Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое мастерство и его структура




 
 


Akme

(профессиональная зрелость)

 
 

 

  профессиональное новаторство  
профессиональное творчество    
профессиональное мастерство опыт профессиональной способности деятельности

профессиональная умелость

Профессиональная умелость – основа профессионализма педагога, которая включает владение теоретическими знаниями и практическими умениями планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля в педагогическом процессе, а также развитые профессионально-личностные качества (приобретается в процессе обучения в профессионально-педагогическом учебном заведении).

Профессиональное мастерство – комплекс свойств педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации ее профессиональной деятельности, доведенная до совершенства профессиональная умелость (формируется в процессе профессиональной деятельности на основе профессиональных способностей личности).

Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения профессионально-педагогической деятельности, которая характеризуется новизной и оригинальностью, рационализацией технологий, методов и приемов работы (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = больше субъективное творчество (открытие для себя), чем объективное.

Профессиональное новаторство – внесение и реализация инноваций (нововведений): новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности, (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = не только субъективное, но и объективное творчество (открытие для других).

               
   
 
   
 
 
   

 

 


Основные компоненты педагогического мастерства и творчества учителя
1. Гуманистическая направленность личности учителя: · уважение личности ребенка · вера в способности ученика · педагогическая поддержка · любовь к детям  
2. Профессиональные знания учителя: · знание преподаваемого предмета · знание психологии личности и коллектива · знание педагогики взаимодействия · знание методики преподавания предмета · общая эрудиция  
3. Педагогические способности учителя: · дидактические · коммуникативные · перцептивные · организаторские · суггестивные · педагогическая интуиция · эмоциональная устойчивость · креативность · стремление к поиску, исследованию, эксперименту  
4. Педагогическая техника учителя: · умение управлять собой (владеть своим телом, эмоциями, речью) · умение управлять классом (предъявлять требования, оценивать, оказывать стимулирующее и воспитательное воздействие)  

       
   


не достигших мастерства, иногда достигших мнимого успеха достигших мастерства и настоящего успеха
Дисгармония, разлад с собой Гармония
Трудолюбие Трудолюбие
Очень высокий (или низкий) уровень притязаний, гордыня Адекватный уровень притязаний
Неадекватная самооценка Адекватная самооценка
Нацеленность на задачи выживания, функционирования Нацеленность на задачи развития
Ориентация на экономическое, рациональное, техническое Ориентация на духовное, социальное, экологическое
Нераскрытие своего «я» Смелость быть самим собой
Мотивация достижения Мотивация интереса
Следование возрастной «роли» Некоторая «детскость»
Стремление к справедливой конкурентной борьбе Спокойное отношение к достижениям других
Склонность к осуждению, резкий тон всех высказываний Терпимость
Эмоции гнева, критики, отрицания, непонимание юмора Эмоции смеха, доброго юмора
Следование привычным канонам Потребность в инновациях
Собственная твердая позиция и попытка приобщить к ней других Собственная твердая позиция, не навязываемая другим
Позиция твердая, ею гордятся Позиция может осознанно ме-няться, ошибочность признается
Больше требований и претензий (справедливых) к другим Претензий и требований больше к себе, чем к другим
Чтение (постоянное) в основном специальной литературы Интерес и знание литературы, постоянное чтение
Стремление к постоянному обсужде-нию своих проблем (личных, житей-ских, научных, профессиональных) «Язык за зубами»
Склонность заниматься привычными традиционными делами, верность старым увлечениям Появление новых хобби, занятий, интересов в зрелом возрасте
? Любовь в зрелом возрасте
Нежелание (иногда боязнь) заниматься самоанализом, некоторая демонстративность (в надежде, что оценят другие) Владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии, понимание своего «я»

 

Педагогическое мастерство

Мастерство -это высокое и постоянно совершенствуемое искусство вос­питания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела - это специ­алист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо зна­комый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенной детской психоло­гии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овла­дения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и техноло­гией педагогического действия.

Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение спо­собами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемле­мой частью привычного педагогического сознания, отработанными, привычными действиями, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей.

Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки орга­низации, общения, отношения и взаимодействия с детьми.

Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками; тщатель­ного анализа событий; развития педагогической интуиции; умения бы­стро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.

Слагаемые педагогического мастерства:

прежде всего умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня вос­питанности, развития и знаний;

умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усво­ения программного материала именно на уроке; для него домашнее за­дание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Сек­рет успеха опытных учителей - в умении управлять деятельностью учащихся;

умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоя­тельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обу­чения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство пат­риотизма, трудолюбие, самостоятельность;

высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педа­гогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практичес­кой подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. В отноше­ниях с детьми важны простота и естественность. Мастер не разговарива­ет с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном. Составной элемент педагогической техники - умение воспитате­ля управлять своим вниманием и вниманием детей;

умение по внешним признакам поведения ученика определять его ду­шевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических действий. Это составляет основу педагогического такта и занимает важ­нейшее место в педагогической деятельности;

чувство темпа. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педа­гоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффектив­ность педагогического воздействия.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составля­ет приемы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств.

Педагогическое общение - установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учени­ками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постанов­ка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать па­узу, владеть мимикой, жестом.

Аттестация учителей - комплексная оценка уровня квалификации, пе­дагогического профессионализма и продуктивности деятельности ра­ботников образовательных учреждений.

Цель аттестации - стимулирование роста квалификации и профессио­нализма, качества педагогического труда, развитие творческой иници­ативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в ус­ловиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда.

Задача аттестации - присвоение педагогу квалификационной катего­рии в соответствии с уровнем его профессионализма.

Принципы аттестации - добровольность, открытость, системность и це­лостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, 5-ережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...