Применение статистических испытаний при нормировании и обосновании управленческих решений
Сложные производственные ситуации, особенно для больших систем, как правило, трудно описать аналитически. Поэтому и последствия принимаемых решений остаются труднопредсказуемыми. Проведение натурных экспериментов требует больших затрат времени, материальных средств, небезопасно для самого изделия и тем более действующего производства, которое в рыночных условиях взаимодействует с клиентурой - потребителями продукции или услуг. Кроме того, для реального производства трудно обеспечить сопоставимость при проведении натурного эксперимента, так как абсолютно сопоставимые аналоги (другие АТП, СТО и т.д.) отсутствуют. Последовательное сравнение нескольких решений на одном производстве также затруднено из-за неминуемого изменения во времени других факторов, влияющих на показатели эффективности, например спрос на услуги, цены, условия эксплуатации. В этих условиях при принятии решений можно применять методы исследования и оценки систем на моделях. Модель - это упрощенная форма представления реальных процессов и взаимосвязей в системе, позволяющая изучить, оценить и прогнозировать влияние составляющих элементов (факторов, подсистем) на поведение системы в целом, т.е. на изменение целевых показателей. Модели могут быть физическими, математическими, логическими, имитационными и др. При решении технических, технологических и организационных задач, когда действует много факторов, в том числе и случайных, а информация неполная, получил распространение метод имитационного моделирования. Имитационное моделирование - это процесс конструирования модели реальной системы и постановка экспериментов на этой модели с целью выяснения поведения системы, а также оценки различных стратегий, обеспечивающих ее функционирование без физических экспериментов на реальном объекте.
Процесс имитационного моделирования включает следующие основные этапы. 1. Описание системы, т.е. установление внутренних взаимосвязей, границ, ограничений и показателей эффективности системы, подлежащей изучению.
5. Оценка адекватности, позволяющая судить о корректности выводов, полу 6. Планирование экспериментов: объемов, последовательности. 7. Экспериментирование, заключающееся в имитации процессов реальной 8. Интерпретация - получение выводов по результатам моделирования. 9. Реализация - практическое использование модели и результатов модели Рассмотрим процесс имитационного моделирования (рис. 5.17) при определении периодичности ТО по безотказности (см. § 5.2) при условии, что случайной является не только наработка на отказ xh но и фактическая периодичность ТО /.-, которая также имеет некоторую вариацию относительно плановой. В данном случае моделируется процесс предупреждения отказа элемента автомобиля при условии, что он подвергается профилактическим воздействиям с нормативной периодичностью 1Х, которая фактически имеет некоторую вариацию, характеризуемую законом распределения/(/), / и G\. Модель процесса в данном примере - это формула риска, т.е. вероятность, что в условиях вариации наработки на отказ jc, и фактической периодичности ТО /у риск отказа будет не больше допустимого (заданного): P(xi < /у) ^ Fa. Конструирование модели в примере - это создание двух массивов исходных данных [jc] и [/]. Массивы данных могут формироваться на основе информации по соответствующим законам распределения случайных величин или включать фактические данные наблюдений, т.е. наборы *ь х2,..., х, и/ь /2,..., //.
Реализация - это извлечение из массивов данных в случайном порядке и сравнение двух случайных величин: дг, и /у. Идентификация события происходит при каждой реализации и сравнении пары случайных величин: при xt < lj фиксируется отказ, а при L ^ х,- предупреждение отказа путем выполнения профилактической операции. При многократном повторении определяется число отказов п0 и профилактики лп, и оцениваются с определенной точностью вероятности соответствующих событий: отказа (риска) F ~ п0/(п0 + пп) и безотказной работы при выбранной периодичности/! R = пП/(п0 + пП). Если фактический риск /^ оказался больше допустимого Fa, то необходимо выбрать новую периодичность /2 < 1\ и повторить процесс имитационного моделирования до выполнения условий F$ ^ Fn. На рис. 5.18 приведена последовательность определения периодичности ТО по безотказности /б и экономико-вероятностным методом /э, при котором дополнительно учитываются еще две случайные величины - разовые затраты на выполне-
кой части операции (7), а вероятность отказа в межконтрольные периоды возрастает (4). Вероятность выполнения исполнительской части операции (3) сначала растет с увеличением периодичности ТО до оптимального значения в рассматриваемых условиях (3,5^4- тыс. км), а затем начинает сокращаться. Аналогичным образом изменяется и коэффициент повторяемости исполнительской части операции (2). Таким образом, при оптимальной периодичности ТО соотношение между контрольной и исполнительской частями операции будет также оптимальным. По аналогичной схеме могут изучаться и оцениваться организационно-технологические ситуации, например работа системы массового обслуживания. В простейшем случае сравниваются интервалы и моменты поступления требований и продолжительность их выполнения. При усложнении модели может рассматриваться целесообразность реализации определенной дисциплины очереди: пропускать в первую очередь требования на ремонт автомобилей, дающих наибольший доход, или требования с малой продолжительностью обслуживания. В многоканальных системах возможно перераспределение требований или исполнителей по постам, оказание взаимопомощи и т.д. С помощью комбинации ряда подобных моделей конструируют имитационные модели зоны, участка, цеха и предприятия.
Имитационные модели используются при проведении деловых игр. Деловые (хозяйственные) игры - это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях. При этом создается та или иная управленческая или производственная ситуация, для которой необходимо найти рациональный выход, т.е. принять решение. Критерием является степень приближения решения к оптимальному (которое известно организаторам деловых игр) и время, затраченное на принятие решения. Деловые иры проводятся по определенным правилам, регламентирующим поведение участников, их взаимодействие, критерии эффективности. Деловые игры используются при обучении и оценке персонала и исследовании сложных производственных систем. При обучении персонала они используются для иллюстрации, разъяснения определенных закономерностей и понятий и закрепления знаний; для программного и целевого обучения определенных специалистов, например диагноста, оператора ЦУП и др.; для тренировки специалистов непосредственно на производстве. При обучении персонала деловые игры, как правило, разворачиваются в реальном масштабе времени. При исследовании производственных ситуаций применяется сжатый масштаб времени. Деловые игры позволяют осуществлять предварительный отбор кадров, так как при этом можно оценить способности, профессиональные навыки и знания кандидатов на определенные рабочие места и должности специалистов, управленцев и операторов.
Глава 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|