Тенденции развития образования
• Повышения роли образования в обществе. • Создание системы непрерывного образования. • Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание. • Интернационализация образования • Стандартизация содержания образования. • Информатизация образования на основе модернизации его материально-технической базы (видео, компьютеры, и т.д.) • Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании. • Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.). • Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием. • Индивидуализация. • Дифференциация образования Принципы o приоритетность образования; o обязательность общего базового образования; o доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования; o преемственность (связь) и непрерывность уровней и ступеней образования; o национально-культурная основа образования; o приоритетность общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; o научность; o экологическая направленность образования; o демократический характер управления образованием; o светский характер образования (житейское).
ü по отношению к государству – государственно-частная система образования; ü по отношению к церкви – светская система образования, но допускается взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
В 2003 г. заключено соглашение о сотрудничестве Министерства образования РБ и Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитания и обучения, милосердия, поддержки семьи, материнства и детства, охраны окружающей среды. ü по характеру управления – централизованная система образования, носит государственно-общественный характер, осуществляется правительством, республиканскими и местными органами управлениями на основе принципов гласности и демократии.
Система непрерывного образования и воспитания В Республике Беларусь
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО БРАЗОВАНИЯ: 1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления. 2. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе осуществляется подготовка специалистов в течении 4-6 лет. Однако, полученные ими знания устаревают в течении 3-5 лет. В условиях быстрого старения знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной подготовки. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки является формирование у специалистов аутодидактических умений (умений учить самогосебя) и потребности в постоянном самообразовании. 3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант. Чрезмерная фундаментализация иногда сопровождается падением интереса к обучению или затруднением узкопрофессиональной адаптации.
4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и факультативных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индиви дуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия. 5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом. 6. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих вузах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения как средства предъявления информации и т.п. Компьютеризация во многом изменяет сам характер профессиональной деятельности, обеспечивая работника новыми внешними средствами этой деятельности. 7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов. Так, среднегодовые темпы роста расходов на высшее образование в 1965 — 1980 г. составили практически во всех индустриально развитых странах 15 —25 % и несколько снизились в 80-х годах. Особенно велики эти цифры для стран, имевших менее развитуюэкономику и вступивших на путь интеграции с сообществом наиболее развитых стран.
8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях. 9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности. 10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т. п. Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах — в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы и замечательные традиции.
Направления (тенденции) развития образования в современном мире: 1. Повышения роли образования в обществе. 2. Создание системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»), где все ступени продолжают и дополняют друг друга: семья → детский сад → школа → вуз → образование взрослых. 3. Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание. 4. Интернационализация образования (создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об образовании). Болонский процесс (1999 – 2010) – процесс интеграции системы высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы.
5. Стандартизация содержания образования – определение нормы образованности на каждой ступени образования, введение в содержание образования базового компонента, т.е. фундаментальных логически завершенных знаний как основы для жизни в современном обществе и продолжения образования. 6. Информатизация образования на основе модернизации его материально-технической базы (видео, компьютеры, и т.д.) 7. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании. 8. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.). 9. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием. 10. Индивидуализация образования – организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека. 11. Дифференциация образования – разделение обучаемых на группы с учетом их потребностей, интересов, способностей и возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в образовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|