Дополнительные образовательные программы 5 глава
В федеральный перечень включаются основные сведения об учебнике: наименование учебника; класс; авторы; издатель; адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства); язык издания; информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ. Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников. Действующий федеральный перечень учебников утвержден Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" <259>. -------------------------------- <259> Вестник образования. июнь, 2014. N 11 - 12.
В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи федеральный перечень учебников формируется по результатам экспертизы. В него включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автора учебника или лица, которому авторские права переданы). Этнокультурная и региональная экспертиза обязательны для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами, содержащимися в приложениях к Приказу Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. N 1047 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы по результатам экспертизы. Так, по результатам научной экспертизы эти выводы делаются о том, что: - издание является учебником; - наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования; - в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты; - учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;
- иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его; - в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки. Результаты экспертизы, как уже отмечалось, являются основанием для принятия Научно-методическим советом по учебникам решения о включении учебника в федеральный список. Положение о Научно-методическом совете по учебникам утверждено Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2014 г. N 138 "О Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации" <260>. В соответствии с этим Положением Научно-методический совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения качества учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. -------------------------------- <260> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Совет формируется из представителей Минобрнауки России, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских и региональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций. Основными задачами Совета являются: анализ материалов, поступивших в Минобрнауки России, для включения учебника в федеральный перечень учебников или исключения учебника из этого перечня; подготовка предложений руководству Минобрнауки России в форме рекомендаций о включении учебников в федеральный перечень на основании положительных экспертных заключений, а также подготовка предложений по исключению учебников из федерального перечня; подготовка предложений и рекомендаций по вопросам повышения качества учебников, совершенствования содержания учебников, проведения экспертизы учебников, организации информационно-методического сопровождения экспертизы учебников. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте информацию о включении учебников в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.
Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждается также Министерством образования и науки России: Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2015 г. N 450 "О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" <261>. -------------------------------- <261> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2015.
Объектом экспертизы в этом случае является печатное и (или) электронное учебное издание, дополняющее либо замещающее частично или полностью учебник: учебные наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники. Отбор организаций осуществляется Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения повышения качества выпускаемых учебных пособий и соответствия содержания учебных пособий требованиям ФГОС общего образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
Комментарий к статье 19
Определяя структуру системы образования, законодатель указал среди прочих составляющих ее элементов "организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования" (п. 4 ч. 1 ст. 10). К ним относятся, в частности, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.
Данный сегмент системы образования призван обеспечить интеграцию образования и науки, которая нацелена на развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники. Интеграция образования и науки может осуществляться в различных формах, в том числе в форме: привлечения образовательными организациями работников научных организаций для участия в образовательной и (или) научной деятельности; осуществления образовательными и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе; создания на базе образовательных организаций научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность (Приказ Минобрнауки России от 6 марта 2013 г. N 160 "Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность" <262>); и т.д. -------------------------------- <262> Российская газета. 02.08.2013. N 169.
Кроме того, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, призваны установить самую тесную связь образования с практикой - с рынком труда, работодателями. Такая связь образования с практикой гарантирует востребованность выпускников образовательных организаций на рынке труда, содействует повышению конкурентоспособности самой образовательной организации, ее эффективности. К организациям, осуществляющим обеспечение образовательной деятельности, законодатель относит: научно-исследовательские организации - создаются для проведения научных исследований (как фундаментальных, продуцирующих новые знания независимо от перспектив их применения, так и прикладных, нацеленных на получение новых знаний преимущественно для достижения практических целей и решения конкретных задач) и осуществления опытно-конструкторских разработок - комплекса работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по конкретному техническому заданию;
проектные организации - создаются для решения, как правило, конкретной задачи, создания уникальных продуктов, услуг; они объединяют в своем составе квалифицированных сотрудников для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества и в рамках установленной сметы; конструкторское бюро - организация, занимающаяся конструированием продукции или ее составных частей; нередко представляет собой структурное подразделение производственной или проектной организации; учебно-опытные хозяйства - площадки для практического обучения студентов-аграриев, повышения квалификации и переподготовки кадров в агропромышленном комплексе; деятельность учхозов нацелена на: создание и развитие эффективного агробизнеса; формирование и функционирование на современном уровне базы учебной и производственной практики будущих специалистов АПК; организацию проведения научных исследований при пилотировании инноваций в отрасли сельского хозяйства в соответствии с региональными условиями; создание условий для устойчивого развития сельских территорий <263>; -------------------------------- <263> Подробнее см.: Можаев Е.Е., Гиненский Р.В. К вопросу о роли учебно-опытных хозяйств в развитии аграрной сферы экономики России // http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519154439/13.pdf.
