Коэффициент рациональной периодичности при различных значениях допустимой вероятности безотказной работы и коэффициента вариации ресурса
Преимущества метода: простота и учет риска. Недостатки метода: • неполное использование ресурса изделия, так как /() <^ I, а /?д изделий имеет • отсутствие прямых экономических оценок последствий отказа (косвенный Сферы применения: • при незначительных экономических и других последствиях отказа; • для массовых объектов, когда влияние каждого из них на надежность изделия • при практической невозможности или большой стоимости последовательной • при необходимости минимизировать риски, затраты на которые перекры 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПО ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЕГО ДОПУСТИМОМУ ЗНАЧЕНИЮ Как известно, для группы автомобилей (или элементов) изменение параметров технического состояния по наработке является случайным процессом (см. § 2.4) Y(l, t) и графически изображается пучком функций К, = *¥{1, t). Проведем анализ этой ситуации и выделим условно из этого пучка три изделия с разной интенсивностью а изменения параметра технического состояния (рис. 5.3): максимальной (/), средней (2) - выделяем или вычисляем, минимальной (3). • Определим средний ресурс (изделие № 2) хр2 при Yn д. • Построим при фиксированной наработке всех изделий х 2 график 5 плотнос
• Назначим допустимое для данного изделия значение риска Ffl. • Уменьшим периодичность ТО до величины /т'0 таким образом, чтобы вероятность отказа была равна или меньше допустимой F^ (сдвиг по стрелке 4 на рис. 5.3). • Получим новое распределение плотности вероятности отказа, /2(У) - 6 на рис. 5.3. • При этом варианте рациональная периодичность ТО /то = xpl(F2). • При этой периодичности обеспечиваются заданные условия, а именно: вероятность, что параметр превысит предельно допустимый: P(Yj > Yn д} ^ ^ F ' вероятность, что отказ возникнет раньше постановки на ТО: Р{х{ < /то} ^ ^ F — Г д. • Определим изделие 7 на рис. 5.3, которое имеет предельно допустимое зна • По кривой 7 рис. 5.3 или аналитически определим где а - средняя интенсивность изменения параметра технического состояния (для изделия 2 на рис. 5.3); [i - коэффициент максимально допустимой интенсивности изменения параметра технического состояния. Его превышение означает, что риск отказа до направления изделия на обслуживание будет больше заданного, т.е. F2 > FR\. Коэффициент jlx зависит от вариации наработки до отказа, заданного значения вероятности безотказной работы при межосмотровой наработке (рис. 5.4) и вида закона распределения.
Пример. Определить рациональную периодичность /то контроля и регулирования тормозного механизма грузового автомобиля с пневматическим приводом при работе в городских условиях, обеспечивающую с вероятностью 90% сохранение работоспособности между ТО. Исходные данные: Следовательно: • сокращение вариации увеличивает при прочих равных условиях перио • ориентация при определении /то на средние данные (а, кривая 2 на рис. 5.3)
Преимущества метода: • учет фактического технического состояния изделия (диагностика); • возможность гарантировать заданный уровень безотказности F; • учет вариации технического состояния. • отсутствие прямого учета экономических факторов и последствий; • необходимость получать (или иметь) информацию о закономерностях изме Сферы применения: • объекты с явно фиксируемым и монотонным изменением параметра технического состояния (постепенные отказы) - регулируемые механизмы (тормоза, сцепление, установка передних колес, клапанный механизм); • при реализации стратегии профилактики по состоянию. 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД Этот метод сводится к определению суммарных удельных затрат на ТО и ремонт и их минимизации. Минимальным затратам соответствует оптимальная периодичность технического обслуживания /0. При этом удельные затраты на ТО С\ = dll, где /- периодичность ТО; d - стоимость выполнения операции ТО.
При увеличении периодичности разовые затраты на ТО (d) или остаются постоянными, или незначительно возрастают (рис. 5.5, я), а удельные затраты значительно сокращаются (рис. 5.5, б). Увеличение периодичности ТО, как правило, приводит к сокращению ресурса детали или агрегата (рис. 5.6, а) и росту удельных затрат на ремонт: Сп = c/L (рис. 5.6, б), где с - разовые затраты на ремонт; L - ресурс до ремонта. Выражение U = С i + Сц = Сх является целевой функцией, экстремальное значение которой соответствует оптимальному решению. В данном случае оптимальное решение соответствует минимуму удельных затрат. Определение минимума целевой функции и оптимального значения периодичности ТО проводится графически (рис. 5.7) Если при назначении уровня риска учитывать потери, связанные с дорожными происшествиями, то технико-экономический метод применим для определения оптимальной периодичности операций, влияющих на безопасность движения. Преимущества метода: • учет экономических последствий принимаемых решений (/0); простота, ясность, универсальность.
Недостатки метода: • необходимость в достоверной информации о стоимости операций ТО и ре
• отсутствие учета вариации (случайность) всех показателей (L, x, d, с); • отсутствие гарантии определенного уровня безотказности. • для сложных и дорогих систем (элементов, агрегатов), не оказывающих пря • для определения периодичности ТО по группе автомобилей, работающих в 4. ЭКОНОМИКО-ВЕРОЯТНОСТНЫЙ МЕТОД Этот метод обобщает предыдущие и учитывает экономические и вероятностные факторы, а также позволяет сравнивать различные стратегии и тактики поддержания и восстановления работоспособности автомобиля. Как уже отмечалось, одна из стратегий (Сп) сводится к устранению неисправностей изделия по мере их возникновения, т.е. по потребности. Удельные затраты при этом разовые затраты на ремонт, т.е. на устранение отказа. Преимуществом этой стратегии является простота - ожидание отказа и его устранение. Основным недостатком - неопределенность состояния изделия, которое может отказать в любое время. Кроме того, затрудняются планирование и организация ТО и ремонта. Альтернативная стратегия (С{) предусматривает предупреждение отказов и неисправностей, восстановление исходного или близкого к нему состояния изделия до того, как будет достигнуто предельное состояние. Эта стратегия реализуется при
предупредительном ТО, предупредительных заменах деталей, узлов, механизмов и т.д. Причем возможны две тактики реализации этой стратегии (см. § 2.6): по наработке (1-1) и по техническому состоянию (1-2). Рассмотрим последовательно определение периодичности ТО экономико-вероятностным методом при тактике (1-1) - профилактика по наработке. Постановка задачи: требуется определить с учетом вариации наработки на отказ оптимальную периодичность /(), при которой суммарные удельные затраты на предупреждение (ТО) и устранение (Р) отказов будут минимальны, а риск отказа известен.
1. Исходными данными являются: • наработка на отказы хх (в виде плотности вероятности Дх)) при эксплуатации изделия без профилактики (рис. 5.8); • разовая стоимость выполнения профилактических (d) и ремонтных (с) работ. 2. Определяем базу для сравнения, удельные затраты на устранение отказов 3. Выбираем целевую функцию - суммарные удельные затраты на преду-
• случаи Xj < /р соответствуют отказам изделий с вероятностью F, так как • случаи Xj ^ /р соответствуют предупреждению отказов с вероятностью R = 5. Рассмотрим варианты реализации стратегии профилактики и ремонта, 6. Определим удельные затраты на предупреждение и устранение отказов как где cF + dR - средневзвешенная стоимость выполнения операции ТО иР;/?-вероятность выполнения операции ТО; d - разовая стоимость операции ТО; F - вероятность отказа при выполнении ТО с периодичностью /р и вероятность выполнения ремонтной операции (устранение отказа); с - стоимость устранения отказа; ILF + l R -средневзвешенная наработка выполнения операции ТО и Р; /р - периодичность ТО при выполнении по наработке; /'р - средняя наработка отказавших с вероятностью F элементов (jc, < /р). периодичность /0, соответствующий ей риск F0 и вероятность безотказной работы /?0. казы (ТО), а достаточно их устранять, т.е. реализовать стратегию II - ремонт по потребности со средней наработкой до отказа х. 10. Построим карту профилактической операции (рис. 5.9),которая показывает зависимость суммарных удельных затрат на ТО и ремонт при тактике профилактики 1-1. На карте профилактической операции можно выделить три характерные зоны.
Зона Л - зона экономической нецелесообразности профилактической стратегии, так как С\.\ > Сц. Это также внеэкономическая зона, используемая при определении /0, когда необходимо гарантировать высокую безотказность, несмотря на затраты (например, специальные операции, доставка особо опасных грузов, военные операции и т.д.). Зона Б - зона предпочтительности по экономическим показателям профилактической стратегии (1-1) над ремонтной (II), так как Сц ^ Сц. Внутри этой зоны по организационным причинам (например, одновременное выполнение группы операций ТО, имеющих разную оптимальную периодичность) можно изменять фактическую периодичность, сохраняя условие Си ^ Сц.
Зона В - зона относительной стабильности профилактической стратегии, внутри которой колебания фактической периодичности (от Г0 до Г0) приводят к незначительному изменению С\.\. Это допуск при планировании ТО, который обычно составляет ±10% от /0. В табл. 5.2 и на рис. 5.10 приведены результаты определения периодичности ТО рассмотренным методом при следующих исходных данных: х - 10 тыс. км; сх = 3 тыс. км; с - 10 расчетных ед.; d = 2 расчетных ед.; распределение наработки до отказа - нормальное. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. а. Минимальные удельные затраты (Ci_i)min = 0,47 р.е./ЮОО км соответствуют оптималь б. Применение профилактической стратегии 1-1 с оптимальной периодичностью ТО в. Отклонение от оптимальной периодичности сокращает эффективность профилакти • увеличиваются по сравнению с оптимальными в 1,5 раза (с 0,47 до 0,7); • сокращаются по сравнению с ремонтной стратегией (И) примерно только на 30% (100 и 70%). г. При постановке автомобилей на ТО целесообразно и реально интервальное плани (0,55 - 0,47)/0,47 = 0,17, или 17%. д. При оптимальной периодичности риск отказа составляет 9,5%; F(x = 6 тыс. км) =
Таким образом, при профилактике наблюдается смешанная (I и II) стратегия обеспечения работоспособности. В экономико-вероятностном методе, так же как и при определении оптимальной периодичности по безотказности, используют понятие коэффициента рациональной периодичности
Экономико-вероятностный метод позволяет рассчитать рациональную периодичность ТО, исходя из заданного сокращения потока отказов в межосмотровые периоды, т.е. между двумя последовательными ТО. При наличии ограничений по безотказности где кш = щ/щ - коэффициент заданного сокращения параметра потока отказов; C0i - параметр потока отказов при использовании предупредительной стратегии; соп - то же, при устранении отказов по потребности. Если в рассматриваемом примере задано сокращение параметра потока отказов при использовании предупредительной стратегии в 5 раз (£ш = 0,2), то коэффициент рациональной периодичности определяется по формуле (5.9) и составит р0 = = 0,48, а рациональная периодичность /0 = 0,48 • 15,5 = 8,4 тыс. км. Необходимо подчеркнуть, что принятие дополнительных требований по безотказности сокращает рациональную периодичность по сравнению с использованием только экономических критериев. Преимущества метода: • учет вероятностных и стоимостных факторов; • гарантия при проведении ТО с оптимальной периодичностью определенных уровней безотказности /?д и риска FA при известных затратах на реализацию этой стратегии; • возможность реализовать предупредительный ремонт (замена важных для Основной недостаток - неиспользование ресурса элементов, которые имеют потенциальную наработку до отказа jc, > 2/р (см. рис. 5.8). Эти элементы при /р достаточно только контролировать (диагностировать), а исполнительскую часть операции производить при последующем ТО, т.е. при х = 2/р. Таким образом, реализуется стратегия 1-2, т.е. определение периодичности ТО экономико-вероятностным методом с учетом технического состояния. Действительно, для части изделий, имеющих потенциальную наработку до
При данной тактике все изделия можно разделить на три группы: • изделия, отказавшие с вероятностью F при наработке х < /р (стратегия II); • изделия, имеющие с вероятностью R{ потенциальную наработку на отказ 2/р > = d* + ^и; • изделия, имеющие с вероятностью R2 = 1 - F - R\ потенциальную наработку Удельные затраты при реализации тактики ТО по наработке (1-2) Далее графически или аналитически (формула (5.10)) определяют оптимальную периодичность /о2 и минимальные удельные затраты при реализации тактики ке) и выбирается тактика, обеспечивающая работоспособность изделия (табл. 5.3). Можно рассматривать изделия, которые потенциально потребуют выполнения исполнительской части при 3/р, 4/р и т.д. Это повысит требования к точности контрольной части операции, увеличит ее стоимость dK и серьезно усложнит расчеты и организацию работ, не внеся значительных уточнений в их результаты. Дополнительные преимущества определения периодичности ТО экономико-вероятностным методом по состоянию изделия: • более полное использование потенциального ресурса изделия;
• возможность увеличения периодичности ТО по сравнению с профилактикой по наработке (/о2 > /о0; • возможность сокращения средней трудоемкости профилактической операции, так как ее исполнительская часть выполняется по потребности в зависимости от технического состояния. Основной недостаток, вернее условие применения этой тактики, связан с ростом стоимости профилактической операции d4 из-за более сложного и дорогостоящего контрольно-диагностического оборудования и необходимости иметь персонал высокой квалификации. Сферы применения: • определение периодичности ТО дорогостоящих операций, оказывающих существенное влияние на безотказность, дорожную и экологическую безопасность автомобилей; • разграничение сфер рационального использования профилактических тактик по наработке (1-1) и состоянию (1-2); • оценка стоимости сокращения риска F возникновения отказа; • определение эффективности использования и сравнения диагностического оборудования; • оценка возможности применения предупредительного ремонта (замены) деталей, агрегатов, систем автомобиля; • использование данного методического подхода при решении других задач ТЭА: определение размера запасов, численности персонала, пропускной способности средств обслуживания, резервирования и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|