СЦ-1
| Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни
|
Ц-1.1
| Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения
|
З-1.1.0.1
| Обеспечить дальнейший рост рождаемости за счет увеличения доли семей с двумя и тремя детьми
|
З-1.1.0.2
| Создать условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью
|
З-1.1.0.3
| Обеспечить рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин
|
З-1.1.0.4
| Смягчить негативные последствия влияния старения населения на социально-экономическое развитие региона
|
З-1.1.0.5
| Обеспечить условия для регулируемого притока населения и трудовых мигрантов
|
З-1.1.0.6
| Создать условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов
|
З-1.1.0.7
| Реализовать комплекс мер по содействию адаптации и интеграции мигрантов в республике
|
Ц-1.2
| Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана
|
Ц-1.2.1
| Семьи обеспечены эффективной помощью во всестороннем развитии детей и их подготовке к обучению в школе
|
З-1.2.1.1
| Провести всестороннее исследование состояния дошкольного образования Республики Татарстан
|
З-1.2.1.2
| Модернизировать инфраструктуру с учетом возможностей гибкого использования, внедрить современные мультимедийные технологии
|
З-1.2.1.3
| Увеличить долю негосударственного сектора в сфере дошкольного образования
|
З-1.2.1.4
| Разработать образовательные программы на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов с учетом поликультурного пространства Республики Татарстан и современных технологий
|
З-1.2.1.5
| Создать систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях
|
З-1.2.1.6
| Разработать систему межведомственной координации сопровождения детей
|
З-1.2.1.7
| Сформировать систему индивидуального сопровождения развития детей для ранней идентификации трудностей и помощи в их разрешении
|
Ц-1.2.2
| Общее образование обеспечивает социализацию и высокие образовательные достижения каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, развитие навыков в сфере информационных технологий
|
З-1.2.2.1
| Создать среду, интегрирующую современные архитектурные, управленческие, технологические и педагогические решения
|
З-1.2.2.2
| Разработать механизмы, обеспечивающие равенство доступа к образовательным ресурсам
|
З-1.2.2.3
| Обеспечить инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
|
З-1.2.2.4
| Расширить возможности семей, местного сообщества, бизнеса для участия в образовательном процессе, оценке качества образования и управлении школами
|
З-1.2.2.5
| Обеспечить высокий уровень индивидуализации образования и академической мобильности обучающихся за счет развития современных форм обучения, включая профильное обучение, и интеграции общего и дополнительного образования
|
З-1.2.2.6
| Сформировать республиканскую систему оценки качества образования
|
З-1.2.2.7
| Придать приоритетное развитие образованию в сфере информационных технологий и математики для достижения лидерства в Российской Федерации
|
З-1.2.2.8
| Осуществлять выявление и поддержку талантливых детей и молодежи
|
З-1.2.2.9
| Модернизировать систему педагогического образования
|
З-1.2.2.10
| Обеспечить приток лучших молодых педагогических кадров и их профессиональное развитие
|
З-1.2.2.11
| Сформировать корпус директоров-лидеров, реализующих стратегии развития школ как самообучающихся организаций
|
З-1.2.2.12
| Обеспечить организационно-методическое сопровождение развития республиканской системы детско-юношеских организаций и движений благотворительной, гражданско-патриотической, экологической и иной направленности
|
З-1.2.2.13
| Обеспечить реализацию государственной национальной политики
|
Ц-1.2.3
| Масштабы и качество профессионального образования отвечают требованиям инновационной экономики и социальным запросам населения, налажено эффективное системное управление профессиональными образовательными организациями
|
З-1.2.3.1
| Повысить гибкость образовательных программ, создать различным категориям населения условия для профессионального обучения в течение всей жизни
|
З-1.2.3.2
| Провести оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций
|
З-1.2.3.3
| Сформировать эффективные партнерства с работодателями, в том числе с инновационными предприятиями
|
З-1.2.3.4
| Создать систему общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального обучения и сертификации выпускников профессиональных образовательных организаций
|
З-1.2.3.5
| Провести ребрендинг системы среднего профессионального образования
|
З-1.2.3.6
| Осуществить подготовку кадров для системы среднего профессионального образования
|
Ц-1.2.4
| Татарстан - конкурентоспособный центр высшего образования и науки, регион-лидер, привлекающий таланты
|
З-1.2.4.1
| Достичь глобально конкурентоспособного качества образования в ведущих исследовательских и инновационных университетах
|
З-1.2.4.2
| Обеспечить удовлетворительное качество массового высшего образования
|
З-1.2.4.3
| Развить партнерство с ведущими вузами Российской Федерации и иностранными университетами
|
З-1.2.4.4
| Развить партнерство с инновационными секторами экономики Татарстана
|
З-1.2.4.5
| Сформировать группы вузов по профилям: глобально-федеральные вузы, способные конкурировать на федеральном и международном рынках высшего образования; вузы с сильным бакалавриатом, работающие на обеспечение экономических запросов региона и макрорегиона (в том числе в партнерстве с учреждениями среднего профессионального образования); вузы широкого профиля, обеспечивающие спрос населения на качественные социально-экономические и гуманитарные специальности (в том числе на "удаленных" территориях)
|
З-1.2.4.6
| Повысить качество филиальной сети вузов через создание на ее базе системы непрерывного образования (в том числе для населения, активно включенного в трудовую деятельность)
|
З-1.2.4.7
| Развить механизмы координации и взаимодействия системы высшего образования с работодателями региона и макрорегиона, особенно с инновационными компаниями
|
З-1.2.4.8
| Наладить в вузах систему коммерциализации идей и разработок
|
Ц-1.3
| Сохранение здоровья и долголетие - приоритеты населения и системы здравоохранения Республики Татарстан
|
З-1.3.0.1
| Повысить мотивацию персонала и укрепить кадровый потенциал отрасли.
