Дополнительные образовательные программы 26 глава
Аттестация педагогических работников, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. Согласно пункту 23 Порядка проведения аттестации аттестационные комиссии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. 3. Согласно части 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" аттестация в целях установления квалификационной категории педагогических работников проводится по их желанию. Исключением из общего правила являются педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" проведение названной аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии). Однако ни комментируемая статья Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ни Порядок аттестации конкретно не определяют, какие органы государственной власти, действующие на территории субъекта Российской Федерации, будут наделены полномочиями по формированию аттестационных комиссий в целях установления педагогическим работникам квалификационных категорий. Решение по данному вопросу принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых непосредственно находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность, так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
Как уже отмечалось выше, аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам такой аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет, который продлению не подлежит. В соответствии с пунктом 26 Порядка проведения аттестации при формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Согласно пункту 28 Порядка проведения аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают: - квалификационные категории; - должности, по которым они желают пройти аттестацию. Важно подчеркнуть, что заявления о проведении комментируемого вида аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. В свою очередь, пунктом 30 Порядка проведения аттестации установлено, что заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Согласно пункту 32 Порядка проведения аттестации заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого: - определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории; - осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие. Согласно пункту 36 Порядка проведения аттестации первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: - стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; - стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 <548>; -------------------------------- <548> Собрание законодательства РФ. 2013. N 33. Ст. 4378.
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; - личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации. Согласно пункту 37 Порядка проведения аттестации высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: - достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; - достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; - личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; - активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. Согласно пункту 38 Порядка проведения аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка проведения аттестации, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: - установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория); - отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории). Согласно пункту 40 Порядка проведения аттестации решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории. Важно отметить, что при прохождении аттестации педагогическим работником, являющимся членом аттестационной комиссии, такой работник не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и вступает в силу со дня его вынесения.
В соответствии с пунктом 42 Порядка проведения аттестации при принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, не лишены права повторного обращения в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию, однако могут реализовать его не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. Согласно пункту 44 Порядка проведения аттестации на основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 46 Порядка проведения аттестации квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации. 4. Как уже отмечалось выше, Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установлен Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276 по согласованию с Минтрудом России.
Статья 50. Научно-педагогические работники
Комментарий к статье 50
1. Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" наряду с правовым статусом педагогических работников регламентирует правовой статус научно-педагогических образовательных организаций. Согласно части 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к научно-педагогическим работникам относятся должности педагогических работников и научных работников, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы. Таким образом, законодатель выделил два подвида научно-педагогических работников, определив педагогических работников, реализующих указанные выше программы в качестве профессорско-преподавательского состава, а также научных работников. 2. Правовой статус научного работника складывается из прав, закрепленных в статье 47, части 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и дополнительных прав из пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <549>, где отражены: -------------------------------- <549> СПС "КонсультантПлюс".
- право на признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - право на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является; - право на объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу; - право на осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации; - право на подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях; - право на участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; - право на подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации); - право на доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; - право на публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; - право на мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду; - право на дополнительное профессиональное образование. В правовой статус научного работника также включены дополнительные права, предусмотренные частью 2 комментируемой статьи 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", к которым отнесены: - право входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией; - право участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации; - право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество; - право бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами образовательной организации. Порядок осуществления права устанавливается локальными нормативными актами организации, а также может быть установлен законодательством РФ. 3. Помимо обязанностей, предусмотренных статьями 48 - 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", с правами научного работника корреспондирует следующие его дополнительные обязанности, закрепленные в пункте 7 статье 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", среди которых: - осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде; - объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в правовой статус научного работника также включены дополнительные обязанности, к которым отнесены: 1) обязанность формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; 2) обязанность развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
Комментарий к статье 51
1. Согласно статье 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Правовой статус руководителя образовательной организации регламентируется общими нормами трудового законодательства с учетом особенностей Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Часть 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает способы наделения руководителя образовательной организации непосредственными полномочиями. К таким способам необходимо отнести: 1) избирание общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации. Названный порядок должен регулироваться уставом образовательной организации, где необходимо отразить: а) порядок выдвижения кандидатов на должность руководителя; б) порядок созыва общего собрания или конференции; в) состав участников собрания (конференции); г) порядок голосования и подведения итогов. Важно отметить, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивает необходимость утверждения избранного кандидата учредителем образовательной организации. Порядок такого утверждения также должен быть отражен в уставе; 2) назначение учредителем образовательной организации; 3) назначение Президентом РФ. Случаи такого назначения прямо указаны в части 5 статьи 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" <550>, согласно которой ректоры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При назначении на должность ректоров названных университетов Президентом РФ определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректоры университетов могут быть переназначены на новый срок, а Президент РФ может досрочно освободить их от занимаемых должностей; -------------------------------- <550> СПС "КонсультантПлюс".
4) назначение Правительством РФ руководителей (ректоров) федеральных университетов. Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" <551>, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. -------------------------------- <551> Собрание законодательства РФ. 2013. N 16. Ст. 1958.
2. В силу части 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлены требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации, к которым отнесены: 1) наличие высшего образования; 2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках <552>, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций; -------------------------------- <552> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" // СПС "КонсультантПлюс".
3) соответствие профессиональным стандартам. 3. В части 3 комментируемой статьи законодателем установлен запрет на занятие должности руководителя образовательной организации для лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, предусмотренным статьей 331 Трудового кодекса РФ, к которым относятся: 1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; 2) имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; 3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; 4) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; 5) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. 4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривается обязательная аттестация кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководителя. Порядок и сроки проведения такой аттестации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций (например, Постановление Правительства РФ от 13 июня 2014 года N 544 "Об утверждении Правил проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которой осуществляет Правительство Российской Федерации" <553>; Приказ Минобрнауки России от 16 марта 2015 года N 240 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации" <554> и т.д.). -------------------------------- <553> Собрание законодательства РФ. 2014. N 25. Ст. 3313. <554> СПС "КонсультантПлюс".
Правило об обязательной аттестации не распространяется на руководителей образовательных организаций, назначенных на должности Президентом РФ или Правительством РФ, так как в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом РФ федеральным государственным органом. Действующее законодательство об образовании предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных организаций. Однако необходимо отличать названную аттестацию от аттестации на соответствие занимаемой должности. Данное смешение имеет место тогда, когда руководитель образовательной организации занимается преподаванием того или иного предмета. Ключевым моментом будет являться то, занимает ли такой руководитель образовательной организации штатную должность педагога. Если занимает, то в этом случае руководитель образовательной организации, имеющий учебную нагрузку по предмету, должен пройти аттестацию в соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и аттестацию на соответствие занимаемой должности на основе Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность". На основе этого же Приказа Минобрнауки России руководитель образовательной организации по желанию вправе пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории. В этом случае оплата нагрузки за ведение часов по предмету осуществляется в соответствии с присвоенной квалификационной категорией. Если руководитель образовательной организации не занимает штатную должность учителя-предметника, то оплата нагрузки за ведение часов по предмету осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации без учета квалификационной категории. 5. В части 5 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлен запрет на занятие должностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации по совместительству. 6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии со ст. ст. 26 - 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и уставом образовательной организации. 7. В части 7 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодатель установил предоставление руководителям образовательных организаций прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Порядок такого предоставления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" <555>. Согласно пункту 1 названных Правил настоящие Правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации, являющиеся:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|