Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории педагогики




Объект и предмет педагогики могут быть конкретизированы определением понятийного аппарата педагогики как науки.

Ключевым понятием педагогики, обозначающим изучаемую область и отделяющим ее от предметных областей других наук, является «педагогический процесс».

Педагогический процесс– это совокупность закономерных и последовательных взаимодействий педагога и учащихся в целях своего развития.

Другие понятия, а это «развитие», «образование», «обучение», «воспитание», «педагогические средства», «педагогические условия», отражают дифференциацию исходного понятия «педагогический процесс», уточняют его.

Развитие – количественные и качественные изменения в анатомо-физиологической, психологической и духовной сферах личности; переход педагога и учащихся из одного состояния в другое, более совершенное.

Развитие определяет цель, назначение педагогического процесса.

Образование— процесс и результат целенаправленного развития личности.

Образование как процесс (образовательный процесс) синонимично понятию «педагогический процесс», в котором особенно подчеркивается идея саморазвития личности, создания самим человеком своего собственного образа, своего «Я», создание самого себя.

Образование как результат констатирует определенный уровень развития, достижение уровня культуры, уровня общих и профессиональных знаний.

Воспитание – целенаправленное создание педагогических условий (условий развития участников педагогического процесса).

Воспитание является составной частью целостного педагогического процесса.

Обучение – целенаправленная организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся в целях развития.

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса.

Педагогические средства – инструментарий, совокупность материальных и духовных предметов, приспособлений для осуществления профессиональной педагогической деятельности, для организации и осуществления педагогического процесса.

Организуя педагогический процесс, педагог выстраивает систему педагогических средств.

Педагогические условия – целенаправленно организованная педагогическая среда, система педагогических средств, педагогических взаимодействий для решения педагогических целей и задач.

 

Связь педагогики с другими науками

Как педагогическая наука, так и педагогическая практика вне связи с другими науками превратятся в сомнительные сентенции.

Профессионально выявляя закономерности функционирования педагогического процесса, организуя его на практике, невозможно не осознавать сущность и критерии личности, не учитывать физиологических особенностей человека, не определять методологию педагогического взаимодействия.

Фундаментом педагогики является философия. Философское знание, мировоззренческое по своей природе, служит методологическим основанием педагогического исследования. От системы философских идей (экзистенциональных, материалистических, неопозитивистских, прагматических и др.), которыми руководствуются исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение цели, средств, условий, технологии педагогического процесса, характер взаимодействия его участников (педагога и учащихся).

Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и разработки педагогических концепций.

Связь педагогики с психологией очевидна. Организация педагогического процесса, педагогического взаимодействия базируется на знании психологии развития человека, особенностей различных психических процессов, психологии обучения и воспитания учащегося. Психология является важнейшим источником научного обоснования педагогического процесса.

Связь педагогики с физиологией обусловлена необходимостью знания педагогом анатомо-физиологической сферы человека, возрастных физиологических особенностей учащихся при организации педагогического процесса, обучения и воспитания.

Тесные связи педагогика имеет также с социологией, политологией, экономикой, медициной и другими науками.

 

Структура содержания педагогики

Педагогика является комплексной, многогранной наукой, объединяющей систему педагогических дисциплин. В структуру содержания педагогики-науки входят:

q общая педагогика — изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспитание;

q возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых) изучает особенности педагогического процесса в соответствии с возрастом учащихся, возрастные аспекты обучения и воспитания;

q коррекционная педагогика изучает особенности организации педагогического процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии (сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых детей);

q сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой;

q история педагогики – изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных исторических эпохах, развитие педагогических идей и практики обучения и воспитания в прошлом;

q социальная педагогика – изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса вне учебного заведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-политических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека;

q профессиональная педагогика – изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса, осуществления профессиональной педагогической деятельности в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей функцией (спортивная, военная, медицинская педагогика);

q частнопредметная педагогика (частные методики, предметные дидактики) – изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика физики, географии, математики, педагогики, психологии и т. д.).

