Формы и методы организации
Основным структурным элементом производственных подразделений (зон, цехов и участков) автотранспортных предприятий является рабочее место, представляющее собой зону трудовой деятельности одного или нескольких рабочих. Рабочее место - часть пространства, приспособленная к выполнению работником производственного задания по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Рабочие места включают в себя зону трудовой деятельности, основное и вспомогательное производственное и технологическое оборудование, технологическую оснастку, приспособления и инструмент. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, передовой опыт, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и технической эстетики. В зависимости от численности исполнителей технологического процесса рабочие места бывают индивидуальные и коллективные. На АТП и СТО рабочие места могут быть классифицированы следующим образом: • по категории работников - рабочих, руководителей, специалистов, служащих; • по профессии - по основным рабочим специальностям или должностям (слесарь по ремонту автомобилей, диагност, электрик, аккумуляторщик, сварщик и т.д.); • по виду производства ТО и ремонта (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и т.д.); • по степени механизации выполняемых на рабочем месте операций - для автоматических, полуавтоматических, машинных, механизированных (машинно-ручных) и ручных (немеханизированных) технологических процессов; • по размещению в пространстве - стационарные и мобильные (маршрутные); • по расстановке рабочих - индивидуальные и комплексные (коллективные, бригадные);
• по числу обслуживаемых постов - однопостовые и многопостовые; • по числу смен - односменные, двухсменные, трехсменные; • по условиям труда - с нормальным или тяжелым физическим трудом, с нормальными или вредными условиями производства. Рабочий пост представляет собой рабочее место, на площади которого устанавливается один или несколько автомобилей. При работе на посту нескольких исполнителей данное рабочее место квалифицируется как коллективное. Соответствие рабочего места заданным условиям производственного процесса по ТО и ТР автомобилей выявляется на основании аттестации. Она позволяет сократить долю ручного и тяжелого физического труда, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент сменности оборудования. Аттеста-
та подлежат модернизации или ликвидации. Инженерно-техническая служба АТП обеспечивает работоспособность подвижного состава, пользуясь нормативами ТО и ремонта, учитывающими условия эксплуатации и приспособленность к ним подвижного состава, унификацией и типизацией технологических процессов и элементов производственно-технической базы. Уровень специализации поста зависит от количества и номенклатуры выполняемых на нем операций (табл. 13.1). Универсальный пост - это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта. Как правило, универсальные посты ТО и ремонта организуются в сравнительно небольших эксплуатационных или ремонтных предприятиях. На производственно-технической базе ТО и ремонта, обслуживающей большой парк подвижного состава, появляется необходимость выполнения работ на специализированных постах. Специализированный пост - это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида. Примерами специализированных постов являются пост смазки, пост ТО-2, пост текущего ремонта по замене агрегатов, пост диагностики и т.д.
Специальные посты организуются для особых технологических процессов, специфических работ или подвижного состава (санитарная обработка, измерение объема цистерн, применение балконов для ТО и ТР автомобилей особо большой грузоподъемности и др.). За счет специализации производства достигают более высоких показателей качества выполняемых работ и производительности труда. На каждом из специализированных постов требуется однородное оборудование и соответствующая работам квалификация исполнителей. Специальные и специализированные посты имеют наибольшие уровень механизации работ и уровень пропускной способности, но на них можно выполнять технологические операции ограниченной номенклатуры. Поэтому специальные и специализированные посты организуют на АТП с большой численностью подвижного состава, на специализированных производствах и головных предприятиях автотранспортных объединений. Преимуществом технического обслуживания на универсальных постах является возможность выполнения на каждом посту различного объема работ, обслуживания автомобилей различных моделей, выполнения ТО и ТР различной продолжительности. Недостатки данной формы организации работ: необходимо многократно дублировать технологическое оборудование, что ограничивает возможность оснащения предприятия высокопроизводительными средствами труда; повышаются затраты на ТО и ТР автомобилей и технологическое оборудование; требуются ремонтные рабочие более высокой квалификации и с совмещением профессий; ограничивается возможность специализации рабочих и специализации труда.
Наличие и сочетание универсальных и специализированных постов ТО и ремонта определяют уровень специализации постовых технологических процессов в зависимости от возможностей производственно-технической базы. В зависимости от способа постановки автомобилей посты бывают тупиковые и проездные (рис. 13.2), напольные, на осмотровых канавах, подъемниках и эстакадах. В производственных зонах рабочие посты располагаются параллельно друг другу с учетом нормативных значений проходов и проездов, величина которых зависит от моделей подвижного состава и видов выполняемых работ. Совокупность последовательно расположенных специализированных постов образует поточную линию.
