Дополнительные образовательные программы 28 глава
б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию; в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации. В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случаях: а) применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания; б) невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана; в) установления нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию; г) просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг; д) невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров: - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 N 8 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования" <565>; -------------------------------- <565> Российская газета. 11.04.2014. N 83.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2013 N 1315 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" <566>; -------------------------------- <566> Российская газета. 11.04.2014. N 83.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2013 N 1267 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" <567>; -------------------------------- <567> Российская газета. 28.02.2014. N 48.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам" <568>. -------------------------------- <568> Российская газета. 12.02.2014. N 31.
После введения договора об образовании между обучающимися и образовательными организациями дошкольного образования возник вопрос о необходимости заключения договора о присмотре и уходе. Положения Закона N 273-ФЗ не требуют заключения отдельного договора на обучение по программам дошкольного образования и на оказание услуг по присмотру и уходу. Также это не предусмотрено и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 N 1014 <569>.
-------------------------------- <569> Российская газета. 23.10.2013. N 238.
Статья 54 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает только обязательные условия договора об образовании. Исходя из общих принципов гражданского законодательства допускается заключение договора, в котором содержатся элементы различных договоров (ч. 3 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, включение в такой договор регламентации вопросов присмотра и ухода не противоречит законодательству. При этом необходимо подчеркнуть, что плата за присмотр и уход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как стоимость образовательных услуг. В случае если реализация программ дошкольного образования финансируются за счет соответствующего бюджета, то данный договор не будет относиться к договору оказания платных образовательных услуг, несмотря на наличие платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Комментарий к статье 55
Правила приема в конкретную образовательную организацию на обучение по образовательным программам устанавливаются данной организацией самостоятельно, собственным локальным актом, однако только в части, не урегулированной законом (либо подзаконными актами, принятыми на его основе). Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, установлены ст. 55 Закона N 273-ФЗ. В соответствии с общими конституционными принципами новым Законом N 273-ФЗ закрепляется принцип равных условий приема для всех поступающих лиц. Преимущества или особые права при приеме могут быть предоставлены только на уровне федерального закона, но не локального нормативного акта образовательной организации. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона N 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с рядом документов, а именно:
- с уставом; - с лицензией на осуществление образовательной деятельности; - со свидетельством о государственной аккредитации; - с образовательными программами; - с другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. В соответствии с п. 13 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 32 <570>, факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, уставом образовательной организации фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка. Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. -------------------------------- <570> Российская газета. 11.04.2014. N 83.
При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения. Конституция РФ гарантирует доступность для граждан на бесплатной основе определенных уровней образования. В соответствии с конституционными нормами закон содержит гарантии бесплатности этих уровней (и даже расширяет таковые гарантии для уровня среднего профессионального образования): "Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Законом N 273-ФЗ". В случае если речь идет о приеме на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Соответственно, для приема до издания приказа (в качестве оснований его издания) необходимо иметь либо заявление либо согласие (в письменной форме) родителей (законных представителей) ребенка, а также оформленные в письменном виде рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством РФ. Условия могут предусматривать как конкурсный порядок приема, так и прием без проведения конкурса, а также могут устанавливать определенные требования к зачисляемым для обучения лицам (например, в случае дополнительных образовательных программ по иностранному языку, реализуемых по уровням владения языком, предполагать тестирование для определения уровня подготовки с целью зачисления на программу, рассчитанную на тот или иной уровень владения языком, в случае дополнительных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта предусматривать отсутствие у зачисляемых медицинских противопоказаний к занятию соответствующим видом деятельности и т.п.). Комментируемая статья устанавливает принципы и порядок приема поступающих лиц в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. По общему правилу прием на обучение проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Однако Законом N 273-ФЗ предусмотрены особые права (преимущества) при приеме на обучение для некоторых категорий лиц. Так, ст. 71 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права: - прием без вступительных испытаний; - прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний; - преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях; - прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- иные особые права, установленные настоящей статьей. Статьей 86 Закона N 273-ФЗ также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также ряд иных лиц пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. Установление льготных условий для приема лица в образовательную организацию иным актами, кроме Закона N 273-ФЗ (включая поручения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, которые по своей природе не являются нормативными правовым актами), противоречит законодательству об образовании. Тем не менее в действительности льготы при приеме обучающихся в образовательные организации в противоречие Закону N 273-ФЗ устанавливаются иными законодательными актами. Так, первоочередное право на прием обучающихся по образовательным программам дошкольного образования предусмотрено для детей военнослужащих (абз. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <571>), детей судей (ч. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <572>), детей граждан, подвергшихся воздействию радиации (п. 12 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <573>, ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" <574>), детей сотрудников полиции (п. 6 ст. 46 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" <575>), детей сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <576>). -------------------------------- <571> Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2331. <572> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792. <573> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 21. Ст. 699. <574> Собрание законодательства РФ. 1998. N 48. Ст. 5850. <575> Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900. <576> Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Закона N 273-ФЗ прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Законом N 273-ФЗ. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций, предусматривающими заключение с обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся договоров об образовании. При поступлении на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования - Министерством образования и науки Российской Федерации, если Законом N 273-ФЗ не установлено иное, устанавливаются: - порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе); - перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня; - особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования; - перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний. В случае, когда прием осуществляется в порядке перевода, то есть обучающийся уже освоил часть образовательной программы в другой образовательной организации, вопросы переаттестации обучающегося по освоенной части программы решаются в соответствии с локальными нормативными актами организации, принимающей обучающегося. При этом могут быть установлены как автоматический зачет образовательных результатов, так и переаттестация (например, имело место серьезное расхождение учебных планов и программ). Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам обладает существенными особенностями, предусмотренными ст. 67 Закона N 273-ФЗ. Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, регламентировавший прием граждан Российской Федерации в федеральные государственные общеобразовательные учреждения, государственные общеобразовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные общеобразовательные учреждения, негосударственные общеобразовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N 107 <577>. -------------------------------- <577> Российская газета. 25.04.2012. N 91.
