Дополнительные образовательные программы 25 глава
-------------------------------- <539> СПС "КонсультантПлюс".
Письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 года N ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" были направлены рекомендации субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В пункте 2 письма указывалось, что субъектам Российской Федерации, в законодательстве которых отсутствует базовый закон субъекта Российской Федерации об образовании, рекомендуется принять такой акт, который должен конкретизировать положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" применительно к социально-экономическим, национальным, географическим и иным особенностям региона. Так, Минобрнауки России рекомендовал ввести в региональное законодательство следующие статьи. 1. "Содействие привлечению педагогических работников в образовательные организации". 2. "Возмещение расходов педагогических работников в сельской местности". 3. "Компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена". 4. "Меры социальной поддержки педагогических работников в субъекте Российской Федерации". Таким образом, предполагалось конкретизировать нормы частей 8 - 10 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Комментарий к статье 48
1. В силу части 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Исходя из правового статуса педагогического работника, регламентированного в статье 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", с названной в комментируемом пункте обязанностью педагогического работника корреспондирует обязанность руководителя образовательной организации обеспечить условия для реализации образовательных программ. В случае неисполнения педагогическим работником обязанности по обстоятельствам, не зависящим от педагогического работника, такой работник не несет ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной комментируемым пунктом;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. В этой связи письмом Минобрнауки России от 6 февраля 2014 года N 09-148 "О направлении материалов" <540> органам государственной власти субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом. Согласно Общим положениям Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Модельный кодекс), он представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Модельного кодекса в своей деятельности.
-------------------------------- <540> Официальные документы в образовании. 2014. N 10.
Согласно пункту 4 Модельного кодекса его целями являются: - установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности; - содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; - обеспечение единых норм поведения педагогических работников. Модельный кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей. Модельный кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников. Модельный кодекс состоит из трех разделов: - общие положения; - этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей; - ответственность за нарушение положений Модельного кодекса; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится проект Федерального закона N 706899-6 "О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <541>, согласно которому пункт 3 части 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предлагается дополнить указанием на обязанность педагогического работника при уважении чести и достоинства других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, использовать формальное обращение "Вы"; -------------------------------- <541> СПС "КонсультантПлюс".
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания. Аналогичное положение содержится в статье 19 Модельного закона об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования <542>, принятого 18 апреля 2014 года Постановлением N 40-15 на 40-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ; -------------------------------- <542> СПС "КонсультантПлюс".
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276 <543>. Неисполнение данной обязанности является дисциплинарным проступком; -------------------------------- <543> Российская газета. 04.06.2014. N 124.
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок), утвержденным Постановлениями Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 <544>. Названный Порядок разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Порядок состоит из 4 разделов и 2 приложений:
-------------------------------- <544> Российская газета. 22.02.2003. N 35.
- "Общие положения"; - "Порядок обучения по охране труда"; - "Проверка знаний требований охраны труда"; - "Заключительные положения"; - "Приложение N 1. Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников"; - "Приложение N 2. Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда". На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка. Неисполнение обязанностей (например, пунктов 7, 9 части 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") сопряжено с нарушением подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" <545>, согласно которому лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. Такое нарушение приводит к привлечению администрации образовательной организации к административной ответственности по статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <546>. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", учитывается при прохождении ими аттестации.
-------------------------------- <545> СПС "КонсультантПлюс". <546> СПС "КонсультантПлюс".
2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливается запрет на оказание платных образовательных услуг со стороны педагогического работника, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Согласно пункту 33 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" конфликт интересов педагогического работника - это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В правоприменительной практике часто возникает вопрос: можно ли уволить учителя, который занимается репетиторством с учениками класса, в котором он ведет занятия, по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов)? Представляется, что увольнение учителя по указанному основанию возможно, однако при одновременном соблюдении следующих условий: 1) осуществление репетиторской деятельности повлекло за собой возникновение конфликта интересов. Это возможно, например, в случае, когда учитель в процессе обучения создает необоснованно привилегированные условия ученикам, с которыми он занимается дополнительно, либо, наоборот, каким-то образом ущемляет права учеников, с которыми такие занятия не ведутся; 2) работником не были предприняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; 3) совершение указанных действий учителем повлекло за собой утрату к нему доверия со стороны администрации учебного заведения. 3. В силу конкретизации положений Конституции РФ в части 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работникам запрещается использовать свою деятельность для политической агитации, навязывания политических, религиозных и иных убеждений, а также пропаганды различных форм дискриминации. Существует мнение, что названная норма вступает в противоречие с реализацией права педагогического работника на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность (пункт 1 части 3 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В контексте части 3 комментируемой статьи примечательно Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июля 2014 года по делу N 33-5855/14 <547>, в котором указано: "Согласно ч. 3 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"... По делу не установлено, что Б. использовала образовательную деятельность для политической агитации, в том числе среди работников (преподавателей) КГКСКОУ ФИО21. Из материалов дела, в том числе докладных сотрудников образовательного учреждения ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 на имя руководителя, пояснений данных свидетелей в судебном заседании, судом установлено, что в отношении их ФИО1 велись действия, которые следует расценивать как религиозную агитацию, принятие религиозных убеждений. Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, в судебном заседании ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении воспитанников (обучающихся) указанного образовательного учреждения ФИО1 велись действия по вовлечению малолетних в религиозное объединение "Свидетели Иеговы", обучение их религии, принуждение обучающихся к принятию религиозных убеждений, а также совершение иных действий, предусмотренных в отношении обучающихся, указанных в ч. 3 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ. Доводы апелляционной жалобы, что Б. была неоднократно замечена в распространении религиозной литературы в образовательном учреждении, начиная с ДД.ММ.ГГГГ не могут повлечь отмену постановленного судом решения с учетом вышеизложенного. Сам факт распространения ДД.ММ.ГГГГ в здании школы во время исполнения своих должностных обязанностей Б. печатного материала религиозного содержания о членах религиозной организации и вероучении ФИО28 не образует состава дисциплинарного проступка, за который она была наказана работодателем". -------------------------------- <547> СПС "КонсультантПлюс".
