Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы построения, проектирования и типизации




На разработку технологических процессов ТО и ТР оказывают влияние многие факторы (рис. 13.1), характеризующие в первую очередь конструкцию автомобиля, условия эксплуатации, а также организационно-производственные, технические, экологические, квалификационные и другие требования, позволяющие обеспечить качественное и безопасное проведение работ при рациональных материальных и трудовых затратах.

В системе автомобильного транспорта имеются различные по размеру, типам подвижного состава, производственно-технической базе и принадлежности авто­транспортные предприятия, которые при ТО и ремонте используют соответ­ствующие технологические процессы. Однако многие предприятия, особенно малые, не в состоянии квалифицированно собственными силами разрабатывать технологические процессы. Поэтому в системе автомобильного транспорта сло­жилась следующая схема разработки и использования технологической документа­ции для ТО и ремонта.

Специализированными проектно-технологическими, научными и учебными организациями разных форм собственности и принадлежности, имеющими лицен­зии на этот вид деятельности, разрабатываются типовые технологические про­цессы, представляющие регламентированную последовательность выполнения типовых операций. Далее типовая технологическая документация корректируется и привязывается к конкретным условиям автотранспортного предприятия, т.е. трансформируется в индивидуальную. Привязка и разработка индивидуальной технологической документации может производиться разработчиком типовой технологической документации или инженерно-технической службой автотранс­портных предприятий (объединений). Для этого в крупных и средних предприятиях может быть введена должность инженера-технолога. После утверждения выше­стоящей организацией или главным инженером АТП или СТО привязанные к производственно-технической базе и персоналу технологические процессы стано­вятся законом для исполнителя.

 

Типизация (от греческого typos - отпечаток, форма, образец) - метод унифика­ции, состоящий в разработке типовых решений для применения их при создании новых изделий, процессов или проведения соответствующих работ. При этом унификация предусматривает приведение к единой норме и форме.

Применительно к автомобильному транспорту типизация предусматривает раз­работку типовых технологических процессов на основе общих технических ха­рактеристик для ряда изделий. Типовые технологические процессы являются сово­купностью типовых технологических операций.

Типовая технологическая операция представляет собой операцию, унифици­рованную для группы технологически совместимого (базового) подвижного соста­ва. Она разрабатывается для эталонных или специально оговоренных условий тех­нической эксплуатации и применяется на предприятии автомобильного транспорта с заданной численностью автомобилей или производственной программой, имею­щем соответствующие его мощности типовые технологическое оборудование, оснастку и другие средства труда.

Исходными данными для разработки технологических процессов (ТП) ТО и ремонта автомобилей являются:

• производственная программа (годовая или суточная), от величины которой зависит степень экономически оправданной механизации операций;

• объект выполнения воздействия (автомобиль, агрегат, узел, деталь);

• вид выполняемого технического обслуживания и ремонта;

• сборочный чертеж изделия (объекта воздействия), который должен содер­жать всю необходимую информацию для проектирования ТП: проекции и разрезы, обеспечивающие быстрое и полное освоение конструкции; спе-

 

 

цификации всех деталей, узлов и сборок, входящих в состав разбираемого изделия; размеры;

• технические условия на сборку, регулировку, испытания, контроль и приемку изделия;

• сведения о применяемом оборудовании и инструменте;

• сведения о надежности деталей изделий, возможных сопутствующих ре­монтах;

• масса изделия или автомобиля для выбора подъемно-транспортных средств.
Последовательность (алгоритм) разработки технологического процесса

заключается в следующем: изучается конструкция изделия, составляется план про­ведения работ, определяется последовательность операций и переходов, устанав­ливается темп (такт) выполнения работ, определяются нормы времени по каждой операции, выбираются оборудование, исполнители, приспособления и инструмент, оформляется технологическая документация.

Технологическая документация представляет собой графические или тексто­вые документы, которые определяют технологические процессы ТО и ремонта автомобилей. Единая система технологической документации предусматривает сле­дующие ее виды: технологические карты, маршрутные карты, операционные кар­ты, инструкции, операционные чертежи, ведомости заказа и нормы расхода запасных частей, материалов, инструментов, оснастки и принадлежностей, а также другие документы. Нормативно-технологический документ, устанавливающий тре­бования к объекту до и после выполнения соответствующих воздействий (приемка, мойка, разборка, сборка, регулировка, диагностика, смазка, сварка, окраска и др.), называется техническими условиями. ТУ позволяют оценить качество ТО и ремонта при сдаче выполненных работ, используются при заключении договоров на услуги ТО и ремонта, а также при предъявлении рекламаций.

Продолжительность выполнения работ технологического процесса называ­ют нормой времени. Техническая норма времени - это регламентированное время выполнения технологической операции в определенных организационно-техни­ческих условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квали­фикации.

Содержание и последовательность выполнения работ технического обслужи­вания и текущего ремонта автомобилей отражается в первичном документе техно­логического процесса - технологической карте. В карте также указывается оборудование, инструмент, приспособления, применяемые при каждой операции или переходе; квалификация исполнителей, норма времени на отдельные операции и переходы и на всю технологию в целом. В зависимости от принятых форм и методов организации технологических процессов, а также видов выполняемых работ на автомобильном транспорте разрабатываются и используются следующие основные документы:

• руководящие документы (РД), устанавливающие организационно-методи­ческие и общетехнические требования и правила проведения работ, при­менение которых на АТП не допускает каких-либо отклонений от принятых в РД положений;

• руководства по текущему ремонту (РТ), предписывающие порядок и правила проведения постовых и цеховых работ ТР для основных агрегатов и систем автомобиля и допускающие отдельные изменения с учетом конкретных условий автотранспортного предприятия;

• инструкции по техническому обслуживанию (ИО), регламентирующие по­рядок и правила ТО и имеющие одинаковые с РТ условия использования на АТП;

• методические указания (МУ), представляющие документ рекомендательного плана и устанавливающие общие методы проведения работ.

 

 

Проектируя технологический процесс, необходимо рассматривать возможные варианты выполнения работ, предусматривая их совмещение по времени, месту и исполнителям с учетом используемого оборудования. Применение сетевого плани­рования при разработке ТП позволит выстроить операции и переходы в такой последовательности, когда для их выполнения потребуются минимальные затраты времени при гарантированном качестве проведения работ.

Оптимальный вариант технологического процесса ТО и ТР автомобилей позволяет получить высокую производительность труда и качество работ, исклю­чить пропуски или повторения отдельных операций и переходов, рационально использовать средства механизации, выполнить требуемую организацию и обус­тройство рабочих мест.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...