В первую очередь возможность бесплатного получения общего образования гарантирована гражданам Конституцией РФ, поэтому правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Согласно указанной выше статье, получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Вместе с тем сведения о состоянии здоровья являются медицинской тайной, и эта информация может передаваться в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан только по согласию законных представителей обучающегося, если иное прямо не установлено на уровне федерального закона. На таком уровне возможности требовать информацию о состоянии здоровья при приеме его в образовательную организацию не установлено, соответственно, будет работать общая норма о защите информации, составляющей медицинскую тайну. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Таким образом, жестко возраст приема обучающихся новым федеральным законом не ограничен, реальные ограничения возраста зависят от решения учредителя образовательных организаций. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (по общему правилу). Правила приема граждан в муниципальные организации для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные организации граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением, и имеющих право на получение общего образования (закрепленных лиц). Проблемы приема граждан в образовательные организации основного общего и среднего образования, в частности вопросы приема граждан с незакрепленных за образовательной организацией территорий, являются предметом судебных споров. Особый интерес представляет Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 5-АПГ14-61 <578>. -------------------------------- <578> СПС "КонсультантПлюс".
Руководителем Департамента образования г. Москвы были утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы. Данными Правилами с 7 ноября 2013 г. был определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования г. Москвы. Абзацами 3, 4, 18 и 27 разд. 3 Временных правил установлено следующее: регистрируются заявления родителей (законных представителей), дети которых: - зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г. Москвы; - зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г. Москвы. Гражданин С., действуя в интересах своего несовершеннолетнего сына, обратился в суд с заявлением о признании приведенных выше положений Временных правил недействующими. В обоснование заявления гражданин С. указал, что его ребенок не имеет регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории г. Москвы, однако фактически семья проживает в г. Москве. По мнению заявителя, оспариваемые нормы Временных правил противоречат общим принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, положениям Закона N 273-ФЗ, положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <579>, поскольку устанавливают приоритет обеспечения местами в дошкольных учреждениях детей, проживающих на территории г. Москвы, а предоставление места в дошкольном учреждении поставлено в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания. -------------------------------- <579> Российская газета. 10.08.1993. N 152.
Решением Московского городского суда от 29 сентября 2014 г. в удовлетворении заявления гражданина С. отказано. Суд апелляционной инстанции оставил решение Московского городского суда без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Признавая заявленные гражданином С. требования необоснованными, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения приняты Департаментом образования г. Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и компетенции, требованиям действующего федерального законодательства не противоречат. Суд исходил из того, что согласно п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организацию предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" <580> относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования. -------------------------------- <580> Ведомости Московской городской Думы. 2001. N 7. Ст. 95.
В силу п. п. 4.2.16 и 9.5 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2011 г. N 447-ПП <581>, к ведению Департамента образования г. Москвы относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях г. Москвы, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением. -------------------------------- <581> СПС "КонсультантПлюс".
Следовательно, Департамент образования города Москвы как отраслевой орган исполнительной власти г. Москвы правомерно принял по вопросам, относящимся к его компетенции, Временные правила, положениями которых предусмотрены меры организационного характера, направленные на гарантированное предоставление общедоступного дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы. Суд отметил, что общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Закона N 273-ФЗ, согласно ч. 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Согласно ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 67 Закона N 273-ФЗ правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 ст. 67 и ст. 88 Закона N 273-ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293 <582>, и в ч. 5 ст. 10 Закона города Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве" <583>. -------------------------------- <582> Российская газета. 16.05.2014. N 109. <583> СПС "КонсультантПлюс".
Приведенные нормы законодательства, имеющего юридическую силу по отношению к Временным правилам, предполагают обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня. Сравнительный анализ оспариваемых заявителем норм Временных правил с положениями федерального и регионального законодательства, имеющими большую юридическую силу и регулирующими организационные вопросы, связанные с реализацией права на поступление детей в дошкольные образовательные учреждения, позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что оспариваемые нормы не предполагают отказ в зачислении в дошкольное образовательное учреждение г. Москвы по мотиву отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства (месту пребывания) на закрепленной за образовательным учреждением территории. Оспариваемые положения содержат единственное основание для отказа в зачислении в выбранное учреждение - отсутствие свободных мест, что в полной мере согласуется с требованиями как Закона N 273-ФЗ, так и Закона г. Москвы "Об общем образовании в г. Москве".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|