Анализ управления дебиторской задолженностью ОАО «Башинформсвязь»
В условиях конкуренции, характерных для рыночной экономики, предприятия вынуждены предоставлять коммерческий кредит своим клиентам, в результате чего образуется дебиторская задолженность. На предприятии ОАО «Башинформсвязь» нет общей структуры управления дебиторской задолженностью. Проведем анализ управления дебиторской задолженности ОАО «Башинформсвязь по срокам возникновения. Данные для анализа представлены в таблице 13. Таблица 13 Дебиторская задолженность по срокам возникновения
Анализируя таблицу 13 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общей дебиторской задолженности занимает дебиторская задолженность, срок возникновения которой равен до 45 дней. Это связано с тем, что у ОАО «Башинформсвязь» в соответствии с договором об оказании услуг, платеж отсроченный, то есть абонент оплачивает услуги связи после их оказания. В связи, с чем у предприятия всегда будет дебиторская задолженность равная 30 дням. Через 45 дней идет резкое снижение уровня дебиторской задолженности, то есть почти 70 процентов дебиторской задолженности предприятия погашается абонентами. Но дебиторская задолженность более года в 2008 году составляет 12,8 процента, в 2009 году-11,8 процента, а в 2010 году уже 14,2 процента или в 2008 году дебиторская задолженность более года составила 55 658,2 тысяч рублей, в 2009 году 49 663,3 тысяч рублей, в 2010 году- 57 834,4 тысяч рублей. Данные показатели свидетельствуют о высокой сомнительной задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями. Столь высокая задолженность свыше года свидетельствует о плохой работе по взысканию просроченной дебиторской задолженности и недостаточный ее контроль.
На предприятии ОАО «Башинформсвязь» задолженность, по которой истек срок исковой давности, подлежат списанию. Для проведения списания предприятие ОАО «Башинформсвязь» проводит инвентаризацию дебиторской задолженности. Далее на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и распоряжения руководителя организации каждое отдельное обязательство, нереальное для взыскания погашается за счет резерва сомнительных долгов. В балансе предприятия данная списанная задолженность учитывается на забалансовом счете 940 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». В 2008 году она составила 26 648 тысяч рублей, в 2009 году- 40 383 тысяч рублей, а в 2010 году- 57 858 тысяч рублей. В рассматриваемом периоде прослеживается негативная динамика по увеличению списания дебиторской задолженности, что только подтверждает плохую работу с дебиторами. Проанализируем управление дебиторской задолженности предприятия ОАО «Башинформсвязь» по типам абонентов (см. табл.14). Как видно основной удельный вес составляет население, в 2008 году- 52,2 процента, в 2009 году-56,6 процентов, в 2010 году- 60,4 процента или в 2008 году-227 441 тысяч рублей, в 2009 году- 236 522 тысяч рублей, а в 2010 году 240 843 тысяч рублей. Дебиторская задолженность населения в анализируемом периоде увеличивается, что свидетельствует о недостаточном контроле и управлении. Дебиторская задолженность небюджетных организаций наоборот уменьшается, в анализируемом периоде в 2008 году она составила 177 260 тысяч рублей, в 2009 году- 140 147 тысяч рублей, в 2010 году- 126 901 тысяч рублей. Это говорит о том, что абонентский отдел по работе с юридическими лицами качественнее отслеживает своих дебиторов.