Поточный метод организации ТО позволяет обеспечить высокий уровень механизации работ, применить средства механизации для перемещения автомобилей, использовать прогрессивные методы разделения труда, сократить нерациональные перемещения обслуживаемого подвижного состава и исполнителей. На постах поточной линии автомобили могут устанавливаться продольно оси поточной линии и поперечно. При сменной программе обслуживания не менее 12-15 однотипных автомобилей на ТО-1 и 5-6 на ТО-2 организуют поточную линию. Совместно с техническим обслуживанием возможно выполнение технологически связанных с ним часто повторяющихся операций сопутствующего текущего ремонта, однако при этом суммарная трудоемкость ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости проводимого ТО. На продольной поточной линии трудно совместить выполнение работ разной трудоемкости по ТО и сопутствующему текущему ремонту для автомобилей с различным возрастом и пробегом. Поэтому при составлении сменного задания на ТО необходимо учитывать техническое состояние автомобилей, а также проводить предварительное диагностирование, по результатам которого выполнение сопутствующего текущего ремонта будет осуществлено на линии ТО или отдельных
постах ТР. Поперечное расположение постов на поточной линии ТО позволяет осуществлять выезд автомобиля с любого поста. Текущий ремонт автомобилей производится индивидуальным и агрегатным способами. При индивидуальном методе агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют и устанавливают на тот же автомобиль. Время простоя автомобиля при индивидуальном ремонте возрастает, поэтому на АТП текущий ремонт осуществляется преимущественно агрегатным методом, при котором агрегаты, требующие текущего и капитального ремонта, заменяются отремонтированными из оборотного фонда или новыми.
Объем работ текущего ремонта выполняется на разборочно-сборочных и кузовных постах, на последних проводятся сварочно-жестяницкие и окрасочные работы по кузову автомобиля, а также деревообрабатывающие работы по платформе бортового автомобиля и другие работы для специализированного и специального подвижного состава. Для текущего ремонта используются универсальные и специализированные посты, которые в зависимости от выполняемых работ оснащаются осмотровыми канавами или подъемниками, а также другим подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и инструментом. Для производственно-цеховых работ ТР на АТП могут создавать следующие производственные участки, отделения и цехи: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, топливной аппаратуры, аккумуляторный, сварочный, жестяницкий, медницкий, арматурный, обойный, малярный, шиномонтажный, вулканизационный или шиноремонтный, деревообрабатывающий, таксометровый, радиотехнический и другие. На крупных автотранспортных предприятиях выполнение некоторых работ может быть разделено по нескольким специализированным цехам и участкам. Так например, агрегатные работы могут проводиться в моторном цехе, на участке ТР автоматической и гидромеханической трансмиссии, в цехе ТР оборудования и узлов тормозной системы и пневматической подвески, в цехе восстановления изношенных деталей (ЦВИД) и др. Для автотранспортных предприятий с небольшой численностью подвижного состава для рационального использования производственных площадей и ремонтного персонала работы ТР объединяют в комплексные цехи, при этом исполнители работ совмещают сразу несколько профессий. Существуют агрегатно-механические, электрокарбюраторные, шинные и другие цехи и участки, однако для комплексных цехов усложняется процесс обеспечения требований техники безопасности и производственной санитарии, снижаются возможности оплаты за совмещение профессий, вредные условия труда и др. В процессе организации ТП технического обслуживания и ремонта автомобилей широко используются методы специализации работ. Специализация представляет собой разделение технологических процессов по общему признаку для выполнения их определенной группой исполнителей, применения специализированного технологического оборудования, выделения отдельных рабочих мест. На первом уровне специализации работ (рис. 13.3) рассматриваются типовые процессы в рамках агрегатного метода ТО и ТР. Второй уровень специализации соответствует стадии разработки или корректировки общих планировочных решений производственно-технической базы конкретного предприятия и сводится к разделению объема работ ТО и ремонта по конкретным постам и цехам. На этом уровне определяется степень специализации постов и цехов предприятия, которая зависит от производственной программы работ, интенсивности эксплуатации, численности и состава парка ремонтируемого подвижного состава, а также от наличия помещений под ремонтные мастерские и их площадей. При проведении расчетов главным условием является приоритет в пропускной способности постов и цехов перед ожидаемыми объемами работ.
Постовые работы могут выполняться как на универсальных, так и на специализированных постах и поточных линиях. Часто на специализированном посту организуется лишь часть однородных работ типового технологического процесса. Такие посты, как правило, объединяются в технологическую линию. В основу процесса специализации цехов и участков положен принцип объединения технологически совместимых работ. Принятое разделение цеховых (участковых) работ по их видам определяет целесообразность организации основных цехов и участков на АТП. Третий уровень специализации технологических процессов ТО и ремонта осуществляется с целью организации рабочих мест и расстановки оборудования на постах и в цехах. Специализация работ на постах и в цехах проводится в двух направлениях: по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и др.) и по агрегатам, системам, узлам. Как правило, в результате анализа работ, выполняемых на конкретном посту или в цехе, определяются состав и схема размещения технологического
оборудования, количество и квалификация ремонтных рабочих, общая схема организации работ и схема расстановки исполнителей. Возможна реализация четвертого уровня специализации технологических процессов ТО и ремонта, который соответствует индустриальному методу организации производства и применяется при большой производственной программе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|