Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 14 глава




3) развитие жилищно-коммунального хозяйства: формирование конкурентного рынка и повышение качества в области оказания коммунальных услуг и управления жилищным фондом. Комплекс ЖКХ - центральное звено в обеспечении достойного качества жизни.

Ключевые участники: ОАО "Жилбытсервис", ООО "Жилкомсервис", ООО "Ремстрой", ОАО "Горзеленхоз", УК "Жилище и комфорт", УК "Уютный дом", УК "Паритет", ГУП "Татжилремпроект";

4) развитие телекоммуникаций: интеграция в глобальную мировую телекоммуникационную сеть, формирование рынка услуг связи на базе использования международных стандартов, достижение баланса ключевых показателей эффективности связи - доступность, качество и надежность. Татарстан - территория высокой обеспеченности современными форматами связи и сопутствующей инфраструктурой.

Ключевые участники: ОАО "Таттелеком", ООО "Телесет", ООО "ТатАИСнефть", ООО "Сальвадор", ОАО "Татсвязьпроект";

5) инновационный кластер "Умная" инфраструктура" (см. 3.3.7.2).

Целевое видение торговли и потребительских сервисов


 

Ц-3.6 В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный кластер "Торговля и потребительские сервисы". Происходит стабильный рост за счет развития глобального конкурентного рынка для максимально полного удовлетворения потребностей населения (минимальная цена при максимальном качестве товара, доступность и комфорт инфраструктуры, высокий уровень сервиса). Татарстан - территория торговли и услуг "24/7", современный центр коммерции евразийского масштаба. Развиваются классические виды торговли и потребительских сервисов, происходит переориентирование на современные формы, а также широкое распространение форм удаленной и электронной коммерции

 

Ключевые участники кластера: ООО "Бахетле-1", ЗАО "ТК "Эдельвейс", ООО "Оптовик" (сеть гипермаркетов "Эссен"), ООО "ТД Челны-Хлеб", ООО "ТД "Камилла", ООО "Ак Барс Регион".

Целевое видение финансовых, профессиональных, туристско-рекреационных, информационно-технологических услуг

 

Ц-3.7 В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные кластеры: "Финансы и профессиональные услуги", "Слияние цивилизаций" (культура, туризм и рекреация), а также инновационный кластер "Умные" информационные технологии"

 

Направления действий:

1) кластер "Финансы и профессиональные услуги": опережающее развитие высокопроизводительных бизнес-услуг, основанных на знаниях; развитие кластерного проекта "Казань - региональный финансовый центр" через формирование глобально конкурентоспособного рынка финансовых, инвестиционных, страховых и прочих профессиональных <1> услуг, интеграцию в единое мировое пространство; создание эффективно выстроенной системы, нацеленной на максимальное удовлетворение потребностей населения и организаций в финансовых и профессиональных услугах; развитие специализированной инновационно-инвестиционной инфраструктуры. Постепенное усиление самостоятельной роли финансового сектора в экономике Татарстана и превращение ряда его сегментов в предмет специализации как внутри России, так и за рубежом.

--------------------------------

<1> К профессиональным услугам относят следующие виды услуг: консалтинговые, юридические, аудиторские, инвестиционные, страховые, рекрутинговые, архитектурные услуги, а также услуги по управлению активами и связям с общественностью.

 

Ключевые участники: Банковский сектор: ОАО "Ак Барс Банк", ОАО "АИКБ "Татфондбанк", ООО "Банк "Аверс", ОАО "КБ "Интехбанк", ОАО "Акибанк", ОАО "Спурт Банк", ООО "АКБ "Энергобанк", ОАО "АКБ "БТА-Казань". Сектор страхования: ОАО "НАСКО", ООО "СГ "АСКО", ОАО "СО "Талисман", ЗАО "СК "Чулпан", ОАО "СК "Итиль Армеец". Рынок ценных бумаг: ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан", ООО "ПРОФИК", ООО "Инвестиционная компания "Элемтэ", ЗАО "Инвестиционная компания "Карат", ООО "АГРО БРОКЕР", ООО "Фараон-К", а также региональные компании, оказывающие профессиональные консультационные услуги;

