Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов являются: ‑ текущий контроль успеваемости (текущая аттестация); ‑ промежуточная аттестация по дисциплине.
Формами текущего контроля могут быть: ‑ опрос (сплошной или выборочный, письменный или устный и др.); ‑ тестирование на основе подготовленных кафедрой тестовых заданий; ‑ проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, самостоятельной работы студента; ‑ подготовка эссе и рефератов; ‑ контрольная работа; ‑ оценка активности, результативности и содержательности участия студента в дискуссиях, кейс-стади, разборе конкретных ситуаций, казусов, деловых и ролевых играх; ‑ различные виды коллоквиумов; ‑ собеседование; ‑ выполнение курсового проекта; ‑ другие формы (по усмотрению преподавателя).
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен. Примерные тесты 1. Источниками конституционного права зарубежных стран являются а) конституция РФ и другие нормативные акты международного права б) нормативные акты, содержащие моральные нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения в) нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения г) нормативные акты, содержащие нормы поведения в обществе
2. Учредительная функция конституции означает, что а) конституция закрепляет определённые “правила игры” в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу, вносит ясность и имеет мобилизационное значение б) конституция формулирует направления внешней политики, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира
в) конституция подтверждает существующий общественный порядок или создаёт условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» конституции г) конституция закладывает основы мировоззрения д) конституция: становится основой всего правопорядка в обществе; непосредственно порождает права и обязанности; служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов
3. Национально-территориальная автономия как форма конституционно-правового регулирования межнациональных отношений выражается а) создании государственных единиц с дополнительными автономными правами б) лишении государственных единиц дополнительных автономных прав в) в праве государственных единиц выхода из государства г) равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии и т.д.
4. Политической партией называется а) боевой испытанный авангард народа, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть населения б) независимое общественное объединение, призванное защищать многогранные личные и общественные интересы граждан в) имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников г) имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее профессиональные интересы своих членов и сторонников д) независимое общественное объединение, призванное защищать политические интересы граждан
5. Основное отличие между республиками и монархиями заключается а) в том, каким образом происходит замещение поста главы государства – путем выборов или путем престолонаследия б) в том, какой объем компетенции имеет глава государства
в) в том, какой характер взаимоотношений складывается между ветвями власти г) в том, насколько велика степень независимости главы государства от иных ветвей власти
6. Форма правления – это а) абстрактная научная категория, необходимая для изучения организации системы государственной власти в обществе, взаимоотношений органов и должностных лиц б) исторически сложившаяся форма функционирования государства на основе определенных принципов организации системы государственной власти в) исторически сложившаяся система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной властей г) система методов и способов осуществления политической власти в обществе
7. Государственный режим, характерный для парламентарной республики, это а) министериализм б) абсолютизм в) парламентаризм г) дуализм д) президенциализм е) партократический
8. Глава государства назначает главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством, при следующей форме правления а) абсолютная монархия б) дуалистическая монархия в) парламентарная монархия г) парламентарная республика д) президентская республика е) смешанная республика
9. Парламентской оппозицией считаются а)фракции, не представленные в парламенте б) фракции, не представленные в правительстве в) фракции, не представленные в правительстве, но заявляющие о своей поддержке данного правительства г) фракции, представленные в правительстве д) фракции, представленные в правительстве, но заявляющие о своем несогласии с проводимой им политикой
10. Процедурами реализации парламентской ответственности правительства в зарубежных странах являются а) отказ в доверии б) запрос о доверии в) резолюция неодобрения г) вотум недоверия д) вотум неодобрения
11. Право на выход из состава федерации называется а) ремиссия б) конгрегация в) сецессия г) люстрация
12. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии а) обладает писаной конституцией б) обладает формальной конституцией
в) обладает материальной конституцией г) обладает кодифицированной конституцией д) обладает неконсолидированной конституцией е) обладает гибкой конституцией ж) не обладает конституцией
13. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является а) унитарным государством б) федеративным государством в) регионалистским государством г) квазиунитарным государством д) государством, обладающим своим собственным сложным и отличным от других государственно-территориальным устройством
14. Первые 10 поправок к Конституции США получили название а) Акт о выборах в Конгресс б) Декларация независимости в) Билль о правах г) Первые десять поправок
15. Срок полномочий палаты Представителей в США составляет а) один год б) четыре года в) два года г) шесть лет