опытные станции - научно-производственные и образовательные площадки для решения значимых научных и прикладных задач при помощи постановки опытов; используются в сельскохозяйственной, ветеринарной науке и образовании - разработка приемов выращивания высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, опыты в области селекции и семеноводства, животноводства и ветеринарии и т.п. (полевые опытные станции, селекционные опытные станции, ветеринарные опытные станции, садоводческие опытные станции и т.д.). Заметим, что приведенный в комментируемой статье перечень организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, не является исчерпывающим. Его можно продолжить, добавив к нему, например, учебные лесничества, клинические базы образовательных организаций медицинского образования и др. Особое внимание в комментируемой статье уделено учебно-методическим объединениям (УМО) - им посвящены три из четырех частей статьи 19. На законодательном уровне определены: а) цели создания УМО: участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, в координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования; б) состав УМО: педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей; в) порядок формирования и деятельности УМО: - формируются на основе принципа добровольного членства; - создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования; - осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об УМО, утвержденными органами, которыми УМО были учреждены. Типовые положения об УМО в системе образования утверждаются Министерством образования и науки РФ: - Приказ Минобрнауки России от 15 октября 2014 г. N 1322 "Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования" <264>; -------------------------------- <264> Российская газета. 19.12.2014. N 290.
- Приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 505 "Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования" <265>; -------------------------------- <265> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 15.06.2015.
- Приказ Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. N 726 "Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования" <266>. -------------------------------- <266> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 12.08.2015.
Положения об УМО принимаются Минобрнауки России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Например: Приказ Минобрнауки России от 25 марта 2015 г. N 277 "О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию" <267>, распоряжение Министерства образования Московской области от 20 апреля 2015 г. N 13 "Об учебно-методическом объединении в системе общего образования в Московской области" <268>, Приказ комитета образования Еврейской автономной области от 7 августа 2015 г. N 431 "Об утверждении положения об областном учебно-методическом объединении по общему образованию" <269>, Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 11 июня 2015 г. N 18 "О создании Хабаровского учебно-методического объединения в системе общего образования" <270> и т.д. -------------------------------- <267> Официальные документы в образовании. 2015. N 15. <268> Официальный сайт Министерства образования Московской области: http://mo.mosreg.ru, 19.05.2015. <269> Сетевое издание "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации": http://npa79.eao.ru, 17.08.2015. <270> Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края: http://laws.khv.gov.ru, 17.06.2015.
Соответствующими нормативными правовыми актами утверждаются положения об УМО и их составы. В положении об УМО определяются срок полномочий УМО, его состав, порядок ротации членов УМО, механизм взаимодействия УМО с государственными органами, осуществляющими управление в сфере образования, направления деятельности и т.д. Так, в положении о федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию определены права УМО: - распространять информацию о своей деятельности; - вносить в Минобрнауки России предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; - участвовать в выработке решений Минобрнауки России по вопросам деятельности системы общего образования; - участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам образования; - оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности. В положении закреплены основные направления деятельности федерального УМО. Оно готовит предложения в Минобрнауки России по проектам ФГОС, участвует в разработке этих проектов, осуществляет методическое сопровождение реализации ФГОС; разрабатывает примерные программы, взаимодействует по этим вопросам с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, религиозными организациями, обеспечивает научно-методическое и учебно-методическое сопровождение примерных программ. В части государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования УМО проводит мониторинг реализации ФГОС по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, участвует в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся. Кроме того, УМО участвует в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам образования, а также профессиональных стандартов. Федеральное УМО проводит конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования образования, олимпиады и конкурсы.
