Эмблемы. Семантические и морфологические типы эмблем
Ниже приводится уточненная семантическая классификация эмблематических жестов, основы которой были заложены еще в 1992 году в нашей совместной работе с С. А. Григорьевой и Н. В. Григорьевым. Выделяются два основных семантических типа эмблем — коммуникативные и симптоматические. А. Коммуникативные жесты К коммуникативным эмблематическим жестам относятся кинемы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Таким образом, по своей природе это чисто диалогические жесты. Самый большой по объему класс коммуникативных жестов образуют ситуативно нейтральные (иначе, <обще>коммуникативные, или общие) жесты. К русским общекоммуникативным жестам принадлежат такие единицы, как склонить голову, приложить палец к губам, протягивать руку (в разных значениях), подмигнуть, топнуть ногой, покачать головой, грозить кулаком, покрутить пальцем у виска, отвернуться, поцеловать руку, постучать рукой по лбу, похлопать рукой по животу и др. Как можно судить уже по названиям перечисленных жестов, в передаче их смысла принимает участие не только собственно конфигурация, но также локация, плоскостная и векторная ориентации органа и тип его движения. В число значимых структурных параметров жеста может входить также наличие или отсутствие адапторов разных видов. Конфигурация и положение рабочего органа при исполнении жеста, его ориентация и другие физические параметры обычно указывают на отношение жести- Кинесика ___________________________________________________________ 195 кулирующего к адресату (например, нейтральное оно или небезразличное), на отношение жестикулирующего к передаваемой информации или поведению адресата (ср., например, жесты "сдаюсь" или "руки вверх" с ладонями, повернутыми в сторону адресата; а у итальянцев, например, есть коммуникативный жест, означающий примерно 'что ты кипятишься, успокойся', при котором обе руки подняты до уровня груди, а их открытые ладони направлены к жестикулирующему, руки при этом быстро и часто трясутся, как бы передразнивая взволнованное поведение адресата) и на еще многие другие смысловые и прагматические моменты.
Среди коммуникативных жестов есть единицы, которые являются невербальными репликами-стимулами. Это русские кинемы погрозить кулаком, подмигнуть, протягивать руку, показать язык, "стоп" и т. п. Другие жесты являются невербальными репликами-реакциями; ср. кивнуть головой <в знак согласия>, помотать головой, захлопать в ладоши, отвернуться, заткнуть уши и пр. Ряд общекоммуникативных жестов содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на некоторые объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Такие общекоммуникативные эмблематические жесты мы по уже сложившейся в кинесике традиции называем указательными, или дейктическими. Примеры русских дейктических жестов — это показать рукой, подзывать рукой, показать пальцем, поманить пальцем, поманить глазами. Дейктический подкласс эмблематических жестов является, как уже давно установлено, самым древним в жестовой системе любого языка. Видимо, этим обстоятельством можно объяснить то, что в данной точке кинемы разных народов и культур обнаруживают больше всего общих черт. Коммуникативные жесты имеют строго закрепленные за ними условия нормального, или стандартного, употребления, которые вполне допускают словарное описание. Однако, как и для вербальных знаков, канонические контекстные условия употребления жеста могут видоизменяться или нарушаться. Типичным примером нарушения таких условий являются игровые ситуации: в них обычно не выполняется условие искренности жестикулирующего (ср., например, шутливое употребление русского жеста погрозить пальцем, не передающее идеи настоящей угрозы).