16. Непосредственно в учредительных документах Европейского Союза закреплены следующие требования к государствам, желающим стать членами ЕС а) государство должно иметь жизнеспособную рыночную экономику б) государство должно быть европейским * в) государство должно привести свое законодательство в соответствие с правом Европейского Союза г) государство должно уважать ценности Европейского Союза и принять на себя обязательство проводить их в жизнь * д) государство должно иметь стабильные государственные и общественные институты, гарантирующие демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту прав меньшинств
17. Используемый для характеристики института исполнительной власти во Франции термин «бицефальная исполнительная власть» означает а) деление исполнительной власти между парламентом и президентом б) деление исполнительной власти между парламентом и правительством в) деление исполнительной власти между президентом и правительством г) сосредоточение исполнительной власти в руках премьер-министра д) сосредоточение исполнительной власти в руках президента
18. Органом, через который земли участвуют в законодательстве и администрации Федерации и в делах Европейского союза является
а) Бундестаг б) Президент в) Бундесрат г) Федеральный канцлер
19. Всекитайское собрание народных представителей формируется а) путем многостепенных выборов б) путем прямых выборов в) по представлению Председателя Китайской народной республики Государственным советом г) нет правильного ответа
20. Отличия между Европейским Союзом и Советом Европы заключаются в том, что а) Совет Европы является международной организацией, а Европейский Союз – нет б) Европейский Союз является международной организацией, а Совет Европы – институтом Европейского Союза в) Европейский Союз и Совет Европы функционируют на базе разных учредительных документов * г) Европейский Союз и Совет Европы имеют неодинаковый численный состав государств-участников * д) институты Европейского Союза издают общеобязательные для государств-участников акты, не требующие ратификации, а органы Совета Европы – нет * е) различными являются даты создания Европейского Союза и Совета Европы * ж) Европейский Союз и Совет Европы имеют разную символику
Вопросы для самоконтроля 1. Конституционные основы организации публичной власти в зарубежных странах 2. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 3. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах 4. Элементы публичной власти в неполитических институтах гражданского общества 5. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах 6. Выборы как способ формирования институтов публичной власти: особенности, достоинства, недостатки, масштабы использования в различных странах 7. Парламентское право в зарубежных странах, его содержание, система и источники 8. Глава государства в зарубежных странах 9. Правительство в зарубежных странах 10. Исполнительная власть и публичная администрация в зарубежных странах 11. Функции, принципы и структура судебной власти в зарубежных странах 12. Конституционная юстиция в зарубежных странах, ее компетенция, формирование, процедуры общая и специальные, статус конституционных судей 13. Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах 14. Конституционные модели разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах 15. Статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии в зарубежных странах 16. Основные модели организации публичной власти на местах в зарубежных странах 17. Наднациональные и международные институты публичной власти: особенности и предназначение
18. Современное международное судоустройство 19. Особенности и система институтов публичной власти в США 20. Партийная система США 21. Особенности парламентских, президентских и иных выборов в США 22. Система сдержек и противовесов в форме правления США 23. Особенности судебной системы США 24. Территориальное устройство США, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления 25. Особенности и система институтов публичной власти Соединенного Королевства 26. Политические партии Соединенного Королевства, правовое оформление их статуса 27. Британский Парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством 28. Политико-территориальное устройство Соединенного Королевства, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления 29. Особенности и система институтов публичной власти Франции 30. Французские политические партии, правовое оформление их статуса 31. Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции 32. Особенности и система институтов публичной власти в ФРГ 33. Конституционно-правовой статус политических партий в ФРГ 34. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 35. Германский федерализм, местное управление и самоуправление 36. Система и особенности институтов публичной власти в КНР Вопросы для обсуждения в малых группах 1. В своем труде «Цивилизация перед судом истории» (стр. 3-7) Арнольд Тойнби, ссылаясь на работу Освальда Шпенглера «Закат Европы» («Untergang des Abendlandes»), рассматривает два варианта объяснения причин расцвета и упадка цивилизаций. Один из них выглядит следующим образом:
