Экономических комплексов республики татарстан 15 глава
БАРС - аналитический и креативный орган, который:
- анализирует ход реализации Стратегии;
- анализирует работу министерств, формирует для них стратегическое цели;
- формирует стратегическое цели для государственных программ;
- сопровождает кластерную активацию;
- проводит поиск новых направлений и проектов для развития республики;
- представляет доклады для заседаний Кабинета Министров Республики Татарстан, посвященных реализации Стратегии.
БАРС будет поддерживать активность проектных площадок проекта "Татарстан-2030", что обеспечит приток инициатив и в ряде случаев позволит на базе проектных площадок создать координирующие структуры для продвижения отдельных межмуниципальных и межотраслевых проектов.
Направления, которые анализирует и контролирует БАРС, соответствуют модели "Татарстан 7+6+3" (рис. 4.1), что может найти отражение в организационной структуре БАРС:
- блок кластерного развития, анализирующий и координирующий процессы кластерной активации в пяти базовых экономических комплексах;
- блок территориального развития, анализирующий и координирующий пространственное развитие республики в целом и в разрезе трех экономических зон и агломераций;
- совокупность подразделений, анализирующих и координирующих институциональное, инновационное и инвестиционное развитие, а также продвижение республики и продукции ее предприятий.
Рис. 4.1. Направления, контролируемые системой
стратегического управления развитием Республики Татарстан
Кроме этого, предполагаются ревизия, укрепление и, возможно, реорганизация и достройка системы институтов развития Республики Татарстан на следующих принципах:
- институт развития создается для стимулирования одного из ключевых направлений экономики и (или) социальной сферы Республики Татарстан;
- институт развития использует проектный подход, привлекая к реализации проектов качественных партнеров и экспертов, то есть работает на результат, который определяется для каждого проекта и для института в целом как набор ключевых показателей эффективности, утверждаемых и ежегодно актуализируемых в пятилетних планах деятельности, разрабатываемых на основе настоящей Стратегии;
- институт развития может создаваться как при участии только Республики Татарстан, так и в рамках государственно-частного партнерства с привлечением частного партнера, обладающего должными компетенциями, готового взять на себя обязательства и риски на основе долгосрочного контракта;
- институтом развития может стать уже действующая организация в результате ее реорганизации;
- институты развития финансируются за счет ежегодных фиксированных траншей из бюджета (на основании заключенных государственных контрактов) и вознаграждений за достижение результатов (реализация поставленных задач, запуск инвестиционных проектов, достижение ключевых показателей эффективности); в течение двух-трех лет после создания института развития основным источником финансирования должны стать комиссионные вознаграждения от привлекаемых инвестиций;
- институты развития являются "центрами компетенций", накапливая лучшую практику достижения результатов с целью ее тиражирования в рамках приоритетных мероприятий и проектов;
- институт развития формируется с привлечением лучших специалистов и отраслевых экспертов; сотрудники института развития не являются государственными служащими, что позволяет устанавливать конкурентоспособное вознаграждение, напрямую связанное с результатами деятельности.
Система институтов развития должна обеспечивать реализацию флагманских проектов, базовых экономических комплексов и ключевых приоритетных направлений Стратегии. Например, институт развития нефтегазохимического комплекса создается путем реорганизации ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", институт развития агропромышленного комплекса создается как структурное подразделение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, институт развития машиностроительного комплекса создается Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан.
4.2. Инструменты реализации, мониторинг
В Татарстане накоплен уникальный многолетний опыт индикативного планирования и программного управления (налажен эффективный мониторинг выполнения Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы, контроль выполнения государственных заданий на управление и т.п.), а также опыт управления реализацией крупных и сложных проектов (Универсиада 2013 года). Это создает надежную основу для управления реализацией Стратегии.
Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан" определили основные инструменты реализации - документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования. К ним относятся:
1) План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан (далее также - План мероприятий);
2) государственные программы Республики Татарстан;
3) Схема территориального планирования Республики Татарстан.