Характерным свойством жестов вообще, и в особенности коммуникативных эмблем, является их жесткая привязанность к определенным актуальным ситуациям. Так, русский эмблематический жест похлопать рукой по животу передает ощущение сытости и, возможно, полученного удовольствия от только что съеденной еды, но не используется, например, в ситуации "боль в животе". Немецкая научная аудитория после прочитанной перед ней лекции или доклада, как правило, благодарит выступавшего не аплодисментами, а постукиванием костяшками сложенных в кулак пальцев по столу или другому твердому предмету, похожему на стол рядом свойств, с целью извлечь из адаптора-объекта характерный звук. Однако данный 7* Г. Е. Крейдлин КИНЕСИКА
жест не используется немцами, например, в театре: после окончания спектакля в зрительном зале в знак признательности и одобрения раздаются аплодисменты, но никак не легкое "постукивание костяшками пальцев". Отдельный подкласс коммуникативных жестов составляют этикетные жесты. Они исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации. Можно сказать, что обычно этикетный жест является кинетическим коррелятом некоторого конкретного речевого акта. В свою очередь, в описание этикетного речевого акта необходимо включать информацию о возможных неязыковых способах ее реализации, что, заметим, делается крайне редко даже составителями лучших современных словарей. Ср. жесты кивок и помотать головой, являющиеся невербальными эквивалентами высказываний Да и Нет, жесты поднять бровь как эквивалент вопроса-недоумения, "зуб даю" как аналог клятвы или русские жесты угрозы и пр. К подклассу этикетных жестов относятся жесты приветствия и прощания, такие как, например, рукопожатие, поцелуй, вставание (со стула, с дивана и под.), махать рукой, поклон, реверанс и др., застольные этикетные жесты, дипломатические жесты и некоторые другие.
Исходно этикетные, жесты могут сопровождать речь, употребляясь как иллюстративные и подчеркивая ритуальный характер вербальной коммуникации. Так, русские этикетные речевые формулы приветствия и прощания — слова Здравствуйте, Добрый вечер и под. — сочетаются с определенными жестами и позами (улыбкой, протягиванием руки для рукопожатия и др.), а также знаковыми телодвижениями (остановками в движении, поклонами, приподниманием шляпы). Существуют социально маркированные ситуации, требующие исполнения конкретных этикетных жестов. Это, например, ситуация воинской команды (вытянуться по струнке), ролевая ситуация поведения в суде, когда при словах Встать, суд идет! необходимо встать. При ответе на вопрос учителя, заданный на уроке, за исключением особо оговоренных ситуаций, ученик в российской школе прежде, чем ответить, должен встать, а при появлении учителя в классе встает, как правило, весь класс (чего, кстати, почти никогда не делают российские студенты). Между тем в Германии появление лектора в студенческой аудитории обычно отмечается уже известным нам жестом постукивание костяшками пальцев по столу. Как утверждают немецкие информанты, этот жест и в данном случае употребления является выражением благодарности: так студенты благодарят преподавателя за то, что тот пришел к ним читать лекцию. *** Коммуникативные жесты всех трех классов могут быть не только символическими, но также индексными и иконическими знаками, передавая смысловую информацию разными способами. Мы выделяем коммуникативные жесты, у которых связь со своими референтами непосредственная, — такое явление можно назвать прямой иконичностью (ср., например, ситуацию, когда человек рисует руками круг, прямоугольник или какую-либо кривую), и жесты, которые похожи не на свои референты, а на какие-то другие референты — объекты или события, — лишь косвенным образом связанные с данным референтом. Это уже косвенная иконичность, которая проявляется, например, когда референция к предмету или событию происходит при помощи изобразительной метафоры (ср., в частности, ситуацию, когда указательный и средний пальцы жестикулирующего располагаются у рта, демонстрируя курение или сигарету). Иконические жесты обозначают прямо или косвенно также количество (при счете), размер, объем.