Процесс дифференциации содержания педагогической науки является перманентным, он продолжается.


Развитие личности

Понятие развитие личности

Движущая сила развития

Условия развития

 

Личностью человек не рождается, а становится. Однако существуют различные точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности. Расхождения касаются понимания движущих сил развития, зако­номерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения про­цесса развития и других вопросов.

В широком смысле развитие - это процесс перехода из одного состоя­ния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят ко­личественные и качественные изменения. Формирующиеся в этом про­цессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.

Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности - воспитание, так как овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс; оно не сводится к простому накоплению количественных из­менений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

Существуют различные объяснения этого во многом еще не познанно­го процесса:

• развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и определяется лишь врожденными силами; развитие человека обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может;

• развитие - качество живой материи, присущее ей изначально благодаря способности к движению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

Движущая сила развития - борьба противоречий. Столкновение в конф­ликте противоположных сил дает неисчерпаемую энергию для постоян­ных преобразований и обновлений.

Различают противоречия:

внутренние и внешние;

общие (универсальные); движущие развитием всех людей, и индивиду­альные - характерные для отдельно взятого человека.

Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духов­ными, и возможностями их удовлетворения.

Внутренние противоречия возникают тогда, когда человек "сам не со­гласен с собой". Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий - расхождение между возникаю­щими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. На­пример, между стремлением школьников участвовать наравне со взрос­лыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. "Хочу" -"могу", "знаю" - "не знаю", "можно" - "нельзя", "есть" - "нет" - это типичные пары, выражающие постоянные противоречия. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

Длительные исследования человеческого развития позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

К внутренним условиям относятся физиологические и психические свой­ства организма.

Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

 

Факторы развития личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, на­правленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.

Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействи­ем ряда факторов. В переводе с латинского "фактор" - делающий, про­изводящий; движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Сравнительно давно педагогика пришла к выводу, что основными фак­торами формирования личности являются наследственность, среда и воспитание.

В различные периоды развития общества педагогика по-разному трак­товала роль и соотношение их в формировании человека. Одни направ­ления в психологии и педагогике отводили решающую роль наслед­ственности; другие направления доказывали, что ребенок не рождается хорошим или дурным, он становится тем или другим под влиянием жизни и воспитания.

Наиболее отчетливо в этой трактовке видны тенденции противопостав­ления в различных вариантах биологического и социального факторов.

Биологический фактор - это прежде всего наследственность, то, что пе­редается от родителей детям, что заложено в генах. Родившийся ребе­нок получает по наследству от своих близких и далеких предков строе­ние тела, органов чувств и движений, руки как орудия труда и познания, органов речи, а также структуру мозга. Наследственная программа включает постоянную и переменную части:

постоянная часть - обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода;

переменная часть - то, что роднит человека с его родителями.

Тип нервной деятельности в значительной степени определяют функ­циональные особенности коры больших полушарий головного мозга-пластичность, подвижность нервных процессов. Академик И.П. Павлов убедительно показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реа­гируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы склады­вается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребе­нок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способ­ность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности но не определяют их.

Предметом разных точек зрения является вопрос о наследовании мо­ральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (спо­собности к какой-то деятельности).

Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству.

Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения. Однако академики Н.М. Амосов, П.К. Анохин высказыва­ются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили воз­можность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воз­действовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его эмоциональную сферу, а через нее - на эстетическое и интеллекту­альное развитие.

К социальным факторам относятся среда и воспитание. Понятие "среда" может рассматриваться в широком и узком смысле: среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Сюда входят и общественное устройство госу­дарства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации;

среда при узком подходе к пониманию среды и ее влиянию на становле­ние личности человека - это непосредственное предметное окружение. В.А. Петровский ввел в современную педагогику понятие "развивающая среда", под которым понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеется в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимо­отношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными при­мерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с раз­ных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддаю­щийся педагогическому руководству характер, что приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание.

В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер.

Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...