Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практики тела: аскеза или экстаз?





 

Любая религия основана на неком духовном опыте, его описании и осмыслении. Она хранит и передает методы его достижения. И здесь важное место занимает телесный опыт.…Это вполне обоснованно, т.к. именно через телесность человек укоренен в бытии, получая через нее проверяемый опыт самопознания и миропознания. Но и переживание сакрального тоже проявляется в телесных феноменах. И тут у современных исследователей различных учений и культов есть риск выхватить из них те положения или практики, которые «льстят» субъективному пониманию и образу жизни - принять физиологические - «плотские» проявления духовного процесса, за самостоятельные феномены: перепутать или отождествить экстатические и аскетические практики.
Греческое слово έκστάσίς (ekstasis: ek – из, вне; stasis – положение, спокойствие) означает смещение, нахождение вовне, пребывание вне покоя, заданного положения, вне равновесия. В душевном – выход вне себя (болезненно-восторженное состояние, сумасшествие, умопомешательство). В религиозных терминах – это самообожествление или слияние с божеством.
В Новом завете экстаз понимается как изумление, восхищение, восторг.
Стремясь к экстазу, человек ищет усиления, увеличения интен-сивности ощущений и чувственных удовольствий, наслаждения как такового, где не происходит качественных, необратимых изменений. Совершается движение по кругу, в замкнутом времени.
В нем нет полноты и совершенство. А чрезмерная жажда выйти за пределы личности, рост интенсивности энергии и чувств, может закончиться только саморазрушением и гибелью человека. Поэтому экстаз может быть побочным эффектом духовного роста, преодоления реальных жизненных испытаний, но не должен стано-виться целью.

Греческое слово ασκησις (от ασκεω – упражнять) означает упражняться в чем-либо. Аскеза – это самоограничение человека, отсечение всего лишнего, случайного, условного и относительного в и утверждение всего абсолютного, вечного, богоподобного.
Аскеза есть самособирание, собирание себя в центр. В аскезе человек никогда не теряет трезвение- самоконтроль. В разных духовных традициях этот центр – разный, поэтому и разные возделывания тела, которые определяют разную культуру тела в традиции. И хотя техники тела в чем-то внешне схожи: пребывание в покое, пост (в еде, сне, общении и половой жизни), поклоны, дли-тельные молитвы, но и внешние формы и внутренне наполнение могут сильно отличаться. Если экстаз – это временный выход из себя в поисках высшего, то аскеза – изменение себя в соответствии с внутренним центром-образом, подготовка к радикальному пере-ходу- исцелению, преображению.

Языческие мифы и мистерии сообщают нам о манипуляциях с телом богов или посвящаемых (телесные превращения, предельное напряжение тела в испытаниях), которые необходимы для воскрешения, самопознания и выполнения своего предназначения. Здесь в телесном опыте выражается жизнь духа и поэтому в мифе и ритуале большое значение придается человеческому телу. Все его части имеют символическое значение, что позволяет переживать сакральный опыт в сакральном сюжете и времени, участвуя в праздниках-мистериях. Цель праздника - достижение экстатического состояния через телесные «практики» максимального «распоясания» - высвобождения чувственности тела - танец, опьянение, наркотики, секс, обнажение, объедение, прямое или символическое насилие.
Но наряду с этими практиками всегда существовали и противопо-ложные им: где чувствительность тела предстает как инструмент покорения его плотский чувственности для достижения цели спасения и обожения всего существа человека. Тело не "распоясывается", а «препоясывается», дисциплинируется через минимизацию - воздержание, ограничение чувственных впечатлений.

В православии аскетизм здесь опирается на веру сотворение человека по образу Божьему и его временное состояние неполноты, вследствие отпадения от Бога, а так же веру в возможность по милости Бога восстановления Человека через Боговоплощение. В аскезе человек принимает Бога и поэтому может достичь полноты - уподобиться Ему. Тело становиться храмом для принятия благодати Духа Святого. Личность человека не растворяется без безличном Абсолюте, а воскресает прежде смерти, становиться причастна нетоварных энергий Бога, даров Святого Духа и иного Царства.

В христианской аскезе тело не уничижается, а восстанавливается из падшего состояния, совершается к полноте, обоживается, со-участвуя с душой в духовном едином процессе превосхождении естества, через приобщение к источнику истины и блага, вечного и бесконечного бытия.

Метки: аскеза экстаз

=================================

 

Елена Алешина

Телесный язык икон

Часто ли мы понимаем язык иконы и созерцаем внутри себя те смыслы, которые она несет? Наверное мы скорее ограничиваемся узнаванием сюжета того или иного праздника, с его историческим смыслом, не соотнося образы иконы с состоянием своей личности... не вдумываемся, а где на этой иконе я?

Давайте всмотримся в две мозаики " сошествия во ад" и попробуем понять какая ближе к Писанию, к сути праздника, а как следсвие - к нам.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ НА СМЕРТЬ НАСТУПИ И ГРОБНЫМ ЖИВОТ ДАРОВА!

Так до сих пор поют у нас на Руси старообрядцы (и, соответственно, единоверцы, то есть, православные старообрядных приходов). Сегодня мы поем слово "поправ" в то время как "наступи" может быть точнее передает смысл библейского пророчества о том, что семя Жены сотрет главу змея, который будет жалить человека в пяту, что угадывается в стопе Адама, все еще находящейся в руке сатаны, во всей его расслабленной позе. Особенно красноречива бессильная рука,за которую и выводит Спаситель его из под власти сатаны и смерти.
При этом важно помнить смысл руки и пяты: " рука человека - начало его, а конец -пята его" (3 Ездры:,10)

Прекрасной иллюстрацией пасхальному тропарю служит восхитительная мозаика из Дафни:

Крестом - орудием победы - Христос не только поражает сатану в голову (как и было предсказано), но сам Крест выступает здесь как смысловой центр мозаики и всего обновленного мироздания.
А вот в мозаике из Собо́ра Свято́го Ма́рка— кафедральный собор Венеции, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.


Здесь смазаны все основные смыслы: Крест в руке Спасителя, хоть и осмиконечный(с дощечкой для ног), но повисает в воздухе под углом и вообще непонятно, зачем он Ему в данный момент нужен. А задранную стопу другой ноги Адама трудно соотнести с каким-то словом из Писания. В таком положении с плененной второй стопой вообще невозможно удерживать равновесие.
И смещенный центр тяжести Тела Христа с головы на заднюю часть сатаны и вовсе выглядит по меньшей мере странно.
Да и рука Адама здесь не выглядит бессильной.

Перед какой мозаикой (иконой) вы бы могли молиться и чувствовать присутствие Спасителя в вашей личной истории?


===============================

 

Елена Алешина

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...