Коммуникативные жесты всех трех типов имеются в невербальных языках разных народов и культур, причем существуют культуры, такие, как, например, итальянская, арабская или испанская, в которых репертуар эмблематических жестов, в особенности коммуникативных, богатый и разнообразный. Такие культуры в невербальной семиотике получили название высококинетичных и противопоставляются культурам низкоки-нетичным, каковыми являются, например, британская, норвежская или эстонская культуры. У каждого народа есть свой жестовый язык и свои любимые коммуникативные жесты. Например, в Европе и Америке едва ли не самой частой формой приветствия является рукопожатие, а народ Тикопиа рукопожатиями вообще не пользуется. В культуре Тикопиа один человек приветствует другого, устанавливая с ним контакт и выражая определенное чувство или отношение (обычно определенную степень уважения), касаясь носом носа, руки в области запястья или колена партнера. В Японии (разумеется, не в среде тех, кто ориентирован на западную культуру, кто учился, работал или просто долгое время жил на Западе) рукопожатием тоже пользуются не очень часто — оно обычно заменяется обычным традиционным поклоном. В то же время другой жест из класса поклонов, глубокий поклон, например, в американской культуре, считается знаком раболепства или унижения. Такое отношение к данному жесту, как известно, в свое время породило серьезные проблемы, связанные с пребыванием американских оккупационных сил в Японии. Дело в том, что в Америке, если вы смотрите собеседнику прямо в глаза и не кланяетесь, это не знак вызова, а знак самоуважения и внутреннего достоинства. Однако впечатление, возникавшее из-за такого глазного поведения солдат в Японии, было резко отрицательным и неоднократно приводило к недоразумениям и конфликтам между войсками и местным населением. На поклоне, этом очень древним по происхождению и очень важном с социальной и коммуникативной точек зрения жесте, остановимся чуть подробнее. Поклоны известны очень давно, так, например, первое описание Г. Е. Крейдлин японского поклона в японской литературе восходит к 600 году до новой эры. Оно содержится в книге "Кодзики" ("Записи о деяниях древности"), самом старом из японских памятников, сохранившихся до наших дней (см. Кодзики 1994). Поскольку в ней специально упоминается об этом жесте, можно полагать, что этим отмечена не столько его прагматическая освоенность, сколько его особая социальная и культурная значимость. Впоследствии японские учебники, имеющие отношение к образованию и к воспитанию в обществе морали и нравственности, то есть к тому, что по-японски называется dotoku, при описании этикетно правильного поведения людей во время приветствия стали выделять разные виды поклонов как особые жесты приветствия, передающие, прежде всего, идеи 'вежливости' и 'учтивости'. Основное правило, касающееся воспроизведения наиболее частых поклонов, совершаемых японцами, гласит: не следует кланяться от талии, в них должны участвовать только голова и шея.
Если на Востоке поклон (точнее, разные виды поклонов) был бытовым жестом, то в Европе в Средние века поклон был жестом социальным и ритуальным. Особенно часто он исполнялся во время торжественных церемоний и судебных процессов. Так, в средневековых Англии, Франции и Испании кланяться два-три раза при подходе к королю или к другому знатному лицу было делом вполне обычным: первый поклон делался при входе в зал, где король принимал гостей, второй — примерно посредине пути к королю, а третий — перед королем; те же действия выполнялись и при расставании. Общим для всех ритуальных поклонов было их неоднократное повторение, например, люди, приезжавшие в Китай на аудиенцию к императору, должны были кланяться ему девять раз. Повторное исполнение поклонов мы предлагаем интерпретировать как способ усиления и подчеркивания тех смыслов, которые передает одинарный поклон. Впоследствии в Европе вошли в моду взаимные, или симметричные, поклоны — знаки обоюдного уважения, а затем поклоны стали вытесняться рукопожатиями и исчезать. В русской культуре бытовой поклон — это тоже ныне выходящий из употребления знак вежливости и уважения. Не случайно основная номинация данного жеста — существительное поклон — выступает в текстах не только в сочетании с прилагательными низкий или глубокий, подчеркивающими характер исполнения жеста, его физическую реализацию, но и со словами вежливый, уважительный (а глагол поклониться сопровождается наречиями вежливо, почтительно и под.), проясняющими семантику жеста; ср. Старый господин поднял цилиндр и почтительно поклонился императрице (М. Алданов). Что же касается глубокого поклона, то он в русской культуре сегодня остался лишь как знак религиозного почитания и преклонения. Этологи подчеркивают, что симметричные, исполняемые одинаково обоими участниками акта коммуникации жестовые формы приветствия - Кинесика ___________________________________________________________ 199 это все коммуникативные знаки, передающие идеи 'солидарности' и 'мира' (их даже иногда так и называют солидарные приветствия). Между тем русская бытовая кинема согнуться перед кем-то, или поклон, — это несимметричный жест, знак того, что вы слабее или ниже по