Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Государственный кредит  267




пересмотром условий погашения официальной задолженности раз­вивающихся стран. Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредиторов) означало новый этап построения ее взаимоот­ношений с должниками (меморандум о вступлении России был подписан 22 сентября 1997 г. ).

В целях усиления государственного контроля за операциями по управлению государственными внешними финансовыми активами бывшего СССР Правительство РФ постановило (Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. № 413): все виды долговых требований экспортеров бывшего СССР к организациям и фирмам иностранных государств, возникших до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг на условиях отсрочки платежа или предоставления коммерческих кредитов, осуществляв­шимся через специализированные внешнеэкономические объеди­нения бывшего СССР за счет бюджетных средств бывшего СССР, предоставлявшихся экспортерам через Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк), а также платежи, посту­пившие или поступающие в рамках урегулирования таких требова­ний, являются государственными внешними финансовыми активами РФ. Минфин РФ осуществляет оперативное управление ими. Учет и расчеты осуществляются через Внешэкономбанк.

При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. Так, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставлен­ных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, уста­новлены налоговые льготы.

Несмотря на финансовые проблемы РФ продолжала предостав­лять кредиты другим государствам. С укреплением финансового положения России объемы кредитования несколько увеличились. В 2006 г. программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам предусматрива­ет расходы федерального бюджета в размере 746 млн долл. Из этой суммы Республике Болгарии предполагается предоставить кредит в размере 3, 262 млн долл., Социалистической Республике Вьетнам — 44, 780 млн долл., Республике Индии — 422, 191 млн долл., КНР — 28, 290 млн долл., Республике Куба — 147, 5 млн долл.

7. 6. Субфедеральный государственный кредит

Как и Российская Федерация, субъекты РФ могут вступать в кре­дитные отношения в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов. В количественном отношении преобладает заемная деятельность.


268 " ■ Централизованные государственные и территориальные финансы Займы субъектов Российской Федерации

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования — это займы и кредиты, привлекаемые от физи­ческих и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кре­дитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обяза­тельств (ст. 90 БК РФ).

Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует госу­дарственный долг субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме (ст. 99 Б К РФ):

• кредитных соглашений и договоров;

• государственных займов субъектов РФ, осуществляемых пу­тем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

• договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюд­жетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

• соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструк­туризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных выше.

Субъекты РФ получили право заимствовать средства в соответ­ствии с Законом РФ 1993 г. № 4807-1 из иных бюджетов, у ком­мерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. Этот же Закон предусматривал, что максимальный размер соотно­шения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов будет устанавли­ваться дополнительно. Такая мера вполне оправданна, поскольку опыт развитых стран Запада дает многочисленные примеры бан­кротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных горо­дов, как Нью-Йорк. Однако длительное время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не огра­ничивалась.

Первые ограничения заемной деятельности субъектов Федера­ции были установлены указами Президента РФ. Однако они каса­лись только тех субъектов, которые размещали свои заимствования


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...