Дополнительные образовательные программы 4 глава
-------------------------------- <248> Российская газета. 28.02.2014. N 48.
В-четвертых, установлено правило определения юрисдикции организаций, осуществляющих образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Местом осуществления образовательной деятельности в подобных ситуациях является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. Данное правило имеет особое значение для случаев, связанных с налоговым и валютным регулированием, а также с установлением применимого права, в том числе с использованием норм международного частного права. В-пятых, на организацию, осуществляющую образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, возлагается обязанность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (коммерческую, налоговую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, врачебную тайну, тайну страхования и т.д.). Подробнее остановимся на Приказе Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". В нем устанавливается, в частности, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Образовательные организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом допускается полное отсутствие аудиторных занятий.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
Комментарий к статье 17
В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме); 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них. 3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат - это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.
Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Частью 2 статьи 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
В частности, как отмечено в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" <249>, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнем, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. -------------------------------- <249> Официальные документы в образовании. 2013. N 36.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения. Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается. В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение. Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года N 1473 <250>, применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
-------------------------------- <250> Собрание законодательства РФ. 1997. N 48. Ст. 5556.
4. Согласно части 4 комментируемой статьи допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Представляется, что буквальное применение приведенной нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" невозможно. Так, например, на первый взгляд может сложиться впечатление, что, получая образование в форме семейного образования, можно осваивать некоторые предметы в образовательной организации. Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 комментируемой статьи образование в семейной форме может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что обучающийся, осваивающий образовательную программу в форме семейного образования, либо не зачислялся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо был отчислен из такой организации в связи с избранием его родителями (законными представителями) семейной формы получения образования. В поддержку приведенной позиции выступает то, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы. 5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Определения понятий "федеральный государственный образовательный стандарт" и "образовательный стандарт" приводятся в статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": 1) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года N 661 <251>; -------------------------------- <251> СПС "КонсультантПлюс".
2) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утвержден Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года N 1332 <252>; -------------------------------- <252> СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. В письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года N 06-656 "Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)" <253> рассматриваемую тематику затрагивает вопрос N 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснило: "В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ)". -------------------------------- <253> Официальные документы в образовании. 2015. N 21.
В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Комментарий к статье 18
Важной материально-технической гарантией реализации права на образование являются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Наличие печатных и электронных образовательных ресурсов является необходимым условием для ведения образовательной деятельности, что находит свое отражение, например, в Положении о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966), в соответствии с которым (подп. "е" п. 6) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является "наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В целях обеспечения реализации образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки. Под библиотекой в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" <254> понимается информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам. -------------------------------- <254> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.
Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована печатными изданиями по всем учебным предметам (дисциплинам), в том числе: учебниками - учебной литературой, в которой содержится систематическое изложение знаний в определенной области в соответствии с современным уровнем достижений науки, техники и культуры; учебными пособиями - учебными изданиями, которые дополняют или заменяют учебник частично или полностью (учебное пособие, как правило, издается в дополнение к учебнику и может охватывать не всю дисциплину в целом, а лишь один или несколько тем (разделов) учебной программы; учебное пособие актуализирует отдельные устаревшие положения учебника, а также знакомит обучающихся с различными дискуссионными вопросами, существующими в рамках предмета данной учебной дисциплины); методическими пособиями - изданиями, предназначенными педагогам для практического применения на практике, в которых основное внимание уделяется методике преподавания; в методическом пособии, наряду с практическими рекомендациями, содержатся также теоретические положения, которые раскрывают различные точки зрения, существующие по данному вопросу в педагогической науке; периодическими изданиями - газетами, журналами, альманахами, бюллетенями, иными изданиями, имеющими постоянное название, текущий номер и выходящими в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <255>). -------------------------------- <255> Российская газета. 08.02.1992. N 32.
Современная библиотека представляет собой не только хранилище печатных изданий, но и электронную библиотеку, предоставляющую своим читателям (пользователям) электронные учебники и учебные пособия и иного рода электронную литературу, а также медиатеку, в которой, наряду с фондом книг, учебных и методических пособий, имеется собрание видеофильмов, звукозаписей, различных компьютерных презентаций, а также необходимого технического оборудования для их просмотра и (или) прослушивания. Электронная (цифровая) библиотека обеспечивает участникам образовательных правоотношений доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Государственная политика в сфере образования направлена, среди прочего, на развитие федеральной системы информационных образовательных ресурсов (ФСИОР), которой могут пользоваться участники образовательных правоотношений и которая в конечном счете предназначена для повышения доступности качественного образования. Базовыми функциональными элементами ФСИОР являются <256>: -------------------------------- <256> Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор. СПб., 2009. С. 110.
информационный портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - находящаяся в свободном доступе библиотека учебно-методических материалов для студентов и преподавателей (http://window.edu.ru), которая включает в себя интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов: http://window.edu.ru/catalog; ресурсы и информационные разделы федеральных образовательных порталов: "Российское образование" (www.edu.ru), российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) и др.; хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru); открытая полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов для общего и профессионального образования (http://window.edu.ru/window/library); хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов по основным предметам общего образования (http://fcior.edu.ru). В соответствии с ч. 2 ст. 35 комментируемого Закона обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (образовательных стандартов) осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Так, например, в соответствии с ФГОС начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" <257>) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: -------------------------------- <257> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. N 12.
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. В комментируемой статье определен порядок отбора учебных изданий, используемых при реализации образовательных программ. При реализации образовательных программ дошкольного образования организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет используемые учебные издания с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования (ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона). Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают учебники из федерального перечня рекомендованных учебников, а учебные пособия - из числа книг, выпущенных организациями, входящими в специальный перечень (ч. 4 ст. 18 комментируемого Закона). При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, определенные самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Законом определены процедуры формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также процедуры отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Порядок формирования федерального перечня учебников определяется Министерством образования и науки РФ: Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. N 1047 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" <258>. -------------------------------- <258> Российская газета. 01.11.2013. N 247.
Утвержденный Минобрнауки России Порядок формирования федерального перечня учебников определяет: а) структуру федерального перечня учебников; б) основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников; в) критерии и порядок проведения экспертизы учебников; г) форму экспертного заключения; д) основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников. Федеральный перечень учебников состоит из трех частей: 1) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы; 2) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; 3) учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. В свою очередь, каждая часть состоит из трех разделов: 1) начальное общее образование; 2) основное общее образование; 3) среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|