Подходы к управлению дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общей системы управления оборотными активами предприятия и заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации. Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия (получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятии), но так же желание снизить его издержки, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований или за счет собственных средств предприятия. Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее: - размер и структуру оборотных активов предприятия; - длительность финансового цикла предприятия; - размер и структуру выручки от продаж; - оборачиваемость оборотных активов и активов в целом; - источники денежных средств предприятия; - ликвидность и платежеспособность предприятия. Управление дебиторской задолженностью предполагает: - организацию учета и анализ дебиторской задолженности за предыдущий и отчетный периоды; - формирование кредитной политики предприятия; - формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности и планирование поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации; - разработку системы контроля над состоянием дебиторской задолженности; - разработку мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль над оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия. Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю над сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя. Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф. Контроль над сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней. Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую. Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности. Один из основных подходов управления дебиторской задолженностью - формирование кредитной политики предприятия. Цель кредитной политики - получение дополнительной прибыли за счет стимулирования роста объема продаж. Но реализация кредитной политики связана с определенными издержками по контролю над оплатой счетов и обслуживанием дебиторской задолженности. Кроме того, появляются риски возникновения безнадежных долгов, когда отгруженная продукция вообще не оплачивается.
Факторы, влияющие на проведение кредитной политики: 1. Состояние экономики в стране и за рубежом. В периоды общего экономического спада проводится более либеральная кредитная политика, для того чтобы стимулировать потенциальных покупателей. При повышении спроса и улучшении экономической ситуации в стране предприятие постепенно может проводить более жесткую кредитную политику. 2. Место предприятия на рынке. При наличии значительного числа предприятий, предлагающих идентичную продукцию, услуги, компании необходимо вести конкурентную борьбу и проводить более либеральную кредитную политику, чтобы не спугнуть имеющихся и будущих клиентов. 3. Характер предлагаемой продукции. Как правило, по товарам длительного пользования срок кредитования больше. 4. Финансовое состояние покупателей, заказчиков. Для клиентов, чье финансовое состояние устойчиво или которые в прошлом зарекомендовали себя с хорошей стороны (положительная кредитная история), кредит может предоставляться на льготных условиях. Факторы, влияющие на размер дебиторской задолженности: объем реализации продукции в кредит и средний период времени между датой отгрузки продукции и получением денежных средств. Основные элементы кредитной политики [22, с.282]: 1. Объем продаж в кредит, средние сроки кредита, цены на предлагаемую в кредит продукцию зависят от поведения предприятия при завоевании рынка, склонности компании к риску, спроса потребителей на продукцию предприятия, срока годности товара, объема закупок клиентами, уровня конкуренции, размера банковских процентных ставок, кредитного риска, от сложившихся условий кредитования в данном регионе. Расчет суммы денежных средств, необходимых предприятию для образования соответствующего размера дебиторской задолженности, исходя из объема продукции, продаваемой в кредит, определяется по формуле:
, (1) где ДЗ- дебиторская задолженность предприятия; Пк- продукция, продаваемая в кредит. Тк- фактический средний срок коммерческого кредита с учетом возможного времени его невозврата; При этом важно определить стоимость одного дня отсрочки платежа: , (2) где СПод- стоимость одного дня просрочки; Пк- продукция, продаваемая в кредит; Д- длительность анализируемого периода. 2. Стандарты кредитной надежности. Они определяют приемлемую надежность, которую должен продемонстрировать клиент для того, чтобы ему предоставили кредит. Кредитоспособность заемщика характеризуется: - его репутацией, которая зависит от своевременности расчетов по ранее полученным кредитам (кредитная история заемщика), ответственности и компетентности руководства; - текущим финансовым состоянием самого предприятия и способностью производить конкурентоспособную продукцию, услуги; - стабильностью деятельности и возможности при необходимости мобилизировать денежные средства из различных источников. При анализе кредитоспособности используются следующие количественные показатели: коэффициенты ликвидности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости, коэффициенты рентабельности, инвестиционной привлекательности. Так же рассчитываются такие абсолютные показатели, как чистые активы предприятия и величина собственных оборотных средств. Так же заказчики и покупатели делятся на группы, в зависимости от размера предоставляемого им коммерческого кредита: кредит, предоставляемый в максимальном размере, в ограниченном размере и кредит не предоставляется. 