Основные направления действий по реализации Стратегии и флагманские проекты будут детализированы в Плане мероприятий с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых результатов реализации. В свою очередь, на основе Плана мероприятий будут внесены изменения в существующие государственные программы, а также, при необходимости, разработаны новые государственные программы Республики Татарстан, в которых будут определены конкретные мероприятия с указанием объемов и источников финансирования.
Таким образом, основная работа по обеспечению выполнения положений настоящей Стратегии будет связана с контролем реализации Плана мероприятий и государственных программ. При этом должны быть обеспечены взаимосвязь и регулярные скоординированные обновления Стратегии, Плана мероприятий и государственных программ (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Схема синхронизации обновления Стратегии
и Плана мероприятий
Процедуры актуализации, корректировки и обновления (при необходимости) - регулярные процессы: один раз в год проводится актуализация, один раз в три года - корректировка и один раз в шесть лет - обновление набора стратегических документов. Процедуры предполагают анализ факторов, действие которых привело к расхождению с планируемыми показателями, а также согласование и утверждение скорректированных текстов и лимитов с органами исполнительной власти Республики Татарстан.
Ежегодная актуализация увязана с посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан. В послание будут включаться анализ выполнения Стратегии за прошедший год и приоритеты в реализации Стратегии на следующий год.
Приоритеты устанавливаются на среднесрочную перспективу с распределением по годам и отражаются в распределении финансовых средств и иных ресурсов государственных органов власти, направляемых на достижение целей Стратегии. Приоритеты должны учитывать выполнение долгосрочных государственных программ, мероприятий и проектов, в том числе федерального уровня. На основе приоритетов, закрепленных в послании, готовятся необходимые дополнения в Стратегию, которые размещаются в сети информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения.
Механизм мониторинга реализации Стратегии предполагает совершенствование системы региональной статистики через создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития. Это позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение Плана мероприятий и оценивающую ее эффективность.
Основным видом оперативной отчетности по реализации отдельных мероприятий Стратегии являются отчеты отраслевых органов исполнительной власти Республики Татарстан. Руководители отраслевых органов исполнительной власти Республики Татарстан ежегодно отчитываются о результатах и основных направлениях деятельности по реализации Стратегии.
Одним из важных инструментов обеспечения реализации также является продвижение самой Стратегии в различных целевых группах и формирование на основе Стратегии системы брендирования и продвижения брендов как республики в целом, так и отдельных территорий и флагманских проектов Стратегии.
Для успеха реализации Стратегии важно активизировать муниципальный уровень управления и рационально организовать разработку и (или) обновление документов стратегического планирования муниципальных образований, которые намечены на 2016 год.
4.3. Перечень государственных программ
В соответствии со Стратегией уточнен набор государственных программ Республики Татарстан, реализуемых в целях реализации Стратегии (табл. 4.1).
Все действующие государственные программы реализуются до 2020 года (включительно). При необходимости в них будут внесены корректировки в соответствии с целями и задачами Стратегии. Также предполагается разработка ряда новых государственных программ в целях реализации задач по развитию отраслевых комплексов.
Таблица 4.1. Перечень действующих и намеченных к разработке и принятию государственных программ Республики Татарстан
N п/п
| Наименование государственных программ Республики Татарстан, действующих в 2015 году
| Наименование новых государственных программ Республики Татарстан (принимаемых после 01.01.2016)
| Период действия по этапам реализации Стратегии
|
2016 - 2018
| 2019 - 2021
| 2022 - 2024
| 2025 - 2030
|
1.
| Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
2.
|
| Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
3.
| Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
4.
|
| Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
5.
|
| Развитие нефтедобычи и нефтепереработки в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
6.
|
| Развитие промышленности в Республике Татарстан
| +
| +
| +
| +
|
7.
| Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
8.
|
| Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
9.
| Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
10.
|
| Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
11.
| Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы
|
| +
| +
|
|
|
12.
| Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы <1>
|
| +
| +
|
|
|
13.
|
| Развитие транспортно-логистического комплекса Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
14.
| Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
15.
|
| Развитие комплекса строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
16.
| Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года
|
| +
| +
|
|
|
17.