«Короче говоря, нормальная модель социальной дезинтеграции представляет собой раскол разрушающегося общества на непокорный бунтарский субстрат и все менее и менее влиятельное правящее меньшинство. Процесс разрушения не проходит ровно: он движется прыжками от мятежа к объединению и снова к мятежу. В период предпоследнего объединения правящему меньшинству удается приостановить на время фатальное саморазрушение общества при помощи создания универсального государства. В рамках универсального государства под властью правящего меньшинства пролетариат создает вселенскую церковь. И после очередного, и последнего, мятежа, во время которого дезинтеграция окончательно завершается, эта церковь способна сохраниться и стать той куколкой, из которой спустя время возникнет новая цивилизация. Современным западным студентам-историкам эти явления хорошо знакомы по примерам из греко-римской истории, таким как Pax Romana (Римский мир) и христианская церковь. Установление Августом Pax Romana вернуло, как казалось в то время, греко-римский мир на прочную основу, после того как он был истрепан несколькими столетиями нескончаемых войн, безвластия и революций. Но объединение, достигнутое Августом, оказалось не более чем передышкой. После двухсот пятидесяти лет относительного спокойствия империя в III веке христианской эры потерпела такой крах, от которого она так никогда и не смогла полностью оправиться, а при следующем кризисе — в V и VI веках — разрушилась до основания. Истинный выигрыш от этого временного Римского мира получила лишь христианская церковь. Церковь воспользовалась возможностью укорениться и распространиться; вначале стимулом для ее укрепления послужило преследование со стороны империи, пока наконец, поняв, что ей не удалось сокрушить церковь, империя не решила сделать ее своим партнером. А когда даже такая поддержка не смогла спасти империю от крушения, церковь прибрала к рукам все наследие. Подобные же отношения между увядающей цивилизацией и поднимающейся религией можно наблюдать в десятках других случаев. Например, на Дальнем Востоке империя Цинь и Хань играла роль Римской империи, а в роли христианской церкви выступала буддийская школа махаяна». - По вашему мнению, является ли эта точка зрения верной? - Как еще можно объяснить данный процесс?
2. Г.Н. Андреева в своем учебнике «Конституционное право зарубежных стран» (2 изд., перераб., НОРМА, 2009, с. 250) приводит высказывание из парламентской речи Буасси д’Англа (французский государственный деятель и публицист, Член национального собрания 1789, потом член и президент конвента и затем совета 500, конституционалист, противник Робеспьера, в 1791 приговорён к ссылке, бежал, возвращён Бонапартом, в 1805 сенатор и граф, после падения Наполеона признал реставрацию) по пересмотру Конституции: «Страна, управляемая собственниками, находится в цивилизованном состоянии, если же в стране властвуют не имеющие собственности, она находится в первобытном состоянии».
- Согласны ли Вы с точкой зрения Буасси д’Англа? Приведите доводы в обоснование своей точки зрения. - Можем ли мы сказать, что конституции современных государств следуют высказанной идее? Приведите примеры.
3. Алексис де Токвиль в своем труде «Демократия в Америке» (С. 137-138.) писал о нелегкой доле законодателя так: «Иногда, приложив немалые усилия, законодателю удается оказать косвенное воздействие на судьбы страны и тогда люди прославляют его гений Между тем часто бывает, что географическое положение государства, неподвластное ему, общественный строй, сложившийся без его участия, нравы и убеждения, источник которых ему неизвестен, происхождение страны, с которым он не знаком, — все это вызывает в обществе такие неудержимые сдвиги, против которых он тщетно борется; и которые, в свою очередь, увлекают его за собой. Законодатель похож на человека, который плывет в открытом море. Он может управлять своим кораблем, однако он не в силах ни изменить его устройство, ни вызвать ветер, ни помешать океану бушевать под килем корабля». - Согласны ли Вы с мнением автора? Приведите доводы в обоснование своей точки зрения. - Исходя из той роли, которая отводится законодательной власти в современных государствах, и правового статуса ее органов, основы которого закреплены в конституциях, можем ли мы сказать, что в настоящее время точка зрения А. де Токвиля была бы иной? Почему? 4. В своей книге «Государство в третьем тысячелетии» (Инфотропик Медиа, 2012. – с. 29) князь Ханс-Адам II писал: «Правление немногих было известно как олигархия. Многие не настолько хорошо знакомы с этим термином, как, например, с понятиями монархии или демократии, которые зачастую неверно противопоставляются друг Другу. Довольно рано термин олигархия приобрел несколько негативную коннотацию, и олигархи предпочитали именоваться аристократами, что на греческом языке означает «правление лучших». Как член старинной аристократической семьи, я ничего не имею против этого термина, но было бы несправедливо, с исторической точки зрения, отдавать предпочтение олигархии перед монархией и демократией. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что в любом государстве и монарх, избранный или наследственный, и народ вынуждены передавать часть важных функций олигархии для того, чтобы государство могло функционировать. Эти функции могут лежать в сфере государственного управления, администрации, обороны, экономики, правовой системы или в создании и издании законов, осуществляемого, например, парламентом. Олигархи, какие бы посты они ни занимали, будь то членство в правительстве, парламенте, судах, администрации или политических партиях, могут быть охарактеризованы как технократы государственного управления. Без олигархии обязанности государства по отношению к его населению не могли бы выполняться в течение долгого времени. Олигархия, таким образом, является сильнейшим элементом в государстве, но если она не соблюдает государственные интересы, то в итоге теряет доверие народа или монарха, и в этом случае существование государства оказывается в опасности.» - В каком значении понимает князь Ханс Адам II термин «олигархия»? - Совпадает ли его понимание данного термина с классическим пониманием? - Согласны ли Вы с мнением князя о том, что олигархия является сильнейшим элементом в государстве? Приведите доводы в защиту своего мнения. - Почему существование государства, по мнению князя, оказывается в опасности, если олигархия не соблюдает государственные интересы?