2) туристический кластер. В центре кластера - культура Республики Татарстан: сбалансированная экосистема, способствующая формированию конкурентоспособного и жизнеспособного ядра креативных индустрий, созданию привлекательной культурной среды, обеспечивающей сохранение наследия и традиций, возможности для участия в культурной жизни и творческой самореализации каждого человека. На богатом культурно-историческом наследии и природно-ресурсном потенциале республики базируется глобально конкурентоспособная система туризма и рекреации, предоставляющая качественные турпродукты, обеспечивающая потребности туристов в размещении, развлечениях, питании и трансфере путем развития туристических объектов и инфраструктуры;

3) информационно-технологическое развитие. Устойчивое развитие за счет выхода на глобальный рынок, обеспечения инновационной инфраструктурой, а также подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов. Достижение конкурентоспособности на глобальном рынке информационных технологий, лидерства в создании и коммерциализации новых информационных технологий и программных продуктов, а также высокого качества и эффективности инновационной инфраструктуры. Формирование инновационных кластеров, ключевым из которых станет инновационный кластер "Умные" информационные технологии" (см. 3.3.7.2);

4) флагманский проект "Иннополис - город высоких технологий и инноваций" (см. 3.3.7.1).

Целевое видение социальных услуг


 

Ц-3.8 В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные социально-инновационные кластеры "Наука и образование" (включая 14 научно-образовательных субкластеров с формированием инновационного кластера "Smart-образование") и "Здравоохранение" (включая три территориальных субкластера с формированием инновационного кластера "Здоровый образ жизни")

 

Направления действий:

1) кластер "Наука и образование". Создание глобально конкурентоспособного кластера, обеспечивающего высокий уровень услуг опережающего и непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Развитие высокотехнологичных бизнес-услуг в сфере образования и повышения квалификации. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов образования на основе кластерного подхода. Создание региональной кластерной системы, объединяющей отраслевых заказчиков (работодателей) и профессиональные образовательные организации при координирующей роли отраслевых исполнительных органов государственной власти.

Ключевые участники кластера: организации профессионального образования, ресурсные центры, корпоративные университеты, инновационные компании;

2) инновационный кластер "Smart-образование" (см. 3.3.7.2);

3) кластер "Здравоохранение". Создание многофункционального межтерриториального интегрированного медико-реабилитационного кластера, расположенного в трех основных центрах роста (Казанской, Камской, Альметьевской экономических зонах), управляемого в соответствии с лучшими мировыми практиками пациентоцентричных систем оказания помощи и поддерживаемого современными логистическими и транспортными системами, обеспечивающего услуги здравоохранения мирового уровня, доступные для населения республики и привлекательные для жителей других регионов. Включение медицинских организаций республики в мировую систему рейтингов, что будет способствовать быстрому росту качества работы системы здравоохранения и привлечению пациентов из других регионов.

4) инновационный кластер "Здоровый образ жизни" (см. 3.3.7.2).

 

3.3.7. Флагманские проекты экономического развития

 

3.3.7.1. Флагманский проект "Иннополис - город высоких технологий и инноваций"

Цель проекта федерального значения "Иннополис" - создание нового города как уникальной экосистемы, обеспечивающей качественную подготовку, высокий уровень жизни и эффективную работу квалифицированных специалистов в области высоких, в том числе информационных технологий.

Актуальность проекта обусловлена следующими факторами:

- необходимость в ускоренном развитии отрасли информационных технологий в целях диверсификации экономики и ускорения экономического роста;

- неспособность существующей системы образования готовить необходимое количество высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий, включая ИТ;

- отсутствие в субъектах Российской Федерации качества жизни и возможностей трудоустройства, позволяющих конкурировать с лидирующими международными центрами в области информационных технологий за наиболее квалифицированных специалистов.

