфичны социалистическая концепция народного представительства и ее отражение в государственном праве социалистических стран, что также представляет интерес при оценке значения парламентов.

Подумайте, какие юридические и политические факторы ослабляют либо укрепляют представительный характер парламента.

Прежде чем, детально анализировать компетенцию парламента, определенную в текстах конституций конкретных зарубежных стран, обратите внимание на существующую классификацию компетенции парламента в зависимости от ее объема. Затем проиллюстрируйте конкретными примерами, основанными на положениях конституций зарубежных стран, изученный материал по данному вопросу. Обратите внимание на объем полномочий парламента в зависимости о формы правления, существующей в государстве.

Студентам следует ориентироваться в вопросах делегированного законодательства, определить возможные здесь функции парламента, анализировать нормы конституций, регламентирующие осуществление такого законодательства. Также необходимо проанализировать правовое оформление замещения парламентов, его основания и назначения.

Структура парламента и организация его палат имеют важное значение. Обычно студенты считают достаточным определить, одно- или двухпалатный парламент существует в конкретном государстве. Этого мало. Следует уяснить способы формирования палат, возможную взаимосвязь структуры парламента с формой правления, политико-территориальным устройством и политическим режимом государства. Важно выявить взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями. Студенты должны разбираться в двухпалатной системе парламента и ее разновидностях. Следует разобраться в системах организации руководства парламентами и их палатами.

Характеризуя статус парламентария, необходимо обратить внимание на характер мандата парламентария, порядок вступления в должность парламентария, права и обязанности последнего, гарантии статуса парламентария, меры ответственности, а также порядок прекращения полномочий парламентария. Подтверждая усвоение материала по данному вопросу конкретными примерами из конституций зарубежных стран, студентам рекомендуется обратить внимание, в том числе на особенности статуса парламентария в странах, воспринявших социалистическую доктрину. Студентам следует ориентироваться во взаимоотношениях между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят, сформировать свое мнение по вопросу неформального воздействия групп давления на парламентариев.

Весьма важна характеристика парламентских процедур. Значение имеют различия между сессией и заседанием, различие процедур на пленарных заседаниях палат и в комитетах, способы голосования, приемы сокращения парламентских дебатов. Необходимо, чтобы студенты различали принципы дисконтинуитета и континуитета. Попробуйте проанализировать и сравнить конституционно-правовое регулирование процедуры заседаний парламентов в выбранных двух зарубежных странах.

Студентам необходимо различать законодательный процесс и законотворческий процесс. Надо уметь определять стадии законодательного процесса и оценивать их значение. Конституции зарубежных стран по-разному регламентируют законодательный процесс, но достаточно конкретно. Проследите на примерах отдельных конституций путь законопроекта от первой до последней стадии. Выявите особенности законодательного процесса некоторых стран (“чрезвычайное законодательное положение”, “челнок”). Установите, с какого момента законопроект становится законом; в разных странах этот момент различен. Затруднения часто вызывает соотношение понятий “народная инициатива” и “гражданская инициатива”. Определите понятия, отличия, значение и конституционное оформление этих институтов. Определите роль нескольких чтений при обсуждении законопроектов в парламенте, различие содержания понятия «чтение» в ряде стран.

Обратите внимание на последний этап законодательного процесса - санкционирование, промульгацию и опубликование закона. Каждый из этих терминов несет в себе определенную смысловую нагрузку. Проследите, как конституции зарубежных стран называют эту стадию законодательного процесса.

Необходимо учесть особенности порядка принятия конституционных (дополняющих), органических, финансовых законов, законов о ратификации и денонсации международных договоров.

Определяя иные специальные парламентские процедуры, следует отличать выборы от назначений, оценивать контрольные процедуры парламентов, ориентироваться в формах контроля парламентов над правительством. Обратить внимание следует на различия в терминах и понятиях, на выявление соотношения между ними. Например, попробуйте выявить отличия запроса парламентариев от вопроса правительству, вотума недоверия от отказа в доверии, а также определить соотношение понятий подотчетности, подчиненности и ответственности, охарактеризовать интерпелляцию и последствия ее применения, проанализировать институт парламентских расследований.

Вопрос политической ответственности правительства перед парламентом тесно связан с формой правления государства. Обратите внимание на формы этой ответственности, в частности на “конструктивный” вотум недоверия. Проанализируйте понятие и значение резолюции порицания, порядок ее применения.

Изучив материал о вспомогательном аппарате парламента, следует усвоить его понятие, назначение, структуру и функции. Необходимо определять виды помощников парламентариев и отличать статус помощников члена парламента от его консультантов. Обратите внимание на характеристику различных органов, учреждений и должностных лиц при парламентах, определите их роль в функционировании парламентов.