5. А.В. Дайси в своей книге «Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции» (Издание 2-е, М., 1907г., с. 89-98), говоря о верховной власти парламента в Англии, писал: «Всякая верховная власть, следовательно, и власть парламента, подлежит на практике двум ограничениям: из них одно внешнее, другое – внутреннее.»
- Подумайте и скажите, в чем, по мнению А.Дайси, состоят внешнее и внутренне ограничение всякой верховной власти?
- Ознакомьтесь с мнением автора по данному вопросу: «Внешнее ограничение верховной власти состоит в том, что подданные или значительная часть их могут перестать повиноваться или оказать сопротивление ее законам. Это ограничение существует даже в самых неограниченных монархиях. …было бы ошибочно предполагать, что самый неограниченный повелитель, когда-либо существовавший, может действительно издать или изменить всякий закон по произволу. На это еще давно указывал Юм. Он говорит, что сила всегда находится до некоторой степени на стороне управляемого и поэтому правительство всегда находится в зависимости от общественного мнения. (Hume, Essays, I.(1875 ed.), pp. 109-110.) … Таким образом, даже власть деспота зависит от того, насколько его подданные или хотя бы некоторая часть их готовы повиноваться его требованиям, а готовность эта всегда имеет известные пределы. … Внутреннее ограничение верховной власти вытекает из самого характера этой власти. Даже деспот пользуется своей властью сообразно со своим характером, который вырабатывается окружающими обстоятельствами, в том числе и нравственными убеждениями его времени и общества. Султан не может изменить религию магометанского мира, но если бы он и мог это сделать, все-таки в высшей степени невероятно, чтобы глава магометанства пожелал отменить религию Магомета; внутренняя сдержка власти султана в этом случае также сильна, как и внешнее ограничение. Часто приходится слышать праздный вопрос, почему папа не произведет того или другого преобразования? Ответ на это простой: революционер не сделается папой, а человек, ставший папой, отнюдь не захочет быть революционером. … Хотя верховная власть связана внешними и внутренними ограничениями, но ни то, ни другое не определено точно, и они могут не вполне совпадать. …Что касается связи между внешним и внутренним ограничениями верховной власти, то в этом отношении представительное правление имеет следующую особенность: цель и смысл такого правительства – достигнуть совпадения или, по крайней мере, уменьшить различие внешнего и внутреннего ограничений верховной власти. … Там, где парламент действительно есть представитель народа, едва ли может явиться несоответствие между внешним и внутренним ограничениями верховной власти, а если оно и явится, то должно будет скоро исчезнуть.» - Согласны ли Вы с мнением автора по данному вопросу? - Можете ли Вы назвать иные ограничения верховной власти? - В чем состоит, по мнению А. Дайси, цель верховной власти? - Почему А. Дайси считал, что именно представительно правление имеет указанную особенность? - Учитывая конституции современных государств, можем ли мы сказать, что эта цель была достигнута? Приведите примеры.
