Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 15 глава




БАРС - аналитический и креативный орган, который:

- анализирует ход реализации Стратегии;

- анализирует работу министерств, формирует для них стратегическое цели;

- формирует стратегическое цели для государственных программ;

- сопровождает кластерную активацию;

- проводит поиск новых направлений и проектов для развития республики;

- представляет доклады для заседаний Кабинета Министров Республики Татарстан, посвященных реализации Стратегии.

БАРС будет поддерживать активность проектных площадок проекта "Татарстан-2030", что обеспечит приток инициатив и в ряде случаев позволит на базе проектных площадок создать координирующие структуры для продвижения отдельных межмуниципальных и межотраслевых проектов.

Направления, которые анализирует и контролирует БАРС, соответствуют модели "Татарстан 7+6+3" (рис. 4.1), что может найти отражение в организационной структуре БАРС:

- блок кластерного развития, анализирующий и координирующий процессы кластерной активации в пяти базовых экономических комплексах;

- блок территориального развития, анализирующий и координирующий пространственное развитие республики в целом и в разрезе трех экономических зон и агломераций;

- совокупность подразделений, анализирующих и координирующих институциональное, инновационное и инвестиционное развитие, а также продвижение республики и продукции ее предприятий.

 

 

Рис. 4.1. Направления, контролируемые системой

стратегического управления развитием Республики Татарстан

 

Кроме этого, предполагаются ревизия, укрепление и, возможно, реорганизация и достройка системы институтов развития Республики Татарстан на следующих принципах:

- институт развития создается для стимулирования одного из ключевых направлений экономики и (или) социальной сферы Республики Татарстан;

- институт развития использует проектный подход, привлекая к реализации проектов качественных партнеров и экспертов, то есть работает на результат, который определяется для каждого проекта и для института в целом как набор ключевых показателей эффективности, утверждаемых и ежегодно актуализируемых в пятилетних планах деятельности, разрабатываемых на основе настоящей Стратегии;

- институт развития может создаваться как при участии только Республики Татарстан, так и в рамках государственно-частного партнерства с привлечением частного партнера, обладающего должными компетенциями, готового взять на себя обязательства и риски на основе долгосрочного контракта;

- институтом развития может стать уже действующая организация в результате ее реорганизации;

- институты развития финансируются за счет ежегодных фиксированных траншей из бюджета (на основании заключенных государственных контрактов) и вознаграждений за достижение результатов (реализация поставленных задач, запуск инвестиционных проектов, достижение ключевых показателей эффективности); в течение двух-трех лет после создания института развития основным источником финансирования должны стать комиссионные вознаграждения от привлекаемых инвестиций;

- институты развития являются "центрами компетенций", накапливая лучшую практику достижения результатов с целью ее тиражирования в рамках приоритетных мероприятий и проектов;

- институт развития формируется с привлечением лучших специалистов и отраслевых экспертов; сотрудники института развития не являются государственными служащими, что позволяет устанавливать конкурентоспособное вознаграждение, напрямую связанное с результатами деятельности.

Система институтов развития должна обеспечивать реализацию флагманских проектов, базовых экономических комплексов и ключевых приоритетных направлений Стратегии. Например, институт развития нефтегазохимического комплекса создается путем реорганизации ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", институт развития агропромышленного комплекса создается как структурное подразделение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, институт развития машиностроительного комплекса создается Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан.

 

4.2. Инструменты реализации, мониторинг

 

В Татарстане накоплен уникальный многолетний опыт индикативного планирования и программного управления (налажен эффективный мониторинг выполнения Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы, контроль выполнения государственных заданий на управление и т.п.), а также опыт управления реализацией крупных и сложных проектов (Универсиада 2013 года). Это создает надежную основу для управления реализацией Стратегии.

Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан" определили основные инструменты реализации - документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования. К ним относятся:

1) План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан (далее также - План мероприятий);

2) государственные программы Республики Татарстан;

3) Схема территориального планирования Республики Татарстан.