Таблица 14 Дебиторская задолженность предприятия по типам абонентов
В специализированной литературе одним из основных направлений управления дебиторской задолженностью является формирование кредитной политики предприятия. Цель кредитной политики - получение дополнительной прибыли за счет стимулирования роста объема оказанных услуг. Однако реализация кредитной политики связана с определенными издержками по контролю над оплатой счетов и обслуживанием дебиторской задолженности. Кроме того появляются риски возникновения безнадежных долгов, когда предоставленные услуги вообще не оплачиваются. На предприятии ОАО «Башинформсвязь» предоставляется беспроцентная рассрочка платежа, при невозможности оплаты абонентом суммы долга. То есть политика предприятия по взысканию долгов проводится либеральная. Рассрочка представляет собой сумму долга, которую абонент не может погасить в данный момент, распределенную по месяцам (как правило, длительность рассрочки определяется желанием клиента) плюс ежемесячные текущие начисления за предоставленные услуги. На предприятии ОАО «Башинформсвязь» не разработаны стандарты кредитной надежности. В мировой и Российской практике кредитоспособность заемщика характеризуется: - его репутацией, которая зависит от своевременности расчетов по ранее полученным кредитам, ответственности и компетентности дебитора;
- текущим финансовым состоянием. На предприятии ОАО «Башинформсвязь» данными стандартами не придерживаются и порой абонентам, у которых на протяжении всего периода действия договора была не стабильная оплата услуг, предоставляется беспроцентная рассрочка платежа, которая так же не всегда вовремя погашается, что увеличивает риск превращения дебиторской задолженности в безнадежную (нереальную к получению). Не редки случаи, когда на неплательщика подают в суд за неисполнение условий договора, а после оплаты судебного решения вновь восстанавливают договор на предоставление услуги, которые абонент вновь не оплачивает. Рассмотрим построение на предприятии ОАО «Башинформсвязь» системы контроля над состоянием дебиторской задолженности. Все дебиторы предприятия делятся на три типа: 1. Абоненты, оплачивающие услуги связи своевременно в течение всего периода действия договора, но по каким-то уважительным причинам в текущем месяце произвели задержку платежа. 2. Выбывшие абоненты с данного места жительства и в соответствии с договором об оказании услуг, не известившие ОАО «Башинформсвязь» в течение 10 дней. 3. Недобросовестные плательщики услуг связи. Во всех филиалах ОАО «Башинформсвязь» для стимулирования абонентов к оплате услуг связи, каждый месяц после пятнадцатого числа городские станции запускают автоматическую прозвонку дебиторов с предупреждением об отключении при непогашении задолженности. После двадцать пятого числа происходит отключение дебиторов, и абонентская плата начисляется как за отключенный порт. Кабельное телевидение отключают один раз в три месяца. Каждый квартал печатаются списки дебиторов, у которых долг свыше трех месяцев и суммой долга свыше четыреста пятьдесят рублей. Абонентам по адресам рассылается претензия предупреждение об иске в суд, которые разносят курьеры предприятия. Не доставленные претензии обрабатываются в претензионном отделе. Специалист поднимает личное дело абонента и если есть контактный телефон, то связывается с ним и предлагает решить конфликт мирным путем. Если абонент выехал, подается запрос в РСЦ с последующей отправкой заказного письма по новому месту жительства с предупреждением об имеющейся задолженности. Если абонент не оплачивает предоставленные слуги, то через 6 месяцев дело передается юристам, которые взыскивают сумму в порядке, установленным законодательством РФ.
В конце каждого квартала специалисты претензионного отдела передают начальнику отдела данные: 1. Количество дебиторов на начало квартала. 2. Сумме задолженности. 3. Количество оплаченных претензий и сумма оплаты. 4. Сколько послано заказных писем выбывшим абонентам на новое место жительство, предоставление реестра по заказным письмам для финансового отчета в бухгалтерию. 5. Сколько подано запросов в расчетно-сервисный центр для установления нового места жительства абонента. 6. Количество и сумма дел, переданных юристам для взыскания. 7. Сумма инвентаризации дебиторской задолженности, по которой прошел срок исковой давности и которая считается безнадежной. Эти данные начальник претензионного отдела передает в отдел экономики и финансов для анализа оборачиваемости дебиторской задолженности и в бухгалтерию. Главные бухгалтера филиалов предоставляют ежеквартально отчеты в центральную бухгалтерию, где происходит обработка полученных отчетов. На предприятии ОАО «Башинформсвязь» кредитная политика не разработана, имеется лишь один ее элемент: предоставления скидки абоненту (физическому лицу) за пользование несколькими услугами. Например, при подключении кабельного телевидения с любым пакетом программ и интернета по технологии ADSL или Ethernet, абоненту предоставляется скидка в размере десяти процентов на обе услуги. При подключении трех услуг: телефона, кабельного телевидения и интернета предоставляется скидка пятнадцать процентов на все три услуги. Таким образом, ОАО «Башинформсвязь» пытается увеличить число абонентов, делая упор на то, что все услуги оплачиваются в одном месте, а значит, клиент экономит собственное время и деньги, а так же предоставляется скидка на услуги, что очень привлекает клиентов. Но не разработана система пеней и штрафов за невыполнение условий договора. Это связано с тем, что конкуренция на рынке услуг интернета и телевидения в последние годы увеличилась, а так же повсеместно распространена сотовая связь. В связи с этим происходит жесткая конкурентная борьба за увеличение числа клиентов, зачастую в ущерб компании. С целью уменьшения величины дебиторской задолженности по поставщикам и покупателям, абоненту предлагается оплачивать услуги с предоплатой платежа, чтобы избежать временного прекращения предоставления услуг.
На предприятии ОАО «Башинформсвязь» не разработана инструкция по работе с дебиторами, нет четких регламентированных стандартов и правил. Специалисты претензионных отделов работают с дебиторами по своему усмотрению, так как им считается правильным. Это только подтверждает высокий уровень дебиторской задолженности свыше двенадцать месяцев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|