Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение трудозатрат при технической эксплуатации




1. ПОНЯТИЕ О ТРУДОЗАТРАТАХ И ТРУДОЕМКОСТИ

При выполнении операций технического обслуживания или ремонта мало знать, когда (периодичность ТО, ресурс) и что (операция смазки, регулирования, замены и др.) необходимо сделать. Важно также знать потребность в трудо­затратах и ее вариацию, чтобы правильно определить численность и квалифи­кацию персонала, вклад трудозатрат в себестоимость операций и услуг, который на автомобильном транспорте достигает 30-45%.

Трудоемкость (t) - это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта. Трудоемкость измеряется в нормо-единицах (человеко-часах, человеко-минутах). Трудоемкость 25 чел. мин означает, что соответствующую операцию в оговоренных условиях (оборудование, оснастка, освещение и др.) исполнитель необходимой квалификации в среднем должен выполнить за 25 мин. Если одновременно эту работу могут выполнять несколько исполнителей (Р), то средняя продолжительность выполнения сокра­щается и составляет /с = r/еР, где е - коэффициент, определяющий возможность совместной работы исполнителей, 0 < е ^ 1.

Различают нормативную и фактическую трудоемкость.

Нормативная трудоемкость является официальной юридической нормой, принятой на данном предприятии, фирме и т.д., используется для определения численности исполнителей; оплаты труда исполнителей (тарифная ставка, руб./ч); расчетов с клиентурой.

Фактическая трудоемкость - затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным исполнителем. Является случайной величиной и может отличаться от нормативной.

 

 

ВИДЫ И СТРУКТУРА НОРМ ПРИ ТЭА

На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:

дифференцированные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные опе­рации или их части - переходы (смена масла; регулирование клапанного механизма; замена свечи и т.д.);

укрупненные - на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные ра­боты при ТО-1 или ТО-2, замена ведомого диска сцепления и т.д.);

•удельные, относимые к пробегу автомобили, чел. • ч/1000 км (нормирование

текущего ремонта). Норма трудоемкости tH складывается из следующих составляющих:

Оперативное время /оп, необходимое для выполнения производственной опера­ции, подразделяется на основное гос и вспомогательное ГВС1|. В течение основного (или технологического) времени осуществляется собственно операция, например регулирование тормозов, замена масла в агрегате, снятие агрегата с автомобиля и т.д. Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможности выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспе­чение доступа к объекту обслуживания или ремонта и т.д.

Подготовительно-заключительное время /,, 3 необходимо для ознакомления ис­полнителя с порученной работой, подготовки рабочего места и инструмента, материалов, сдачи наряда и др.

Время обслуживания рабочего места Гобс необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудованием (уборка, смена инстру­мента, размещение оборудования и приспособлений и т.д.).

В норме трудоемкости учитывается также необходимость перерыва на отдых и личные надобности готд.

Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные на­добности называется дополнительным.

Коэффициент повторяемости К учитывает вероятность выполнения, помимо контрольной, и исполнительской части операции.

МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ

Фактическое время (или трудоемкость) выполнения операций ТО и ремонта является случайной величиной, имеющей значительную вариацию, зависящую от технического состояния и срока службы автомобиля, условий выполнения работы, применяемого оборудования, квалификации персонала и других факторов. Напри­мер, условная продолжительность выполнения однотипных операций ТО и ремонта у рабочих 1-, 2-, 3-, 4- и 5-го разрядов изменяется соответственно следующим образом: 1; 0,79; 0,71; 0,64; 0,61. Поэтому норма относится к определенным огово­ренным условиям, например типовым (типовая норма), конкретным условиям группы предприятий (внутриведомственная норма) или данного предприятия (внутрихозяйственная или местная норма). Типовые пооперационные нормы при­водятся в соответствующих справочниках.

Нормативы трудоемкости ограничивают трудоемкость сверху, т.е. факти­ческая трудоемкость должна быть не больше нормативной при условии качест­венного выполнения работ.

При определении или изменении норм используют так называемую фото­графию рабочего времени, хронометражные наблюдения, метод микроэлементных нормативов времени.

 

При хронометражных и других наблюдениях обычно определяется (по наблю­дениям, расчетам) оперативное время Гоп, а остальные элементы нормы (я„ 3, яоГк, аотд) назначаются (в зависимости от особенностей операции, тяжести и условий труда) в процентах от оперативного (а,-):

Например, для слесаря-ремонтника по отношению к оперативному времени доля других элементов нормы (at) составляет

При хронометражных наблюдениях за фактической продолжительностью вы­полнения операции рекомендуется следующая последовательность.

1. Выбор объекта наблюдения (рабочее место, оборудование, технология). При
этом рабочее место должно быть аттестовано, а наблюдения целесообразно про­
вести для

2. Определение объема наблюдений для получения среднего значения времени
выполнения работ t. Учитывая, что время является случайной величиной и ее
распределение подчиняется определенному закону/(г), среднее значение случайной
величины t рассчитывается с определенной абсолютной точностью А = Aj + A2,
представляющей собой доверительный интервал, внутри которого с заданным
уровнем вероятности (3 должно находиться среднее фактическое значение F,
полученное по результатам наблюдений (рис. 5.12), P{t{ ^ t ^ t2] = (i.

Для известного закона распределения, например нормального (А] = А2), объем наблюдений

 

Таким образом, в зависимости от полноты информации о законе распределения трудоемкости объемы наблюдений и, соответственно, их стоимость могут меняться на несколько порядков: в примере от 50 до 4078.

Это еще раз подчеркивает важность для ИТС получения достоверной инфор­мации.

3. Проведение наблюдений за фактической продолжительностью выполне­ния операции г, и определение по формуле среднего значения трудоемкости

При использовании для нормирования трудоемкости метода микроэле­ментных нормативов (МЭН):

• операции ТО или ремонта раскладывают на простейшие движения и дей­ствия (элементы) оператора типа: взять предмет, находящийся на расстоянии 1 м, массой 5 кг, и перенести его на расстояние 3 м и т.д.;

 

•эти простейшие движения (их 100-150) нормируют в относительных или абсолютных единицах - микроэлементных нормативах, содержащихся в

справочниках (г,);

• все микроэлементные нормативы, составляющие данную операцию, сумми­
руются и определяется микроэлементная норма операции

Преимущества метода МЭН - возможность нормирования без проведения объемных и дорогостоящих хронометражных наблюдений и компьютеризация процесса нормирования. Основная сложность - необходимость определения коэф­фициента перехода кп (формула (5.16)), который существенно зависит от вида и условий выполнения работ.

Метод МЭН позволяет также сравнивать по сумме микроэлементных норма­тивов различные варианты организации и технологии выполнения сложных работ (последовательность, участие нескольких исполнителей, применяемое оборудова­ние) без проведения непосредственных наблюдений и реализации самих вариантов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...