Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормирование и оценка ресурсов агрегатов и автомобилей




Так как автомобиль и большинство агрегатов являются изделиями, которые могут подвергаться восстановлению многократно, а само восстановление произ­водится по потребности, то нормирование ресурсов является достаточно условным и носящим технико-экономический и расчетный характер. В практике работы автотранспортных предприятий, заводов-производителей и планирующих органов применяются следующие нормы:

• плановый или фактический ресурс до первого и последующих капитальных

ремонтов автомобиля (LaK) и агрегата (L*r);

• ресурс до списания (амортизационный ресурс) автомобиля и некоторых так
называемых номерных (кузов, двигатель) агрегатов, который измеряется в
километрах пробега (La) или годах (ta).

Нормативы или фактические значения ресурсов используются для решения следующих задач:

• определение потребности парков в пополнении для компенсации выбытия списанных автомобилей и агрегатов или запланированного роста размера парка и средств для его обновления;

• оценка уровня работоспособности автомобилей и парка и их производи­тельности с учетом выбытия автомобилей на капитальный ремонт;

• определение и планирование средств, необходимых для капитального ремонта автомобилей и агрегатов;

• определение запаса агрегатов, расхода запасных частей и затрат на создание и поддержание этих запасов;

• назначение заводами гарантийных ресурсов для новых и капитально отремонтированных изделий и др.

Следует рассматривать физический и технико-экономический ресурсы.

Физический ресурс агрегата - это достижение им предельного состояния, вызванного отказами базовых и основных деталей.

При этом в качестве норматива используется средняя наработка х и гамма-процентный ресурс лу.

При наличии на уровне предприятия достоверных данных по надежности и затратам на обслуживание и ремонт с использованием экономико-вероятностного и технико-экономического методов (см. § 5.2) может быть определена рациональная периодичность предупредительной замены (или ремонта) агрегата, механизма, системы и назначен внутрихозяйственный норматив технико-экономического ресурса.

 

Предупредительные замены ряда деталей и сборочных единиц рекомендуются в инструкциях по эксплуатации заводов-производителей автомобилей.

Ресурсы автомобилей до списания (капитального ремонта) оцениваются и нормируются на макро- и микроэкономическом уровне.

На макроэкономическом уровне такие расчеты и нормативы необходимы при составлении межотраслевого и внутриотраслевого балансов, определении норм амортизационных отчислений, размеров капиталовложений в производство и эксплуатацию автомобилей, оценке масштабов производств и цены нового авто­мобиля и др.

При этом рассматриваются все необходимые затраты и определяется их минимум, соответствующий оптимальному сроку службы данной модели авто­мобилей при выполнении заданного объема транспортной работы (табл. 5.4).

Из приведенных данных следует, что сокращение сроков службы грузовых автомобилей с 10-12 до 5-7 лет позволяет при том же объеме выполненной транспортной работы:

• на 20-25% сократить инвентарный размер парка;

• на 8-15% уменьшить потребность в капитальном ремонте основных агре­
гатов;

• на 25-30% сократить потребность в рабочей силе на ТО и ТР автомобилей в
эксплуатации;

• на 23-40% уменьшить расход запасных частей;

• на 14-20% уменьшить приведенные затраты.

Оптимальный срок службы автомобилей и сами затраты существенно зависят от условий эксплуатации (рис. 5.16).

На микроэкономическом уровне (конкретное предприятие, группа предприя­тий) владелец изделия после t лет его эксплуатации должен сравнить несколько вариантов дальнейшего поведения.

 

 

1. Продолжать эксплуатировать изделие, при этом нести дополнительные и
увеличивающиеся издержки на обеспечение работоспособности, но экономить на
затратах, связанных с приобретением нового изделия (см. табл. 5.4).

2. Продать изделие по текущей рыночной цене Ц, и приобрести аналогичное
новое (или изделие, имеющее меньшую наработку с начала эксплуатации) по
цене Ц. При этом владелец экономит на эксплуатационных издержках старого
изделия, но должен изыскать инвестиции для приобретения нового изделия.

3. В момент / заменить исходное изделие на более совершенное, но имеющее
цену Цх > Ц.

В рыночных условиях при определении момента замены оборудования при­меняется ряд методов.

Метод сравнения годовых затрат (годовой экономии) основан на сопостав­лении издержек при существующем и предполагаемом к замене оборудовании. При этом годовые затраты складываются из возмещения начальных капиталовло­жений, возмещения определенного процента на вложенный капитал и текущих эксплуатационных расходов. Если замена связана с продажей старого автомобиля, то процент, который мог бы быть получен с суммы, вырученной при продаже, если бы она была использована по иному назначению, также включается в сумму годовых затрат.

Ежегодные затраты по возмещению капиталовложений исчисляются по следующей формуле:

где t - срок службы изделия в годах; / - годовая процентная ставка на капитал.

Минимальное значение 3*(t) соответствует рациональному сроку службы изделия г0 или рациональному варианту поведения владельца.

Метод исходной суммы капиталовложений состоит в приведении поступ­лений и затрат при каждом варианте замены оборудования к исходной сум­ме капиталовложений, определенной в настоящий момент. Лучшим считается вариант с наиболее низкой приведенной исходной суммой *капиталовло­жений.

 

Метод индекса доходности (дисконта затрат) основывается на определении процентной ставки, по которой должен быть инвестирован капитал, необходимый для закупки нового автомобиля, чтобы обеспечить эффективность, равную доходу от приобретенного оборудования. Например, индекс доходности, равный 12%, при сроке службы оборудования в 7 лет и первоначальной стоимости Ц означает, что замена автомобиля может принести владельцу столько же чистого дохода, сколько принесет капитал, равный Z/, отданный в рост на 7 лет из расчета 12% сложных. Если владелец не может инвестировать капитал на таких условиях, то замена автомобиля целесообразна.

При наличии помашинного учета в зависимости от его глубины и содержания возможно уточнение расчетного срока службы конкретного автомобиля на основе

• сопоставления накопленных с начала эксплуатации расходов на восста­новление работоспособности с ценой нового автомобиля;

• фиксации момента резкого роста статей себестоимости перевозки конкрет­ного автомобиля, по сравнению с нормативным уровнем или средним зна­чением для группы аналогичных автомобилей;

• определения момента обнуления прибыли от транспортной работы конкрет­ного автомобиля в сопоставимых условиях эксплуатации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...