Студенты должны характеризовать парламентское право, определять его место в системе конституционного права или права вообще.

Для того чтобы проверить, насколько вы овладели материалом об институтах законодательной власти, попробуйте схематично изложить вопросы структуры парламентов и их взаимоотношений с другими органами государственной власти.

Изучение темы следует начать с определения исполнительной власти и соотношения этого понятия с понятиями “административная власть”, “государственное управление” и “исполнительно-распорядительная деятельность”. Необходимо разобраться в структуре исполнительной власти, различных моделях исполнительной власти на примере разных зарубежных стран.

Анализируя статус главы государства, прежде всего, необходимо обратиться к конституциям различных зарубежных стран, обратив внимание на то, какое месте в системе органов государственной власти, а также в системе разделение властей отводится главе государства, а также на функции, возлагаемые конституцией на главу государства.

Изучив вопрос о юридических формах главы государства, следует перейти к анализу юридического и фактического положения главы государства при различных формах правления. Для усвоения теоретического материала студентам рекомендуется обратиться к текстам конституций зарубежных стран, воспринявших различные формы правления. При этом необходимо остановиться на вопросах о порядке замещения должности главы государства, полномочиях главы государства в сфере «личного статуса», в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти, прекращения полномочий главы государства, в зависимости от различных форм правления. Анализируя статус главы государства, следует не забыть о статусе и функциях вспомогательных органах и учреждениях при главе государства. Попробуйте сравнить статус Президента Российской Федерации со статусом главы государства в двух-трех зарубежных странах.

Изучение материала о правительстве надо начать с определения понятия правительства, приняв во внимание, что конституции разных стран различно его называют. Различен и его политический и партийный состав. Определяя место правительства как органа исполнительной власти при различных формах правления, выявите взаимосвязи и взаимоотношения этого органа с главой государства, парламентом, судебными органами. При этом следует иметь в виду особенности этих взаимосвязей при различных формах правления.

Уясните значение термина “кабинет” и определите его соотношение с термином “правительство”. При изучении конституций зарубежных стран явно выделяются различные модели формирования правительства. Проанализируйте причины такого положения вещей. Проследите, как и что именно высшие законы государств называют компетенцией правительства и как определяют его ответственность. Обратите внимание на состав правительства, различный статус министров, государственных секретарей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти специальной компетенции.

Особое значение имеет статус главы правительства. Конституции содержат различные наименования этого института и по-разному определяют его правовое положение. Анализируя статус премьер-министра и правительства, важно помнить об их ответственности, различая политическую и чисто юридическую ответственность. Соотнесите ответственность правительства и ответственность главы государства, выявите общее и различия между ними.

Обычно вызывает затруднения у студентов вопрос о публичной администрации. Прежде всего, следует уяснить различные значения этого термина. Затем определить виды и принципы комплектования публичной администрации. Проанализируйте ее законодательное оформление, обратившись к правовым конституций ряда зарубежных стран.

Приступая к изучению правового статуса судебной власти, студентам следует разобраться в понятиях “юстиция”, “юрисдикция”, “правосудие”, а также уяснить, в чем заключается социальная роль судебной власти.

Кроме того, необходимо понимать место судебной власти в системе разделения властей, определить отношение к ней как к самой сильной либо как к самой слабой из трех ветвей власти, ознакомиться со мнениями известных политических деятелей, философов и юристов по данной проблематике. Посмотрите, какие функции и задачи возлагаются на судебные органы в конституциях различных зарубежных стран, каков объем регулирования формирования и деятельности судебных органов в конституциях зарубежных стран.

При изучении темы необходимо разобраться в особенностях различных моделей структуры судебной власти, а также специфичных чертах ведения судебного процесса в странах с разными правовыми системами. Следует иметь правильное представление об органах и учреждениях, обслуживающих судебную власть: прокуратуре, адвокатуре, судебной полиции, органах предварительного расследования, учреждениях исполнения наказаний и др. Оцените их роль и значение, а также правовой статус.

Кроме того, отдельное внимание следует уделить институту магистратуры, определить смысл и назначение данного института, привести примеры существования данного института в зарубежных странах. Также необходимо остановиться на суде присяжных, оценить его роль в судебном процессе, а также на особенностях конституционно-правового регулирования.

Следует разобраться в понятиях «административная юстиция», «административная юрисдикция», «конституционная юстиция». Необходимо определить пределы компетенции административной юстиции, конституционной юстиции, устанавливаемые в конституциях различных зарубежных стран. Отдельно рекомендуется обратить внимание на задачи органов конституционной юстиции, принципы формирования этих органов, требованиях, предъявляемых к кандидатам в судьи, структуре конституционных судов и сроках их полномочий, процедуре и правовых последствиях решений.