Основные направления действий по реализации Стратегии и флагманские проекты будут детализированы в Плане мероприятий с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых результатов реализации. В свою очередь, на основе Плана мероприятий будут внесены изменения в существующие государственные программы, а также, при необходимости, разработаны новые государственные программы Республики Татарстан, в которых будут определены конкретные мероприятия с указанием объемов и источников финансирования.

Таким образом, основная работа по обеспечению выполнения положений настоящей Стратегии будет связана с контролем реализации Плана мероприятий и государственных программ. При этом должны быть обеспечены взаимосвязь и регулярные скоординированные обновления Стратегии, Плана мероприятий и государственных программ (рис. 4.2).

 

 

Рис. 4.2. Схема синхронизации обновления Стратегии

и Плана мероприятий

 

Процедуры актуализации, корректировки и обновления (при необходимости) - регулярные процессы: один раз в год проводится актуализация, один раз в три года - корректировка и один раз в шесть лет - обновление набора стратегических документов. Процедуры предполагают анализ факторов, действие которых привело к расхождению с планируемыми показателями, а также согласование и утверждение скорректированных текстов и лимитов с органами исполнительной власти Республики Татарстан.

Ежегодная актуализация увязана с посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан. В послание будут включаться анализ выполнения Стратегии за прошедший год и приоритеты в реализации Стратегии на следующий год.

Приоритеты устанавливаются на среднесрочную перспективу с распределением по годам и отражаются в распределении финансовых средств и иных ресурсов государственных органов власти, направляемых на достижение целей Стратегии. Приоритеты должны учитывать выполнение долгосрочных государственных программ, мероприятий и проектов, в том числе федерального уровня. На основе приоритетов, закрепленных в послании, готовятся необходимые дополнения в Стратегию, которые размещаются в сети информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения.

Механизм мониторинга реализации Стратегии предполагает совершенствование системы региональной статистики через создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития. Это позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение Плана мероприятий и оценивающую ее эффективность.

Основным видом оперативной отчетности по реализации отдельных мероприятий Стратегии являются отчеты отраслевых органов исполнительной власти Республики Татарстан. Руководители отраслевых органов исполнительной власти Республики Татарстан ежегодно отчитываются о результатах и основных направлениях деятельности по реализации Стратегии.

Одним из важных инструментов обеспечения реализации также является продвижение самой Стратегии в различных целевых группах и формирование на основе Стратегии системы брендирования и продвижения брендов как республики в целом, так и отдельных территорий и флагманских проектов Стратегии.

Для успеха реализации Стратегии важно активизировать муниципальный уровень управления и рационально организовать разработку и (или) обновление документов стратегического планирования муниципальных образований, которые намечены на 2016 год.

 

4.3. Перечень государственных программ

 

В соответствии со Стратегией уточнен набор государственных программ Республики Татарстан, реализуемых в целях реализации Стратегии (табл. 4.1).

Все действующие государственные программы реализуются до 2020 года (включительно). При необходимости в них будут внесены корректировки в соответствии с целями и задачами Стратегии. Также предполагается разработка ряда новых государственных программ в целях реализации задач по развитию отраслевых комплексов.

 

Таблица 4.1. Перечень действующих и намеченных к разработке и принятию государственных программ Республики Татарстан


 