Проект включает создание и развитие следующих основных элементов:

1. Деловая инфраструктура, центральной частью которой является Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис" (ОЭЗ "Иннополис"), где предусмотрены льготные налоговые ставки для будущих резидентов. ОЭЗ "Иннополис" является важной частью экосистемы города Иннополиса и неотъемлемым элементом его инвестиционной привлекательности, создавая для резидентов благоприятные условия для успешного ведения бизнеса и эффективного развития их проектов.

2. Новый университет "Иннополис", специализирующийся на подготовке специалистов исключительно в сфере высоких технологий, рассчитан на 2000 студентов с расширением в перспективе до 5000 студентов. Университет "Иннополис" станет интеллектуальным ядром нового города и будет готовить высококвалифицированные кадры для выведения отечественной инновационной индустрии на качественно новый уровень. В университете международного уровня будут вестись научные исследования и будут обучаться специалисты в области высоких технологий по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Предусмотрены также довузовская подготовка школьников и курсы повышения квалификации специалистов ИТ-компаний.

3. Жилье и социальная инфраструктура, отвечающие самым современным требованиям, которые станут одним из ключевых факторов привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов в области высоких, в том числе информационных, технологий и смежных сферах и членов их семей.

Планируется, что город Иннополис будет наделен статусом городского округа, то есть будет третьим городским округом в Республике Татарстан. Депутаты Государственного Совета Республики Татарстан 26 ноября 2014 года приняли закон о преобразовании поселка Иннополис в город районного значения и выделении его из состава Введенско-Слободского сельского поселения. В 2015 году планируется сформировать органы местного самоуправления и продолжить процедуры по преобразованию города Иннополиса в городской округ.

Согласно разработанному архитектурно-планировочным бюро RSP Architects Planners & Engineers (Сингапур) плану перспективная численность будущего города составит 155 тыс. человек, из них 60 тыс. человек - высококвалифицированные специалисты. Проект запланирован до 2030 года, однако заселение начнется уже в 2015 году, когда будет завершено строительство жилья для первых 5 тыс. жителей.

Проект "Иннополис" даст следующие эффекты для Республики Татарстан:

- рост численности населения;

- рост доли высокотехнологичных товаров в валовом региональном продукте региона;

- рост количества рабочих мест;

- сокращение оттока ИТ-специалистов в Москву и за рубеж;

- повышение глобальной инвестиционной привлекательности республики;

- приход на рынок республики новых ИТ-компаний;

- рост привлекательности Республики Татарстан как места проживания;

- рост налоговых сборов в муниципальный и республиканский бюджеты;

- появление дополнительных социальных выгод для жителей близлежащих населенных пунктов, которые смогут пользоваться новыми объектами инфраструктуры.

Общероссийские эффекты проекта "Иннополис":

- диверсификация экономики;

- повышение конкурентоспособности российской ИТ-отрасли;

- увеличение числа рабочих мест для специалистов в области высоких технологий;

- развитие образования в стране за счет появления университета с международным именем, специализирующегося на ИТ-образовании;

- увеличение количества исследований в области информационных технологий;

- создание новых стандартов качества инфраструктуры и социальной среды.

В городе Иннополисе возникнет уникальная среда для общения и развития подрастающей молодежи и талантливых специалистов. Высокая концентрация первоклассных специалистов позволит постоянно генерировать новые идеи, разрабатывать и внедрять новые технологии и решения, апробировать инновации.

В силу этого планируется использовать город Иннополис как основную площадку для обсуждения инновационных идей, проектов и программ в рамках реализации настоящей Стратегии. Иннополис станет республиканской площадкой для экспертов, представителей государственных органов, компаний, стартапов, представителей международного экспертного сообщества, на которой будут проходить выработка новых стратегических направлений, корректировка реализуемых и разработка новых государственных программ, формирование предложений по новым флагманским проектам Республики Татарстан.

 

3.3.7.2. Флагманский проект "Татарстанская технологическая инициатива"

В настоящее время этапы глобального производства товаров и услуг распределены по всему миру, что создает возможности для развития нишевых продуктовых или субпродуктовых инновационных кластеров, на основе которых можно провести масштабное обновление промышленности и создать "умную" экономику, способную занять лидирующие позиции в производстве отдельных видов товаров и услуг, став поставщиком знаний и технологий для всего мира.