4. Согласно части 4 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, учитывается при прохождении ими аттестации. Анализ действующего законодательства об образовании позволяет констатировать, что законодатель не уточнил ни меры ответственности, ни ее характер. Фактически отсутствует административная и уголовная ответственность за нарушение большинства из приведенных в комментируемой статье обязанностей педагогических работников. Специфичной мерой ответственности является учет исполнения (надлежащего или ненадлежащего) обязанностей при проведении аттестации педагогического работника. Однако Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276, не конкретизирует учет исполнения обязанностей педагогического работника при проведении его аттестации. В большинстве случаев за нарушение педагогическими работниками своих обязанностей наступает дисциплинарная ответственность, предусмотренная локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Подчеркнем, что при привлечении педагогического работника к дисциплинарной ответственности должен соблюдаться порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный Трудовым кодексом РФ. В этой связи действенной мерой дисциплинарной ответственности является прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным статьей 336 Трудового кодекса РФ, в частности пунктами 1 - 2 приведенной статьи.
Статья 49. Аттестация педагогических работников
Комментарий к статье 49
1. Аттестация педагогических работников регламентируется статьей 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок проведения аттестации), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276 и принятым по согласованию с Минтрудом России. В пункте 2 названного Приказа Минобрнауки России указано, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка проведения аттестации, сохраняются в течение срока, на который они были установлены. Порядок проведения аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия и определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения аттестации основными задачами проведения аттестации являются: - стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; - определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; - повышение эффективности и качества педагогической деятельности; - выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; - учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; - обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения аттестации основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Необходимо отметить, что часть 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает два вида аттестации педагогических работников: 1) аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Данный вид аттестации является обязательным, за ее непрохождение наступает дисциплинарная ответственность; 2) аттестация в целях установления квалификационной категории педагогических работников. Данный вид аттестации проводится по желанию педагогического работника. 2. Согласно части 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" проведение аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В соответствии с пунктом 6 Порядка проведения аттестации аттестационная комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Согласно письмам Минобрнауки России N 08-1933 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 3 декабря 2014 года, а также пункту 7 Порядка проведения аттестации, в состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Это обусловливается требованиями части 3 статьи 82 Трудового кодекса РФ, так как результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Отметим, что для проведения аттестации не требуется издание локального нормативного акта образовательной организации, например Положения об аттестации, так как правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям определены Минобрнауки России в Порядке проведения аттестации. Результаты такой аттестации не отражаются в трудовой книжке, а также аннулируются при переходе в другую образовательную организацию. Однако в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения аттестации аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя. Согласно пункту 9 Порядка проведения аттестации работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Согласно пункту 12 Порядка проведения аттестации работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу). При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт. В соответствии с пунктом 13 Порядка проведения аттестации аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, с участием педагогического работника, которое считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации. Если педагогический работник отсутствует в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие. На заседании аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, рассматриваются: - представление; - дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления). Согласно пункту 15 Порядка проведения аттестации по результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: - соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника); - не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника). Решение принимается аттестационной комиссией организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании. Важно отметить, что при прохождении аттестации педагогическим работником, являющимся членом аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, такой педагогический работник не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности тогда, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, сообщаются ему после подведения итогов голосования. В соответствии с пунктом 19 Порядка проведения аттестации результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации, осуществляющей образовательную деятельность, решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника. В соответствии с пунктом 21 Порядка проведения аттестации предусмотрено право обжалования педагогическим работником результатов аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности на основе оценки и профессиональной деятельности педагогического работника. В пункте 22 Порядка проведения аттестации установлены лица, которые не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. К таким лицам относятся: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|