Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в ОАО «Башинформсвязь»
Анализ управления дебиторской задолженностью в ОАО «Башинформсвязь», проведенный во второй главе выпускной квалификационной работы, показал, что покупателями и заказчиками не всегда соблюдаются договорные сроки расчетов, и на балансе имеется просроченная задолженность. Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью ОАО «Башинформсвязь»: - следует жестко контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям; - следить за соотношением дебиторской задолженности и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости ОАО «Башинформсвязь» и делает необходимым привлечение дополнительных средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью может привести к неплатежеспособности предприятия; - вести систематический контроль над состоянием просроченных расчетов и своевременно передавать документы в Арбитражный суд, а также искать иные способы востребования задолженности. Но современные условия хозяйствования требуют выработки более эффективной политики управления дебиторской задолженностью. Анализ проблем и недостатков системы управления дебиторской задолженностью в ОАО «Башинформсвязь» позволяет нам сделать вывод о наибольшей эффективности следующих мероприятий: - разработка кредитной политики ОАО «Башинформсвязь», направленной на оптимизацию дебиторской задолженности юридических лиц (в том числе – использование рейтинговой оценки дебиторов при заключении договоров, оценки эффективности применения скидок с основной цены за предварительный расчет);
- разработка и внедрение комплексной системы отслеживания, контроля и взыскания задолженности физических лиц. Рассмотрим порядок реализации предложенных мероприятий более подробно. Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики - свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика ОАО «Башинформсвязь» будет приниматься на год, по истечении которого будут уточняться цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. По мере необходимости кредитная политика может пересматриваться раз в квартал или раз в полгода. Отметим, что кредитная политика ОАО «Башинформсвязь» будет направлена на регламентирование взаимоотношений с заказчиками - юридическими лицами. Регламентация хозяйственных взаимоотношений с заказчиками - физическими лицами невозможна в силу специфики оказываемых услуг (Общество является естественным монополистом на рынке услуг городской связи). Кредитная политика ОАО «Башинформсвязь» будет включать следующие разделы: 1. Цели кредитной политики. 2. Стандарты оценки покупателей. 3. Перечень подразделений, задействованных в управлении дебиторской задолженностью. 4. Действия персонала. 5. Форматы документов, используемых в процессе управления дебиторской задолженностью. Структура кредитной политики ОАО «Башинформсвязь» приведена на рисунке 2.
Рис.2. Структура кредитной политики ОАО «Башинформсвязь»
Основными целями кредитной политики ОАО «Башинформсвязь» являются повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж услуг юридическим лицам, прибыли от продаж и отдачи на вложенные средства. Как правило, покупатели и заказчики ОАО «Башинформсвязь» имеют различные возможности по объемам потребления услуг, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа. Для того чтобы дифференцировать условия предоставления коммерческого кредита, но при этом избежать злоупотреблений со стороны сотрудников абонентского отдела, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.
Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов: 1. Отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности клиента (наиболее важными критериями являются: своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, выручка от продаж, размер чистых активов, чистая прибыль). 2. Определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам ОАО «Башинформсвязь»; рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться (например, один раз в год). 3. Разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение цены реализации; времени отсрочки платежа; максимального размера коммерческого кредита; системы скидок и штрафов. В качестве наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя выделяют платежную дисциплину (своевременность оплаты) и выручку от продаж в предшествующие периоды. Для оценки кредитоспособности контрагентов - юридических лиц ОАО «Башинформсвязь» предлагаю разделить всех покупателей и заказчиков на две группы: Первая группа: организации, впервые заключающие договор с ОАО «Башинформсвязь». Как правило, это вновь созданные организации, у которых ещё не сложилась деловая репутация, а показатели отчетности недостаточно раскрывают экономический потенциал деятельности и платежеспособность. По этим причинам таким покупателям может быть присвоен рейтинг «С». Договора на оказание услуг связи (Интернет и др. услуги) будут заключаться на общих основаниях. Вторая группа: организации, заключающие договора оказания услуг связи (или других услуг) во второй и последующие разы. Для рейтинговой оценки этих организаций будут использоваться: - объем закупок в ОАО «Башинформсвязь» за предыдущий год;
- своевременность оплаты оказанных услуг в прошлом году, то есть наличие (отсутствие) фактов просрочки платежа. Принципы рейтинговой оценки покупателей и заказчиков ОАО «Башинформсвязь» приведены на рисунке 3. Ранжирование будет производиться следующим образом. Клиенты, впервые заключающие договор на оказание услуг связи, автоматически будут получать рейтинг «С». Клиенты, повторно заключающие договор с ОАО «Башинформсвязь» либо подключающие дополнительные услуги, будут ранжироваться по показателю соблюдения платежной дисциплины. Клиенты, получившие низкий рейтинг («D» или «E»), могут получать услуги связи только на условиях предоплаты. Отметим, что ранее ОАО «Башинформсвязь» широко использовалось безакцептное списание денежных средств с расчетного счета в оплату услуг связи. Но практика показала, что безакцептное списание не гарантирует получение денежных средств (как правило, неплательщиками являются организации с тяжелым финансовым состоянием, не имеющие свободных денежных средств на расчетном счете).