Создание кластеров "умной" экономики Республики Татарстан на основе технологических трендов и имеющихся заделов в ключевых технологиях и инновациях (рис. 3.34) предполагается осуществить в рамках комплексного флагманского проекта "Татарстанская технологическая инициатива" (10 инновационных кластеров "умной" экономики). Проект может стать пилотным в рамках "Национальной технологической инициативы", упоминавшейся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года.

Развитие "умной" экономики будет осуществляться через создание современных предприятий и проектов, использующих сочетание принципиально новых технологий (пятого, шестого, а в будущем и седьмого технологических укладов) и традиционных преимуществ производственных кластеров Республики Татарстан. Инновационные кластеры призваны аккумулировать научный и производственный потенциал различных субъектов для создания цепочек выпуска инновационной продукции как на базе традиционных связей и ресурсов, так и на основе применения сверхновых технологических достижений. Важным условием успеха является способность ключевых субъектов кластера включиться в международное разделение труда, привлечь международных технологических партнеров, а также финансовых и стратегических инвесторов.

 

 

Рис. 3.34. Ключевые технологии и инновации и приоритетные

направления инновационного развития

 

10 инновационных кластеров "умной" экономики формируются в ходе конвергенции технологий и продуктов современных экономических комплексов, которые имеют потенциал для того, чтобы за счет синергетического эффекта в процессе кластерной активации выйти на новый уровень развития и стать основой "умной" экономики (рис. 3.35).

 

 

Рис. 3.35. Флагманский проект "Татарстанская

технологическая инициатива" инновационные кластеры

"умной экономики" Республики Татарстан

 

Направления создания инновационных кластеров:

1) инновационный кластер "Умные" материалы" (новые пластики и композиты, наноструктурированные материалы). Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом новых полимерных и композиционных, наноструктурированных материалов в тесном сотрудничестве с крупным нефтегазохимическим и энергетическим бизнесом, отраслевой наукой и органами государственной власти Республики Татарстан, включая формирование нанотехнологического кластера на базе ИПТ "Идея" (в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 17 октября 2014 года N УП-988 "О мерах по созданию в Республике Татарстан инновационного территориального кластера в сфере нанотехнологий"). Развитие производства новых "умных" материалов на основе самых современных технологий, включая нанотехнологии, и институциональных шагов по формированию связей "бизнес - наука - государство". В стратегической перспективе можно прогнозировать в республике кратный рост новых материалов на основе нанопродукции (в 2014 году объем нанопродукции превышает 40 млрд руб.). Реализация проекта по производству синтетического сапфира компании "Кама Кристалл Технолоджи". Центр компетенций по разработке и производству композиционных агрегатов "КАПО-Композит". Комплекс по производству кремний-органической продукции "КЗСК-Силикон". Реализация проекта ОАО "Роснано" и ОАО "Нижнекамскшина" по использованию нанотрубок при производстве автомобильных шин. Проекты введения нанотрубок в композитные материалы для всех направлений машиностроения;

2) инновационный кластер "Умные" машины". Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний в области конвергенции направлений производства транспортных средств и оборудования, используемого для производства транспортных средств, в тесном сотрудничестве с ключевыми предприятиями машиностроительных субкластеров "Автомобилестроение", "Авиастроение", "Судостроение", отраслевой наукой и органами государственной власти Республики Татарстан. Разработка, внедрение, производство и сбыт новых машин: пилотируемый и беспилотный транспорт (авиация, автомобили, суда, а также малый, микро- и нано- беспилотный транспорт), "умные" двигатели (гибридный, энерго-, био-, газо-, гелио-, электродвигатели) и прочие интеллектуальные транспортные системы;

3) инновационный кластер "Умное" оборудование". Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой и производством широкого спектра электронного и технологического оборудования в тесном сотрудничестве с ключевыми предприятиями нефтегазохимического, энергетического и машиностроительного кластеров, отраслевой наукой и органами государственной власти Республики Татарстан. Содействие обеспечению национальной безопасности России за счет развития отечественного производства конкурентоспособного производственного оборудования, электрического оборудования и электронных компонентов. Разработка, внедрение, производство и сбыт нового нефтесервисного, газового, энерго-, электро-, пищевого оборудования, а также станкостроение, робототехника (манипуляционные, летающие, передвижные, нано- и человекоподобные роботы, "умные" сервисы). Проекты по созданию, развитию и использованию аддитивных технологий 3D-печать);

4) инновационный кластер "Умные" информационные технологии". Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний в области информационных технологий и программных продуктов (искусственный интеллект (IoE, IoT), когнитивные технологии, облачные сервисы, системы управления, информационная безопасность) в тесном сотрудничестве с крупными предприятиями, отраслевой наукой и органами государственной власти Республики Татарстан. Создание и коммерциализация прорывных информационных технологий и создание центра по подготовке высококвалифицированных специалистов на базе города "Иннополис". Кластер "Умные" информационные технологии" развивается в синергетическом взаимодействии с инновационными кластерами "Здоровый образ жизни" (сервисы электронной медицины и фармакологии, системы профилактики заболеваний и общего мониторинга состояния здоровья), "Умные" машины" (робототехника, беспилотные технологии), "Умная" инфраструктура" (системы управления и мониторинга), "Биосистемы", "Устойчивая энергетика";

5) инновационный кластер "Smart-образование". Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением и оказанием инновационных образовательных услуг в тесном сотрудничестве с ключевыми организациями кластера "Наука и образование". Адаптация образовательных программ всех уровней к потребностям инновационной экономики на основе региональной "базы компетенций", разрабатываемой совместно с работодателями. Повышение доступности образовательных программ с помощью "открытых университетов" с привлечением специалистов российского и мирового уровней;

6) инновационный кластер "Здоровый образ жизни". Создание благоприятных условий для развития инновационных компаний в направлении "умная" медицина" (сервисы электронной медицины и фармакологии, системы профилактики заболеваний и общего мониторинга состояния здоровья) и реализации комплекса проектных спортивно-оздоровительных инициатив (развитие физической культуры и спорта (в том числе реализация проекта "Татарстан - спортивный регион"), популяризация культуры здорового питания, профилактика алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака и прочие мероприятия по популяризации здорового образа жизни);

7) инновационный кластер "Умная" инфраструктура". Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом решений в области развития пространства и инфраструктуры ("умный" город, "умное" землепользование, "умная" дорога, "умный" дом и т.д.) в тесном сотрудничестве с крупными предприятиями инфраструктурного комплекса, отраслевой наукой и органами государственной власти Республики Татарстан;

8) инновационный кластер "Экопитание". Создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний, занимающихся разработкой, внедрением, производством и сбытом новой высококачественной органической продукции на основе соблюдения стандартов производства органической продукции и применения новых экологически чистых технологий производства и переработки, генерирующих высокую добавленную стоимость;

9) инновационный кластер "Устойчивая энергетика". Создание благоприятных условий для развития инновационной устойчивой энергетики на основе использования новых технологий в современной большой энергетике ("умная" генерация и "умные" сети, новые аккумуляторы и провода и пр.) и устойчивых источников энергии (солнечная энергия, энергия ветра и воды, атомная энергия, энергия, получаемая из биомассы и бытовых отходов);

10) инновационный кластер "Биосистемы". Создание условий для инновационного развития биотехнологической отрасли с акцентом на применение био- и нанотехнологий в здравоохранении, промышленности и сельском хозяйстве на основе наращивания инновационного и технологического потенциала малых биотехнологических предприятий республики, стимулирование создания малых и средних инновационных биотехнологических компаний как оптимальных форм коммерциализации интеллектуального капитала. Формирование трех биотехнологических направлений в области здравоохранения и фармацевтики (биофармацевтика, парафармацевтика, вакцины, диагностические системы, биодобавки, биоэнергетики), промышленности (энзимы, микроорганизмы, клеточные технологии, ферменты, биокатализаторы, биотопливо, биопластик, биосредства очистки и уничтожения отходов) и сельского хозяйства (агробиостимуляторы, генная биоинженерия, селекция, биостимуляторы, биоудобрения, агробиобезопасность) на основе конвергенции био- и нанотехнологий, а также базовых научных знаний в традиционных областях.

 

4. Механизм реализации стратегии

 

4.1. Система стратегического управления развитием Республики Татарстан

 

Достижение предусмотренных Стратегией амбициозных задач повышения конкурентоспособности республики на российском и мировом уровнях обуславливает потребность внедрения проактивного - "живого" управления, ориентированного на повышение эффективности действующей системы управления в республике (через достижение запланированных долгосрочных результатов на основе проектного подхода) и на формирование ее устойчивости (обеспечение гарантированно высокого качества работы системы управления за счет использования передовых методов и привлечения лучших специалистов).

Существующая система управления в республике имеет ряд недостатков:

- гиперцентрализация при множестве систем управления, единственный центр принятия решений - Президент Республики Татарстан;

- недостаток инициативы, ориентация только на исполнение;

- слабость муниципального уровня управления;

- при формально действующей системе государственных заданий на управление - слабая нацеленность на реальный (не бумажный) результат, недостаточное использование проектного управления;

- перегруженность органов управления текущей, малозначимой работой;

- изменчивость и слабая структурированность отраслевых и пространственных приоритетов;

- отсутствие готовности к межведомственному сотрудничеству, дублирование баз данных, их несвоевременная актуализация, затруднения в обмене данными;

- отсутствие единого центра координации стратегии, размытая ответственность;

- превалирование государства в управлении экономикой и социальной сферой, низкая заинтересованность и вовлеченность бизнеса.

Целевое видение и задачи


 

Ц-4.1 В Республике Татарстан создана и эффективно работает система стратегического управления развитием Республики Татарстан (ССУР РТ) - "живая" система управления будущим - комплексная гармоничная система управления, нацеленная на устойчивое развитие, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни, способная оперативно реагировать на изменения в конкурентной среде, используя гибкий механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества в рамках постоянно действующих проектных площадок и рабочих групп, диагностирующих внутреннюю и внешнюю среду и разрабатывающих, актуализирующих и контролирующих набор синхронизированных стратегических инструментов
З-4.1.0.1 Определить и обеспечить мониторинг стратегических приоритетов развития Республики Татарстан
З-4.1.0.2 Обеспечить вовлеченность власти, бизнеса и общества в решение вопросов развития республики в рамках проектных площадок
З-4.1.0.3 Обеспечить кластерную активацию
З-4.1.0.4 Обеспечить синхронизацию механизмов отраслевого и территориального планирования с созданием организационных структур (институтов и агентств развития), деятельность которых будет направлена на реализацию стратегических программ и проектов
З-4.1.0.5 Обеспечить внедрение в управление развитием механизмов государственно-частного партнерства и повышение эффективности расходов регионального бюджета на государственное управление
З-4.1.0.6 Обеспечить мониторинг и актуализацию Стратегии

 

На этапе разработки Стратегии были созданы предпосылки для формирования следующей системы. Работали 13 проектных площадок, образованных по:

- основным направлениям межрегиональной конкуренции - 7,

- экономическим зонам - 3,

- производственным экономическим комплексам - 3.

На площадках эффективно взаимодействовали представители власти, бизнеса и экспертного сообщества.

На этапе реализации Стратегии в рамках ССУР РТ должны быть рационально распределены функции, обеспечивающие реализацию Стратегии, в частности - мониторинг, координация и стимулирование действий всех заинтересованных сторон.

Ядром ССУР РТ, обеспечивающим координацию управления реализацией Стратегии, станет усиленное Министерство экономики Республики Татарстан, в котором будет создано специальное подразделение - Бюро анализа реализации Стратегии (БАРС), ответственное за координацию и мониторинг реализации Стратегии, ее обновление, формирование целевых индикаторов для государственных программ Республики Татарстан, обеспечивающих реализацию Стратегии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...