|
| Развитие здравоохранения Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
18.
| "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
19.
|
| Социальная поддержка граждан Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
20.
| Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
21.
|
| Содействие занятости населения Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
22.
| Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
23.
| Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы <1>
|
| +
| +
|
|
|
24.
|
| Развитие образования и науки Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
25.
| Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
26.
|
| Развитие туризма в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
27.
| "Развитие культуры Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы"
|
| +
| +
|
|
|
28.
|
| Развитие культуры Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
29.
| Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
30.
|
| Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
31.
| Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Открытый Татарстан" на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
32.
|
| Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Открытый Татарстан"
|
| +
| +
| +
|
33.
| Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
34.
|
| Повышение конкурентоспособности экономики Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
35.
|
| Развитие торговли и экспорта в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
36.
| Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
37.
|
| Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
38.
| Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
39.
|
| Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
40.
| Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
41.
|
| Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
42.
| Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
43.
|
| Управление государственным имуществом Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
44.
| Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
45.
|
| Управление государственными финансами Республики Татарстан
| +
| +
| +
| +
|
46.
| Развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы
|
| +
|
|
|
|
47.
|
| Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы Республики Татарстан
| +
| +
| +
| +
|
48.
| Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
49.
| Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы) <1>
|
| +
|
|
|
|
50.
| Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы <2>
|
| +
| +
|
|
|
51.
|
| Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
52.
| Развитие юстиции в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
53.
|
| Развитие юстиции в Республике Татарстан
|
| +
| +
| +
|
54.
| Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы
|
| +
| +
|
|
|
55.
|
| Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан
|
| +
| +
| +
|
--------------------------------
<1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Развитие транспортно-логистического комплекса Республики Татарстан".
<1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Развитие образования и науки в Республике Татарстан".
<1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан".
<2> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан".
Приложение 1
к Стратегии социально-экономического
развития Республики Татарстан
до 2030 года
СТРУКТУРА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Структурирование экономики в формате вертикально-интегрированной системы "базовые экономические комплексы - экономические комплексы - отрасли" производится на основании исходных данных в разрезе ОКВЭД, а также дополнительной аналитики. Такая структура создаст возможность выстроить новый каркас системы управления развитием Республики Татарстан.
Диагностика, постановка целей, определение направлений действий проводятся и описываются в Стратегии в разрезе экономических комплексов. Структура экономики в разрезе экономических комплексов имеет некоторые отличия от структуры экономики в разрезе ОКВЭД по причине того, что в зависимости от отраслевой принадлежности структурные элементы первого, второго и третьего порядков в ряде комплексов были перегруппированы.
Таблица. Структура экономических комплексов в привязке к ОКВЭД
Структура экономики: базовые экономические комплексы - экономические комплексы - отрасли
| Соответствующие разделы ОКВЭД
|
Нефтегазохимический комплекс
|
|
Добыча топливно-энергетических ископаемых
| CA. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
|
Производство нефтепродуктов
| DF.23.2. Производство нефтепродуктов
|
Химическое производство
| DG. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
|
Производство резиновых и пластмассовых изделий
| DH. ПРОИЗВОДСТВО РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
|
Трубопроводный транспорт
| I.60.3. Трубопроводный транспорт
|
Производство и распределение газообразного топлива
| E.40.2. Производство и распределение газообразного топлива
|
Энергетический комплекс
|
|
Производство, передача и распределение электроэнергии
| E.40.1. Производство, передача и распределение электроэнергии
|
Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
| E.40.3. Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
|
Комплекс машиностроения и других обрабатывающих производств (Машиностроительный комплекс, МК)
