Переменный бюджет. Анализ отклонений при исполнении бюджета. Корректировка бюджетов при исполнении.
Разница между фактическими затратами и нормативными или бюджетными называется отклонением. Процесс определения величины отклонений и выявления причин их образования называется анализом отклонений. Общий бюджет обычно разрабатывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска. Для целей контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные должны быть скорректированы на соответствующий фактический выпуск (объём). Для этих целей используется гибкий (переменный) бюджет. Формула гибкого бюджета – уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности: (Переменные затраты на единицу х количество произведённых единиц) + бюджетные постоянные затраты. /Из фиксированного бюджета находится доля переменных затрат по каждой статье затрат на единицу запланированного выпуска/. Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании, он помогает выбрать оптимальный объём продаж или производства, по факту – оценить результаты. Если фактические затраты выше планируемых, то отклонение считается неблагоприятным (оказывает отрицательный эффект на операционную прибыль). Если ниже – то благоприятным. Анализ отклонений может использоваться выборочно. Практика, когда изучаются только области необычных продуктов или отклонения, превышающие определённый лимит (например, 4%), называется управлением по отклонениям. Все отклонения аналитики подразделяются на три вида: 1.Отклонения затрат прямых материалов; 2.Отклонения прямых трудовых затрат; 3.Отклонения общепроизводственных расходов.
Отклонения затрат прямых материалов. Может состоять из двух частей: - отклонение по цене = (фактическая цена – нормативная цена) х нормативное количество; - отклонение по использованию (количеству) = (фактическое количество – нормативное количество) х нормативная цена. Отклонения прямых трудовых затрат = фактические часы х фактическая ставка оплаты – нормативные часы х нормативная ставка оплаты. - Отклонение по ставке оплаты прямого труда; - Отклонение по производительности прямого труда. Отклонения общепроизводственных расходов (фактические ОПР – нормативные ОПР). - Контролируемое отклонение ОПР (разница между фактическими ОПР и ОПР из гибкого бюджета; - Отклонение ОПР по объёму (разница между бюджетными ОПР.
Распределение ответственности за исполнение бюджета среди структурных подразделений предприятия. Контроль исполнения бюджета со стороны самих структурных подразделений производится для двух основных целей. Во-первых, руководителю структурного подразделения и вышестоящей службы необходимо самому располагать количественной информацией о выполнении бюджетного задания для того, чтобы эффективно осуществлять текущее (оперативное) управление. Например, исполнительские отчеты цеха (см. табл. 35) направляются вице-президенту по производству не только для последующего «транзита» в аппарат управления, но и для собственного изучения и производственного анализа. Бюджетное задание устанавливает только результирующие (конечные) результаты деятельности центра ответственности. Методы же достижения данных показателей находятся в ведении самих подразделений. Таким образом, контроль текущего выполнения бюджета необходим структурным подразделениям для анализа собственных «слабых мест» и разработки эффективных способов управления в рамках бюджетного задания. Фактически на основе самоконтроля подразделение регулярно проводит экспресс-анализ собственной деятельности с целью выявления внутренних резервов повышения эффективности на основе анализа «входящих» в хозяйственную деятельность ресурсов {inputs) и «выходных» результатов их использования {outputs) — см. рис. 21.
Рисунок 12.3 Анализ внутренней эффективности подразделения на основе расчета использованных ресурсов и достигнутого результата
Показатели измерения эффективности: • фактический «выход»/фактический «вход»; • фактический выход/фактический «вход» и плановый «выхода/плановый «вход»; • фактический «выход»/плановый «выход». Отметим некоторые существенные особенности принятия специальных управленческих решений. Во-первых, уже упоминавшийся нами принцип релевантности означает, что на практике оперативное принятие специальных управленческих решений возможно только в системе комплексного нормативного учета, строго разделяющей переменные и постоянные затраты на каждой стадии финансового цикла (концепция «директ-костинг»). Во-вторых, специальные управленческие решения носят оперативный характер именно потому, что релевантные затраты * здесь являются предельно гибкими, то есть ими можно варьировать в пределах краткосрочного бюджетного периода. Это относится к таким элементам производственных затрат, как потребление материалов и энергии, заработная плата сдельных рабочих и пр. По заготовлению к таким затратам относятся фактурная стоимость закупки, транспортно-заготовительные и переменные операционные издержки. С другой стороны, амортизация здания цеха и оборудования, являющаяся «консервативной» статьей затрат, в расчет не входит (производство полуфабрикатов планируется на уже имеющемся оборудовании путем дополнительной загрузки рабочих). Гибкость сравниваемых затрат, однако, имеет и обратную сторону, также являющуюся признаком оперативности принятия решений. Релевантные затраты могут достаточно быстро изменяться в силу колебаний рыночной конъюнктуры. Соответственно, тот вариант, который был сравнительно более затратным вчера, через месяц может стать более эффективным. Так, в нашем примере повышение тарифов на электро- и теплоэнер-гию на 30% делает более выгодным вариант покупки полуфабрикатов на стороне.
Таким образом, оперативность специальных управленческих решений подразумевает не только короткий срок их принятия, но и регулярный пересмотр. В-третьих, данное управленческое решение является согласованным. Оно влияет на текущую деятельность не только производственного подразделения (цеха), но и отдела снабжения. Отметим, что четко налаженная система внутреннего арбитража позволяет сделать так, что решение, выгодное для предприятия в целом, объективно (с точки зрения существующего механизма оценки деятельности и системы материального стимулирования) будет выгодно и для задействованных подразделениий — в данном случае для производственного цеха и отдела снабжения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|