|
З-1.3.0.2
| Снизить смертность от отдельных заболеваний (болезней системы кровообращения, травм от дорожно-транспортных происшествий, новообразований, туберкулеза и др.)
|
З-1.3.0.3
| Сформировать модели поведения, способствующие снижению развития заболеваний и сохранению здоровья у населения
|
З-1.3.0.4
| Модернизировать систему здравоохранения для повышения ее эффективности
|
З-1.3.0.5
| Повысить мотивацию работодателей к сохранению здоровья работников, созданию условий труда, направленных на предупреждение развития профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний
|
З-1.3.0.6
| Расширить ресурсную базу здравоохранения, создать в медицине точки роста экономики
|
З-1.3.0.7
| Повысить глобальную конкурентоспособность системы здравоохранения Татарстана, сделать доступными инновационные технологии для населения республики и жителей других регионов, сохранить и увеличить кадровый потенциал отрасли, привлечь инвестиции в экономику Республики Татарстан
|
З-1.3.0.8
| Повысить эффективность существующей системы здравоохранения за счет внедрения перспективных и современных моделей оказания помощи и постепенного перевода медицинского персонала на частную практику при сохранении государственного заказа
|
З-1.3.0.9
| Удовлетворить дифференцированные потребности населения в медицинской помощи за счет разделения систем медицинского и социального страхования, внедрения долгосрочного накопительного страхования от катастрофических рисков в условиях повышения индивидуальной ответственности застрахованных за сохранение своего здоровья
|
Ц-1.4
| Качество и разнообразие культурной жизни являются реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала
|
З-1.4.0.1
| Содействовать высоким достижениям Республики Татарстан в сфере культуры и искусства
|
З-1.4.0.2
| Обеспечить расширенное воспроизводство творческих кадров за счет улучшения системы образования в сфере культуры и искусства, реальной кооперации и интеграции образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, и учреждений культуры
|
З-1.4.0.3
| Сохранить и актуализировать культурное наследие как фактор въездного культурного туризма
|
З-1.4.0.4
| Создать условия для интенсивного развития творческих индустрий и повышения их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта
|
З-1.4.0.5
| Обеспечить опережающее развитие культурной инфраструктуры в городских агломерациях
|
З-1.4.0.6
| Обеспечить доступность высоких образцов культуры и участия в культурной жизни для жителей сельских и отдаленных территорий за счет распространения передвижных культурно-информационных комплексов и гастрольной деятельности
|
З-1.4.0.7
| Повысить общую культуру общения и поведения
|
Ц-1.5
| Гибкий рынок труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал
|
З-1.5.0.1
| Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики
|
З-1.5.0.2
| Внедрить модель рынка труда, обеспечивающую гибкость, защищенность и управляемость
|
З-1.5.0.3
| Повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости за счет установления четких целей для активных мер поддержки занятости
|
З-1.5.0.4
| Облегчить территориальную мобильность населения и трудовую миграцию в пределах республики для более эффективного использования рабочей силы
|
З-1.5.0.5
| Привлечь на рынок труда экономически неактивное население республики, особенно женщин с детьми, трудовых мигрантов из других регионов, стимулировать население пенсионного возраста сохранять трудовую активность
|
З-1.5.0.6
| Повысить уровень социальной защищенности бедных семей с детьми посредством программ, реализуемых на основе оценки нуждаемости и принципов социального контракта
|
З-1.5.0.7
| Повысить качество и доступность социального обслуживания пожилых людей с целью содействия активному долголетию
|
СЦ-2
| Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются
|
Ц-2.1
| Пространство предоставляет условия для сохранения и привлечения человеческих ресурсов, для полноценного развития личности на разных возрастных этапах и в контексте разных жизненных укладов
|
Ц-2.2
| Пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии
|
Ц-2.3
| Пространственные решения содействуют повышению статуса Республики Татарстан в мировом сообществе, фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий
|
Ц-2.4
| Пространство соответствует передовым стандартам и способствует продвижению новых технологических укладов (рис. 3.7 - не приводится)
|
Ц-2.5
| На территории республики сохранено единое социокультурное пространство
|
Ц-2.6
| Сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений
|
Ц-2.7
| Достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которые обеспечивают требуемую доступность для пассажирских передвижений
|
Ц-2.8
| В Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга - Кама"
|
З-2.0.0.1
| Обеспечить население республики прогнозируемой численностью 4 182 тыс. человек (прирост в 350 тыс. человек по сравнению с 2013 годом) качественным пространством жизнедеятельности и занятостью в сферах деятельности, связанных с использованием имеющихся ресурсов четвертого технологического уклада и активным переходом к деятельности в пятом укладе к 2020 году с перспективой включения в шестой технологический уклад до 2030 года
