Целостный педагогический процесс
Понятие целостного педагогического процесса Структура целостного педагогического процесса Основные компоненты системы образования в российской и американской педагогике Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внуп этой системы возникают и действуют органически присущие ей пр» ципы-закономерности. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими оби ственными процессами (экономическим, политическим, нравственнь культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зави от состояния общественных процессов, реального взаимодействия ш изводительных сил и производственных отношений. Главная особенность учебно-воспитательного процесса - целостное необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе лостности составляет сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность мно процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образо ния, воспитания, развития и формирования личности. Общность и единство педагогического процесса подчиняют все сосл ляющие его процессы единой цели. Сложные отношения внутри пе гогического процесса выражаются в:
единстве и самостоятельности процессов, его образующих; целостности и соподчиненное™ входящих в него процессов; наличии общего и сохранении специфического. Педагогический процесс можно рассматривать как систему, то есть лое, представляющее собой единство закономерно расположенны находящихся во взаимной связи частей. Структура - это расположе: элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по понятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ни Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержанием, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс: педагоги; воспитуемые; условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятелъностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложившейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты: • цели и задачи, определяющие деятельность системы; • педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач со
• ученики; • материально-техническое обеспечение; • финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности; • условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные); организация и управление. Американский педагог Ф.Г. Кумбс основными компонентами системы образования считает: · цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность системы; · учеников, обучение которых - основная задача системы; · правление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы; · структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; · удержание - основное, что школьники должны получить от образования; · преподавателей; · учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.; · помещения, необходимые для учебного процесса; · технологию - все приемы и методы, используемые в обучении; · контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экзамены, качество подготовки; · исследовательскую работу для повышения знаний и усовершенствования системы; · затраты показателей эффективности системы. Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами данного процесса. Закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. В столь сложной, большой и динамической системе, как педагогический прогресс, проявляется множество разнообразных связей. 5 современной педагогике нет единой классификации закономерностей педагогического процесса. Рассмотрим некоторые из существующих классификаций. И.П. Подласый: связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Связь между обучением и воспитанием, обозначающая взаимозависимость Связь воспитания и деятельности: воспитывать - значит включать ребенка в различные виды деятельности.
Связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности. Связь воспитания и общения: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей - учителей, учеников и др. спешность воспитания ребенка находится в прямой зависимости от интенсивности и богатства межличностных связей, закономерность динамики педагогического процесса - величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах. Закономерность развития личности в педагогическом процессе - темпы и уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического влияния. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом - эффективность педагогического воздействия зависит от:. интенсивности обратных связей между учениками и педагогами;. величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе - эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности - эффективность педагогического процесса обуславливается: качеством педагогической деятельности; качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. М. Коджаспирова: Закономерности, обусловленные социальными условиями: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий. Закономерности, обусловленные природой человека:
• определяющая роль деятельности и общения в формировании • зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальны! Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса. взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь социальной группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и целостном педагогическом процессе. Принципы (закономерности) по Б.Т. Лихачеву: общественно-ценная целевая направленность учебно-воспитательного процесса; осуществление комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности; связь всей учебно-воспитательной работы с жизнью; целостное и гармоничное формирование личности в процессе обучения и воспитания, обучение и воспитание в коллективе; единство требовательности и уважения к детям; сочетание руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности; эстетизация всей детской жизни; ведущая роль обучения и воспитания; сочетание в стимулировании познавательной, трудовой и иной деятельности школьников, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу; постоянное приведение методов и приемов деятельности в соответствие с целями учебно-воспитательной работы; сочетание и развитие у детей всех типов мышления, учет возрастных и индивидуальных особенностей; последовательность и систематичность; наглядность; доступность; прочность.
Система образования в РБ Согласно Закона Республики Беларусь «Об образовании» главной целью обучения и воспитания в Республике Беларусь выступает становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности, передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры. Реализация данной цели осуществляется в рамках национальной системы образования. Образование – это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, па подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики Закон Республики Беларусь «Об образовании» Слово “ система ” греческого происхождения и в переводе на русский язык означает “целое, составленное из отдельных частей, соединение частей”. Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления ими, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Национальная система образования включает: участников образовательного процесса, образовательные стандарты, учреждения образования, государственные органы управления образованием. Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: v подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира; v обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей и нравственно-правовых норм общественного поведения; v воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|