N п/п Наименование государственных программ Республики Татарстан, действующих в 2015 году Наименование новых государственных программ Республики Татарстан (принимаемых после 01.01.2016) Период действия по этапам реализации Стратегии
2016 - 2018 2019 - 2021 2022 - 2024 2025 - 2030
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
2.   Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан   + + +
3. Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы   + +    
4.   Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан   + + +
5.   Развитие нефтедобычи и нефтепереработки в Республике Татарстан   + + +
6.   Развитие промышленности в Республике Татарстан + + + +
7. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы   + +    
8.   Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Татарстан   + + +
9. Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
10.   Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан   + + +
11. Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы   + +    
12. Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы <1>   + +    
13.   Развитие транспортно-логистического комплекса Республики Татарстан   + + +
14. Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
15.   Развитие комплекса строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан   + + +
16. Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года   + +    
17.   Развитие здравоохранения Республики Татарстан   + + +
18. "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы   + +    
19.   Социальная поддержка граждан Республики Татарстан   + + +
20. Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
21.   Содействие занятости населения Республики Татарстан   + + +
22. Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
23. Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы <1>   + +    
24.   Развитие образования и науки Республики Татарстан   + + +
25. Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
26.   Развитие туризма в Республике Татарстан   + + +
27. "Развитие культуры Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы"   + +    
28.   Развитие культуры Республики Татарстан   + + +
29. Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
30.   Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан   + + +
31. Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Открытый Татарстан" на 2014 - 2020 годы   + +    
32.   Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Открытый Татарстан"   + + +
33. Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
34.   Повышение конкурентоспособности экономики Республики Татарстан   + + +
35.   Развитие торговли и экспорта в Республике Татарстан   + + +
36. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
37.   Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан   + + +
38. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
39.   Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан   + + +
40. Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
41.   Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан   + + +
42. Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
43.   Управление государственным имуществом Республики Татарстан   + + +
44. Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
45.   Управление государственными финансами Республики Татарстан + + + +
46. Развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы   +      
47.   Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы Республики Татарстан + + + +
48. Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
49. Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 годы) <1>   +      
50. Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы <2>   + +    
51.   Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан   + + +
52. Развитие юстиции в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы   + +    
53.   Развитие юстиции в Республике Татарстан   + + +
54. Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы   + +    
55.   Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан   + + +

 

--------------------------------

<1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Развитие транспортно-логистического комплекса Республики Татарстан".

<1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Развитие образования и науки в Республике Татарстан".

<1> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан".

<2> После 2020 года аналогичная программа войдет в качестве подпрограммы в Государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан".

 

 

Приложение 1

к Стратегии социально-экономического

развития Республики Татарстан

до 2030 года

 

СТРУКТУРА

ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Структурирование экономики в формате вертикально-интегрированной системы "базовые экономические комплексы - экономические комплексы - отрасли" производится на основании исходных данных в разрезе ОКВЭД, а также дополнительной аналитики. Такая структура создаст возможность выстроить новый каркас системы управления развитием Республики Татарстан.

Диагностика, постановка целей, определение направлений действий проводятся и описываются в Стратегии в разрезе экономических комплексов. Структура экономики в разрезе экономических комплексов имеет некоторые отличия от структуры экономики в разрезе ОКВЭД по причине того, что в зависимости от отраслевой принадлежности структурные элементы первого, второго и третьего порядков в ряде комплексов были перегруппированы.

 

Таблица. Структура экономических комплексов в привязке к ОКВЭД

 