|
З-2.0.0.2
| Повысить показатели качества транспортно-коммуникационной системы. Транспортно-коммуникационная система должна обеспечить доступность для пассажирских передвижений: в пределах 30 минут - внутри жилых и деловых районов; в пределах 0,5 - 1 часа - внутри центральных деловых районов (ядер) агломераций; в пределах 1,5 - 2 часов - между центральными деловыми районами (ядрами) агломераций; в пределах 3 - 4 часов - с центрами агломераций соседних регионов; в пределах 4 - 8 часов - с Москвой и Санкт-Петербургом на различных видах транспорта
|
З-2.0.0.3
| Перейти на новый уровень управления пространством с использованием перспективных информационных технологий. В новой системе управления должны быть представлены все структурные элементы пространства и все заинтересованные стороны, должны быть внедрены методы коллективного управления
|
СЦ-3
| Отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках
|
Ц-3.1
| В Республике Татарстан эффективно действуют глобально конкурентоспособный вертикально интегрированный нефтегазохимический кластер и связанные с ним, но относительно обособленные инновационные кластеры "Умные" материалы" (новые пластики и композиты) и "Биосистемы", генерирующие высокую долю добавленной стоимости
|
Ц-3.2
| В Республике Татарстан эффективно действуют энергетический кластер и связанный с ним инновационный кластер "Устойчивая энергетика"
|
Ц-3.3
| В Республике Татарстан эффективно работает глобально конкурентоспособный машиностроительный кластер, состоящий из вертикально интегрированных субкластеров, генерирующих высокую долю добавленной стоимости: "Автомобилестроение", "Авиастроение", "Судостроение" (с созданием конвергентного инновационного кластера "Умные" машины"). Создан и эффективно функционирует инновационный кластер "Умное" оборудование". Происходит кластерное развитие в металлургии, легкой, деревообрабатывающей и мебельной промышленности
|
Ц-3.4
| В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный вертикально интегрированный кластер АПК, ориентированный на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости. В его рамках действуют базовые субкластеры: "Зерновой", "Сахарный", "Масложировой", "Овощной", "Картофельный", "Плодово-ягодный", "Мясной", "Молочный", "Аквакультура", а также обособленный инновационный кластер "Экопитание"
|
Ц-3.5
| В Республике Татарстан достигнута глобальная конкурентоспособность инфраструктуры: эффективно функционируют транспортно-логистический кластер "Евразийский хаб", кластер "Строительство и новые строительные материалы", развиваются жилищно-коммунальное хозяйство и телекоммуникации, а также инновационный кластер "Умная" инфраструктура"
|
Ц-3.6
| В Республике Татарстан эффективно работает конкурентоспособный кластер "Торговля и потребительские сервисы". Происходит стабильный рост за счет развития глобального конкурентного рынка для максимально полного удовлетворения потребностей населения (минимальная цена при максимальном качестве товара, доступность и комфорт инфраструктуры, высокий уровень сервиса). Татарстан - территория торговли и услуг "24/7", современный центр коммерции евразийского масштаба. Развиваются классические виды торговли и потребительских сервисов, происходит переориентирование на современные формы, а также широкое распространение форм удаленной и электронной коммерции
|
Ц-3.7
| В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные кластеры "Финансы и профессиональные услуги", "Слияние цивилизаций" (культура, туризм и рекреация), а также инновационный кластер "Умные" информационные технологии"
|
Ц-3.8
| В Республике Татарстан эффективно работают конкурентоспособные социально-инновационные кластеры "Наука и образование" (включая 14 научно-образовательных субкластеров с формированием инновационного кластера "Smart-образование") и "Здравоохранение" (включая три территориальных субкластера с формированием инновационного кластера "Здоровый образ жизни")
|
Ключевыми кластерами являются кластеры нефтегазохимического и энергетического комплексов, машиностроительный кластер, кластер "Наука и образование" и 10 инновационных кластеров (в рамках флагманского проекта "Татарстанская технологическая инициатива"), имеющие наивысший приоритет в силу их определяющего влияния на успешное развитие экономики Республики Татарстан и достижение ею глобальной конкурентоспособности.
2016 год - зонная кластерная активация. В Республике Татарстан активно развивается Камский кластер и осуществляется выявление и реализация кластерных инициатив на уровне трех экономических зон. Выявлены региональные кластеры, обладающие высоким потенциалом, способные стать конкурентоспособными на межрегиональном и (или) глобальном уровнях.
2017 - 2021 годы - выстраивание кластерной системы. В Республике Татарстан осуществляется формирование базовых кластеров современной экономики, а также в связке с ними инновационных кластеров "умной" экономики, способных быть катализаторами изменений, а в будущем - полноценными лидерами развития.