3. Условия отсрочки платежа, в том числе скидки за досрочную оплату. Они определяются типом принятой предприятием политики и включают в себя следующее: - сроки отсрочки платежа; - размер коммерческого кредита, предоставляемого различным клиентам; - размеры скидок при оплате продукции покупателем в первые дни после разгрузки:
1. Размеры штрафных санкций и механизм их взимания. 2. Долю отсрочек платежа, оформляемую векселем. Сроки и размеры отсрочки платежей определяются следующими условиями: - особенности взаимоотношений предприятия с отдельными группами покупателей или отдельными покупателями; - кредитной политикой предприятия и сложившейся на данный момент практикой на рынке коммерческих кредитов; - финансовыми возможностями предприятия, предполагающими необходимость отвлечения денежных средств в дебиторскую задолженность, что удлиняет операционный и финансовый циклы, замедляет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает показатели рентабельности. Иногда предоставление скидки за досрочную или быструю оплату продукции положительно влияет на скорость возврата денежных средств. Однако необходимо не забывать, что скидки в контрактах необходимы в следующих случаях: - если они приводят к увеличению объема продаж и более высокой общей прибыли; - если предприятие испытывает дефицит денежных средств; Для расчета целесообразности предоставления скидки обычно используется следующая формула: , (3) где И- итоговые процентные издержки использования коммерческого кредита; Тк- срок коммерческого кредита; П- период действия скидки. Рассмотрим пример: Допустим, в договоре поставки на условиях отсрочки платежа указывается следующее: «4/10-30», что означает: если покупатель оплачивает товар в течение десяти дней, то ему предоставляется скидка четыре процента со стоимости товара. Если же покупатель скидкой не пользуется, то должен оплатить товар в течение тридцати дней. Подставим исходные данные в формулу (3) и получим: или 25,56 процентов. Это означает, что стоимость кредита, предоставленного фирмой поставщиком с десятого по тридцатый день составит, двадцать пять процентов. Поэтому если клиент может приобрести в банке кредит дешевле и рассчитаться с кредитором в течение десяти дней, это будет более выгодно, чем пользоваться деньгами кредитора еще в течение двадцати дней. Как показывает практика, нередки случаи, когда недобросовестные должники не исполняют своих обязательств по договорам в части сроков оплаты, что приводит к образованию у поставщиков просроченной дебиторской задолженности. За нарушение условий договоров применяются следующие меры гражданско-правовой ответственности: штрафы, пени, проценты. Суммы санкций, признанных должником по которым получены решения суда об их взыскании, коммерческие организации включают в состав внереализационных доходов (пункт восемь Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)). Суммы штрафов, пеней, неустоек до их получения отражаются в бухгалтерском балансе в составе дебиторской задолженности.
Существует такое понятие как формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. Под инкассацией дебиторской задолженности понимается поступление денежных средств в погашение этой задолженности. Коэффициент инкассации, в свою очередь, позволяет установить, когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продаж данного периода. Коэффициент инкассации, выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в определенном интервале времени начиная, от момента реализации продукции: , (4) где Кинк- коэффициент инкассации; - изменение величины дебиторской задолженности в интервале n; ОПt- продажи месяца t; n- первый месяц отгрузки товара. Определить значение данного показателя можно на основе анализа денежных поступлений (погашения дебиторской задолженности) прошлых периодов. При расчете данного коэффициента, необходимо уделять внимание реестру старения дебиторской задолженности, составляемый на основе данных бухгалтерского учета. В настоящее время в России получили развитие такие подходы к рефинансированию дебиторской задолженности, как: факторинг, форфейтинг, вексель и другие ценные бумаги, используемые как средство платежа. 4. Контроль расчетов и политика взыскания долгов. В рамках политики взыскания долгов, разрабатываются процедуры, которых придерживается предприятие при взыскании просроченных долгов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|