Формы учебной деятельности
1.Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И в том числе – самообразование. 2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу: - обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.); - другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. В качестве примера можно привести межшкольные учебно-производственные комплексы, где старшеклассники нескольких школ района проходили (и, наверное, иногда еще проходят) трудовое обучение. 3. Классификации форм по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – Начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д.): 3.1. Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения: 3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. 3.1.2. Самостоятельна учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности [20] (также, как и самоучение). 3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы учения-обучения и коллективные системы. 3.2. Индивидуализированные формы (системы): – Индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому.
– Индивидуально-групповая форма, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая форма является сегодня, в частности, основной в сельской малокомплектной школе. 3.3. Коллективные системы учения-обучения. – Коллективная классно-урочная система обучения. характерные черты: • в группы (классы) постоянного состава входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания; • основной формой обучения является урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса; • все содержание образования делится на отдельные дисциплины; • весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию; • учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение. Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40–45 минутные отрезки. – Лекционно-семинарская система обучения (ее еще называют курсовой) – начиная с XIII – XIV вв., когда в Европе возникли первые университеты – основная форма обучения в высших учебных заведениях.
Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о назначении и месте лекционно-семинарской системы, особенно лекций в системе вузовского обучения, эта система столь же живуча, как и урок в средней школе. Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов. В тоже время у лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной. 4. Следующая классификация форм учения-обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами: - обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения; - другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом». Дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. 5. Классификация форм учения-обучения по основанию «монолог-диалог»: - традиционный вариант – монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают; - диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения-обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. 6. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий: - стационарные занятия в одном и том же месте – в школе, университете и т.д.; - выездные занятия – экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т.п. 7. Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися.
8. Классификация форм учения-обучения по видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д. Т р е б о в а н и я к современному уроку: 1) урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитательной функций; 2) урок должен иметь строгую структуру, в которую входят: организационное начало, постановка целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, домашнее задание и подведение итогов урока; 3) урок должен соответствовать принципам обучения: быть воспитывающим, научным, доступным, способствовать систематическому, прочному и осознанному усвоению учебного материала; 4) содержание урока и его тема должны соответствовать учебной программе; 5) при подготовке и проведении урока учитываются современные психолого-педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию; В теории и практике обучения сложилась определенная
О р г а н и з а ц и я н а ч а л а у р о к а занимает обычно от одной до нескольких минут. Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, готовность оборудования, классного помещения, выявляет отсутствующих, сообщает план урока. Здесь важно все: как учитель входит в класс, его уверенность в себе, тон и стиль общения, умелое предъявление требований, уважение к ученикам. Тот, кто правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока, обеспечивает успех всего урока. П р о в е р к а у с в о е н и я и з у ч е н н о г о м а т е р и а л а – традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит в проверке, контроле, подготовке учащихся к изучению нового учебного материала. Учитель сосредотачивает внимание на основных идеях и правилах, выясняет причины затруднений, типичные ошибки. Познавательная активность и интерес к уроку существенно зависит именно от этой части урока. П о с т а н о в к а ц е л е й и з а д а ч у р о к а. Уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, системность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным целям. Хорошо способствует активизации мышления и внимания, интереса прием сочетания общей цели с конкретными задачами. Постановка целей и задач урока занимает обычно мало времени, но задает четкую направленность всей учебной деятельности и имеет большое воспитательное значение. О б ъ я с н е н и е н о в о г о у ч е б н о г о м а т е р и а л а. Строгое научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть урока. Доступная логика научных доказательств, убедительная форма изложения, ясность мысли учителя, сосредоточенность его внимания на детях обеспечивают успешность усвоения школьниками нового материала. Объяснение может быть частью урока, а может занимать весь урок. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н о г о. Закрепление осуществляется через систему упражнений, различного рода примеров и задач, самостоятельных работ, заданий практического характера после объяснения учителем нового учебного материала. В процессе закрепления внимание сосредотачивается на главных, ключевых моментах изученного материала, на установлении связи теории с практикой, на формировании определенных учебных умений и навыков. Здесь идет установление обратных связей, учитель получает информацию о том, насколько хорошо учащиеся усвоили материал, а значит, насколько результативна деятельность самого учителя. П о в т о р е н и е, с и с т е м а т и з а ц и я, о б о б щ е н и е учебного материала. Сложность заключается в выделении основных идей и подборе соответствующих упражнений и заданий. Хороший результат дает использование творческих заданий, проблемных ситуаций. При повторении следует избегать повторных упражнений, а концентрироваться на главном в системе учебного материала.
П о д в е д е н и е и т о г о в у р о к а. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в обзорном напоминании главных идей в содержании изучаемого материала. Здесь важен лаконичный анализ деятельности учащихся на уроке с выделением сильных сторон и недостатков данного урока. Также желательно привлекать детей к анализу урока. Д о м а ш н е е у ч е б н о е з а д а н и е. Учитель сообщает задание на дом, акцентирует внимание на основных идеях, на трудных моментах. Он должен проконтролировать, чтобы каждый ученик записал домашнее задание в дневник. Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Полезно спросить нескольких учеников, как они поняли задание, или дать образец выполнения. Действия учителя на данном этапе урока должны помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Качество выполнения домашнего задания напрямую зависит от объяснения его выполнения на уроке. Нельзя задавать на дом после звонка с урока, т. к. дети невнимательны и слабо воспринимают слова учителя. В зависимости от дидактических задач выделяются следующие типы уроков: · комбинированный (смешанный), на котором сочетаются различные виды работ: проверка изученного, объяснение нового, закрепление, подведение итогов · урок изучения нового учебного материала, где основное внимание уделяется изучению нового материала · урок закрепления изученного материала, на котором через системы упражнений, практические самостоятельные задания формируются умения и навыки учащихся · уроки повторения (обобщения¸систематизации), в процессе которых осуществляется повторение, систематизация изученного учебного материала по определенной теме, разделу. Обычно такие уроки имеют место накануне проверочных, контрольных работ. · контрольный урок – урок выполнения проверочных и контрольных (устных, письменных)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|