Рис.3. Принципы рейтинговой оценки покупателей и заказчиков
Для организаций, получивших рейтинги «A», «B» и «C», будут рекомендованы следующие условия работы: - рейтинг «C» - услуги связи предоставляются по стандартной цене (используются базовые тарифы ОАО «Башинформсвязь» без скидок); - рейтинг «B» и рейтинг «A» - предоставляются скидки с основных тарифов при подключении двух и более услуг (стандартные скидки в ОАО «Башинформсвязь» составляют десять процентов при подключении двух услуг, пятнадцать процентов - при подключении трех и более услуг). Важным инструментом управления дебиторской задолженностью организации являются скидки с основной цены покупателям и заказчикам, не пользующимся коммерческим кредитом. Поэтому в кредитной политике ОАО «Башинформсвязь» следует предусмотреть и довести до сведения клиентов возможность получения скидки в размере три процента с основных тарифов при стопроцентной предоплате услуг за текущий месяц. Предоставление скидки будет стимулировать отдельные организации делать предоплату и благоприятно скажется на показателе оборачиваемости дебиторской задолженности.
Кроме того, кредитная политика ОАО «Башинформсвязь» будет включать в себя последовательность действий, направленных на погашение задолженности в случае нарушения срока платежа: сообщение об имеющемся долге; отключение абонента от телефонной сети (сети Интернет и др.); ведение досудебных переговоров по взысканию задолженности и др. При невозможности взыскания долга денежными средствами ОАО «Башинформсвязь» может рассматривать иные способы уплаты: - бартер или мену; - получение векселя; - новация и отступные и др. Разделы 3 - 5 кредитной политики ОАО «Башинформсвязь» призваны разграничить уровни управления дебиторской задолженностью. Необходимо распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между финансовой и юридической службами. Оправданна схема распределения ответственности, при которой специалисты абонентского отдела отвечают за продажи и поступления, финансовый отдел и бухгалтерия ОАО «Башинформсвязь» берут на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (работа по взиманию задолженности через суд). Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников ОАО «Башинформсвязь» (см. Приложение 6). Кредитная политика ОАО «Башинформсвязь» должна быть соответствующим образом оформлена и доведена до сведения всех сотрудников, работающих с клиентами - юридическими лицами. В литературе по финансовому менеджменту часто рассматривается продажа долга (факторинг) как один из способов погашения задолженности. Анализ имеющейся дебиторской задолженности ОАО «Башинформсвязь» показывает, что вероятность её продажи на сторону крайне низка (задолженность физических лиц, задолженность неплатежеспособных юридических лиц). Поэтому использование факторинга в практике ОАО «Башинформсвязь» маловероятно. Ещё одним важным направлением оптимизации дебиторской задолженности является сокращение долгов физических лиц, т.е. населения. Проблемным аспектом в управлении этой задолженностью является большое количество абонентов (на 01.01.2011 год число абонентов - физических лиц составляет более одного миллиона человек). В практике управления задолженностью физических лиц ОАО «Башинформсвязь» сложился наиболее эффективный способ воздействия на дебиторов, несвоевременно оплативших услуги: отключение абонента до полного погашения задолженности. Вместе с тем, анализ дебиторской задолженности населения за услуги связи показывает, что текущая задолженность за предоставленные услуги почти всегда погашается, но просроченная задолженность почти никогда не гасится. Это связано с высокой долей задолженности неблагополучных абонентов, а также лиц, выехавших на другое место жительства и не оплативших задолженность по старому адресу.
В практике ОАО «Башинформсвязь» не используется поиск абонента, выехавшего на другое место жительства. Вместе с тем, у Общества имеется обширная абонентская база, анализ которой может выявить должника, переехавшего на другое место. Подобные поиски требуют значительного времени и не могут вестись на регулярной основе сотрудниками абонентских отделов. Поэтому ОАО «Башинформсвязь» в качестве альтернативных вариантов может: 1. Рассмотреть возможность расширения штата абонентского отдела по работе с физическими лицами и прием специалистов, в должностные обязанности которых будет входить контроль просроченной задолженности, поиск абонентов по имеющейся базе, подготовка претензии и иных документов на принудительную уплату долга. 2. Исследовать затраты на обращение ОАО «Башинформсвязь» к специализированным коллекторским фирмам, осуществляющим деятельность по розыску неплательщиков и погашению имеющейся задолженности. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Так, расширение штата абонентского отдела предполагает рост расходов на оплату труда, расходов по начислению обязательных страховых взносов, канцелярских и накладных расходов. Кроме того, следует оборудовать рабочие места персональными компьютерами и оргтехникой. Обращение к коллекторским агентствам также имеет свои слабые стороны. ОАО «Башинформсвязь» будет платить определенную сумму за услуги коллекторов независимо от результатов взыскания (большинство агентств практикуют фиксированный платеж плюс процент от фактически взысканного долга). Кроме того, обращение к коллекторским агентствам предполагает передачу последним персональных данных абонента, что является спорным юридическим вопросом в свете Закона о защите персональных данных. Вместе с тем, расходы на оплату услуг коллекторов могут оказаться ниже, чем затраты на содержание дополнительных рабочих мест. Значит, решение об оптимизации работы с просроченной дебиторской задолженностью физических лиц должно быть принято на основании экономических расчетов. Кроме того, ОАО «Башинформсвязь» может внести изменения в существующие договора на оказание услуг связи и предусмотреть возможность отключения абонента от телефонной сети в том случае, если у него имеется непогашенная задолженность за другие виды услуг (Интернет, радио и прочее). Перечисленные выше мероприятия будут способствовать оптимизации дебиторской задолженности и росту деловой активности в ОАО «Башинформсвязь». Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий в ОАО «Башинформсвязь» будет представлен ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|