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Комментарий к статье 20
В государственной программе "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 <271>, повышение эффективности и качества образования названо одним из базовых направлений реализации государственной политики, общей рамкой тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Основными целями государственной программы по развитию образования на период до 2020 г. определены обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны. -------------------------------- <271> СЗ РФ. 2014. N 17. Ст. 2058.
Модернизация российского образования и развитие системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации предполагают проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Под экспериментальной деятельностью понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям государственной политики в области образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов (ч. 1 комментируемой статьи). Как это следует из самого определения такой деятельности, она осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ: - Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. N 667 "О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования" <272>; -------------------------------- <272> СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4232.
- Постановление Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 501 "О проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов" <273>; -------------------------------- <273> СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2873.
- Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 756 "О проведении в 2013 - 2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования" <274>. -------------------------------- <274> СЗ РФ. 2013. N 36. Ст. 4584.
Так, например, в 2009 - 2014 гг. в Российской Федерации проводился эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Целью такого эксперимента было формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. Нормативные правовые акты, регулирующие экспериментальную деятельность в образовании, принимаются также на уровне субъекта Российской Федерации (Приказ Департамента образования г. Москвы от 24 июня 2005 г. N 339 "Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы" <275>, решение Коллегии департамента образования Тверской области от 27 октября 2005 г. N 18 "О проведении эксперимента по созданию сельских образовательных округов и базовых школ" <276>, распоряжение Правительства Рязанской области от 21 мая 2012 г. N 212-р "Об организации проведения эксперимента по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" <277> и т.д.) и муниципального образования (Постановление главы муниципального образования "Юргинский городской округ" (Кемеровской области) от 8 июля 2009 г. N 1102 "О проведении эксперимента по установлению нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования" <278>, Постановление мэра города Новосибирска от 8 мая 2007 г. N 337 "Об утверждении Положения о городской экспериментальной площадке в муниципальной системе образования города Новосибирска" <279> и т.д.). -------------------------------- <275> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". <276> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". <277> Рязанские ведомости. 26.05.2012. N 93. <278> Юргинский резонанс. 21.09.2009. N 29-31. <279> Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска. 11.05.2007. N 29. С. 4.
В этих правовых актах определяется порядок перевода государственных и муниципальных образовательных организаций в режим экспериментальной площадки, статус экспертных советов и отдельных экспертов, контролирующих экспериментальную деятельность образовательной организации, и т.д. Наряду с экспериментальной деятельностью, предметом законодательного регулирования в комментируемой статье является инновационная деятельность в сфере образования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <280>, под инновациями понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. В том же Законе содержится и определение инновационной деятельности, под которой законодатель понимает деятельность (научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов <281>, а также на создание инновационной инфраструктуры <282> и обеспечение ее деятельности. -------------------------------- <280> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <281> Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). <282> Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").
В комментируемой статье закреплены: а) цели инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования; б) формы инновационной деятельности в сфере образования: инновационные проекты и программы; в) участники инновационной деятельности в сфере образования: организации, осуществляющие образовательную деятельность, иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения; г) принципы осуществления инновационной деятельности: - при реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом; - федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику; - в целях создания условий для инновационной деятельности организации, реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для развития системы образования, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками. Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, а также сам перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются Минобрнауки России: Приказ Минобрнауки России от 23 июля 2013 г. N 611 "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования" <283>. -------------------------------- <283> Российская газета. 20.08.2013. N 183.
В упомянутом нормативном акте определяется, что федеральные и региональные инновационные площадки составляют инновационную инфраструктуру российского образования. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение: - новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях; - новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации; - методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|