рангу: сгибаясь и как бы делая себя меньше, одновременно опуская вниз глаза, вы даете адресату понять, что у него преимущество. Японский поклон как выражение вежливости и отражение более низкого статуса, является жестом смирения и указания — через сравнение с социальным статусом адресата — на собственное социальное положение. Неправильная интерпретация, вызванная неумением или нежеланием понять и принять во внимание культурные различия коммуникативных жестов, приводит к коммуникативным и к более серьезным — этническим, социальным и политическим — конфликтам (о жестах разных культур и различиях между ними см. подробнее ниже). Б. Симптоматические жесты Симптоматические жесты выражают эмоциональное состояние жестикулирующего. Означаемым всех симптоматических жестов является именно эмоция, а не ее физиологическое проявление (то есть, например, горе, а не слезы). Примерами русских симптоматических жестов являются: прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, барабанить пальцами по столу, привстать со стула, делать большие (круглые, страшные) глаза, топнуть ногой. Для симптоматических жестов характерно то, что жестикулирующий может воспроизводить их в той или иной степени намеренно для обозначения соответствующей эмоции. При этом он может либо вовсе не испытывать данной эмоции, либо испытывать ее в гораздо меньшей степени, чем та, о которой свидетельствует жест. Фактически речь идет о возможности регулярного перехода жестов из разряда симптоматических в разряд коммуникативных. Покраснение щек, например, в случае стыда, жестом не является, поскольку нормальный человек не может вызвать покраснение щек усилием собственной воли. Покраснение щек — это неконтролируемая физиологическая реакция на некую причину, вызвавшую эмоцию, или на саму эмоцию. Между тем та же эмоция стыда может быть выражена и передана жестом, например, русским симптоматическим жестом закрыть лицо руками <от стыда>. Существенно, что даже не испытывая чувство стыда, жестикулирующий может закрыть лицо руками, имитируя стыд. В этом случае мы очевидно имеем дело с вторичным, коммуникативным, употреблением симптоматического жеста. Таким образом, для симптоматических жестов мы различаем два типа употреблений: симптоматические жесты в симптоматическом (исходном) и симптоматические жесты в коммуникативном (переносном) употреблении. Для лексикографического описания жестов сказанное означает еле- Г. Е. Крейдлин КИНЕСИКА
дующее: в силу регулярности перехода от одного типа употреблений к другому нет смысла иметь для симптоматических жестов две единицы — симптоматические жесты следует помещать в словарь только в их исходном употреблении. СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИХ ЖЕСТОВ ЖЕСТЫ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ОБЩИЕ ДЕЙКТИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТНЫЕ Жесты (причем сразу оговоримся, что не только эмблематические, но и иллюстративные и регулятивные) можно классифицировать также по тому, какие органы человеческого тела являются главными в их исполнении. Подобную классификацию жестов мы называем морфологической. Можно построить по меньшей мере две морфологические классификации жестов, каждая из которых по-своему значима. Первая из них, очевидно более важная, предполагает деление жестов в соответствии с частью тела, или рабочим органом, который является основным в реализации данного жеста, то есть органом, определяющим способ воспроизведения жеста. Назовем эту классификацию классификацией жестов по рабочим органам. Другая классификация делит жесты на классы в зависимости от того, какая часть тела служит местом исполнения жеста. Это разбиение жестов по месту воспроизведения. Когда говорят, что есть жесты рук, ног, корпуса, глаз и т. п., то имеют в виду органы производства жеста, причем для каждого из жестов какие-то одни элементы оказываются физиологически более значимыми во время исполнении, а какие-то менее. Например, для жеста руки, то есть для жеста, исполняемого рукой, или мануального жеста, наиболее важными являются следующие связанные с рукой параметры: (а) конфигурация руки (рука прямая или согнутая, например, в локте, открыты ли ладони, сложены ли пальцы в кулак и под.), (б) направление (в частности, направлена ли рука в сторону адресата или поднята вверх), (в) характер движения руки, (г) способ и (д) место производства мануального жеста, (е) рабочая часть руки (то есть какая именно часть руки является главной, определяющей способ исполнения данного жеста), (ж) архитектоника жеста, в частности, положение частей руки при его воспроизводстве (например, какова ориента- ция ладони или пальцев, наклонена ли ладонь и, если да, то как, совершают ли пальцы движение и какое — прямолинейное или вращательное, каково направление кисти и запястия и под.). Так, при стандартном исполнении русского жеста покрутить пальцем у виска "рабочая" рука согнута в локте, ее указательный палец выпрямлен и приставлен к виску, остальные пальцы согнуты в кулак, но относительно свободно прилегают к ладони, а не с силой прижаты к ней, рука с вытянутым пальцем совершает вращательное, "крутящее" движение из стороны в стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|