Структура экономики: базовые экономические комплексы - экономические комплексы - отрасли Соответствующие разделы ОКВЭД
Нефтегазохимический комплекс  
Добыча топливно-энергетических ископаемых CA. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
Производство нефтепродуктов DF.23.2. Производство нефтепродуктов
Химическое производство DG. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Производство резиновых и пластмассовых изделий DH. ПРОИЗВОДСТВО РЕЗИНОВЫХ И ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Трубопроводный транспорт I.60.3. Трубопроводный транспорт
Производство и распределение газообразного топлива E.40.2. Производство и распределение газообразного топлива
Энергетический комплекс  
Производство, передача и распределение электроэнергии E.40.1. Производство, передача и распределение электроэнергии
Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) E.40.3. Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
Комплекс машиностроения и других обрабатывающих производств (Машиностроительный комплекс, МК)  
Машиностроение  
Производство машин и оборудования DK. ПРОИЗВОДСТВО МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Производство электрооборудования DL. ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННОГО И ОПТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Производство транспортных средств и оборудования DM. ПРОИЗВОДСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Производство автомобилей DM.34. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
Строительство и ремонт судов DM.35.1. Строительство и ремонт судов
Производство летательных аппаратов DM.35.3. Производство летательных аппаратов, включая космические
Прочие транспортные средства DM.35.2. Производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава)
DM.35.4. Производство мотоциклов и велосипедов
DM.35.5. Производство прочих транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки
Металлургическое производство DJ. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВО ГОТОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Легкая, деревообрабатывающая промышленность и другие обрабатывающие производства  
Текстильное и швейное производство DB. ТЕКСТИЛЬНОЕ И ШВЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Производство кожи, изделий из кожи DC. ПРОИЗВОДСТВО КОЖИ, ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ И ПРОИЗВОДСТВО ОБУВИ
Обработка древесины и производство изделий из дерева DD. ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА
Целлюлозно-бумажное производство DE.21. Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
Прочее DN. ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Агропромышленный комплекс (АПК)  
Сельское хозяйство A.01. Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
Растениеводство A.01.1. Растениеводство
Животноводство A.01.2. Животноводство
Производство пищевых продуктов DA.15. Производство пищевых продуктов
Производство мяса и мясопродуктов DA.15.1. Производство мяса и мясопродуктов
Производство растительных и животных масел и жиров DA.15.4. Производство растительных и животных масел и жиров
Производство молочных продуктов DA.15.5. Производство молочных продуктов
Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов DA.15.6. Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов
Производство готовых кормов для животных DA.15.7. Производство готовых кормов для животных
Производство напитков DA.15.9. Производство напитков
Производство прочих пищевых продуктов DA.15.2. Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов
DA.15.3. Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей
DA.15.8. Производство прочих пищевых продуктов
Рыболовство, рыбоводство В. РЫБОЛОВСТВО, РЫБОВОДСТВО
Лесное хозяйство A.02. Лесное хозяйство
Инфраструктурный комплекс (ИК)  
Торговый комплекс G. ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ
Комплекс строительства и ЖКХ  
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства  
Сбор, очистка и распределение воды Е.41. Сбор, очистка и распределение воды
Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность О.90. Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
Операции с недвижимым имуществом K.70. Операции с недвижимым имуществом
Строительный комплекс  
Строительство F. СТРОИТЕЛЬСТВО
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов DI. ПРОИЗВОДСТВО ПРОЧИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
Добыча прочих полезных ископаемых CB.14. Добыча прочих полезных ископаемых
Транспортно-логистический комплекс  
Железнодорожный транспорт I.60.1. Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт I.60.2. Автомобильный транспорт
Водный транспорт I.61. Деятельность водного транспорта
Воздушный транспорт I.62. Деятельность воздушного транспорта
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность I.63. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (за исключением I.63.3. Услуги турагентств)
Телекоммуникационный комплекс I.64. Связь
Комплекс услуг (КУ)  
Научно-образовательный комплекс  
Образование M. ОБРАЗОВАНИЕ
Научные исследования и разработки K.73. Научные исследования и разработки
Комплекс здравоохранения и социальных услуг N. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Туристско-рекреационный комплекс  
Гостиницы и рестораны H. ГОСТИНИЦЫ И РЕСТОРАНЫ
Деятельность туристических агентств I.63.3. Услуги турагентств
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта О.92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
Информационно-технологический комплекс K.72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
Комплекс государственных и частных услуг  
Финансовый комплекс J. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Комплекс государственного управления, обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения L. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Комплекс деловых и персональных услуг O.91. Деятельность общественных объединений
O.93. Предоставление персональных услуг
K.71. Аренда машин и оборудования без оператора; прокат
K.74. Предоставление прочих видов услуг
DE.22. Издательская и полиграфическая деятельность; тиражирование записанных носителей информации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...