|
|
Машиностроение
|
|
Производство машин и оборудования
| DK. ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
|
Производство электрооборудования
| DL. ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННОГО И ОПТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
|
Производство транспортных средств и оборудования
| DM. ПРОИЗВОДСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ
|
Производство автомобилей
| DM.34. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
|
Строительство и ремонт судов
| DM.35.1. Строительство и ремонт судов
|
Производство летательных аппаратов
| DM.35.3. Производство летательных аппаратов, включая космические
|
Прочие транспортные средства
| DM.35.2. Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава)
|
DM.35.4. Производство мотоциклов и велосипедов
|
DM.35.5. Производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки
|
Металлургическое производство
| DJ. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВО ГОТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
|
Легкая, деревообрабатывающая промышленность и другие обрабатывающие производства
|
|
Текстильное и швейное производство
| DB. ТЕКСТИЛЬНОЕ И ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
|
Производство кожи, изделий из кожи
| DC. ПРОИЗВОДСТВО КОЖИ, ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ И ПРОИЗВОДСТВО ОБУВИ
|
Обработка древесины и производство изделий из дерева
| DD. ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА
|
Целлюлозно-бумажное производство
| DE.21. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
|
Прочее
| DN. ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДСТВА
|
Агропромышленный комплекс (АПК)
|
|
Сельское хозяйство
| A.01. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
|
Растениеводство
| A.01.1. Растениеводство
|
Животноводство
| A.01.2. Животноводство
|
Производство пищевых продуктов
| DA.15. Производство пищевых продуктов
|
Производство мяса и мясопродуктов
| DA.15.1. Производство мяса и мясопродуктов
|
Производство растительных и животных масел и жиров
| DA.15.4. Производство растительных и животных масел и жиров
|
Производство молочных продуктов
| DA.15.5. Производство молочных продуктов
|
Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов
| DA.15.6. Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов
|
Производство готовых кормов для животных
| DA.15.7. Производство готовых кормов для животных
|
Производство напитков
| DA.15.9. Производство напитков
|
Производство прочих пищевых продуктов
| DA.15.2. Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов
|
DA.15.3. Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей
|
DA.15.8. Производство прочих пищевых продуктов
|
Рыболовство, рыбоводство
| В. РЫБОЛОВСТВО, РЫБОВОДСТВО
|
Лесное хозяйство
| A.02. Лесное хозяйство
|
Инфраструктурный комплекс (ИК)
|
|
Торговый комплекс
| G. ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ
|
Комплекс строительства и ЖКХ
|
|
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства
|
|
Сбор, очистка и распределение воды
| Е.41. Сбор, очистка и распределение воды
|
Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
| О.90. Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
|
Операции с недвижимым имуществом
| K.70. Операции с недвижимым имуществом
|
Строительный комплекс
|
|
Строительство
| F. СТРОИТЕЛЬСТВО
|
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
| DI. ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
|
Добыча прочих полезных ископаемых
| CB.14. Добыча прочих полезных ископаемых
|
Транспортно-логистический комплекс
|
|
Железнодорожный транспорт
| I.60.1. Железнодорожный транспорт
|
Автомобильный транспорт
| I.60.2. Автомобильный транспорт
|
Водный транспорт
| I.61. Деятельность водного транспорта
|
Воздушный транспорт
| I.62. Деятельность воздушного транспорта
|
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность
| I.63. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (за исключением I.63.3. Услуги турагентств)
|
Телекоммуникационный комплекс
| I.64. Связь
|
Комплекс услуг (КУ)
|
|
Научно-образовательный комплекс
|
|
Образование
| M. ОБРАЗОВАНИЕ
|
Научные исследования и разработки
| K.73. Научные исследования и разработки
|
Комплекс здравоохранения и социальных услуг
| N. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
|
Туристско-рекреационный комплекс
|
|
Гостиницы и рестораны
| H. ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ
|
Деятельность туристических агентств
| I.63.3. Услуги турагентств
|
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
| О.92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
|
Информационно-технологический комплекс
| K.72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
|
Комплекс государственных и частных услуг
|
|
Финансовый комплекс
| J. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Комплекс государственного управления, обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения
| L. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
|
Комплекс деловых и персональных услуг
| O.91. Деятельность общественных объединений
|
O.93. Предоставление персональных услуг
|
K.71. Аренда машин и оборудования без оператора; прокат
|
K.74. Предоставление прочих видов услуг
|
DE.22. Издательская и полиграфическая деятельность; тиражирование записанных носителей информации
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: