Принципы построения, проектирования и типизации
На разработку технологических процессов ТО и ТР оказывают влияние многие факторы (рис. 13.1), характеризующие в первую очередь конструкцию автомобиля, условия эксплуатации, а также организационно-производственные, технические, экологические, квалификационные и другие требования, позволяющие обеспечить качественное и безопасное проведение работ при рациональных материальных и трудовых затратах. В системе автомобильного транспорта имеются различные по размеру, типам подвижного состава, производственно-технической базе и принадлежности автотранспортные предприятия, которые при ТО и ремонте используют соответствующие технологические процессы. Однако многие предприятия, особенно малые, не в состоянии квалифицированно собственными силами разрабатывать технологические процессы. Поэтому в системе автомобильного транспорта сложилась следующая схема разработки и использования технологической документации для ТО и ремонта. Специализированными проектно-технологическими, научными и учебными организациями разных форм собственности и принадлежности, имеющими лицензии на этот вид деятельности, разрабатываются типовые технологические процессы, представляющие регламентированную последовательность выполнения типовых операций. Далее типовая технологическая документация корректируется и привязывается к конкретным условиям автотранспортного предприятия, т.е. трансформируется в индивидуальную. Привязка и разработка индивидуальной технологической документации может производиться разработчиком типовой технологической документации или инженерно-технической службой автотранспортных предприятий (объединений). Для этого в крупных и средних предприятиях может быть введена должность инженера-технолога. После утверждения вышестоящей организацией или главным инженером АТП или СТО привязанные к производственно-технической базе и персоналу технологические процессы становятся законом для исполнителя.
Типизация (от греческого typos - отпечаток, форма, образец) - метод унификации, состоящий в разработке типовых решений для применения их при создании новых изделий, процессов или проведения соответствующих работ. При этом унификация предусматривает приведение к единой норме и форме. Применительно к автомобильному транспорту типизация предусматривает разработку типовых технологических процессов на основе общих технических характеристик для ряда изделий. Типовые технологические процессы являются совокупностью типовых технологических операций. Типовая технологическая операция представляет собой операцию, унифицированную для группы технологически совместимого (базового) подвижного состава. Она разрабатывается для эталонных или специально оговоренных условий технической эксплуатации и применяется на предприятии автомобильного транспорта с заданной численностью автомобилей или производственной программой, имеющем соответствующие его мощности типовые технологическое оборудование, оснастку и другие средства труда. Исходными данными для разработки технологических процессов (ТП) ТО и ремонта автомобилей являются: • производственная программа (годовая или суточная), от величины которой зависит степень экономически оправданной механизации операций; • объект выполнения воздействия (автомобиль, агрегат, узел, деталь); • вид выполняемого технического обслуживания и ремонта; • сборочный чертеж изделия (объекта воздействия), который должен содержать всю необходимую информацию для проектирования ТП: проекции и разрезы, обеспечивающие быстрое и полное освоение конструкции; спе-
цификации всех деталей, узлов и сборок, входящих в состав разбираемого изделия; размеры; • технические условия на сборку, регулировку, испытания, контроль и приемку изделия; • сведения о применяемом оборудовании и инструменте; • сведения о надежности деталей изделий, возможных сопутствующих ремонтах; • масса изделия или автомобиля для выбора подъемно-транспортных средств. заключается в следующем: изучается конструкция изделия, составляется план проведения работ, определяется последовательность операций и переходов, устанавливается темп (такт) выполнения работ, определяются нормы времени по каждой операции, выбираются оборудование, исполнители, приспособления и инструмент, оформляется технологическая документация. Технологическая документация представляет собой графические или текстовые документы, которые определяют технологические процессы ТО и ремонта автомобилей. Единая система технологической документации предусматривает следующие ее виды: технологические карты, маршрутные карты, операционные карты, инструкции, операционные чертежи, ведомости заказа и нормы расхода запасных частей, материалов, инструментов, оснастки и принадлежностей, а также другие документы. Нормативно-технологический документ, устанавливающий требования к объекту до и после выполнения соответствующих воздействий (приемка, мойка, разборка, сборка, регулировка, диагностика, смазка, сварка, окраска и др.), называется техническими условиями. ТУ позволяют оценить качество ТО и ремонта при сдаче выполненных работ, используются при заключении договоров на услуги ТО и ремонта, а также при предъявлении рекламаций. Продолжительность выполнения работ технологического процесса называют нормой времени. Техническая норма времени - это регламентированное время выполнения технологической операции в определенных организационно-технических условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации. Содержание и последовательность выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей отражается в первичном документе технологического процесса - технологической карте. В карте также указывается оборудование, инструмент, приспособления, применяемые при каждой операции или переходе; квалификация исполнителей, норма времени на отдельные операции и переходы и на всю технологию в целом. В зависимости от принятых форм и методов организации технологических процессов, а также видов выполняемых работ на автомобильном транспорте разрабатываются и используются следующие основные документы:
• руководящие документы (РД), устанавливающие организационно-методические и общетехнические требования и правила проведения работ, применение которых на АТП не допускает каких-либо отклонений от принятых в РД положений; • руководства по текущему ремонту (РТ), предписывающие порядок и правила проведения постовых и цеховых работ ТР для основных агрегатов и систем автомобиля и допускающие отдельные изменения с учетом конкретных условий автотранспортного предприятия; • инструкции по техническому обслуживанию (ИО), регламентирующие порядок и правила ТО и имеющие одинаковые с РТ условия использования на АТП; • методические указания (МУ), представляющие документ рекомендательного плана и устанавливающие общие методы проведения работ.
Проектируя технологический процесс, необходимо рассматривать возможные варианты выполнения работ, предусматривая их совмещение по времени, месту и исполнителям с учетом используемого оборудования. Применение сетевого планирования при разработке ТП позволит выстроить операции и переходы в такой последовательности, когда для их выполнения потребуются минимальные затраты времени при гарантированном качестве проведения работ. Оптимальный вариант технологического процесса ТО и ТР автомобилей позволяет получить высокую производительность труда и качество работ, исключить пропуски или повторения отдельных операций и переходов, рационально использовать средства механизации, выполнить требуемую организацию и обустройство рабочих мест.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|