5.4. Контрольные вопросы для экзамена (зачета) 1. Общее понятие о публичной власти, ее предназначении в обществе и угрозах обществу. 2. Конституционные основы организации публичной власти в зарубежных странах. 3. Механизм и институты публичной власти. Виды публичной власти и ее институтов как ее носителей. 4. Соотношение государственных и негосударственных институтов публичной власти. 5. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах. Направления и особенности конституционно-правового регулирования статуса государства. 6. Правовое, демократическое, социальное и светское государство. 7. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах: элементы публичной власти в гражданском обществе. 8. Политические партии и движения. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных странах. 9. Роль партий в осуществлении публичной власти и в развитии гражданского общества в различных странах. 10. Выборы как способ формирования институтов публичной власти: особенности, достоинства, недостатки, масштабы использования в различных странах 11. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах 12. Отличие государственного режима от политического режима. 13. Суперпрезидентская и президентская республики: особенности организации механизма государственной власти 14. Законодательная власть в зарубежных государствах. 15. Понятие и социальные функции парламента. 16. Представительный характер парламента. 17. Компетенция парламентов. Структура парламентов 18. Юридическая природа и элементы парламентского мандата. Свободный и императивный мандат. 19. Конституционно-правовой статус парламентариев в зарубежных странах. Парламентский иммунитет, индемнитет. 20. Глава государства в зарубежных странах. Понятие и место в системе публичной власти. 21. Ответственность главы государства. Импичмент. 22. Монарх: особенности статуса. Порядок престолонаследия. 23. Президент: порядок избрания и замещения. 24. Правительство в зарубежных странах. Понятие и место в системе власти. 25. Компетенция правительства. Формирование и состав правительства. 26. Исполнительная власть и публичная администрация в зарубежных странах. 27. Ответственность правительства и его членов – политическая и судебная. 28. Функции и структура судебной власти в зарубежных странах. 29. Конституционные принципы судоустройства и судопроизводства. Социальная функция судебной власти. 30. Конституционная юстиция в зарубежных странах, ее компетенция, формирование, статус конституционных судей. 31. Конституционное судопроизводство и особенности рассмотрения дел в конституционных советах. 32. Конституционные принципы статуса судей. Высшие органы судейского сообщества. 33. Органы, учреждения и корпорации, содействующие судебной власти. Административная юстиция. 34. Конституционные модели разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах. Принципы распределения компетенции. 35. Статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии в зарубежных странах. 36. Основные модели организации публичной власти на местах в зарубежных странах. Местное самоуправление и местное управление, их сочетание. 37. Наднациональные и международные институты публичной власти: особенности и предназначение, правовое регулирование их статуса и деятельности 38. Понятие, предназначение, формирование, особенности, виды наднациональных и международных судебных органов (специализированные и неспециализированные). 39. Суд Европейского Союза и Европейский Суд по правам человека. 40. Европейский Союз: институциональный механизм, соотношение компетенции институтов с полномочиями государственных органов. 41. Совет Европы: система институтов и соотношение их компетенции с полномочиями государственных органов. 42. Место международной и наднациональной судебной власти среди институтов международного и наднационального публичного права и в структуре международных организаций. Источники; главные аспекты регулирования ее статуса. Принципы судоустройства и судопроизводства. 43. Особенности и система институтов публичной власти в США 44. Особенности парламентских, президентских и иных выборов в США 45. Система сдержек и противовесов в форме правления США 46. Партийная система США 47. Особенности судебной системы США 48. Территориальное устройство США, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления 49. Особенности и система институтов публичной власти Соединенного Королевства 50. Акт о правах человека 1998г. в Великобритании. Понятие публичных властей, порядок признания их действий неправомерными 51. Британский Парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством 52. Конституционная реформа 2005г. в Великобритании 53. Конституционные основы судебной власти в Великобритании 54. Политико-территориальное устройство Соединенного Королевства, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления. 55. Деволюция как пример децентрализации публичной власти. 56. Особенности и система институтов публичной власти Франции 57. Форма правления и государственные режимы во Франции. Формирование и взаимодействие высших государственных органов. 58. Политические партии во Франции и Великобритании. Правовое оформление их статуса. Роль в механизме публичной власти. 59. Институт конституционного контроля во Франции: Конституционный Совет. 60. Административная юстиция во Франции. 61. Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции 62. Особенности и система институтов публичной власти в ФРГ 63. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 64. Конституционно-правовой статус политических партий в ФРГ 65. Германский федерализм, местное управление и самоуправление 66. Система и особенности институтов публичной власти в КНР 67. Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный Комитет: конституционный статус и взаимодействие с другими органами публичной власти 68. Председатель КНР: конституционно-правовой статус, порядок избрания, полномочия. 69. Государственный Совет КНР. 70. Административно-территориальное устройство и организация власти на местах в КНР. Курсовые работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|