Тема 4. Институты публичной власти политико-территориальных единиц государства

При изучении данной темы, прежде всего, необходимо разобраться в терминологии: следует уяснить понятия “территория государства”, “территориальное устройство”, “государственное устройство”, “территориальное деление государства”, “политико-территориальное устройство”, “политико-территориальное деление”, “политико-административное устройство”, “политико-административное деление территории”, “административно-территориальное деление”. Также необходимо разобраться с понятием, уровнями и видами территориальной автономии, определить ее носителей и различия в их статусе. Важно уяснить различия в организации публичной власти территориальных единиц государства в рамках различных форм территориального устройства. Следует уяснить понятие и правовой режим федеральных территорий, статус зависимых территорий (владений).

Необходимо разобраться в организации государственной власти субъектов федерации и иных государственно-автономных образований. Уясните статус и взаимоотношения законодательных, исполнительных и судебных органов таких территориальных единиц.

В местных территориальных единицах может осуществляться как местное управление, так и местное самоуправление. Важно определить различие этих понятий. Целесообразно выделить системы демократической организации на местах - англо-американскую и европейскую и определить характерные для каждой из них функции местного самоуправления. Студенты должны усвоить формы контроля центральной власти за деятельностью местных органов. Проанализируйте некоторые конкретные модели соотношения местного управления и самоуправления. Найдите элементы этих систем в текстах конституций зарубежных стран (конституции Польши, Болгарии, Италии).

Тема 5. Наднациональные и международные институты публичной власти: взаимодействие с государством и внутригосударственными институтами

Изучение темы следует предварить уяснением причин, сути и проявлений интернационализации права, в частности – конституционного - как одной из главных современных тенденций правового развития. Необходимо установить причины и проявления активизации международных институтов публичной власти на современном этапе. Студент должен знать перечень и особенности универсальных и региональных межгосударственных объединений, изучить правовую базу их функционирования. Особое внимание следует уделить правовым аспектам взаимодействия и взаимовлияния межнациональных и национальных институтов публичной власти.

 

Тема 6. Общественные объединения как институты с элементами публичной власти

Изучение темы следует начать с систематизации знаний о современной тенденции сближения публичного и частного права, о причинах взаимопроникновения элементов публичной власти и гражданского общества. Одним из самых важных элементов политической системы являются политические партии. Для уяснения конституционно-правового статуса политических партий следует определить, чем они отличаются от других общественных объединений, включая и те, которые преследуют определенные политические цели. Для этого следует проанализировать сущность политических партий, их функции и задачи. Попробуйте определить соотношение названия партии с ее политикой и социальной базой и привести примеры этих соотношений. При характеристике партий следует различать процессы конституционализации и законодательной институционализации, определять стадии последней.

Неоднозначность общества, меняющиеся интересы людей обусловливают также наличие множества неполитических общественных объединений, прежде всего социально-экономических и социально-культурных, имеющих некоммерческий характер. Характеризуя их конституционную и законодательную институционализацию, уделите внимание чертам, отличающим такие объединения от политических партий.

Целесообразно проанализировать современную тенденцию возрастания роли социально-политических движений (против войны, за расовое равноправие, за сохранение окружающей среды и т.д.). Иногда такие движения приводят к возникновению новых политических партий (например, “зеленых”).

Особое место среди неполитических общественных объединений занимают такие социально-профессиональные объединения, членство в которых является обязательным и которые выполняют некоторые публичные или даже публично-властные функции. Подумайте над тем, как определить их правовую природу.

Религиозные общины представляют собой неполитические общественные объединения, и их влияние на политическую жизнь страны зависит прежде всего от уровня развития демократии, который, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития. Анализируя тексты конституций ряда стран, приведите примеры конституционализации религии, религиозных общин и церкви. Обратите внимание на тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью при авторитарных и тоталитарных режимах. Попробуйте определить взаимосвязи церкви с государством, политическими партиями, а также влияние ее на светские общественные объединения (профсоюзы, например).

Особая роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Для уяснения значения СМИ в политическом процессе следует обозначить понятие СМИ, определить их задачи и функции. СМИ обладают различными способами воздействия на общественное сознание. Определяя их, следует учесть особенности участия СМИ в избирательных и других политических кампаниях. Попробуйте оценить и аргументировать истинность условного определения СМИ как “четвертой ветви власти”. Продемонстрируйте, используя текст конституций и специального законодательства о СМИ, взаимоотношения СМИ и государства, определите формы государственного контроля над их деятельностью. При характеристике конституционно-правового статуса СМИ следует обратить внимание на регламентацию ответственности за нарушение законодательства о СМИ.

Элементы публичной власти в неправительственных международных организациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...